Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке




В психологии давно возникла проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. С этой проблемой связан вопрос о биологической и социальной детерминации психических явлений. Существует несколько научных концепций.

В США существует «социобология», в Европе «этология человека», -научное направление, которое базируется на результатах сравнения человека с другими существами или на выявленном сходстве определенных поведенческих реакций, видов поведения различных популяций людей. Отношение к социобиологии неоднозначно. Самый существенный недостаток этой теории – отсутствие прямых и достаточно убедительных доказательств непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм человеческого поведения.

Английский ученый Ф. Гальтон в своей научной работе «Наследование таланта и характера» впервые использовал метод близнецов для изучения генетической обусловленности человеческого интеллекта.

Научное направление, которое изучает проблему генетической обусловленности психики и поведения – генетика поведения. Генетика развития, дополняющая данную научную область, исследует генетические механизмы нормального и аномального психологического развития человека.

На каждого человека оказывают влияние следующие факторы: генотип, среда, биологические и социальные факторы.

Социальной воздействие на человека связывают, как правило, с обществом людей, их материальной и духовной культурой. В процессе обучения и воспитания индивида происходит социализация, усвоение и активное воспроизводство социального опыта.

По мнению Р.С. Немова, «биологические факторы» интегрируют в себе и наследственно закрепленные физические (конституциональные) и заданные с рождения физиологические (процессуальные) свойства человеческого организма. Биологическое может быть врожденным или приобретенным в пренатальный период развития организма ребенка или возникнуть после рождения.

Практически все в организме человека (его развитие, анатомо-физиологическое строение, основные жизненные функции) находится под определенным контролем со стороны генных структур.

Генотип – совокупность прирожденных признаков, определяемых исключительно генетически. Признаки, характерные для взрослого организма, прошедшие длительный и сложный путь развития в определенных условиях среды называются фенотипом. По мнению Р.С. Немова, фенотип – результат совместного влияния на организм и генотипа, и среды, в которой организм развивается. Генотип редко обусловливает больше половины всех индивидуальных особенностей человека.

По современным данным напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно, и, следовательно, то, что задано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание обладает огромными возможностями в психическом развитии индивида.

Выделяют следующие виды с реды: социальная, технократическая, природная и др.

Дети растут в человеческой среде, социуме. Ребенок всегда начинает говорить на языке той страны, в которой он родился и вырос. Это самое убедительное доказательство влияния среды на психическое развитие человека.

Проблема влияния биологического и социального на психическое развитие человека может быть решена за счет введения понятия сензитивного периода развития. Оно означает возраст, во время которого при формировании тех или иных психологических качеств человека можно добиться наилучших педагогических результатов. Для речи, например, таким периодом является возраст то одного года до трех лет.

Из всех человеческих свойств минимальную зависимость от генотипа обнаруживают черты личности, выражающие отношение человека к людям и обществу (общительность, коммуникабельность, трудолюбие, аккуратность и др.).

Очевидно, что развитие ребенка является результатом взаимодействия между врожденными биологическими особенностями организма и приобретенным жизненным опытом.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое психические процессы?

2. Что такое психические свойства и состояния?

3. Какие три главные функции психики выделил Б.Ф. Ломов?

4. Какие подходы к решению проблемы соотношения биологического и социального вы знаете?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.