Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита прав предпринимателей в спорах с контролирующими органами




Действия контролирующих органов не всегда являются право­мерными. Это объясняется многими причинами, среди которых и некомпетентность проверяющих, и умышленные действия по созда­нию конфликтных ситуаций в проверяемой организации.

Для защиты своей позиции предприятия могут выбрать право­вые средства, предусмотренные действующим законодательством.

Административный способ защиты заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы контролирующего органа без передачи спора в суд.

Порядок административного обжалования актов и действий налоговых органов регулируется частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, таможенных органов — Таможенным кодексом Российской Федерации. В отношении иных контролирующих органов применяется порядок, предусмотренный КоАП РФ, если иное не указано специальными законами, регулирующими деятельность этих органов.

По общему правилу жалоба подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу в зависимости от предмета обжа­лования.

Срок подачи жалобы различен. Так, для жалобы в налоговые орга­ны он составляет три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

КоАП РФ предусматривает для обжалования 10-дневный срок.

Целая система сроков административного обжалования установ­лена для таможенных органов. Так, согласно ТК РФ постановление таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможен­ных правил может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган в течение 20 дней со дня вынесения постановления.

Акт о наложении взыскания по упрощенной форме может быть обжалован начальнику или заместителю начальника таможенного органа, должностное лицо которого составило указанный акт, в тече­ние 10 дней со дня составления акта.

Решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц обжалуются в вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу в течение трех месяцев со дня уведомления лица о решении либо совершения действия.

При неуведомлении лица о принятом решении первоначальная жалоба может быть подана в течение шести месяцев е-даты принятия решения. При бездействии первоначальная жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня истечения трехмесячного срока после получения соответствующими таможенными органами либо их долж­ностными лицами письменной просьбы о принятии решения.

В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направ­лена жалоба.

К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

Законодательство не предъявляет каких-либо обязательных тре­бований к содержанию жалобы в вышестоящую инстанцию.

При подаче жалобы на практике указываются следующие сведения:

— наименование и адрес вышестоящего органа или Ф.И.О. долж­ностного лица, на имя которого подается жалоба;

— Ф.И.О. и адрес лица, подающего жалобу;

— наименование органа или Ф.И.О. должностного лица, чьи дей­ствия или бездействие обжалуются;

— номер и дата обжалуемого решения контролирующего органа о привлечении лица к ответственности;

— основания, по которым производится обжалование ненорма­тивных актов контролирующего органа, действия или бездей­ствие его должностных лиц, а также дата и время их совершения.

Жалоба, поданная юридическим лицом, подписывается его руко­водителем либо иным законным или уполномоченным представи­телем юридического лица. Если жалоба подается физическим лицом, она подписывается им самостоятельно либо его представителем.

Срок, установленный законодателем на рассмотрение жалобы, также различен. Например, жалоба налогоплательщика в налоговые органы должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения соответствующим лицом (согласно НК РФ). Такой же срок предусмотрен и для жалоб в таможенные органы (в соответ­ствии с ТК РФ). КоАП РФ предусматривает 10-дневный срок на рас­смотрение жалобы, если иное не предусмотрено законодательством.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий орган обычно принимает одно из следующих решений:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить решение нижестоящего органа;

— назначить дополнительную проверку;

— изменить решение или вынести новое решение.

Подача жалобы в вышестоящие налоговые органы не приоста­навливает исполнение обжалуемого акта или действия. Однако лицо, рассматривающее жалобу, вправе приостановить исполнение, если у него имеются достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действия не соответствуют законодательству Российской Феде­рации (согласно НК РФ и ТК РФ).

В связи с тем, что общего правила не существует, при обжалова­нии действий либо решений какого-либо контролирующего органа нужно еще раз внимательно ознакомиться с нормативным актом, регу­лирующим его деятельность.

Подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должност­ному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов контролирующих органов, дей­ствий или бездействия их должностных лиц юридическими лицами

и индивидуальными предпринимателями производится путем пода­чи искового заявления в арбитражный суд.

Для защиты своих прав возможно предъявление в суд следую­щих исков:

— о признании недействительным решения контролирующего органа, не соответствующего законодательству и нарушающего права и законные интересы организаций и граждан;

— о признании незаконными действий (бездействия) должност­ных лиц контролирующего органа;

— о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

о возврате из бюджета денежных средств, списанных контро­лирующим органом в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иных нормативных пра­вовых актов;

— о возмещении убытков, причиненных действиями (бездей­ствием) этих органов.

Иск о признании недействительным решения контролирую­щего органа, не соответствующего законодательству и нарушаю­щего права и законные интересы организаций и граждан. Предметом обжалования по искам о признании недействительным ненорматив­ного акта контролирующего органа являются его решения (постанов­ления).

