Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демографическая проблема. Демографическая политика




Изучение содержания параграфа предоставляет возможность:

Ø обобщить знания о демографической проблеме по регионам мира;

Ø углубить представления о сути и результатах демографической политики

Демографическая проблема. Быстрый рост населения Земли в XX в. поставил перед человечеством целый ряд сложных социальных проблем: голод и нищета большого количества населения планеты, отсутствие жилья и средств для интеллектуального развития. Сюда же относится и проблемы прав человека, равенства между людьми и др.

В последние десятилетия в высокоразвитых странах Европы наблюдается демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью) и одновременно быстрый рост населения в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки. Особенно быстро растет население в развивающихся странах. Так, если в 1950 году соотношение по этому показателю было 1:2, то в настоящее время оно составляет 1:4 и разрыв продолжает увеличиваться. В настоящее время во многих из развивающихся стран наступила фаза стабилизации численности населения, обусловленная значительным снижением рождаемости. Однако для большинства стран Африканского континента, Азии (Бангладеш, Пакистана, Ирана, Непала, нефтедобывающих арабских стран) среднегодовой прирост населения составляет около 3%.

Демографическая проблема усиливается быстрым ростом городского населения. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в регионах с низким уровнем социально-экономического развития. По данным ООН на первом месте по темпам роста городского населения стоит Азия, а на втором Африка.

Для решения глобальной демографической проблемы ООН приняла Всемирный план действий в области народонаселения.

Демографический взрыв нашего столетия – результат, прежде всего резкого снижения смертности во всех возрастных группах, и особенно в детском возрасте. Это было обусловлено развитием медицины, использованием антибиотиков, систематической вакцинацией населения, улучшением условий жизни в городах, достижениями агротехники, снижением числа голодающих и т. д. Сложность демографической проблемы состоит не столько в численности населения, сколько в неравномерности его прироста в разных странах.

В последнее десятилетие в мире наблюдается огромный прогресс в социально-экономическом развитии, однако по-прежнему остаются значительные отличия в уровне развития «Севера» и «Юга». Так, если в 1970 г. в индустриально развитых странах жило 1040 млн человек (28,4% от всего населения), в развивающихся – 2649 млн человек (71,6%), то в 2005 г. соответственно 1188 млн (19,7%) и 5254 млн (81,3%). Более высокими темпами увеличивается численность населения беднейших стран: в 1994 г. она составляла 575 млн человек, в 2005 г. – 760 млн, т.е. почти 12% от всего населения Земли.

Большинство стран мира относятся к группе бедных стран. По оценке ООН почти половина населения мира, главным образом в Азии, Африке, Латинской Америке, вынуждены существовать менее чем на 2 долл. США в день, около 860 млн человек неграмотных, более 1325 млн человек не имеют возможности посещать школу, более 1 млрд человек не имеют доступа к чистой питьевой воде, а 2,4 млрд – лишены доступа к водопроводу и канализации.

Одной из главных причин бедности является высокий уровень потребления природных ресурсов в богатых странах. Они потребляют ¾ важнейших природных ресурсов, а живут в них лишь 25% населения Земли. В богатых странах используют 75% мировых энергоресурсов, 48% зерновых культур, 92% автомобилей, 80% железа и стали.

В богатых странах менее 1 из 1000 детей не доживает до пятилетнего возраста, а в бедных – 20% детей. В богатых странах не доедает менее 5% детей в возрасте до 5 лет, то в бедных не доедает уже 50%. Ежегодно от заболеваний, поддающихся предупреждениям, в мире гибнет более 10 млн детей. Значительная часть населения умирает от туберкулеза (2 млн смертей в год) и малярии (1 млн). Неравенство между богатыми и бедными странами увеличивается. Так, на 20% наиболее богатой части населения приходится 82,7% мирового дохода, на 20% беднейшего населения – лишь 1,4%.

Бедность и мировая неграмотность касается в первую очередь сельскохозяйственного населения в развивающихся странах. По оценке ООН пропитание и доход более 1 млрд человек полностью зависят от текущего урожая, и они почти не имеют никаких средств, чтобы пережить неурожай. В сельских районах Африки, Азии, Латинской Америки производительность сельского хозяйства все время падает из-за истощения земли. Это затрагивает 2/3 сельскохозяйственных земель в мире. Эксплуатация пашни, лесных, пастбищных и водноболотных угодий зачастую приводит к деградации окружающей среды и дает малый экономический эффект.

В 2003 г. из-за хронического недоедания имели недостаточный вес ½ детей до пяти лет в Южной Азии, 1/3 – в Тропической Африке. Более 11 млн детей в возрасте до пяти лет в развивающихся странах умирают ежегодно от причин, которые можно было предотвратить.

Важным показателем качества населения является здоровье, образовательный уровень и квалификация. Показателями здоровья населения являются затраты на здравоохранение и медицинское обслуживание, младенческая смертность. В высокоразвитых странах затраты на здравоохранение составляют 8-10% от ВВП, в Тропической Африке – 2% (в Судане 0,3% от ВВП). Медицинское обслуживание в развитых странах доступно для всего населения, а в развивающихся зачастую для меньшей его части, а в таких странах как Эфиопия, Ангола, Конго на 100 тыс. жителей приходится менее 10 врачей.

