Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое тестирование




 

Широкое место в арсенале психологических мето­дов исследования деятельности оператора принадлежит тестам. Тест (от англ. test — испытание, исследование) представляет собой стандартизированную методику психологического измерения, предназначенную для диагностики выраженности у человека психических свойств или состояний при решении практических задач. Психологическое измерение нормируется в вели­чинах межиндивидуальных различий. Тест представля­ет собой серию относительно кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Результаты выполнения тес­товых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Тесты разделяются на два ос­новных типа: собственно психологические тесты и тесты достижений (испытания знаний, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки). Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. В зави­симости от способа и возможностей интерпретации полу­ченных результатов различают стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные (нефор­мализованные) тесты. В стандартизированных тестах по­лучается объективный показатель обследования в виде показателя качества или продолжительности выполне­ния задания испытуемыми. При использовании нестандартизированных методик результатом является мнение специалиста, реализующего данную методику. Приме­ром таких тестов являются проективные тесты, приме­няемые при исследовании свойств личности.

По предмету диагностики выделяют тесты способ­ностей, личности и социально-психологические тесты. Тесты способностей представляют собой методики, диагностирующие уровень развития общих и специ­альных способностей, определяющих успешность обу­чения, профессиональной деятельности и творчества. Тесты способностей включают задания на интеллект, на проверку творческих способностей, которые исполь­зуются для определения общей одаренности человека. К ним относятся также тесты на проверку свойств восприятия, памяти, мышления, внимания, психомото­рики и др. Эти тесты наиболее широко используются при профессиональном отборе.

По способу реализации тесты делятся на бланко­вые, аппаратурные, опросные, ситуационно-поведен­ческие, компьютерные.

Бланковые методики наиболее широко представле­ны тестами, позволяющими оценить основные психичес­кие процессы человека. С помощью таких методик срав­нительно просто выявляются особенности узнавания образов и наблюдательности, концентрации и устойчи­вости внимания, ассоциации, обобщения, конкретизации, умозаключений, объема оперативной памяти и др.

Для оценки количественных и качественных харак­теристик восприятия используют методики: «Компасы», «Шкалы приборов», «Кубики» и др. Например, мето­дика «Шкалы приборов» (рис. 6.5), предназначена для исследования зрительного восприятия приборной ин­формации и способности быстрой и точной ее оценки. Задачей испытуемого является определить возможно более точно показание каждого прибора. Оценка ре­зультатов определяется по времени выполнения зада­ния и числу допущенных ошибок.

Для оценки качества внимания: объема, переклю­чения, распределения, концентрации, интенсивности и устойчивости используют корректурные пробы с кольцами (кольца Ландольта), методики: «Перепутан­ные линии», «Расстановка чисел», «Отыскание чисел с переключением» и др. Например, методика «Красно-черная таблица» предназначена для исследования

Рис. 6.5. Бланк теста «Шкалы приборов».

Рис. 6.6. Психологический тест «Красно-черная таблица».

 

способности оператора к переключению и распреде­лению внимания. В таблице (рис. 6.6) изображаются в беспорядке цифры красного и черного цветов (на ри­сунке они показаны соответственно жирным и свет­лым шрифтом) от 1 до 24. Испытуемый должен назвать и показать цифры по очереди — одну с начала, дру­гую — с конца ряда чисел, обязательно указывая при этом цвет цифры. Оценка проводится по скорости и точности ответа.

Оценку свойств кратковременной и долговремен­ной памяти (объем, точность, длительность, быстрота) проводят по специальным заданиям «Зрительная па­мять», «Слуховая память», «Информационный поиск» и др. Так, для проверки объема оперативной памяти испытуемому предъявляют на несколько секунд таб­лицу с символами, изображенными на рис. 6.7 (с уче­том особенностей исследуемой деятельности). На пус­том бланке испытуемый обязан после предъявления таблицы обозначить запомненные символы. Оценка результатов: учитывается общее количество зарисован­ных фигур и допущенных ошибок.

Проверка индивидуальных особенностей мысли­тельной деятельности осуществляется с помощью спе­циальных методик типа «Установление закономерно­стей», «Составление фраз», «Исключение понятий», «Силлогизмы» и др. В качестве примера рассмотрим методику «Силлогизмы». Силлогизмом (отгреч. sillogismus) называется умозаключение, состоящее из двух и более суждений (посылок), из которых делается третье суждение (вывод). Подобного рода умозаклю­чения часто приходится делать операторам, деятель­ность которых связана с принятием решения. Так, им нередко приходится принимать решение о преобла­дании одного параметра над другим не путем их пря­мого измерения, а на основании сравнения с третьим параметром [52]. В абстрактной форме эти решения можно представить как силлогизм вида:

А больше Б в 2 раза А значительно больше Б
Б меньше В в 7 раз Б несколько меньше В

__________________ или _____________________

А?В А?В

 

Рис. 6.7. Бланки тестов для исследования оперативной памяти.

