Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационно-обучающие тесты




Часть 3

 

1. Экология исторически сформировалась как:

1. Биологическая наука о взаимоотношениях и взаимодействии между различными живыми объектами и окружающей средой.

2. Социальная наука о взаимоотношениях общества и природы.

3. Междисциплинарная научная дисциплина, объединяющая биологию, географию, химию и физику.

4. Биологическая наука о взаимоотношениях и селекции видов.

 

2. Что является предметом исследования экологии?

1. Биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве.

2. Биологические особенности живых организмов.

3. Неорганическая составляющая экосистем.

4. Все перечисленное верно.

 

3. Выбрать неправильное утверждение. Составными частями биогеоценоза являются:

1. Биоценоз.

2. Абиотические факторы среды.

3. Экосистема.

4. Фитоценоз.

 

4. Выбрать правильное утверждение. Экологическое изучение животных включает …

1. Изучение их питания, т. е. определение состава пищи и количества ее компонентов.

2. Абиотические условия среды (химизм, влажность, температура, освещенность и другие факторы) и биотические связи в сообществе.

3. Вопросы размножения.

4. Сезонное поведение животных.

5. Все перечисленное верно.

 

5. Отметить лишний пункт. Экологические факторы (элементы среды, необходимые организму или отрицательно на него воздействующие) подразделяют на следующие основные группы:

1. Абиотические.

2. Биотические.

3. Антропические.

4. Теоретические.

 

 

6. Отметить лишний пункт. Примеры абиотических факторов:

1. Химический состав среды.

2. Климатические факторы.

3. Строение поверхности (рельеф).

4. Численность и распределение организмов.

 

7. Отметить лишний пункт. Примеры биотических факторов:

1. Внутривидовые отношения организмов.

2. Межвидовые отношения организмов.

3. Трофические связи консументов и редуцентов.

4. Фотосинтетически активная часть солнечного излучения.

 

8. Выбрать неверное утверждение:

1. Узкоспециализированные виды называются стенобионтными.

2. Виды, существующие в относительно большом диапазоне действия экологического фактора, называют эврибионтными.

3. Виды, длительно развивающиеся в относительно стабильных условиях, утрачивают экологическую пластичность и вырабатывают черты стенобионтности.

4. Виды, существующие при значительных колебаниях факторов среды, не могут стать эврибионтными.

 

9. Выбрать неверное утверждение:

1. По отношению ко всем факторам среды эврибионтных организмов очень мало.

2. Один и тот же вид проявляет по отношению к одним факторам среды эврибионтность, по отношению к другим – стенобионтность.

3. Любой вид приспосабливается к каждому из факторов среды своим способом, поэтому экологическая валентность видов по отношению к одному и тому же фактору оказывается неодинаковой.

4. Каждый вид обладает универсальным экологическим спектром, т. е. суммой экологических валентностей по отношению к факторам среды.

 

10. Выбрать неверное утверждение:

1. «Жизнедеятельность организма лимитируется тем фактором, который сильнее отклоняется от оптимума» – суть закона лимитирующего фактора.

2. «Вещество, которое находится в минимуме, управляет урожаем сельскохозяйственных культур и определяет величину и устойчивость последнего» – правило минимума, или закон Либиха.

3. Закон Либиха – частный случай закона лимитирующего фактора.

4. Факторы среды, всегда выполняющие лимитирующие функции, определяются законом постоянства лимитирующего фактора.

 

11. «Вещество, которое находится в минимуме, управляет урожаем сельскохозяйственных культур и определяет величину и устойчивость последнего». Выбрать неправильный комментарий к этой фразе:

1. Это формулировка правила минимума.

2. Это формулировка закона Ю.Либиха.

3. Это формулировка частного случая закона лимитирующего фактора.

4. Это формулировка правила максимальной эффективности.

 

12. Иссушение растений из-за плохого впитывания корнями воды в условиях низкой температуры почвы определяется как обусловленное:

1. Физической сухостью почвы.

2. Иссушением почвы в результате чрезмерной заселенности растениями.

3. Физиологической сухостью почвы.

4. Сильной испаряемостью воды в ветреную погоду.

 

13. Отметить неправильное утверждение. Экологическая классификация организмов имеет очень много схем и может быть проведена, например, в соответствии:

1. С положением организмов в энергетической или пищевой цепи (автотрофы, гетеротрофы).

2. С выполняемой в биогеоценозе функцией (продуценты, консументы, редуценты).

3. С типом внешней морфологии, отражающей отношение вида к среде (жизненными формами).

4. С хозяйственной значимостью и экономическими оценками организмов как природных ресурсов.

 

14. Классификация жизненных форм организмов осуществляется:

1. По признаку приспособленности для движения.

2. По расположению почек возобновления и наличию приспособлений для переживания неблагоприятного времени года.

3. По структуре и длительности жизни наземных скелетных осей.

4. Все перечисленные примеры верны.

 

15. Выбрать правильное утверждение:

1. Травоядные животные в основном неблагоприятно влияют на фитоценозы, что в конечном итоге может привести к гибели биоценоза.

