Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностные методы




В инженерной психологии человек-оператор рас­сматривается как личность, как субъект труда, как ин­дивид [104]. Человек как личность выступает в качестве носителя определенных специальных отношений, характеризуется этими отношениями и их отражением в со­знании и деятельности. По определению Б.Г. Ананьева «личность — субъект общественного развития и ком­муникаций» [5]. Свойства личности в наиболее общем плане можно разделить на свойства темперамента, характера и свойства, относящиеся к мотивационнои сфере [128].

Человек как субъект труда — это представитель определенной профессии, носитель совокупности про­фессиональных качеств и навыков того или иного рода. Важной характеристикой человека как субъекта труда является эффективность (успешность) его деятельно­сти, характеризуемая показателями надежности, про­изводительности, точности, профессиональной пригодности и т. д. Понятие «индивид» обобщает свойства человека как биологического существа, представителя биологического вида Homo Sapiens. В соответствии с этим выделяют особенности или свойства человека как индивида, которые качественно отличаются от лично­стных свойств. К индивидным свойствам человека от­носятся его физические качества (особенности кон­ституции, сила, ловкость, выносливость, точность и координация движений и др.), а также свойства сис­тем человека, регулирующих его поведение во внеш­ней среде. Важнейшими из них являются свойства нервной системы и обусловленные ими свойства выс­шей нервной деятельности.

В уникальном сочетании индивидных, профессио­нальных и личностных качеств человека проявляется его индивидуальность. Все три эти аспекта рассмотре­ния человека являются существенными для понимания и оценки деятельности оператора в СЧМ. Поэтому совокупность свойств, характеризующих оператора должны охватывать его личностные, профессиональ­ные и индивидуально-биологические (индивидные) особенности [104].

Однако традиционно в инженерной психологии наибольшее внимание уделяется рассмотрению и изу­чению профессиональных и индивидных свойств опе­ратора. Личностным свойствам уделяется гораздо меньше внимания, что нельзя считать нормальным яв­лением. На необходимость учета личностных свойств обращают внимание многие отечественные психологи. Так, В.Ф. Рубахин отмечает, что с точки зрения личнос­тного подхода овладение знаниями, навыками и умени­ями рассматривается как существенно важная, но не единственная и не определяющая часть формирования специалиста. Главное — формирование личности со всеми ее мировоззренческими и нравственными аспек­тами [60]. Аналогично Н.И. Майзель считает, что боль­шое влияние на деятельность оператора оказывают субъективные факторы, характеризующие его как лич­ность. Важнейшими среди них отмечаются социально-психологические и индивидуально-психологические черты, обусловливающие направленность личности, уровень мотивации, эмоционально-волевые качества; своеобразие психофизиологической структуры его индивидуальности: темперамента, характера, способнос­тей [217].

Личностные методы в инженерной психологии предназначены для оценки и прогнозирования успеш­ности профессиональной деятельности. Успешность при этом рассматривается как некоторая случайная величина Y, зависящая от значений хi свойств (качеств) X; (), характеризующих личность. В этой связи для личностных методов специфичным являются два спо­соба описания: с помощью уравнения успешности и структурограммы.

Уравнение успешности — это множественная рег­рессия в стандартном масштабе

где Y — числовое значение успешности; βi — весовые коэффициенты.

Структурограмма представляет график, посред­ством которого свойствам X; личности сопоставляются числа хi. Различают базовую (для коллектива или попу­ляции специалистов) и индивидуальную структурог­раммы. По ее отличию от базовой делаются выводы о профпригодности и успешности работы конкретного оператора [40].

Информация о личности может быть получена из трех принципиально разных источников. Данные полу­ченные из них обозначаются как L, Q и Т-данные [106].

L-данные получаются путем анализа реального поведения испытуемого в повседневной жизни. Основ­ным способом их получения является формализация оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуе­мого в определенных ситуациях и в течение некоторо­го периода времени. Важной проблемой при использо­вании метода является повышение надежности оценок экспертов, снятия систематических и инструментальных искажений.

Причиной систематических искажений является влияние на оценки хорошего или плохого отношения эксперта к оцениваемому лицу (эффект ореола). Дру­гим примером систематических искажений является влияние на оценку разницы в статусе эксперта и оцениваемого лица. Например, поведение человека в при­сутствии коллег по работе, начальников, представи­телей других организаций может быть различным, со­ответственно могут различаться и оценки, даваемые одному и тому же лицу, экспертами, занимающими по отношению к испытуемому разное положение. Инст­рументальными называются искажения, вносимые в измерение черт личности определенным образом.

Для повышения надежности L -данных целесооб­разно выполнить следующие рекомендации.

1. Оцениваемые черты должны определяться в тер­минах наблюдаемого поведения.

2. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица достаточно дли­тельный промежуток времени.

3. Необходимо не менее десяти экспертов на одного оцениваемого.

4. Оценивание испытуемых должно проводится экс­пертами только по одной черте за один раз, вместо оценивания испытуемого по всему комплексу характеристик.