 

В методике «Силлогизмы» испытуемому предъяв­ляется серия двухпосылочных силлогизмов, на осно­вании которых он должен сделать правильное умозак­лючение. Оценка задания ведется по времени его выполнения и количеству правильных ответов.

В последнее время в инженерной психологии боль­шое внимание уделяется изучению когнитивных сти­лей деятельности. Для оценки когнитивных стилей разработан ряд специальных тестов: «Скрытые фигу­ры» (для оценки полезависимости — поленезависимости), «Тест схематизации» (для оценки сглаживания — подчеркивания различий), тесты Дж. Келли и Дж. Биери (для оценки сложности познавательных струк­тур), «Парные фигуры» Кагана (для оценки импуль­сивности — рефлексивности) и др. Из этой группы тестов довольно широко используется тест «Скрытые фигуры», предложенный Л. Торстоном. Фрагмент теста приведен на рис. 6.8. Задача испытуемого состо­ит в выявлении простых геометрических фигур (они расположены слева в каждой строке), включенных в состав скрывающего их сложного узора. Оценка ре­зультатов ведется по общему числу просмотренных фигур и количеству ошибок. Время выполнения теста (всего 196 фигур) составляет 10 минут. Более высокая эффективность выполнения теста характерна для поленезависимых [126].

 

Рис. 6.8. Фрагмент теста «Скрытые фигуры».

 

Для некоторых типов операторской деятельнос­ти, и прежде всего для операторов-руководителей и особенно операторов-исследователей предъявляют­ся высокие требования к их творческим способнос­тям. Для проверки этих качеств служат специальные тесты — тесты креативности. Под креативностью (от лат. creatio — созидание) понимается способность по­рождать необычные идеи, отклоняться от традицион­ных схем мышления, быстро решать проблемные си­туации и т. п. В тестах креативности, разработанных П. Торренсом, используются модели творческих про­цессов, отражающие их природную сложность в раз­личных сферах деятельности. Эти тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, ори­гинальности и разработанности идей. Для оценки креативности могут использоваться также специаль­ные опросники.

Деятельность оператора в ряде случаев может быть связана с выполнением действий категоризации. К ним относятся такие психологические операции по пере­работке информации, которые приводят к разбиению некоторого множества сигналов на отдельные подмно­жества — категории или классы. Различают два основ­ных вида категоризации: бинарную (разбиение на два подмножества) и многоальтернативную [53]. Для иссле­дования таких процессов могут быть использованы психосемантические методики.

Психосемантика (от греч. semantikos — обознача­ющий) — это область психологии, изучающая различ­ные формы существования значений (образы, симво­лы, знаковые формы) в индивидуальном сознании человека, а также влияние эмоциональных мотивационных факторов на формирующуюся у него систему значений. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориаль­ной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация каких-либо объектов, понятий и т. п. на основе анализа их значе­ний. Для построения субъективных семантических пространств используются такие методы, как метод семантического дифференциала (от лат. differentia — разность) и метод семантического радикала (от лат. radikalis — коренной). Их применение позволяет дать характеристику основных образующих индивидуально­го сознания — смыслов и значений [148].

Одним из довольно распространенных является цветовой тест Люшера. Его применение основано на том, что воздействие цвета может вызвать у человека определенный психологический и физиологический эффект. В тесте используется четыре основных (синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый) и четыре дополнительных (фиолетовый, коричневый, серый, черный цвета).

Испытуемому предлагается расположить карточ­ки с названными цветами в порядке предпочтительно­сти для его восприятия. По расположению карточек делаются выводы о функциональном состоянии, на­строении, работоспособности человека, а также о не­которых свойствах его личности. Испытания по тесту Люшера во многих случаях тесно коррелируют с результатами испытаний по методике САН (см. ниже).

Рис. 6.9. Прибор «Аттенциометр»:

1 — измерительные приборы;

2 — счетчики импульсов;

3 — модель самолета;

4 – 7 — органы управления.


