Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену. Упражнение на установление раппорта




Упражнение на установление раппорта.

В основе эффективной коммуникации - доверие. Доверие возникает при похожести мировоззрений. Клиент почувствует доверие, если он узнает, что вы понимаете его, что вы можете помочь ему взять от жизни больше, чем это удавалось до сих пор. Важно понять, каким образом у клиента формируется эта вера, с помощью какой репрезентативной системы клиент организует свой опыт. Процесс выбора предикатов, соответствующих репрезентативной системе клиента, направлен на достижение лучшего понимания.

Установка раппорта. Параметры:

· Физиология: поза, телодвижения;

· Голос: интонации, громкость, темп, тон:

· Язык (речь) и образ мышления;

· Убеждения и ценности (то, во что верят люди и что считают важным);

· Личный опыт: интересы, профессиональная деятельность;

· Дыхание, утонченное и очень мощное средство подстройки.

Литература

1. Андреас Ст., Андреас Кон. Сердце мозга. – Екатеринбург: МООПД, 1993–312 с.

2. Байрон А. Люис, Р. Фрэнк Пуселик. НЛП. Магия нейролингвистического программирования без тайн. – СПб, 1999.

3. Бендлер Р., Гриндер Д. Структура магии. Кн. 1 и 2. - СПб., 1993.

4. Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы./Пер. с англ. – М.: изд-во ин-та психотерапии, 1999. – 182 с.

5. Гордон Дэвид. Терапевтические метафоры. – СПб.: «Белый кролик»,1995–195 с.

6. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. / Пер. с англ. – М.: «Класс», 2000. – 194 с.

7. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. / Пер. с англ.- СПб. – 2000.

8. Дилтс Р., Халбом Т., Смит С. Убеждения, путь к здоровью и благополучию. – Портленд, Орегон: «Метаморфоз Пресс», 1993.- 173 с.

9. Карелин А. Снег на листьях или психотехнология успеха. - Саратов, 1994.

10. Ситников А.П. НЛП. – М., 1998

 

Заключение

Оптимальный вариант освоения представленных методик начинается с обретения специального образования, в рамках которого происходит формирование мировоззренческих позиций психолога-консультанта, актуализация и осознавание высших профессиональных ценностей, верований, допущений, установок, необходимых для эффективной деятельности. Это необходимо уже потому, что нам вверяется тончайший человеческий инструмент под названием «психика», расстроить который очень просто, наладить сложно, а порой невозможно. Безоглядное экспериментирование, любопытство без чувства внутреннего долга, без осознания высочайшей ответственности категорически недопустимо!

Зачастую в качестве основы или стержня профессии выделяют понятие «целостная Я-концепция». Здесь, безусловно, речь идет о самосознании человека и, в частности, о становлении профессионального самосознания, об условиях и способах его формирования, о движущих силах его развития, о факторах, влияющих на качество его сформированности. Самосознание человека-специалиста-психолога есть сложное, многоуровневое и многогранное образование. Я-концепция предполагает целостность, системность самосознания, все грани и уровни которого взаимосвязаны и, следовательно, взаимозависимы.

Психологический аспект исследования проблемы самосознания предполагает раскрытие специфики самосознания как особого процесса человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе (И.И. Чеснокова).

Исследователи профессионального самосознания отмечают, что оно строится на базе общего самосознания личности. «…Структура профессионального самосознания в общих чертах совпадает со структурой самосознания личности и представляет собой взаимоперекрещивающееся и взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой» (Митина 1990, с. 58). А.К. Маркова фактически выделяет в профессиональном самосознании те же составляющие. По ее определению, профессиональное самосознание – «это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, это система отношений и установок к себе как профессионалу» (Маркова, 1996, с. 88). Профессиональное мастерство не может быть сведено к одному лишь владению профессиональными технологиями.

Профессиональное самосознание как интегрированная, многоуровневая личностная категория характеризуется диалектической трехмерностью ее составляющих: процессуальной, результативной и личностной, и является источником творческой зрелости специалиста.

Становление профессионального самосознания происходит под влиянием ряда факторов. К таким факторам относят: 1) детерминацию личностной предрасположенности человека к определенного рода деятельности; 2) влияние коллектива, профессиональной среды. Реакция профессиональной среды на поведение личности позволяет сориентироваться, насколько еще велик разрыв между Я-профессиональным реальным и Я-профессиональным идеальным; 3) специальная работа по формированию и развитию профессионального самосознания.