Другими словами, вместо того, чтобы просить эк­сперта оценивать одного испытуемого сразу по не­скольким чертам, его просят упорядочить всю группу по одному признаку. Через некоторое время, например, на следующий день его просят сделать это по другому признаку и т. д.

Одним из наиболее распространенных методов получения L -данных является метод обобщения неза­висимых характеристик, предложенный К.К. Плато­новым [132]. Суть метода такова. В соответствии с раз­работанной программой опрашиваются коллеги по работе, непосредственные начальники, другие работ­ники (всего около десяти человек), хорошо знающие изучаемого специалиста. Предложена шкала, по ко­торой оценивается та или иная черта личности:

5 — названная черта личности развита очень хо­рошо, ярко выражена и проявляется часто в различ­ных видах деятельности;

4 — она заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляет­ся очень редко;

3 — как и противоположная ей, данная черта лич­ности выражена не резко, и в проявлениях они уравно­вешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;

2 — заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности;

1 — противоположная названной черта личности проявляется часто в различных видах деятельности.

Оценка каждой черты личности должна опираться на знание «жизненных показателей», т. е. типичных случаев из жизни оцениваемого человека и его деятель­ности, в которых проявляется оцениваемая черта. По­лученные оценки усредняются, при этом крайние точ­ки зрения нейтрализуют одна другую и выведенный средний балл отражает достаточно устойчивое и ком­петентное мнение о человеке, сложившееся в его тру­довом коллективе. Полученные оценки подвергаются дальнейшей статистической обработке, например корреляционному анализу, направленному на выявление структуры свойств, типичной для той или иной группы работников [132].

Близким к рассмотренному является метод поляр­ных профилей (полярных баллов). Шкалы балльных оценок в этом случае могут быть построены таким образом:

Замкнутый — 2 — 1 0 +1 +2 Общительный

Ленивый — 2 —1 0 +1 +2 Трудолюбивый

Недисциплинированный — 2 —10+1 +2

Дисциплинированный, и т. д.

 

Иногда используются графические шкалы (рис. 6.10), когда все варианты оцениваемого свойства изобража­ются в виде отрезка прямой линии. Оценивающий дол­жен подчеркнуть соответствующий балл (в первом слу­чае) либо отметить ту точку шкалы, которой по его мнению соответствует развитие свойства у испытуемо­го. Метод удобен, если имеется необходимость оценки большого числа свойств [128].

Получение Q-данных осуществляется с помощью личностных опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте исследования и легкости получе­ния информации эти методы занимают центральное место в личностных исследованиях. Так же как и L-данные, Q-данные также подвержены действию инструментальных искажений. Причины искажений Q-данных но­сят познавательный и мотивационный характер. Позна­вательные искажения связаны с незнанием собствен­ной личности, с низким интеллектуальным и

Рис. 6.10. Шкала для оценки качеств личности по методу полярных баллов.

 

культурным уровнем испытуемых. Мотивационные искажения свя­заны с нежеланием откровенно отвечать на вопросы и подделкой ответов под социальную желательность. Эти искажения могут носить как сознательный, так и бес­сознательный характер.

Основной формой получения Q-данных являются личностные опросники. Они представляют собой пе­речень вопросов или утверждений, на каждый из ко­торых испытуемый должен дать ответ, выбрав один из предложенных вариантов. Примерами ответов могут быть: верно, неверно (выбор одного из двух вариантов); да, нечто среднее, нет (выбор одного трех из вариан­тов) и т. п. Определенность ответов позволяет строго стандартизировать обработку результатов исследова­ния, повысить их надежность, создает основу для обработки полученных данных с использованием методов математической статистики и ЭВМ. Обычно использу­ются многопрофильные опросники, позволяющие по­лучить оценку нескольких свойств личности. Для оцен­ки каждого из этих свойств учитываются ответы на несколько вопросов, которые образуют соответствую­щую шкалу или фактор.

Подбор вопросов в шкалу или фактор может осу­ществляться с использованием различных подходов: качественным путем с учетом содержания вопросов, с помощью факторного анализа, с применением методов автоматической классификации и распознавания об­разов.

Довольно широкое распространение в нашей стране получили такие личностные опросники как Миннесотский многопрофильный личностный опрос­ник MMPI (его адаптированный вариант СМИЛ — стандартизированная методика исследования личнос­ти) и 16-факторный личностный опросник 16 ФЛО (оп­росник Кэттела). Опросник MMPI состоит из 550 ут­верждений от первого лица, касающихся самочувствия обследуемого, его отношений с окружающими, нали­чия невротической симптоматики и других вопросов. Испытуемый в каждом случае решает, верно или не­верно данное утверждение его характеризует. Опрос­ник содержит три оценочных шкалы (лжи, достоверности, коррекции), с помощью которых измеряется правдивость и достоверность ответов и отношение ис­пытуемого к обследованию, и десять основных шкал (депрессии, интересов, интроверсии и др.). Каждая из этих шкал измеряет степень близости данного испыту­емого к соответствующему типу личности [100].

