Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения: природа, страна и население Африки 4 страница




В наименее развитых обществах с перво­бытнообщинными отношениями (племена лесистых и лагунных районов Берега Слоновой Кости, Ганы, Того) долго сохранялись и более явственные порядки материнско-родового строя: например, и в замужестве женщина сохраняла полную принадлежность к своему матрилинейному роду и пользовалась такими же правами, как и мужчина, вплоть до свобо­ды расторжения брака. Правда, дети от пре­кращенного брака оставались в семье мужа.

Значительная роль женщин в хозяйствен­ной и общественной жизни многих народов Западной Тропической Африки послужила этнографам основанием для предположения о том, что, по крайней мере, некоторые из этих народов к классовому обществу и госу­дарству перешли непосредственно от мате­ринского родового строя, минуя развитой патриархат. При этом матрилокальность со­хранившегося рода этнографы связывают с определенным социально-экономическим со­держанием — с преобладанием экстенсив­ного мотыжного земледелия, в котором были заняты преимущественно женщины; тогда как наличие патрилокальности и патриархально­сти — с развитием скотоводства, интенсифи­кацией земледелия, выделением семьи как ячейки мелкого производства.

Патриархальные отношения в наиболее развитой форме отмечены у кочевых фульбе, которые в конце 18 в. создали крупное политическое объединение — имамат (к это­му времени у них прочно утвердился ислам). Имамат базировался на феодально-патриар­хальном строе, в основе которого лежала эксплуатация знатью фульбе рядовых сопле­менников и покоренного иноязычного земле­дельческого населения — волоф, серер, ма­линке, бамбара и др.

У народов Западной Тропической Африки сложились развитые религиозные представления, отражавшие конкретные условия их жиз­ни, в особенности своеобразные черты обще­ственного строя, долгое время сохранявшего в себе формы или пережитки общинно-родовых отношений на фоне становления классо­вых отношений. Африка, в том числе и Западная Тропическая, считается классической страной культа предков. Он развит как у земледельческих, так и у скотоводческих наро­дов. Исторически этот культ вырос на основе патриархально-родового строя, но также не­сомненно, что у многих африканских народов, особенно земледельческих, он связан и с пережитками материнско-родовой организа­ции. В связи с выделением индивидуальной семьи культ предков принял и семейные формы. Далее, следствием укрепления пле­менных союзов и образования примитивных государств явился племенной и государствен­ный культ предков — обожествление предков вождя, царя и т. д.

У народов Западной Тропической Африки отмечены общинные культы духов и богов-покровителей. Эти существа представляются в антропоморфном, нередко чудовищном виде. У некоторых народов Нигерии такие божест­ва почитаются в виде животных (пережиток тотемизма). Здесь же распространена вера в личных фетишей, представленных какими-ли­бо предметами, которые по собственному желанию может выбрать каждый человек.

Одним из интереснейших институтов в За­падной Тропической Африке являются тай­ные союзы, в общем схожие с меланезийски­ми, но приспособленные к более сложной организации общества. Здесь тайные союзы более многочисленны, прочнее организованы, очень влиятельны. Таковы могущественные мужские союзы Поро в Либерии, Эгбо в Ни­герии, Геледе — в Бенине и др. Так, союз Эгбо — это сложная организация, члены кото­рой подразделяются на ранги, причем выс­шие ступени посвящения были доступны толь­ко знати, а во главе союза стоял местный верховный вождь.

Мужские союзы Западной Тропической Африки не столько были направлены против материнско-родовой организации (как это в значительной степени характерно для Мела­незии), сколько в условиях складывающихся здесь форм примитивной государственности выполняли судебные и полицейские функции при местных вождях и правителях. Союзы опираясь на грубую силу, взыскивали налоги занимались вымогательством и расправой с политическими противниками в угоду и поль­зу своим правителям. Все это делалось под оболочкой религиозных обрядов и было свя­зано со сложной системой анимистических представлений и магических действий. Члены союза наряжались в страшные маски и кос­тюмы, изображая духов, устраивали ритуаль­ные пляски и представления, запугивали не­посвященных.