К ненормативным актам органа исполнительной власти, приня­тым в связи с проведением проверки, которые могут быть обжалованы в суд, относятся, например:

— акт об изъятии документов, свидетельствующих о соверше­нии правонарушений;

— решение о приостановлении операций по счетам в банкахили иных кредитных учреждениях;

— акт, составляемый при воспрепятствовании доступу должност­ных лиц, проводящих проверку, на территорию или в поме­щения проверяемого;

— решение (постановление), вынесенное руководителем (замес­тителем руководителя) контролирующего органа по резуль­татам рассмотрения материалов проверки.

Сам акт проверки обжаловать нельзя, поскольку этот документ лишь фиксирует факт проведения проверки и обстоятельства, которые были в результате выявлены. Предметом урегулирования может быть только решение, которое будет вынесено на основании данного акта. Немаловажными при подаче данного иска являются следующие обстоятельства:

— размер государственной пошлины по иску организации о при­знании недействительным решения органа исполнительной власти должен быть кратен соответствующему на тот момент размеру МРОТ;

— при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправ­ления и иных органов обязанность доказывания обстоя­тельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

Иск о признании незаконными действий (бездействия) долж­ностных лиц контролирующего органа. Согласно п. 2 ст. 46 Консти­туции РФ «решения и действия (или бездействие) органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Ответчиком по данному иску может являться как конкретное должностное лицо, так и контролирующий орган, поскольку работ­ники, уполномоченные совершать те или иные действия, совершают их не от собственного имени, а от имени налогового органа.

Результатом удовлетворения иска о признании незаконными действий (бездействия) является признание факта их незаконности и понуждение должностных лиц к прекращению таких действий или бездействия.

В практике арбитражных судов имеются споры о признании незаконными действий налоговых органов. Сотрудниками налоговой инспекции и налоговой полиции было проведено изъятие документов у акционерного общества. По истечении пяти дней после изъятия ни подлинные документы, ни изготовленные с них копии акционерному обществу возвращены не были. Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с жалобой на действия налоговых органов по удер­жанию изъятых документов. В судебном заседании истец уточнил, что им обжалуются действия налоговых органов в лице их руководителей в связи с неисполнением обязанностей, предусмотренных ст. 94 НК РФ. Арбитражный суд своим Определением производство по делу прекра­тил. Основанием для вынесения данного решения послужил тот факт,

что истец в жалобе (иске) не указал конкретных должностных лиц и того, какие их действия (бездействие) обжалуются. Постановлением апелляционной инстанции Определение арбитражного суда оставлено без изменения.

Президиум ВАС РФ с выводами арбитражного суда не согласился, указав на сделанные истцом в ходе судебного заседания необходимые уточнения. При этом Суд указал, что в соответствии с п. 8 ст. 94 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе изъять у проверяемого лица подлинные документы в порядке, предусмотренном указанной статьей. При изъятии таких документов с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или пере­дать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налого­вый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в тече­ние пяти дней после изъятия.

Пропуск налоговым органом пятидневного срока, установленного НК РФ для возврата изъятых документов, является основанием для обжалования действий налогового органа в судебном порядке.

В другом случае акционерное общество обжаловало в арбитраж­ный суд решение Государственной налоговой инспекции об отказе зачесть излишне уплаченные им суммы налога в счет текущих налого­вых платежей в соответствии с НК РФ. Иск был предъявлен началь­нику районной налоговой инспекции.

Определением арбитражного суда в приеме искового заявления было отказано по основанию, предусмотренному ст. 107 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), со ссылкой на то, что данный спор арбитражному суду неподведомствен, поскольку иск предъявлен к физическому лицу (начальнику налоговой инспекции).

Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение, так как пришел к выводу, что оснований для отказа в приеме искового заявле­ния у суда не имелось, поскольку ст. 138 НК РФ предусмотрена воз­можность судебного обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц путем подачи искового заявле­ния в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуаль­ным законодательством.

Иск о признании не подлежащим исполнению исполнитель­ного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Оспариваемым документом, в частности, является инкассовое поручение налогового (или таможенного) органа на списание со счета налогоплательщика в бесспор­ном порядке начисленных по результатам проверки сумм недоимок и пени за различные налоговые правонарушения. Указанное инкас­совое поручение передается налоговым органом в банк, обслу­живающий налогоплательщика, и подлежит исполнению последним в бесспорном порядке (согласно НК РФ).

Если в момент поступления в банк данного документа на счете налогоплательщика отсутствуют денежные средства либо их недоста­точно для полного исполнения этого инкассового поручения, послед­нее помещается банком в картотеку неисполненных документов для контроля и последующего списания соответствующих денежных средств по мере их поступления на счет налогоплательщика.