Наряду с постоянным уменьшением младенческой смертности на первом году жизни различия в этом показателе между развитыми и развивающимися странами чрезвычайно большие. Так, при среднемировом показателе смертей на 1000 живорожденных детей в экономически развитых странах он составляет всего 9/1000, в развивающихся – 62/1000, а в наименее развитых странах – 100/1000. В Сьерре-Леоне, Анголе, Нигере, Афганистане этот показатель составляет свыше 160/1000 жителей.

Мир поражает эпидемия ВИЧ (СПИДа) с 42 млн больных в мире. 39 млн приходится на развивающиеся страны (Тропическая Африка, Восточная и Центральная Азия, Индия, Китай). Ежегодно от этой болезни умирает более 3 млн человек. Среди больных преобладает молодежь. Из 44 государств Африки, в которых распространен СПИД, наибольшее число больных зарегистрировано в ЮАР – 5 млн (20% взрослого населения), Нигерии – 3,5 мл (5,8%), Кении – 2,5 млн (15%), Зимбабве – 2,3 (39,7%).

Важнейшей демографической категорией является продолжительность жизни. При ее определении пользуются термином «средняя продолжительность жизни». Однако, более правильно говорить об ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении (число лет, которое в среднем предстояло бы прожить человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастная смертность останется на уровне того года, для которого вычисляется показатель). В мире наблюдаются значительные отличия в ожидаемой продолжительности жизни по отдельным крупным регионам, странам, а также среди мужчин и женщин. В экономически развитых странах средняя ожидаемая продолжительность жизни от всего населения составляет 74 года (для мужчин – 71 год, для женщин – 79 лет). В развивающихся странах этот показатель составляет 63 года (62,65). Наибольший показатель ожидаемой продолжительности жизни характерен для Северной Америки, Западной Европы, а среди стран – Японии, Австралии, Швейцарии, Швеции, Канаде, Испании, Италии. Ожидаемая средняя продолжительность жизни для всего населения составляет свыше 79 лет. Наиболее низкий показатель ожидаемой средней продолжительности жизни характерен для Сьерра-Леоне, Малави, Уганды (менее 41 года).

Показателем качества населения является образованность и квалификация трудовых ресурсов. В экономически развитых странах процент неграмотного населения старше 15 лет минимальный, в развивающихся странах Африки, в Юго-Западной и Южной Азии он достигает значительных показателей. В наименее развитых странах неграмотность составляет 52,7% (2000 г.).

Квалификация рабочей силы является ведущим компонентом производительных сил. Квалификация кадров зависит от уровня образования, наличия трудовых навыков, степени вовлеченности в производство и др. Все это оказывает влияние не только на социально-экономическое развитие, но и на размещение производства. Естественно, наблюдаются существенные отличия в квалификации рабочей силы в развитых и развивающихся странах.

На основании конечных показателей, отражающих уровень жизни населения (ВВП на одного человека, здоровье, образованность, продолжительность жизни, квалификация), определяется рейтинг стран по Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП включает: а) младенческую смертность до 1 года на 1000 родившихся живыми и доживших до 1 года; б) ожидаемая средняя продолжительность жизни населения; в) грамотность населения (число неграмотных старше 15 лет); реальный ВВП на душу населения. Высокие показатели ИРЧП имеют 53 государства (Норвегия, Исландия, Австралия, Люксембург, Канада, Швеция, Швейцария, Ирландия, Бельгия, США, Япония и др.).

Все более углубляется проблема всемирной нищеты, голода, болезней, растущей неграмотности, что ведет к деградации экономических систем, от которых зависит благосостояние всего человечества.

В последние два-три десятилетия наблюдается глобализация образования, что связано с усилением интеграционных процессов вовлечению более 4 млрд детей дошкольного и школьного возраста, студентов вузов и средних специальных заведений.

Глобализация образования направлена на определенное разделение мира по социальным, национальным и другим особенностям, решение противоречий между человеком и природой и др. Однако в настоящее время наблюдаются кризисные явления в образовании, что обусловлено переходом от индустриальной к постиндустриальной стадии развития во многих странах мира. Происходят процессы интеллектуализации и компьютеризации труда. В связи с этим происходит перестройка структуры и содержания образования, методов учебной и воспитательной работы.

Основными чертами современного глобального образования является приоритетность, непрерывность, повышение качества, демократизация и гуманизация, фундаментализация и информатизация. Однако, общие тенденции глобализации образования, различия между странами и регионами в образовании сохраняются.

С демографической проблемой тесно связаны продовольственная, энергетическая, сырьеваяпроблемы. Одной из острых глобальных проблем является продовольственная проблема. В настоящее время более 1 млрд. жителей Земли не имеют достаточного количества продуктов питания. В мире ежегодно умирает от голода 10—30 млн. человек. В 80-е гг. в Индии голодало как минимум 20 млн. человек. География голода и недоедания охватывает развивающиеся страны Африки, Южной и Юго-Восточной Азии и частично Латинской Америки.