Эти союзы существуют и сейчас, но их тайный характер весьма относителен. Анахронизмом стали и террористически-полицейские функции союзов. В качестве примера можно привести союз Поро. Для поступления в этот союз мальчики в возрасте 12—14 лет должны пройти специальное обучение и посвящение в полноправные члены племени. Обучение юношей длится несколько месяцев и состоит в том, что испытывается их физическая за­калка, смекалка, смелость и терпеливость к лишениям. Наставники обучают молодежь строить дома, плести корзины и циновки, об­рабатывать дерево, пользоваться оружием, обучают приемам охоты и рыбной ловли. Юношам сообщают так же священные преда­ния племени. Наконец, на собрании всех чле­нов союза над новичками совершается обряд посвящения, обычно в глухом лесу, вдали от постороннего глаза, сопровождаемый слож­ными церемониями.

Время от времени замаскированные чле­ны союза большой группой появляются в селениях. Предупрежденные громкими звуко­выми сигналами непосвященные (женщины, дети и др.) прячутся по домам. Изображаю­щие духов предков мужчины устраивают в центре поселка обрядовые танцы.

В Западной Тропической Африке отмече­ны и женские союзы, в которых пожилые женщины обучают девушек домашнему хо­зяйству, врачеванию, сообщают им основные сведения о предстоящей брачной жизни. Члены этих союзов совершают также особые религиозные обряды. Таковы, например, женские союзы Санде в Либерии, Бунду, Нимомбоандем в Нигерии и др.

 

Народы Центральной, Восточной и Южной Африки. Значительная часть африканского континента к югу от 5° с. ш. населена мно­гочисленными народами языковой подгруппы бенуэконго, часть из которых объединяют ПОД общим названием банту. Экономическое развитие банту не достигло уровня развития Западноафриканских народов, тем не менее оно было сравнительно высоким, особенно у народов баконго, баганда, зулу и др.

Банту хорошо знали мотыжное земледе­лие, а отдельные народы даже земледелие с искусственным орошением. В саванне и сухих степях процветало скотоводческое хозяйство. Банту занимались плавкой железа и меди, добывали золото. Их изделия из металла, де­рева, слоновой кости достигали настоящего совершенства. Памятники культуры Зимбабве свидетельствуют о высокой технике кладки каменных зданий из блоков без всякого связывающего раствора. Банту создали ряд са­мостоятельных государственных образова­ний — Баконго, Балуба, Буганда, Мономо-тапа, подвергшихся позднее разгрому со сто­роны колонизаторов.

Исторически у банту сложились два основ­ных хозяйственно-культурных типа — земледельческий и скотоводческий.

Земледельцами, по существу, являются банту тропической зоны в бассейне Конго. Земледельческая культура здесь очень древ­няя и своеобразная. В хозяйственный оборот введены такие растения, как тропический вид сорго, сезам, масличная пальма и др. Важнейшими продовольственными культурами служат в наше время корнеплоды — маниока и ямс, а вслед за ними просо, кукуруза, рис и др.

В восточной части Тропической Африки, отличающейся более сухим климатом, на первом месте стоят просо, сорго, бобовые, но важны также кукуруза, ячмень, корнеплоды, тогда как пшеницы производится немного. С появлением европейцев распространились плантационные культуры: хлопок, кофе, чай, табак и др.

Для всей Африки типична подсечно-огневая система земледелия с мотыжной обра­боткой почвы. Готовя новый участок, мужчи­ны вырубают мелкий лес и кустарники, ос­тавляя крупные деревья. Срубленная поросль сжигается, зола разбрасывается по полю в качестве удобрения. Расчищенный участок используется под культурные растения не­сколько лет подряд, до полного истощения почвы, затем переходят на другой.

Из-за недостатка пригодной земли кресть­яне банту теперь стремятся продлить срок использования полевых участков как путем простейшего чередования посевов разных культур, например кукурузы и бобовых, так и внесения в почву естественных удобрений, навоза, кухонных остатков.

В густонаселенных восточных районах, в Руанде и Бурунди, давно уже существует хорошо организованная общественная система ирригации, проведено множество ороситель­ных каналов, местами вода подается на поля по деревянным желобам. На склонах холмов применяется террасное земледелие.