По иску о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения контролирующего органа государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой суммы.

В случае если у лица отсутствуют денежные средства для уплаты государственной пошлины, это не означает, что он не может обра­титься за судебной защитой. При предъявлении искового заявления необходимо подать ходатайство о рассрочке или об отсрочке уплаты госпошлины. К ходатайству прилагаются:

— справка налогового органа о наличии у лица банковских счетов;

— справки банков, подтверждающие отсутствие на этих счетах средств, необходимых для уплаты госпошлины.

Проверяемый вправе также приложить иные документы, подтверж­дающие его тяжелое имущественное положение, которое не позволяет ему уплатить госпошлину при подаче иска.

К исковому заявлению прилагаются доказательства, подтверж­дающие обстоятельства, на которые лицо ссылается в обоснование своих требований.

Иск о возврате из бюджета денежных средств, списанных контролируемым образом в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иных нормативных право­вых актов. При предъявлении иска к нему прилагаются доказатель­ства списания денежных средств со счетов по решению контролиру­ющего органа (исполненные платежные или инкассовые поручения, выписки из банка и т.д.). Неправомерность взыскания подтвержда­ется доказательствами отсутствия нарушений (в частности, наруше­ний в исчислении налогов и сборов), послуживших основанием для принятия этого решения.

К исковому заявлению могут быть приложены следующие документы:

— акт, содержащий описание выявленных при проверке нару­шений;

— бухгалтерские и иные документы, имеющиеся в распоряже­нии организации, опровергающие обстоятельства, изложен­ные в акте.

Иск о возмещении убытков, причиненных неправомерными дей­ствиями (бездействием) контролирующих органов, устанавливает Конституция РФ (ст. 53): «Каждый имеет право на возмещение госу­дарством вреда, причиненного незаконными действиями (или без­действием) органов государственной власти или их должностными лицами».

Для наступления имущественной ответственности контроли­рующих органов необходимо доказать в совокупности:

— факт определенных действий или бездействия этих органов, их должностных лиц или работников и их незаконность;

— причинение убытков (или вреда имуществу) при осуществ­лении должностным лицом (работником) своих служебных обязанностей;

— причинную связь между неправомерными действиями (реше­ниями) или бездействием и причиненными убытками (насту­пившим вредом). Кроме того, необходимо представить обос­нованный расчет понесенных убытков.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нару­шено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реаль­ный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо полу­чило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

Убытки, как правило, делятся на прямые (имеют непосредствен­ную связь с фактом нарушения органами государственной власти прав физических и юридических лиц) и косвенные.

Законодательство допускает возмещение убытков, причиненных необоснованным взысканием экономических (финансовых) санкций. Однако судебно-арбитражная практика исходит из того, что приме­нение в данном случае норм об ответственности за неисполнение

денежного обязательства, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, не допус­кается. Такое положение закреплено в постановлении Пленума Вер­ховного Совета РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». В пункте 2 данного постановления определено, что в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных право­отношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством.

Ответчиками по искам о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) органов исполнитель­ной власти, признаются Российская Федерация, соответствующий субъект Федерации или муниципальное образование в лице соответ­ствующего финансового или иного управомоченного органа. Предъявление иска непосредственно к контролирующему органу, допустив­шему нарушение, не может служить основанием для отказа суда в при­нятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд обязан привлечь в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган (п. 12 указанного постановления).

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелля­ционную инстанцию в течение одного месяца со дня вынесения решения (глава 20 АПК РФ).

Если срок обжалования в апелляционной инстанции был пропу­щен, то решение может быть обжаловано в кассационной инстанции. В кассационной инстанции может быть обжаловано также не устраи­вающее истца постановление апелляционной инстанции. Кассацион­ная жалоба может быть подана в течение одного месяца после вступ­ления в законную силу решения или постановления арбитражного суда (глава 21 АПК РФ).

Последней судебной инстанцией для защиты прав индивидуаль­ных предпринимателей и юридических лиц является Президиум ВАС РФ. Судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по протесту, принесенному Председателем ВАС РФ, Генеральным прокурором РФ или их заместителями. В случае несо­гласия истца с вынесенным решением (постановлением) арбитраж­ного суда истцу следует направить на имя одного из этих лиц заявле­ние о принесении протеста. При наличии соответствующих оснований

для пересмотра дела должностное лицо приносит протест, который рассматривается Президиумом ВАС РФ. Если основания для прине­сения протеста отсутствуют, истцу направляется уведомление об этом (согласно АПК РФ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.