2. Все типы травяных сообществ лугов, степей, полупустынь и т. д. являются самодостаточными экологическими системами и могут в неизменном виде существовать как в присутствии травоядных животных, так и в их отсутствие.

3. Травоядные животные – это созидатели естественных фитоценозов и в их отсутствие данные фитоценозы могут деградировать.

4. Все ответы правильные.

 

16. Пограничная полоса между двумя биоценозами, «опушка» называется:

1. Экотоп.

2. Экотон.

3. Синузия.

4. Парцелла.

 

17. Выбрать неправильное словосочетание:

1. Круговорот веществ.

2. Круговорот энергии.

3. Пищевые цепи.

4. Пищевые сети.

 

18. Биомасса на Земле в периоды постепенного эволюционного развития:

1. Постоянно нарастает.

2. Удерживается на каком-либо постоянном уровне.

3. Постоянно сокращается.

4. Испытывает резкие бессистемные колебания.

 

19. Поток энергии (П), проходящий на каждом трофическом уровне, обозначим как П1, П2, П3, П4 и т. д. Укажите на правильное соотношение:

1. П1< П2< П3< П4.

2. П1> П2< П3< П4.

3. П1< П2< П3> П4.

4. П1> П2> П3> П4.

 

20. Хемоавтотрофы – это:

1. Хищные растения.

2. Продуценты, использующие химическую энергию Земли.

3. Растения-продуценты.

4. Животные-редуценты.

 

21. Биогеоценоз – это:

1. Экосистема.

2. Совокупность на определенной территории абиотических факторов и живых организмов.

3. Совокупность биоценоза и биотопа.

4. Все определения верны.

 

22. Безразмерные устойчивые системы живых и неживых компонентов, в которых совершается внешний и внутренний круговорот веществ, называются:

1. Экосистемы.

2. Биогеоценозы.

3. Биосфера.

4. Правильны все определения.

 

23. Зарастание брошенных сельскохозяйственных земель кустарником, затем последовательно березняком и хвойным лесом является примером:

1. Первичной сукцессии.

2. Эволюции.

3. Динамического равновесия биогеоценозов.

4. Вторичной сукцессии.

 

24. Круговорот фосфора в наземных биогеоценозах называется:

1. Биогеохимическим циклом.

2. Геологическим круговоротом вещества.

3. Большим круговоротом вещества.

4. Все перечисленное верно.

 

25. Наименьшей средней продуктивностью из перечисленных ниже биоценозов обладают:

1. Биоценозы лесов.

2. Биоценозы рек и озер.

3. Биоценозы открытого океана.

4. Биоценозы травянистых ландшафтов.

 

26. Наибольшей средней продуктивностью из перечисленных ниже биоценозов обладают:

1. Биоценозы эстуариев и коралловых рифов.

2. Биоценозы пресноводных болот.

3. Биоценозы травянистых ландшафтов.

4. Биоценозы таежных лесов.

 

27. Количество живого вещества биосферы для данного геологического периода сохраняется на одном уровне. Это утверждение составляет суть:

1. Закона биогенной миграции атомов.

2. Закона сохранения структуры биосферы.

3. Закона глобального замыкания биогеохимического круговорота.

4. Закона константности живого вещества Вернадского.

28. Питание людей обеспечивается главным образом сельскохозяйственными культурами, занимающими около:

1. 4% суши.

2. 10% суши.

3. 40% суши.

4. 80% суши.

 

29. Отметить неправильный вариант. Методы оценки здоровья среды:

1. Биотестирование – определение токсичности вод по выживаемости некоторых видов дафний и водорослей.

2. Биоиндикация – по соотношению (представленности) видов-индикаторов.

3. Оценка уровня асимметрии билатеральных морфологических признаков.

4. Составление экологических рядов жизненных форм по уровню здоровья среды.

 

30. Индикаторами устойчивого развития (в части сохранения качества среды) могут выступать:

1. Физические и химические нормативы качества и уровней воздействия вредных веществ на окружающую среду.

2. Изменения ландшафтов и другие визуальные показатели деградации среды.

3. Уровень биоразнообразия.

4. Система показателей «здоровья среды», характеризующих стабильность развития растений и животных.

5. Все перечисленное верно.

 

31. Выбрать правильную последовательность чередования сфер аэробиосферы, начиная от поверхности Земли:

1. Тропобиосфера, стратобиосфера, парабиосфера.

2. Стратобиосфера, тропобиосфера, парабиосфера.

3. Тропобиосфера, парабиосфера, стратобиосфера.

4. Парабиосфера, тропобиосфера, стратобиосфера.

 

32. Выбрать неправильный вариант. Термины, используемые для описания процессов, происходящих на границах между различными биогеоценозами:

1. Экотон.

2. Пограничный эффект.

3. Краевые воздействия (эффекты).

4. Опушечный эффект.

5. Констелляция.

33. Выберите правильный вариант ответа. К абиотическим факторам среды относятся:

1. Климатические, эдафические, орографические.

2. Климатические, антропогенные, химические.

3. Эдафические, фитогенные, орографические.

4. Антропогенные, химические, зоогенные.

5. Все ответы неправильные.