Психолог – это специалист по субъективным мирам (А.Г. Асмолов). Психолог – это специалист, поддерживающий самореализацию, личностный рост и социальное и духовное становление субъекта (индивидуального или коллективного), способствует его развитию, оптимизации характеристик его (субъекта) внутреннего мира.

На психологах лежит миссия вносить важные долгосрочные изменения в обыденные представления о том, какими принципами необходимо руководствоваться, имея дело с человеком как личностью, какими принципами должен руководствоваться профессионал, если его квалификация связана с сущностными функциями человека. Культурное предназначение психолога – это оптимизация субъективных миров по возможности всех субъектов (отдельных людей, малых и больших социальных групп…). Психолог ратует также за повышение человекосообразности в отношениях между субъектами разного рода.

Для выполнения такой миссии необходима глубокая внутренняя работа по осознанию собственных сущностных функций. А это означает, что наряду с получением знаний необходима практика консультирования, построенная следующим образом:

· Опыт собственно клиентской работы. Для того чтобы создать творческий психотерапевтический процесс взаимодействия с клиентом недостаточно прочно усвоенных знаний, самостоятельного изучения литературы. Необходимо стать клиентом. Еще лучше, если вы приобретете опыт клиентской работы у психологов разных направлений. Возможно, у вас возникнут идеи о создании своей собственной концепции консультирования и психотерапии.

· Работа под супервизией. Некоторое время следует поработать под наблюдением опытного специалиста. Совместный анализ проделанной работы позволит отследить ошибки и удачи. Особое внимание уделите ошибкам, осознанию их проявления, возможности изменений. Полюбите свои ошибки! Благодаря осознанию своих ошибок в личности происходят значимые изменения, профессиональный и личностный рост. Признания же своей непогрешимости приводят к застою.

· Самостоятельная работа и оценка ее эффективности. Эффективность своей деятельности взвешивается с помощью определения критериев. Сущностью критериев деятельности как раз и является полное или частичное совпадение (расхождение) конечных (реальных) результатов с поставленной целью (ожидаемым результатом). Эффективность деятельности определяется степенью адекватности применяемых способов, форм и методов работы. Сам по себе критерий не есть показатель эффективности. К критериям можно отнести: стабилизацию негативных тенденций, наблюдаемых в той или иной ситуации; выведение клиента из трудной жизненной ситуации, преодоление ее; позитивные изменения в жизни клиента; степень удовлетворенности клиента. Удовлетворение потребностей должно быть своевременным, с высоким качеством, в полном объеме.

И помните, каждая личность самоценна, непохожа на другую. У каждого человека есть абсолютно все для того, чтобы решить свою трудную жизненную ситуацию.


1. Цели и задачи психологического консультирования

2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии

3. Основные принципы психологического консультирования

4. Этика и ответственность консультанта

5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта

6. Система ценностей консультанта

7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций

8. Способы подстройки к клиенту

9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

10. Профессиональная подготовка консультанта

11. Пятишаговая модель интервью

12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода

13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода

14. Различия между экзистенциальным и гуманистическим подходами

15. Сущность экзистенциальной терапии

16. Экзистенциальная психодинамика

17. Основные понятия логотерапии

18. Экзистенциальный вакуум

19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии

20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии

21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем

22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии К Роджерса

23. Микротехники эмпатического слушания

24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальтпсихологии

25. Базовые понятия гештальт-подхода

26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии

27. Некоторые техники гештальт-терапии

28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода

29. Сущность диалогического подхода Т.А. Флоренской

30. Условия диалогического консультирования Т.А. Флоренской

31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультировании

32. Ошибки стихийного диалогического консультирования

33. Принципы работы консультанта

34. Уровни диалогического консультирования

35. Основные положения трансактного анализа

36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа

37. Процесс коммуникации в трансактном анализе

38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ)

39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ)

40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ)

41. Виды сценарных посланий (Трансактный анализ)

42. Сценарий, как процесс (Трансактный анализ)

43. Терапия трансактного анализа

44. Базовые положения НЛП

45. Репрезентативные системы НЛП

46. НЛП, Убеждения. Природа убеждений

47. Модель изменения при использовании НЛП

48. Основные положения моделирования в НЛП

 


Российская Федерация

Министерство образования и науки

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

 

Факультет Психологии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.