Скотоводческое хозяйство народов Цен­тральной Тропической Африки имеет свои специфические особенности. В бассейне Кон­го совсем мало домашних животных, потому что содержать их в непроходимом тропичес­ком лесу, где распространена муха цеце, не­сущая смертельную болезнь «нагана» крупно­му рогатому скоту, весьма трудно. Население Заира разводит только коз, овец, кое-где свиней, домашнюю птицу. Недостаток в мяс­ной пище отчасти покрывается продуктами охоты и рыболовства.

В степных районах Восточной Тропической Африки скотоводство развито в большей степени, но и здесь почти нет чисто скотовод­ческих групп населения. Местный скот принадлежит тем же земледельцам, и только масаи (нилоты), сохраняющие навыки былого кочевого быта, строят свое хозяйство на раз­ведении овец, коз и крупного рогатого скота. Главное транспортное животное в этом рай­оне— осел, лошади малочисленны.

С типичными и очень древними скотовода­ми мы встречаемся только к югу от р. Зам­бези, в саванне и засушливых полупустынных районах Южной Африки, где обитают такие крупные народы банту, как коса, зулу, басу-то, тсвана. Еще совсем недавно здесь занима­лись исключительно скотоводством. Разводили крупный рогатый скот, овец, коз. Лошадей до европейской колонизации не было совсем. Их заменяли быки, которых использовали для верховой езды и под вьюки, а также запряга­ли в повозки. Но все народы банту, за исклю­чением гереро в Юго-Западной Африке, за­нимались наряду со скотоводством также и обработкой земли.

Южноафриканское скотоводство было и остается пастбищным: скот круглый год на подножном корму, пасется обычно подле се­лений и каждый вечер возвращается домой.

только у тсвана скот постоянно содержится на дальних пастбищах, иногда на расстоянии целого дня пути до жилья.

Массовый падеж скота от чумы в 19 в., захват земель европейскими колонистами и сгон банту в неудобные резерваты подорвали их скотоводческое хозяйство. Главным источ­ником существования банту в текущем столе­тии стало земледелие. На своих полях они выращивают кукурузу, просо, бобовые расте­ния, тыквы и дыни. В лесах собирают дико­растущие плоды.

Как указывалось, народы банту еще задол­го ДО появления европейцев были знакомы с металлургией железа и меди. Плавка метал­ла производилась в высоких огнеупорных термитниках, покинутых термитами, или в специ­альных печах, сложенных из глины и камня. Каждую такую домницу — сыродутный горн — загружали поочередно слоями древесного уг­ля и руды, для усиления горения угля вдува­ли в домницу воздух при помощи ручных ме­хов.

Металлургическое производство банту наи­более развито за пределами тропического леса— на юге Заира, в Анголе, Танзании и др. Многие народы металл сами не выплавляли, но, получая готовые слитки от соседей, умели их ковать, превращая в орудия труда, оружие, украшения.

Кузнечное ремесло у некоторых народов принимало художественные формы. Так, вышедшее из рук заирских мастеров холодное оружие — топоры, мечи, металлические метательные ножи с несколькими лезвиями — от­личались не только своим качеством, но и великолепной отделкой — медной и бронзовой инкрустацией, ажурными рукоятками.

В эпоху колониализма самобытная металлУРгия банту выродилась. Железо теперь не выплавляют, а перерабатывают привозной же­лезный лом. Однако кузнечное ремесло сохраняется еще в весьма широких размерах.

Такая же участь постигла и многие другие Разновидности народного ремесла — ткачество, гончарство и пр. Но до сих пор живет изу­мительное искусство изготовления домашней Утвари. Красивы и изящны деревянные изделия народа балуба — легкая мебель, бытовые сосуды, культовые чаши и маски. Превосход­ны циновки различных сортов и рисунков. Некоторые виды плетения из листьев пальмы рафии — тонкие и эластичные — употребляют­ся даже для изготовления одежды. Раз­нообразны и добротны корзины из тростника и пальмовых листьев. Некоторые из них столь плотного плетения, что надежно сохраняют жидкости. Значительную часть утвари, заменя­ющую тарелки, кувшины, черпаки, ложки, из­готовляют из калебасы (разновидность тык­вы).