 

34. Выберите правильный вариант ответа. К биотическим факторам среды относятся:

1. Климатические, эдафические, орографические.

2. Климатические, антропогенные, химические.

3. Эдафические, фитогенные, орографические.

4. Антропогенные, микробиогенные, зоогенные.

 

35. Изменение в процессе эволюции формы ушей у лисицы-фенек является примером адаптации:

1. Физиологической.

2. Экологической.

3. Морфологической.

4. Верны все варианты.

 

36. Снижение активности животных в жаркую погоду является примером адаптации:

1. Морфологической.

2. Физиологической.

3. Поведенческой.

4. Все ответы верны.

 

37. Привыкание человека к темноте является примером адаптации:

1. Морфологической.

2. Физиологической.

3. Экологической.

4. Все ответы верны.

 

38. Выберите правильное утверждение. Толерантность – это:

1. Выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора.

2. Возникновение у различных по происхождению видов сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды.

3. Наличие у системного целого особых свойств, не присущих его подсистемам, а также сумме элементов, не объединенных системообразующими связями.

4. Все перечисленное неверно.

 

39. Выберите неправильное утверждение:

1. Один и тот же фактор среды, в зависимости от его интенсивности, может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на организм.

2. Экологическая валентность характеризует способности организма существовать в разнообразных условиях среды.

3. Экологический оптимум индивидуален для каждого вида.

4. Экологический оптимум представляет собой один максимально благоприятный фактор при недостатке других.

 

40. К климатическим факторам среды относятся:

1. Температура, давление воздуха, влажность среды.

2. Температура, рельеф, водоемы.

3. Рельеф, ветер, солнечная энергия.

4. Температура, газовый состав воздуха, почвы.

5. Все ответы верны.

 

41. Выберите правильный вариант ответа:

1. Увеличение освещенности всегда положительно влияет на растения.

2. Интенсивность фотосинтеза всегда увеличивается при увеличении освещенности.

3. Фотосинтез линейно растет с увеличением интенсивности освещенности растений до границ зоны оптимума.

4. Все ответы верны.

 

42. Выберите неправильное утверждение:

1. При переходе с одного трофического уровня на другой теряется около 10 % энергии, потребленной с пищей.

2. Количество уровней в пищевых цепях чаще всего ограничено 4-5.

3. У взрослого организма основные траты приходятся на энергию прироста.

4. Основная часть энергии, усвоенной консументом, используется на его жизнеобеспечение.

 

43. Выберите правильное утверждение. Адаптация растений к поддержанию водного баланса происходит:

1. Через регулирование испарения поверхностью тел.

2. Через модифицирование формы листьев и их положения.

3. Через регулирование поглощения воды.

4. Все варианты верны.

 

44. Выберите правильное утверждение:

1. Чем моложе экосистема, тем больше разнообразие представленных в ней видов.

2. Агроценозы представлены большим видовым разнообразием.

3. Самый бедный биоценоз включает не более двух видов.

4. Наибольшее биоразнообразие представлено в зоне тропических лесов.

 

45. Выберите правильное утверждение.

1. Многолетняя изменчивость связана с периодическими локальными изменениями климата.

2. Периодичность в поведении нехарактерна для большинства видов организмов.

3. Существует лишь сезонная периодичность.

4. Многолетняя изменчивость характерна только для ограниченного количества видов.

5. Все ответы верны.

 

46. Выберите правильное определение. Гомеостаз – это:

1. Последовательная смена биогеоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории под влиянием природных факторов.

2. Эволюционно возникшее приспособление организмов к условиям среды, выражающееся в изменении их внешних и внутренних особенностей.

3. Состояние внутреннего динамического равновесия природной системы, поддерживаемое регулярным возобновлением основных ее структур, вещественно-энергетического состава и постоянной саморегуляцией ее компонентов.

4. Нет правильного ответа.

 

47. Выберите неправильное утверждение. Согласно классификации природных систем:

1. Сообщества всегда возникают, складываются из готовых частей, имеющихся в окружающей среде.

2. Сообщества основаны на количественной регуляции численности одних видов другими.

3. Ни один компонент сообщества не может быть заменен другим.

4. Если в целостном организме поддерживается постоянная координация, согласованность деятельности его органов, клеток и тканей, то надорганизменная система существует в основном за счет уравновешивания противоположно направленных сил.

5. Все ответы неверны.

 

 

48. Выберите неправильное утверждение. Согласно классификации природных систем:

1. Предельные размеры организма ограничены его внутренней наследственной программой.

2. Размеры надорганизменных систем определяются внешними причинами.

3. Если в целостном организме поддерживается постоянная координация, согласованность деятельности его органов, клеток и тканей, то надорганизменная система существует в основном за счет уравновешивания противоположно направленных сил.

4. Размеры и организма, и надорганизменных частей не ограничены.

5. Все ответы неверны.

 

49. Продолжите предложение. Сукцессия – это:

1. Постоянная, последовательная смена одного биогеоценоза другим.

2. Эволюционно возникшее приспособление организмов к условиям среды, выражающееся в изменении их внешних и внутренних особенностей.

