Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П ро па га нд а




МЕСТО PR

В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Сегодня любой водопроводчик, продавец автомобилей

или лишенный этики человек может назвать себя

практиком Паблик рилейшнз. Однако многие, кто себя

так называют, не имеют специального образования,

подготовки и понятия о том, что представляет собой эта

сфера. В такой же мере и общественность мало понимает

значение этих двух слов.

(Эдуард Л. Бернайз)

Сэм Блэк писал: ≪Следует четко разграничивать PR и пропаганду. В пропаганде не всегда

учитываются этические аспекты, это слово сегодня используется в основном для того,

чтобы разъяснить те виды убеждения, которые основаны исключительно на личной

выгоде и в которых для достижения цели бывает необходимо исказить факты или даже

фальсифицировать их. PR, напротив, признает долговременную ответственность и

стремится убедить и достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений и

идей. PR может быть успешным только тогда, когда он основан на этических нормах и

когда он осуществляется честными средствами. В PR цель никогда не оправдывает

использование ложных, вредных или сомнительных средств...

Цель PR –достижение согласия; цель пропаганды –создание движения. PR стремится к

достижению честного диалога, пропаганда к этому не стремится. Методы PR

подразумевают полную открытость; пропаганда при необходимости скрывает факты. PR

стремится к пониманию; пропаганда –к привлечению сторонников≫[1].

U Эдвард Бернайз:

Пропаганда –последовательная, устойчивая кампания, представляющая идею или группу

идей.

U Виктория О’Доннел и Гарт Джовет:

Пропаганда –это обдуманное и систематическое усилие, направленное на достижение

отклика, который бы соответствовал намерениям пропагандиста... Создание направленной

коммуникации с определенными целями.

U Майк Кукас:

Пропаганда предлагает готовые решения бездумному стаду.

U Чарлз Симпсон:

Пропаганда –это организованное убеждение.

U Гарольд Ласуэлл:

Пропаганда –доставление массовой аудитории хорошо обдуманных односторонних

определений.

U Герберт Блумер:

Особенность пропаганды заключается в том, чтобы достигнуть цель (заставить людей

принять навязываемые точки зрения, отношения или ценности). Она не дает возможности

высказать противоположные мнения. Цель пропаганды –это главное, и она оправдывает

средства. Основным моментом в стремлении навязать мнение становятся не достоинства

самого мнения, а обращение к другим мотивам. При этом здесь используется метод

влияния вместо навязывания определенного решения.

Пропаганда

Слова имеют свою историю. Смысл их с годами заметно меняется. Значение

интересующего нас слова имеет источником термин ≪пропаганда≫ (распространение).

Раньше смысловой акцент ставился на непререкаемой ≪правильности≫ пропагандируемых

утверждений. Во многом пропаганда основана на вере. Непоколебимая долголетняя вера в

истинность своей точки зрения определила возникновение пропаганды.

Имея греческие и латинские корни, термин ≪пропаганда≫ долгие годы использовался для

описания деятельности различных религиозных организаций, предвыборных кампаний

политических партий, а также правительственных программ –все они втянуты в войну за

умы людей, внешнюю поддержку и помощь. Здесь поэты, писатели, композиторы,

художники и артисты соединяют свои усилия с усилиями государственных деятелей,

политиков, должностных лиц, священников, революционеров и агитаторов.

Пропагандисты проводили активную работу по обе стороны линии фронта во всех войнах,

которые когда-либо вело человечество.

О’Доннел и Джовет выделяют два аспекта пропаганды. Во-первых, авторы описывают

модель целевой пропаганды, построенной на основе простой классической ситуации.

Сообщение ж В об X. Или сообщение для В через С об X. Если при осуществлении

коммуникации А использует ≪информацию≫ (идеи, объяснения, инструкции), тогда целью

становится обеспечение взаимопонимания между А и В. Если А в процессе коммуникации

использует ≪убеждение≫ (ожидание ответной реакции, повторения или убеждения

случайным образом), тогда целью становится взаимозависимость между А и В. Если при

использовании ≪информации≫ и ≪убеждения≫ поток информации контролируется,

происходит управление общественным мнением и манипуляция общественным

поведением, тогда это можно назвать пропагандой, целью которой становится реклама

целей А, которые совсем необязательно нужны В.

Во-вторых, авторы выделяют три категории пропаганды: ≪белая≫, ≪серая≫ и ≪черная≫.

≪Белой≫ называется пропаганда, в которой четко указаны источники информации и

предоставляются точные сведения. ≪Серой≫ называется пропаганда, источник которой не

всегда может быть точно определен и не всегда можно ручаться за точность

предоставляемой информации. ≪Черная≫ пропаганда –это вид пропаганды, в которой

используются ложные источники и передаются сфабрикованные или ложные сведения;

это ≪большая ложь≫, применяющая все виды обмана. Сейчас для обозначения этого вида

пропаганды используют термин ≪дезинформация≫.

Гарольд Ласуэлл, профессор Гарвардского университета, полагает, что пропаганда

состоит из односторонних утверждений, выдаваемых массовой аудитории. Но нужно

отличать пропаганду от родственных ей видов коммуникаций (инструктирование,

информирование и исследование). Ведь пропаганда предлагает сомнительные

утверждения и включает интерпретацию и отбор предоставляемой информации с целью

повлиять на установки аудитории. Существуют различные технические способы

распространения, изменения и утаивания информации. Для этого также используются или

блокируются каналы передачи информации, осуществляется выбор или отклонение

посредников и других лиц, участвующих в процессе передачи информации.

Как видим, природа Паблик рилейшнз, его цели, задачи и методы, коренным образом

отличаются от предназначения и инструментария пропаганды.

[1] Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое?: Пер. с англ. Лондон: Модино пресс: М.: СП

АСЭС, 1990. С. 19.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.