Поселения банту представляют собой боль­шие и малые деревни вытянутой, кучевой или круглой формы, обнесенные высокой изго­родью. Жилище имеет в основе плетеный каркас, с боков и сверху покрытый тростни­ком, пальмовыми листьями, соломой, грубыми Циновками. В Центральной Тропической Афри­ке преобладают хижины прямоугольной фор­мы с двускатной крышей. В Восточной Тропической Африке и Южной Африке распространены круглые хижины с конической соломен-ной крышей. В некоторых районах, примыка­ющих к побережью Индийского океана, наря­ду с типичными домами круглого плана встре­чаются прямоугольные жилища с двускатной (дома суахили) или плоской крышей (дома вахехе), а также ульевидные (овальные, коп-нообразные — дома хайя).

В каждой деревне имеется специальный дом или по крайней мере навес для общест­венных собраний мужчин. Нередко на дере­венской площади стоит большой барабан для подачи сигналов к общему сбору сельчан или для передачи звуковых эстафет на рас­стояние.

У народов Южной Африки основной фор­мой поселения был крааль, в котором, как правило, обитала большая патриархальная семья. В центре крааля располагался скотный двор, обнесенный по кругу деревянной изго­родью, каменной или глинобитной стеной. Вокруг скотного двора в определенном по­рядке стояли хижины: ближе к выходу из скотного двора—хижина матери или первой жены, затем хижина второй жены, третьей, хижина детей и т. д. Подле каждого дома — легкая постройка для приготовления пищи. Зерно хранилось в ямах, обмазанных глиной, или в объемистых куполообразных корзинах на высоких помостах. Снаружи весь крааль обносился прочным забором или стеной с во­ротами.

Живущие в жарком климатическом поясе банту обходились минимумом одежды. И мужчины и женщины носили набедренные повязки или передники, сплетенные из травы или сшитые из шкуры животного. Ткачество большинству народов банту не было известно. Только часть населения восточного побе­режья, испытавшая сильное арабское влияние, знала приемы тканья волокнистых растений.

Вместо тканой одежды банту тропических лесов в непогоду укрывались мягкими цинов­ками или накидками из тщательно обработан­ного луба фикусовых деревьев. Скотоводы банту носили каросс — род плаща или накидки из кожи домашних и диких животных.

в последнее время среди населения этих частей Африки стали распространяться при­возные текстильные ткани и одежда европей­ского покроя. Но так как для многих кресть­ян они слишком дороги, то их надевают лишь по торжественным случаям.

В 19 в., когда народы банту стали доступ­ны непосредственному наблюдению этногра­фов, они стояли на различных ступенях соци­ально-экономического развития. На восточном берегу Африки в арабских султанатах давно уже господствовали феодальные отношения в сочетании с широко развитым применением рабского труда. Во многих районах Заира и Анголы существовали крупные политические объединения. Это были либо союзы племен, либо раннефеодальные государства. Но во внутренних областях Центральной Восточной и Южной Африки преобладали еще отношения разлагающегося общинно-родового строя, со­хранились племена, сильной была родовая ор­ганизация.

у некоторых наиболее отсталых племен бассейна Конго (например, у басаката), обитавших в густых, малодоступных лесах, удер­живались порядки материнского рода и даже матрилокальность брака. И сейчас у басаката главой деревни является старший в роде дя­дя по материнской линии. Он распределяет землю и руководит религиозными обрядами всей общины.

Однако у большинства народов Централь­ной Тропической Африки в прошлом столетии сохранялся патриархальный род, который ны­не существует только в пережитках. Земля находится в совместном владении деревни-общины, каждый член ее наделен полевым участком, который нельзя продать или пода­рить. Наряду с общинной собственностью появилась уже частная, например, на участки, отвоеванные у леса единоличным трудом и засеянные кофе и хлопком. Родовые и пле­менные вожди при поддержке прежней коло­ниальной администрации превратились в экс­плуататорскую верхушку.

В Центральной Тропической и Южной Аф­рике есть отдельные племена и народы, у которых сильны остатки родового строя. Напри­мер, у народа бемба (Замбия) счет родства все еще ведется по женской линии, но брак обычно патрилокален. Лишь в тех случаях, когда мужчина не может уплатить выкуп за невесту, он входит в семью своего тестя. Женщина пользуется уважением, в ее руках все домашнее хозяйство, однако главою семьи и налогоплательщиком является муж­чина.