Аппаратурные методики позволяют измерять и регистрировать важные психологические и физиоло­гические показатели оператора. Примером аппаратур­ного теста для проверки качеств внимания служит прибор «Аттенциометр» (рис. 6.9). На его лицевой па­нели расположена модель самолета, лампочки, счетчи­ки и измерительные приборы. При работе с аппаратом испытуемый должен, действуя одной рукой, непрерыв­но корректировать положение самолета, удерживая его в заданном положении. Одновременно он должен сле­дить за лампочками и приборами и, действуя другой рукой, производить заданные переключения органов управления [129].

Таким образом, как и работа с красно-черной таб­лицей (рис. 6.6), так и работа на аттенциометре требу­ют от человека одновременного выполнения несколь­ких действий. Успешное решение задачи в обоих случаях обусловлено прежде всего способностью ис­пытуемого к распределению и своевременному пере­ключению внимания. Аппаратурные тесты широко ис­пользуются для проверки свойств психомоторики, под которой понимается связь восприятия и движения. Иными словами, психомоторика изучает двигательные реакции человека в ответ на поступивший сигнал. Примерами исследования в этой области является время простой и сложной зрительномоторной и звукомоторной реакции, реакции на движущийся объект, частота тремора (она позволяет оценить способность к тонкой сенсомоторной координации движений). Широко известны методики определения свойств нервной системы, основанные на измерении времени сенсомоторных реакций.

Известно, что сила нервной системы характеризу­ется ее способностью выдерживать сильные или дли­тельные раздражители. Поэтому ряд методик основан на учете физиологического закона силы, проявление которого сводится к тому, что испытуемые со слабой нервной системой лучше реагируют на раздражители слабой интенсивности, а люди с сильной нервной си­стемой — на раздражители высокой интенсивности. В группе других методик испытуемому предлагается в довольно высоком темпе осуществить серию простых сенсомоторных реакций (зрительных или акустичес­ких). Чем быстрее ухудшается производительность работы (увеличивается время реакции), тем у испыту­емого слабее нервная система. Лабильность нервной системы может оцениваться путем измерения крити­ческой частоты слияния (КЧМ) мельканий. Под ней понимается та минимальная частота пробелов, при которой возникает их слитное восприятие. Чем больше КЧМ, тем выше лабильность нервной системы. Под­вижность нервных процессов оценивается по предель­ному темпу сложной реакции выбора из трех альтер­натив по методике А.Е. Хильченко [126]. Для оценки свойств нервной системы могут использоваться также специальные опросники [147].

Довольно часто аппаратурные методики применя­ются для определения мышечной выносливости, под которой в общем случае понимается способность к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности. Различают динамическую (при под­вижных мышцах) и статическую (при неподвижных мышцах) выносливость. Для оценки динамической мышечной выносливости и состояния двигательного анализатора используется специальная методика — теппинг-тест. Обследование заключается в том, что испытуемому предлагают в максимальном темпе рабо­тать в течение двух минут на телеграфном ключе. Учи­тывается общее количество замыканий ключа, которое и характеризует динамическую выносливость. Этот показатель снижается при утомлении. Статическая мышечная выносливость оценивается временем, в течение которого испытуемый удерживает на заданном уровне дозированное по величине усилие. Статичес­кая выносливость зависит от особенностей высшей нервной деятельности и свойств нервной системы.

Аппаратурные методики позволяют во многих слу­чаях более полно оценить оператора по сравнению с аналогичными по назначению бланковыми методами. Однако они требуют больших материальных затрат на изготовление и эксплуатацию аппаратуры. Поэтому приборы для психофизиологических исследований стараются делать комбинированными, позволяющими одновременно реализовать несколько различных мето­дик. Некоторые из таких приборов рассматриваются в главе X. Возможности аппаратурных методик расши­ряются путем использования ЭВМ, с помощью кото­рых реализуются специальные компьютерные тесты.

Весьма распространенной разновидностью психо­логических тестов являются личностные опросники. Они базируются на самооценке испытуемым тех или иных собственных качеств и предназначены для диаг­ностики степени выраженности у индивида опреде­ленных личностных черт (характера, темперамента, особенностей мотивационной сферы) и других психологических характеристик, количественным выраже­нием которых служат суммарное число ответов на пун­кты опросника. Разработаны и применяются различные опросники для диагностики устойчивых черт личности, отдельных видов мотивации, психологических и эмоциональных состояний, профессиональных и дру­гих интересов, склонностей, способностей (например, креативности), свойств нервной системы и др.

С помощью опросников можно получить инфор­мацию, характеризующую личность в широком диа­пазоне — от особенностей его физического и пси­хического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Вопросы в опросниках груп­пируются таким образом, чтобы ответы на них позво­лили оценить какие-либо свойства или состояния че­ловека. Эти сгруппированные вопросы носят название шкал; они различаются по наименованию изучаемого свойства или состояния личности (например, шкалы тревожности, активности, интро-экстраверсии, эмоци­ональной устойчивости и др.).