Особенностью продовольственной проблемы является, с одной стороны, недостаток продуктов питания во многих развивающихся странах мира, с другой - их качественная неполноценность.

Для многих стран мира (Индия, Индокитай, страны Африки) характерен так называемый «скрытый голод», когда при довольно большом количественном объеме потребляемых продуктов, в пищевом рационе населения не хватает жизненно важных веществ, чаще всего белков животного происхождения.

В характере питания населения земного шара существуют значительные отличия. В странах высокого уровня экономического развития суточное потребление в расчете на 1 человека на 850—1000 калорий больше, чем в развивающихся странах (суточная норма калорийности пищи не должна быть ниже 2300 - 2600 калорий в сутки). Особенно угрожающее положение в мире сложилось с белковым питанием: в экономически развитых странах на душу населения в день приходится до 100 г белка, из которых 50 % - белок животного происхождения; в развивающихся странах потребление белка в сутки составляет 40-60 г и только 15-20 % из них приходится на животные белки.

Таким образом, неправильное питание значительной массы населения в настоящее время является не менее серьезной проблемой, чем недоедание, голод, которые связаны, прежде всего, с засухами и неурожаями. Зерновые культуры не могут в должной мере заменить продукты животного происхождения, так как содержащиеся в них белки лишены некоторых важных аминокислот, особенно это относится к крахмалистым культурам (ямс, картофель, маниока и др.).Следует отметить, что продовольственных ресурсов в мире достаточно, но распределены они неравномерно, и их доступность для населения различных стран неодинакова. Районы производство продукции не совпадают с территориями их основного потребления. Такие страны как США, Канада, страны Западной Европы имеют перепроизводство продуктов питания.

Для решения продовольственной проблемы необходимо более эффективно использовать природные ресурсы. Экстенсивный путь развития отраслей сельского хозяйства, основанный на увеличении площади земельных угодий, малоэффективен, требует больших затрат, так как плодородные и выгодно расположенные земли практически уже освоены человеком. Одним из выходов в решении продовольственной проблемы является использование ресурсов Мирового океана. Его биологическая продуктивность очень велика, хотя в общем объеме потребляемой населением продукции Земли на океан приходится не более 3 %. Ежегодно в нем воспроизводится около 40 млрд. т различных организмов. Продукты питания, которые добываются сегодня из океана, составляют лишь незначительную долю его возможностей. Они содержат столько белка, сколько может дать стадо крупного рогатого скота в 200 млн. голов.

В ряду мировых (глобальных) проблем в последнее время большое значение придается решению энергетической и сырьевой проблем. Современный уровень потребления энергии, сырья, воды настолько высок, что существует реальная угроза возможного исчерпания доступных для использования энергетических (нефть, газ, уголь) и минерально-сырьевых ресурсов. Использование многих ресурсов и воды возрастает ежегодно на 5 %, производство электроэнергии — на 8 %. Кроме того, полезные ископаемые на земном шаре размещены неравномерно.

Демографическая политика – процесс регулирования воспроизводства населения государством, который включает целую систему (экономических, административных, пропагандистских) мероприятий, направленных на естественное движение населения, и в первую очередь на рождаемость. В большинстве высокоразвитых стран доминирует демографическая политика, которая направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения. К мероприятиям, которые стимулируют рождаемость, относятся дополнительные выплаты, беспроцентные кредиты семьям, продолжительный отпуск по уходу за ребенком и т. д. Демографическая политика в экономически развитых странах проводится в большинстве своем с помощью экономических мер и направлена на стимулирование рождаемости. В странах, где сильны позиции католической церкви (США, Ирландия, Польша и др.), в парламентах обсуждались законы, предусматривающие уголовную ответственность за аборт и законы, запрещающие их. Особенно актуально проведение демографической политики в развивающихся странах со вторым типом воспроизводства населения. Однако её реализацию зачастую невозможно осуществить по следующим причинам: а) нехватка финансовых средств; б) консервативность традиций многодетности; в) высокий социальный статуса материнства и, особенно, отцовства; г) сильное влияние религии, особенно ислама; д) значительная занятость населения в сельском хозяйстве и др. В связи с этим простое воспроизводство населения или «нулевой рост» в развивающихся странах в настоящее время невозможен, так как росту населения характерна инерция, которую трудно изменить. Во многих странах мира (Китай, Индия, Вьетнам) ведется целенаправленная плановая демографическая политика по снижению рождаемости.

Вопросы и задания:

1. Раскройте содержание понятий «демографический взрыв», «демографическая политика». Приведите примеры демографической политики в высокоразвитых и развивающихся странах.

2. Какие основные причины и следствия возникновения демографической проблемы?

3. Объясните чем опасен для населения «скрытый голод»? Почему не все страны могут решить эту проблему?

4. *В стране А с населением 20 тыс. человек в течение года родилось 660 тыс., а умерло 200 тыс. человек, выехало из страны 30 тыс. человек, въехало – 15 тыс. человек. Каковы в стране были: естественный прирост населения, общий прирост населения? Что можно предположить об уровне экономического развития страны?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.