Родовой строй восточноафриканских бан­ту в общем находится в состоянии глубокого Разложения. Основной экономической ячей­кой стала индивидуальная семья. Принцип ро­дового поселения и владения землей система­тически нарушается. Члены одного рода сво­бодно поселяются на территории другого, ро­довая община все больше превращается в со­седскую.

В недавнем прошлом родовая организация существовала и у южноафриканских банту. Род был строго экзогамным, исключающим браки между его членами даже отдаленной степени кровного родства, а кое-где и тотем­ными, т. е. имеющими свой тотем —живот­ное, с которым род считал себя состоящим в определенном родстве.

К приходу европейцев у большинства юж­ных банту род распался на патриархальные семьи. В их пользовании находились обрабо­танная земля и продукты собственного труда, главное богатство — скот был собственностью семьи. Общими оставались пастбища и водо­пои для скота; совместно осуществлялась за­щита от внешних нападений.

Развитая в прошлом племенная организация с выборными и наследственными вождями также пришла в упадок, в лучшем случае от нее осталась лишь форма. В отдельных местностях она еще существует, но в сильно трансформированном виде.

Из древних государственных образований банту наиболее известным и значительным было государство Конго, в 16 в. объединяв­шее многие племена во главе с баконго. Большинство населения составляли свободные общинники, сообща несшие различные повин­ности в пользу старейшин и государственной казны. Наряду со свободными крестьянами в Конго существовали рабы из военнопленных и неисправных должников. Самым крупным рабовладельцем был глава государства маниконго.

Все управление страной находилось в ру­ках знати, которая из своей среды избирала «царя». Любопытно, что все высокие посты в государстве наследовались первоначально по женской линии, от дяди к племяннику —сы­ну родной сестры; позднее установился от­цовский счет родства, и сын наследовал отцу. В этом нашла свое отражение характерная для банту Центральной Тропической Африки довольно поздняя смена материнско-родовой

организации патриархатом. Государство Кон­го просуществовало до конца 19 в. Кроме того, в Восточной Тропической Африке было государство Баганда, в Южной — Зимбабве, Мономатапа и др.

Колониальные державы в корыстных це­лях пользовались отсталостью и племенной раздробленностью народов банту. Однако проникновение капитализма в Центральную, Восточную Тропическую и Южную Африку неизбежно ускорило распад родо-племенных связей и развитие товарно-денежных отноше­ний, вызвало появление крупного плантаци­онного хозяйства, горнодобывающей про­мышленности и многих крупных городов. Это привело к широкому развитию миграций ко­ренного населения в города и рабочие по­селки и к формированию местного рабочего класса, буржуазии и интеллигенции.

Началось объединение разрозненных преж­де племен в крупные этнические общности и народности банту. Объединение очень близких друг другу южных банту — коса, зулу, басуто — усиливается их упорной борьбой против расистской политики «белого» мень­шинства правительства ЮАР.

Интересны данные о древних религиозных воззрениях банту, среди которых преобладал патриархальный культ предков духов отцов, дедов и т. д. Каждая семья поклонялась сво­ему мужскому предку, племя в целом покло­нялось предкам вождя, которые считались основателями данного племени. Живой вождь рода или племени считался важнейшим по­средником между родовичами и предками-духами. Во всех значительных случаях жизни (начало и конец хозяйственного цикла, война и пр.) и при стихийных бедствиях вожди руководили коллективным обращением к духам предков с просьбой о помощи, отвращении зла и т. д.

Для банту было характерно смутное пред­ставление о небесном боге. В одних случаях такой бог наделялся чертами создателя мира и человека; в других — «антропоморфного» божества, посылающего дождь, грозу; в тре­тьих — это просто олицетворение неба. Но почти во всех случаях небесное божество — не предмет культа. К нему обращались с мо­литвами о даровании благ лишь в самых крайних случаях, когда не «помогали» предки — обычный предмет культа.