3. Состояние внутреннего динамического равновесия природной системы, придерживаемое регулярным возобновлением основных ее структур, вещественно-энергетического состава и постоянной саморегуляцией ее компонентов.

4. Нет правильного ответа.

 

50. Выберите правильное утверждение.

1. Вторичная сукцессия возможна на территории, осваиваемой живыми организмами впервые.

2. Первичная сукцессия возникает на вновь сформировавшихся участках.

3. Первичная сукцессия требует меньше времени, чем вторичная.

4. Вторичная сукцессия – пример формирования климаксовых фаз развития.

5. Верного ответа нет.

 

51. Относительные теплопотери организмов животных растут в следующей последовательности:

1. Мышь – крыса – кролик – баран – лошадь.

2. Кролик – баран – лошадь – мышь – крыса.

3. Лошадь – баран – кролик – крыса – мышь.

4. Баран – лошадь – кролик – крыса – мышь.

 

 

52. Сумма произведений разности превышения температуры окружающей среды над температурой порога развития организма на длительность периодов, при которых наблюдается такое превышение, определяет суть такого понятия, как:

1. Сумма эффективных температур.

2. Сумма активных температур.

3. Сумма положительных температур.

4. Эффективная разность температур.

 

53. Найдите неправильное утверждение. Орографические условия среды:

1. Оказывают прямое и косвенное влияние на биоценозы.

2. Обусловливают разнообразные формы ареалов, занимаемых биоценозами.

3. Являются важным материальным компонентом биогеоценозов.

4. Влияют на уровень увлажненности и освещенности биотопов.

 

54. Выбрать утверждение, которое скорее всего является неправильным:

1. Средняя фитомасса луговых степей составляет 23 т/га, а годовая продукция – 10 т/га.

2. Продуктивность влажных тропических лесов достигает 10 г/м2 в сутки.

3. Фитомасса хвойных лесов составляет 200 т/га, а годовая продуктивность – 100 т/га.

4. Средняя продуктивность океана составляет 0,1-0,5 г/м2, а эстуариев и коралловых рифов – до 20 г/м2 в сутки.

 

55. Выбрать неправильное утверждение:

1. Луга делятся на пойменные и материковые.

2. Материковые луга делятся на суходольные и низинные.

3. Низинные луга – это луга атмосферного увлажнения.

4. Верховые луга называют суходольными.

 

56. В целом консументы потребляют от биомассы продуцентов:

1. Около 5 %.

2. Около 20 %.

3. Около 50 %.

4. Около 90%.

 

57. Редуценты «редуцируют» от общей биомассы продуцентов и консументов:

1. 5-10 %.

2. 20-30 %.

3. 50-60 %.

4. 95-99 %.

 

58. Выбрать неправильный пункт. Энергетический баланс консументов выражается формулой Р = П + Д + Н, где:

1. Р – рацион консумента.

2. П – продукция.

3. Д – траты на дыхание.

4. Н – энергия, запасенная для неблагоприятных периодов.

 

59. Захоронение в океане ядовитых и радиоактивных веществ называется:

1. Демпинг.

2. Крекинг.

3. Дампинг.

4. Морская утилизация.

 

60. Выбрать неправильное утверждение. Биосфера может быть подразделена:

1. На аэробиосферу.

2. На гидробиосферу.

3. На террабиосферу.

4. На литобиосферу.

5. Правильных вариантов нет.

 

61. Парабиосфера – это слой случайного заноса организмов и спор на высоте:

1. 1-2 км.

2. 5-7 км.

3. 7-80 км.

4. 100-200 км.

 

62. Найти неправильное утверждение. Закон убывающей отдачи Тюрго – Мальтуса говорит о том, что:

1. Повышение удельного вложения в агросистему не дает адекватного пропорционального увеличения ее продуктивности.

2. Вложения в агросистему сверх оптимального уровня приводят к снижению урожайности.

3. Повышение удельного вложения в агросистему сопровождается падением энергетической эффективности сельскохозяйственного производства.

4. С ростом финансовых затрат на сельскохозяйственное производство их удельная эффективность снижается.

 

63. В качестве научных аргументов в пользу утверждения о невозможности замены систем природы любыми техническими приспособлениями приводятся следующие:

1. Природа слишком сложна, чтобы ее можно было заменить техническими устройствами.

2. Качественно измененная биосфера не будет соответствовать биологическим потребностям человека.

3. Любые технические устройства быстро стареют, эксплуатационные расходы на их содержание будут непосильны для экономики.

4. Упрощение природы до возможностей технического управления ею ведет к риску необратимых последствий.

5. Правильны все высказывания.

 

64. Выбрать высказывание, не соответствующее по смыслу остальным:

1. Закон бумеранга говорит о том, что перемены в хозяйстве вызывают цепные реакции в природе.

2. Закон обратной связи взаимодействия человек – биосфера П.Дажо.

3. Четвертый закон (правило) Коммонера – ничто не дается даром.

4. Принцип (правило) катастрофического толчка.

 

65. Первый закон экодинамики Ю.Голдсмита – это:

1. Закон сохранения информационной и соматической структуры биосферы.

2. Закон константности живого вещества.