Опросники могут быть одномерными, диагности­рующими одну и ту же характеристику, и многомер­ными, дающими информацию о целом ряде различных характеристик. Опросники применяются в прикладных или исследовательских целях, в индивидуальных или групповых исследованиях. В настоящее время широко используется перевод опросников на компьютерную основу с автоматизированным предъявлением и обра­боткой результатов [148]. Конкретные примеры пост­роения опросников более детально рассматриваются в конце данной главы.

Процедура применения тестов для решения прак­тических задач психологической диагностики (про­фессионального отбора и обучения, контроля функци­онального состояния операторов, психологического консультирования, клинической практики и др.) на­зывается тестированием. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делается вывод о наличии, осо­бенностях и уровне развития тех или иных качеств у испытуемого. Поскольку для решения многих задач психологической диагностики необходимо измерить у человека не одно, а несколько психологических качеств человека, применяют совокупность тестов, которая называется батареей. Например, батарея тестов для профессионального отбора военных связистов вклю­чает в себя такие бланковые методики, как «Коррек­турная проба с кольцами», «Перепутанные линии», «Отыскание чисел с переключением», «Шкалы прибо­ров», «Компасы», «Датчик» [128].

Независимо от характера решаемых задач проце­дура тестирования включает в себя три этапа: 1) выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста); 2) проведение тестирования (определяется инструкцией к тесту и методикой его использования); 3) интерпретация ре­зультатов (определяется системой теоретических допу­щений относительно предмета тестирования). На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного, специально подготовленного человека.

К тестам, применяемым для решения задач психо­логической диагностики, предъявляется ряд требова­ний, основными из которых являются следующие.

1. Валидность или прогностическая ценность тес­та — соответствие его своему назначению. Она заключается в том, что результаты обследования находят подтверждение в успехах обучения и про­фессиональной деятельности. Валидность теста часто измеряется коэффициентом корреляции ре­зультатов его выполнения с внешними критерия­ми (независимыми от этого теста). Получение при этом коэффициента корреляции, равного 0,3 — 0,4, можно считать очень хорошим показателем, сви­детельствующим об удачном выборе теста.

2. Надежность теста, определяемая стабильностью его результатов при выполнении задания одним и тем же испытуемым. Надежность обычно измеря­ется коэффициентами корреляции между рядами результатов измерения по одному и тому же тесту (например, четными и нечетными) при первом и повторном измерении (в условиях, когда внешние факторы не могли еще повлиять на результаты). Надежность тестов возрастает с их продолжитель­ностью. Минимально допустимым значением коэф­фициента надежности обычно считают величину 0,7.

3. Научность теста, т. е. научная обоснованность его применения. Выбор теста должен осуществляться на основании психографического изучения профессии, выявления ее структуры, требований с ее стороны к личности работника, к некоторым пси­хическим процессам и психомоторным свойствам с учетом возможности их компенсации и развития. Необходимо также учитывать, что многие тестовые показатели, характеризующие искусственно изоли­рованные свойства, выглядят иначе при модели­ровании целостной деятельности.

4. Дифференцированность и адекватность теста — направленность его на оценку определенного ка­чества или группу качеств. Они определяются пу­тем расчета коэффициентов корреляции с показа­телями тестов, направленных на оценку других показателей (чем выше коэффициент, тем ниже дифференцированность теста) и с показателями те­стов, адекватность которых изучаемому качеству установлена (чем выше коэффициент, тем выше адекватность).

5. Объективность и достоверность тестов достига­ется стандартизацией условий обследования, исклю­чением влияния посторонних факторов (условий среды, особенностей экспериментатора, функцио­нального состояния испытуемого, ошибок аппара­туры и т. п.)- Должны быть исключены: предвзятость мнения экспериментатора, отсутствие мотивации у испытуемого, возможности индивидуальной пред­варительной подготовки к тесту. Тестирование дол­жно проводится в точном соответствии с соответ­ствующей инструкцией [111].

В заключение необходимо еще раз заметить, что к проведению тестовых испытаний следует подходить с большой осторожностью. Их результаты ни в коем случае нельзя абсолютизировать, — тестирование не должно полностью заменить другие виды психологи­ческого обследования. Однако в сочетании с другими методами тестовые испытания могут дать весьма цен­ный материал для изучения психических свойств и состояний человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.