Койсанские народы. Пигмеи. На крайнем юге Африки живут койсанские народы — готтентоты и бушмены. Экономический и общественный строй первых во время появления европейцев был довольно высоким. Главное занятие готтентотов составляло скотоводство всецело находившееся в руках мужчин. Ско­том очень дорожили, убивали только одрях­левших животных, предпочитая мясную пищу добывать охотой. Оружием служили копья с железными наконечниками, лук со стрелами, метательные палицы. Готтентоты сами добывали и обрабатывали железо. В общественной жизни у них господствовал патриархальный родоплеменной строй. В настоящее время значительная часть готтентотов занята в сель­ском хозяйстве на фермах европейцев, а так­же в горнорудной промышленности Намибии. Наблюдается смешение их с банту.

Немногочисленные ныне бушмены, загнан­ные колонизаторами в безводную пустыню Калахари, принадлежат к числу наиболее обездоленных народов Африки. Еще совсем недавно материальная культура бушменов отличалась крайней бедностью. Средства к существованию они добывали охотой и соби­рательством дикорастущих плодов и корень­ев. Мужчины были снаряжены метательными копьями, луком со стрелами и кожаным меш­ком для убитой дичи. От готтентотов путем обмена бушмены иногда получали железные орудия (ножи, наконечники копий и стрел).

В охоте бушмены были очень искусны и выносливы: нередко охотник преследовал антилопу в течение двух-трех суток. Замас­кировавшись под страуса, он подкрадывался к стаду и бил на выбор. Бушмены применяли различные ловушки, устраивали коллективные облавы на крупных животных. Загонщиками были женщины и дети.

Постоянно бродя в поисках пищи, бушме­ны не имели прочных поселений. На времен­ных стоянках сооружались ветровые заслоны, реже — шалаши. Застигнутые ночью охотни­ки спали в вырытых в теплом песке ямах. Единственной одеждой служила набедренная повязка. Домашней утвари почти не было. Драгоценную в пустыне воду хранили в со­судах из страусовых яиц. В период засухи женщины добывали воду, высасывая ее из водоносного почвенного слоя с помощью длинной тростинки.

У бушменов существовали этнические объ­единения — племена, но хозяйственной единицей выступали локальные группы, возглав­ляемые наиболее умелыми охотниками. И теперь бушмены живут небольшими группа­ми, объединяющими родственников по от­цовской линии. Примерно половина всех буш­менов сохраняет традиционный образ жизни, остальные же работают батраками на сель­скохозяйственных фермах.

В религиозных верованиях бушменов цен­тральное место занимал промысловый культ. Охотники обращались к солнцу, луне, звез­дам и сверхестественным существам с молит­вами о даровании успеха на промысле. В ми­фологии бушменов примечателен образ Ц'агна (кузнечика-богомола) — небесного ду­ха и героя, творца земли и людей, тотема и покровителя племенных инициации.

Большой интерес у современной науки вызывает яркая по исполнению цветная наскальная живопись бушменов, созданная в прошлые столетия (в 17 —19 вв., а может быть, и раньше).

В глубине тропических лесов, по всему бассейну рек Конго, Огове, Итури и других рек небольшими группами рассеяны пигмеи, говорящие на языках банту. Это очень отста­лое население, не умеющее добывать и об­рабатывать металлы, не знающее ни земле­делия, ни скотоводства. Пигмеи ведут охот­ничий образ жизни. Еще совсем недавно их единственным оружием были лук и стрелы. Женщины и дети занимались собиратель­ством.

Пигмеи объединялись в небольшие груп­пы, которые в поисках пропитания постоянно странствовали с места на место, но в преде­лах строго установленных границ. Их сноше­ния с банту сводились к обмену лесных про­дуктов и дичи на земледельческие продукты и железные ножи, наконечники для копий и стрел.

Верования охотничьего народа — пигме­ев — религиозно-магические, связанные с промыслом. Главным предметом почитания был лесной дух — хозяин дичи, к которому охотники обращались с молитвами, всякий раз отправляясь за добычей. Были развиты тотемические верования. К тотему (животно­му, растению) пигмеи относились с величай­шим почтением, как к близкому родствен­нику.