3. Закон биогенной миграции атомов.

4. Правило обязательности заполнения экологических ниш.

 

66. Биокосное вещество:

1. Растительный опад.

2. Питательные элементы почв.

3. Известняки.

4. Базальты.

 

67. Пространственные границы биосферы ориентировочно определяются:

1. На высоте 20-25 км (озоновый экран).

2. На глубине 2-3 км на суше.

3. Не более 1-2 км ниже дна океана.

4. Все определения верны.

 

 

68. Ассимиляционный ресурс атмосферы – это возможность ее использования для:

1) получения товарных сжиженных газов;

2) получения товарной твердой углекислоты;

3) размещения выбросов загрязняющих веществ;

4) реализации климатического потенциала для выращивания сельскохозяйственных культур;

5) полетов воздушных судов

 

69. Загрязняющие вещества, характеризующиеся наибольшими объемами антропогенных выбросов в атмосферу:

1) оксид углерода, соединения свинца, оксиды серы, оксиды азота;

2) оксид углерода, взвешенные вещества, оксиды серы, оксиды азота;

3) взвешенные вещества, оксиды серы, оксиды азота;

4) углеводороды, пыль, оксид углерода

5) все вышеперечисленные соединения

 

70. Отметить перечень загрязняющих веществ, расположенных в порядке увеличения их удельной опасности с точки зрения загрязнения атмосферы:

1) окись углерода, окислы азота, бензапирен, диоксины;

2) соединения железа, соединения свинца, соединения кремния, окись углерода;

3) окислы азота, окись углерода, озон, соединения ртути;

4) озон, окислы серы, пыль с низким содержанием оксидов кремния, хлорорганические соединения

 

71. Выбрать неправильное утверждение:

1) для снижения содержания ЗВ в выхлопных газах автотранспорта необходимо применять нейтрализаторы

2) архитектурно-планировочные решения используются как самые распространенные методы снижения уровней загрязнения атмосферы;

3) для очистки отходящих газов от взвешенных веществ широко применяют ПГУ;

4) обязательным документом, регламентирующим деятельность промышленных предприятий являются нормативы ПДВ

 

72. Неблагоприятные метеорологические условия, снижающие потенциал самоочищения атмосферы в некоторых регионах России обусловливаются:

1) интенсивным перемещением воздушных масс с запада на восток;

2) сибирским антициклоном;

3) высокой продуваемостью городских застроек;

4) системой наблюдения за состоянием метеорологических параметров.

 

73. На территории ЕТР увеличивают уровень загрязненности приземных слоев атмосферы:

1) интенсивное перемещение воздушных масс с запада на восток;

2) циклоны

3) температурные инверсии

4) мероприятия, выполняемые предприятиями при НМУ

 

74. Выбрать неправильное утверждение. Негативное воздействие предприятий энергетической отрасли на окружающую среду проявляется в:

1) выбросах продуктов сжигания органического топлива;

2) выбросах окислов углерода, серы и азота;

3) тепловом загрязнении водных объектов;

4) выбросах хлорорганических соединений

 

75. Выбрать неправильное утверждение. Уровень загрязнения водных объектов характеризуется с использованием показателей

1) ПДК рыбохозяйственные

2) ПДК культурно-бытовые

3) Индекс загрязнения вод (ИЗВ)

4) Текущие концентрации загрязняющих веществ в водной среде

5) Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты

 

76. Выбрать неправильное утверждение. Процессы и условия, влияющие на качество водной среды, это:

1) наличие ценных видов рыб и других гидробионтов

2) Объемы сброса загрязняющих веществ в водные объекты

3) Параметры расхода воды в водных объектах, принимающих сточные воды

4) Процессы самоочищения водных объектов

5) Качественный состав сбрасываемых загрязняющих веществ

 

77. Водные ресурсы Российской Федерации характеризуются:

1) Равномерностью распределения по территории страны

2) Исключительной чистотой и прозрачностью

3) Значительной степенью загрязненности на всей территории России

4) Высокими показателями ИЗВ в густонаселенных регионах

5) Высокой степенью недостаточности для промышленного, сельскохозяйственного и бытового использования

 

78. Выбрать неправильное утверждение.

1) Тепловое загрязнение водных объектов ведет к недостатку кислорода в воде и усилению гнилостных процессов.

2) Повышенные концентрации в воде фосфатов и нитратов вызывают «цветение» воды и евтрофикацию водоемов

3) Загрязнение водных объектов ведет к интенсивному загрязнению атмосферного воздуха и земель на прилегающих к ним территориях.

4) Показатель БПК характеризует уровень загрязнения водных объектов биологически окисляемыми органическими веществами

 

79. Выбрать неправильное утверждение.

1) Очистные сооружения на станциях водоподготовки способствуют самоочищению воды в природных водных объектах

2) В биологических очистных сооружениях сточных вод (БОС) очистка воды происходит за счет деятельности аэробных микроорганизмов

3) Некоторые очистные сооружения сточных вод используют процессы поглощения органических и иных биогенных загрязнителей с помощью анаэробных микроорганизмов

4) Высокоминерализованные сточные воды промышленных предприятий плохо поддаются непосредственной очистке на БОС.