Население Мадагаскара. Обособленной ис­торико-культурной областью Африки является остров Мадагаскар. Основную массу остро­витян составляют малагасийцы, по своему языку и физическому типу заметно отличаю­щиеся от населения близкого африканского континента и имеющие несомненную связь с далекими островами Индонезии. Ученые по­лагают, что древнейшее население острова было близко к койсанским народам (об этом свидетельствуют данные палеоантропологии). В 10—6 вв. до н. э. сюда стали проникать южные монголоиды с островов Юго-Восточ­ной Азии, которые вначале селились на во­сточном побережье острова, а затем стали продвигаться в центральные горные районы. Примерно в это же время или чуть позднее на западном побережье Мадагаскара стали появляться восточные негроиды. При после­дующем смешении их с аборигенами и отча­сти арабами образовались современные ма­лагасийцы. Вообще вопрос об этногенезе населения Мадагаскара наукой мало изу­чен.

На востоке и в центральных районах ост­рова среди населения преобладают южно­монголоидные черты, а на западе — негроид­ные. До недавнего времени среди малага­сийцев наблюдались деления на этнические группы, вероятно племенного происхождения. 8 сознании малагасийцев еще сохраняется этническая принадлежность к той или иной этнической группе, которая имеет и некото­рые хозяйственные, социальные и бытовые особенности. Наиболее крупная группа — мер-на (или мерина), бецимизарака, бецилеу, са-калава, атандруй и др.

Этнографическую специфику малагасий­цев нельзя считать простым слепком с куль­туры малайского мира. В малагасийской куль­туре переплетаются юговосточноазиатские и африканские элементы, к тому же приспособ­ленные к своеобразным географическим ус­ловиям Мадагаскара.

Это наблюдается прежде всего в хозяй­стве, основу которого составляет земледелие. В центральной горной части острова с отда­ленных времен существует развитая иррига­ционная система, без которой было бы не­возможно возделывать главную продовольственную культуру — рис. Посадки риса расположены по склонам гор на широких тер­расах. Сюда подведены многочисленные ка­налы, питаемые горными потоками.

В лесных районах острова практикуется подсечно-огневая система; обработка почвы производится железной лопаткой с узким вытянутым и слегка вогнутым лезвием. Здесь рис сеется без искусственного орошения под обильный тропический дождь.

В тех районах, где рис не растет, большое значение приобретает кукуруза. Кроме того, малагасийцы разводят картофель, фасоль сахарный тростник, сажают фруктовые де­ревья, держат пчел и разводят шелковичных червей. В колониальный период получили развитие экспортные культуры, особенно кофе и ваниль.

У земледельческого населения скотовод­ство не играет большой роли в хозяйстве. Скот иногда используется в качестве рабоче­го, например, следующим образом: вместо мотыжной обработки на залитые водой рисо­вые поля выпускают стадо быков и гоняют их по участку до тех пор, пока разрых­ляемая копытами почва не будет готова к посеву.

На Мадагаскаре есть и преимущественно скотоводческие районы на западе и юге. Так, сакалава, проживающие на равнинах запада, разводят коз, овец, крупный рогатый скот — зебу.

Живут малагасийцы в домах различного устройства. Во многих районах постройки представляют собой прямоугольный деревян­ный каркас со стенами из тростника с остро­конечной двускатной крышей, покрытой паль­мовыми листьями. В центральной горной ча­сти страны дома глинобитные, но также пря­моугольные в плаче, с высокой поднятой остроконечной крышей.

Отличительная особенность малагасийского жилища — богатство и разнообразие домашней утвари. Это резная мебель, плетеные ци­новки, служащие скатертями и салфетками, устилающие пол, украшающие стены дома, а также искусно орнаментированная деревянная посуда, скульптура и т. д.

Традиционной одеждой малагасийцев была набедренная повязка у мужчин, юбка у женщин, изготовленные из ткани собственной вы­работки. Непременная принадлежность одеж­ды обоих полов — ламба — представляет со­бой прямоугольный кусок ткани либо белого цвета, либо с пестрым узором, которую но­сили по-разному: обматывали вокруг пояса, набрасывали на плечи или закутывались в нее с головой. Ныне распространена европейская одежда.

О прежнем родовом устройстве малага­сийцев мало известно. В 16—17 вв. в цен­тральной части Мадагаскара существовало го­сударство Имерина с феодальным строем.

Основную массу его населения составляли лично свободные крестьяне хува, объединен­ные в соседские общины, которые несли раз­личные феодальные повинности в пользу государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.