 

80. Выбрать неправильное утверждение. Хлорирование сточных вод после очистки на очистных сооружениях:

1) Предназначено для увеличения степени очистки

2) Предназначено для обеззараживания сточных вод

3) Может вести к увеличению токсичности сточных вод

4) Используется для утилизации лишнего хлора, вырабатываемого химической промышленностью

5) Основной этап процесса очистки сточных вод

 

81. В меньшей степени масштабы загрязнения земельных ресурсов России обусловлены:

1) Промышленными выбросами

2) Деятельностью горно-промышленного комплекса

3) Сельскохозяйственными химико-мелиоративными работами и иной деятельностью

4) Естественными природными процессами

 

82. Выбрать неправильное утверждение. Процессы, ведущие к деградации земельных ресурсов России:

1) Водная эрозия

2) Дефляция

3) Мелиорация

4) Дегумификация

5) Засоление

6) Промышленное загрязнение

7) Опустынивание

 

83. Мелиорация – это

1) Восстановление нарушенных земельных ресурсов

2) Улучшение свойств почвы

3) Деградация почвенного покрова

4) Засоление почв в результате использования поливного земледелия

 

84. Значительный экологический потенциал России определяется следующими факторами

1) Огромные слабо освоенные пространства России определяют значительный потенциал расселения населения

2) Огромные слабо освоенные пространства России определяют значительный потенциал увеличения площади пахотных земель России

3) Значительными площадями, занимаемыми естественными и приближенными к естественным экосистемами

4) Успехами в разработке и внедрении ресурсосберегающих и природоохранных технологий

 

85. Выбрать неправильное утверждение. Основные проблемы лесопользования России

1) Перерубы расчетной лесосеки

2) Неполное использование расчетной лесосеки

3) Лесные пожары

4) Не достаточно эффективные технологии лесоперерабатывающей промышленности

5) Нехватка лесов в южных регионах России

 

86. Выбрать неправильное утверждение. Значение лесных ресурсов Российской Федерации определяется

1) Экономическим потенциалом

2) Экологической значимостью

3) Возможностью использовать лесные земли для нужд сельского хозяйства

4) Рекреационно-оздоровительным потенциалом

 

87. Экономика природопользования определяет, что

1) Экономические механизмы управления важнее и эффективней административных

2) Административные механизмы управления важнее и эффективней экономических

3) Рыночные механизмы легко решают все экологические проблемы

4) Экономические инструменты имеют важное значение при формировании механизма управления рациональным природопользованием

 

88. Устойчивое развитие предполагает:

1) сохранение оставшихся естественных экосистем неприкосновенными

2) эксплуатацию природных ресурсов и объектов исходя из принципа не уменьшения совокупного капитала, включая природный капитал

3) Передачу индустриальных производственных объектов постиндустриальных держав в развивающиеся страны

4) Поступательное и устойчивое развитие экономики на основе внедрения экономически эффективных технологий использования природных ресурсов

 

89. Поступление от предприятий в атмосферный воздух загрязнений называют

1) выбросы загрязняющих веществ

2) сбросы загрязняющих веществ

3) вложение загрязняющих веществ

4) размещение загрязняющих веществ

 

90. Поступление от предприятий в водную среду загрязнений называют

1) выбросы загрязняющих веществ

2) сбросы загрязняющих веществ

3) вложение загрязняющих веществ

4) размещение загрязняющих веществ

 

91. Действующее природоохранное законодательство предписывает размещение твердых бытовых отходов на:

1) полигонах по захоронению и свалках

2) полигонах по захоронению ТБО

3) полигонах и в местах, труднодоступных для населения

4) свалках

 

92. Соединения азота и фосфора чаще проявляются как загрязняющие вещества:

1) в водной среде

2) в почве

3) в атмосферном воздухе

4) в почве и водной среде

5) в атмосферном воздухе и растениях

 

93. Основным источником выделения окислов серы, загрязняющих атмосферный воздух, являются процессы

1) производства ядохимикатов

2) сжигания природного газа

3) цветной металлургии и сжигания нефти и угля

4) производства серной кислоты

 

 

94. Каковы основные проявления глобального экологического кризиса?

1) Деградация окружающей природной среды

2) Демографический кризис

3) Истощение запасов ресурсов недр

4) Рост заболеваемости населения

 

95. Деградация окружающей среды проявляется в:

1) Загрязнении природных сред, падении урожайности сельскохозяйственных угодий

2) Падении урожайности сельскохозяйственных угодий, снижении эффективности природопользования

3) Загрязнении водных, земельных ресурсов, атмосферного воздуха, замещении естественных биоценозов антропоценозами

4) Загрязнении среды, снижении биоразнообразия, снижении эффективности природопользования

 

96. Синтетическими поверхностно-активными веществами (СПАВ) водные ресурсы загрязняются в большей степени со стороны:

1) Жилищно-коммунального хозяйства

2) Сельского хозяйства

3) Горно-обогатительных комплексов

4) Теплоэнергетики

 

97. Тяжелыми и цветными металлами водные ресурсы загрязняются в большей степени со стороны:

1) Жилищно-коммунального хозяйства

2) Сельского хозяйства

3) Предприятий машиностроительной отрасли

4) Теплоэнергетики

 

98. Выбрать неправильное утверждение. Радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС подверглись:

1) Курская область

2) Липецкая область

3) Белгородская область

4) Астраханская область

 

99. На большей части территории Российской Федерации мощность дозы гамма-излучений на местности колеблется в пределах (фон):

1) 0-5 мк Р/ч

2) 10-20 мк Р/ч

3) 30-40 мк Р/ч

4) 60-80 мк Р/ч

5) 100-150 мк Р/ч

 

100. Лесополосы заметно снижают силу ветра на расстоянии:

1) 5-кратной высоты с подветренной и 1-кратной высоты с наветренной стороны.

2) 10-кратной высоты с подветренной и 10-кратной высоты с наветренной стороны.

3) 20-кратной высоты с подветренной и 5-кратной высоты с наветренной стороны.

4) 100-кратной высоты с подветренной и 50-кратной высоты с наветренной стороны.

 

101. Выбрать наименее вероятное утверждение:

1) Фонд черноземных почв России составляет около 10 млн. га

2) Черноземы занимают около 7% общей площади России

3) На черноземах России размещается более половины всей пашни

4) На черноземах производится около 80% земледельческой продукции РФ

 

102. В меньшей степени экологическую ситуацию в регионе определяют:

1) Степень облесенности территории

2) Содержание гумуса в почвах

3) Инженерно-геологическая устойчивость грунтов

4) Содержание загрязняющих веществ

5) Водообеспеченность

 

103. Выбрать вариант, в котором регионы России перечислены в порядке увеличения дискомфортности климата:

1) области на юго-западе – Южный Урал – юг Западной Сибири – Дальний Восток

2) Дальний Восток – юг Западной Сибири – Южный Урал – области на юго-западе

3) юг Западной Сибири – Южный Урал – Дальний Восток – области на юго-западе

4) области на юго-западе – юг Западной Сибири – Дальний Восток – Южный Урал

 

104. Среди перечисленных ниже выбрать территорию, характеризующуюся наибольшими оценками устойчивости к антропогенным воздействиям:

1) Московская область

2) Читинская область

3) Мурманская область

4) Астраханская область

 

105. Среди перечисленных ниже выбрать территорию, характеризующуюся наименьшими оценками устойчивости к антропогенным воздействиям:

1) Московская область

2) Читинская область

3) Мурманская область

4) Сахалин

5) Астраханская область

 

106. Загрязненной в результате аварии на Чернобыльской АЭС считается территория с содержанием радионуклидов:

1) Не более 1 Ки/км2

2) Более 1 Ки/км2

3) Не менее 5 Ки/км2

4) Не менее 15 Ки/км2

 

107. Ассимиляционный ресурс водной среды – это возможность ее использования:

1) для получения и хозяйственного использования водных ресурсов;

2) в качестве акватории;

3) для размещения выбросов загрязняющих веществ;

4) для забора воды для поливного земледелия;

5) производства электроэнергии

 

108. Выбрать не правильное утверждение. К нормативам предельно допустимого уровня воздействия относятся нормативы:

1) ПДК

2) ПДВ

3) ПДС

4) ВСС

5) ВСВ

 

109. Увеличению доли грунтового стока и сокращению доли поверхностного стока способствуют: А) Распашка поперек склонов; Б) Распашка вдоль склонов; В) Облесение земель, Г) Залужение земель. Выбрать правильное сочетание:

1) АБ

2) БВ

3) ВГ

4) АВ

5) АГ

6) БГ

 

110. Устойчивое развитие общества предполагает:

1) Постепенное сокращение уровня природопользования

2) Полное прекращение загрязнения окружающей среды

3) Определение и соблюдение лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и изъятия природных ресурсов

4) Ужесточение мер ответственности за нарушение природоохранительного законодательства

 

111. А) Цели устойчивого развития и улучшения экологической ситуации препятствуют нормальному лесопользованию в России; Б) В целом в России рубят намного больше леса, чем определяется расчетной лесосекой; В) Нормативная вырубка лесов не должна ухудшать экологическую ситуацию; Г) Россия имеет развитую лесоперерабатывающую промышленность; Д) Наибольшая антропогенная нагрузка приходится на леса густонаселенных регионов ЕТР. Выбрать правильное сочетание:

1) АБД

2) БВА

3) ВД

4) АВ

5) ДГ

6) БГ

 

 

112. Шахтная добыча ресурсов недр (ШД) и их добыча открытым способом (ОС):

1) Значительно больший ущерб окружающей среде при сравнимых объемах добычи наносит ШД, чем ОС

2) Основным видом ущерба окружающей среде при ОС является нарушение режима подземных вод

3) ОС всегда более рентабелен и более оправдан, чем ШД

4) Как правило, ШД в числе прочего вызывает загрязнение поверхностных водных объектов.

 

 

113. Наибольший вклад автотранспорта в загрязнения атмосферного воздуха наблюдается в городе:

1) Норильск

2) Дзержинск

3) Москва

4) Астрахань

 

114. Проблемы развития процессов опустынивания характерны для следующих регионов России:

1) Московской области

2) Астраханской области

3) Мурманской области

4) Белгородской области

 

115. Проблемы развития процессов опустынивания характерны для следующих регионов России:

1) Республики Татарстан

2) Республики Калмыкия

3) Республики Саха (Якутия)

4) Чувашской Республики

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Атлас «окружающая среда и здоровье населения России» / под ред. Мюррея Фешбаха. М.: Изд-во ПАИМС.- 1995 г.- 448 с., 304 илл.

2. Антипова А.В. География России. Эколого-географический анализ территории: Учебное пособие.- М.: МНЭПУ, 2001.-208с.

3. География, общество, окружающая среда. Том III: Природные ресурсы, их использование и охрана / под ред.проф. А.Н. Геннадиева и чл.-корр. РАН Д.А. Криволуцкого. М.: «Издательский Дом «Городец», 2004.– 660 с.

4. Гладкий Ю. Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник.- М.: Гардарики, 2001.-752с. Раздел «Экологическая география».

5. Гржимек Б. Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс., 1988, 623 с.

6. Здоровье среды: Методика оценки / В.М. Захаров, А.С. Баранов, В.И. Борисов и др. – М.: Центр экологической политики России, 2000. – 66 с.

7. Исаченко А.Г. Экологическая география России /Санкт-Петербургский гос. ун-т.-СПб.: СПбГУ, 2001.-328 с

8. Козлов, А.И. Экология питания: Курс лекций для студ. мед., биол. и экол. спец. для изучения тем "Экология человека", "Экология питания" / А.И. Козлов; науч. ред. Б.Б. Прохоров; Рец. А.Ф. Топунов. – М.: МНЭПУ, 2002. – 184 с.

9. Козлова Т.А. Экология России: Рабочая тетрадь Ч. 1 /Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И..-2-е изд., перераб. и доп..-М.: Устойчивый мир, 1998.-112 с.

10. Козлова Т.А. Экология России: Рабочая тетрадь. Ч. 2 /Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И..-2-е изд., перераб. и доп..-М.: МДС, 1997.-112 с. Коробкин, В.И. Экология: Учеб. для студ. вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

11. Корнилов А.Г., Петин А.Н., Голеусов П.В. Общая экология: Учеб. пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004.-176 с.

12. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-576с.

13. Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. и др. Проблемы экологии России. М.: ВИНИТИ, 1998. -250с.

14. Миркин Б.М., Наумова Л.Г Экология России. 9-11 классы: Учебник для общеобразовательной школы /Рец.: Н.Н. Моисеев, Н.М. Чернова.-2-е изд., перераб. и доп..-М.: Устойчивый мир, 2000.-272 с.

15. Небел, Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир:
В 2 т. Т. 2 / Б. Небел; Пер. с англ. М.В. Зубкова, Д.А. Петелина, Н.О. Фомина. – М.: Мир, 1993. – 336 с.

16. Петров, К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., стереотип. / К.М. Петров. – СПб.: Химия, 1998. – 351 с.

17. Потапов, А.Д. Экология / А.Д. Потапов. – М.: Высш. шк., 2000. – 446 с.

18. Программа и методика биогеоценологических исследований / Под ред. Н.В. Дылиса. – М.: Наука, 1974. – 403 с.

19. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России/ Под ред. В.Ф. Протасова.- М.: Финансы и статистика, 1995.-528 с.

20. Радкевич, В.А. Экология: Учеб. для студ. биол. спец. вузов. – 4-е изд., стереотип/ В.А. Радкевич. – М.: Высш. шк., 1998. – 159 с.

21. Ревелль, П. Среда нашего обитания: В 4 кн. Кн. 1. Народонаселение и пищевые ресурсы / П. Ревелль, Ч. Ревелль; Пер. с англ. С.В. Ан, Т.В. Никитиной. – М.: Мир, 1994. – 341 с.

22. Реймерс, Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы)/Н.Ф.Реймерс. – М.: ж. «Россия Молодая», 1994. – 367 с.

23. Риклефс, Р. Основы общей экологии: Учеб. руководство /
Р. Риклефс; Под ред. Н.Н. Карташева; Пер. с англ. Н.О. Фоминой. – М.: Мир, 1979. – 424 с.

24. Стурман В.И. Экологическое картографирование: учебное пособие.-М.: Аспект Пресс, 2003.- 251 с.

25. Чернова, Н.М. Экология: Учеб. пособие для биологических спец. – 2-е изд., перераб. / Н.М. Чернова, А.М. Былова. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.

26. Шилов, И.А. Экология: Учеб. для студ. биол. и мед. спец. вузов. – 3-е изд., стереотип/ И.А. Шилов.– М.: Высш. шк., 2001. – 512 с.

27. Экологическое состояние территории России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /В.П. Бондарев, Л.Д. Долгушин, Б.С. Залогин и др.; Под ред.: С.А. Ушакова, Я.Г. Каца; Рец.: А.Д. Солдатенков, В.Т. Дмитриева; Международная академия наук педагогического образования.-М.: Академия, 2001.-128 с.:

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.