Опросник 16 ФЛО измеряет 16 факторов личности (эмоциональная устойчивость, моральный контроль поведения и др.), каждый из которых характеризует степень выраженности у испытуемого той или иной черты личности. Факторы 16 ФЛО — это в основном свойства темперамента, отдельные его факторы мож­но отнести к свойствам характера. В отличие от MMPI, который больше ориентирован на выявление и оценку психической патологии, 16 ФЛО в большей мере при­годен для исследования психически здоровой личности.

Необходимо отметить, что MMPI и 16 ФЛО не про­сто два популярных многомерных теста, но и воплоще­ние двух различных подходов к исследованию личности. Первый подход направлен на выделение черт личности и представляет собой группировку признаков. Черты, объединяя группы признаков, выступают как новые интегральные характеристики, соответствующие неко­торым базисным теоретическим представлениям о размерности личностного пространства. Примером ре­ализации подхода на базе черт является тест 16 ФЛО.

Второй подход ориентирован на выделение типов личности и представляет собой группировку испытуе­мых. Типы представляют собой другой способ констру­ирования понятий, когда в качестве исходного понятия выступает название соответствующего типа личности, а содержание раскрывается его типичным (усреднен­ным) представителем. Примером реализации такого подхода является тест MMPI.

На базе построения новой системы понятий, объе­диняющей черты и типы личности и интегральной от­носительно обоих подходов, разработан специальный психодиагностический тест (ПДТ). Тест включает в себя 174 вопроса-утверждения, на которые нужно ответить «да» или «нет». С их помощью формируются 10 шкал нижнего уровня (невротизм, депрессия, активность, робость, общительность и др.) и 4 шкалы верхнего уров­ня: психическая неуравновешенность (оценивает уро­вень психической устойчивости, ровность, стабильность, последовательность и целенаправленность поведения), асоциальность (характеризует трудности социальной адаптации, негативное отношение к социальным требо­ваниям), интроверсия, сензитивность (характеризует степень чувствительности, впечатлительности, мечта­тельности). Каждая из шкал верхнего уровня объединя­ет в себе по 1 3 шкалы нижнего уровня [106].

Рассмотренными примерами не ограничивается все многообразие личностных опросников. Описание других их типов можно найти в специальной литера­туре [175].

Еще одним видом оценок свойств личности (наря­ду с L и Q-данными) являются Т-данные. Их получают в результате объективного измерения поведения испы­туемого без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. Объективность достигается соблюдением следующих двух требований: 1) наложением ограниче­ний на возможности искажения тестовых оценок; 2) наличием объективного способа получения оценок по реакциям испытуемого.

Выполнение первого требования достигается таким конструированием тестов, чтобы испытуемым было неясно, какие стороны их поведения будут изучаться, какова истинная цель исследования. Этому требованию в наибольшей степени удовлетворяют проективные тесты. В этих тестах испытуемому предлагают отреа­гировать на неопределенную (многозначную) ситуа­цию, при этом он не знает какой ответ является для него хорошим или плохим. Считается, что давая объяс­нение стимулирующему материалу, испытуемый про­являет свой личный опыт, потребности, восприятие, особенности характера и темперамента, которые «про­ектируются» на его ответы.

При выполнении проективных тестов испытуемому предлагаются, например, интерпретировать содержание сюжетной картины (тематический апперцепционный тест ТАТ), завершить незаконченные предложения или высказывания одного из двух действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), дать толкова­ние неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать некоторый рисунок: авто­портрет, несуществующее животное, комбинацию «дом — дерево — человек».

К числу проективных относятся также ассоциатив­ные тесты, в которых, например, испытуемому гово­рят, что проверяют скорость вербальных реакций и просят отвечать как можно быстрее первым пришед­шим в голову словом. Вместе с тем оценивается изме­нение времени реакции на эмоционально значимые слова по сравнению с нейтральными.

Для построения проективных тестов могут исполь­зоваться основные положения психогеометрии. Пси­хогеометрия — система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпоч­тительного выбора им какой-либо геометрической фигуры (рис. 6.11). Расположив эти фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место можно определить основные доминиру­ющие особенности личности и поведения [175].

 

Рис. 6.11. Образцы фигур, используемых в психогеометрии.

Проективные тесты позволяют уменьшить субъек­тивные искажения со стороны испытуемого. В то же время остается субъективность интерпретации ответов испытуемого со стороны экспериментатора, поскольку эти тесты с точки зрения обработки полученных резуль­татов менее формализованы и стандартизированы по сравнению с другими личностными методиками. Поэтому проективные тесты с успехом могут использоваться только высококвалифицированными и специально под­готовленными специалистами.

Второе требование объективизации результатов тестирования направлено на уменьшение искажений, вносимых в тестовую процедуру самим эксперимента­тором. Это достигается разработкой строго формализо­ванных процедур тестовых оценок, что позволяет полу­чать одинаковые результаты всеми исследователями независимо от уровня их симпатий и уровня мастерства.

Для этого используются объективные личностные тесты, которые ориентированы на объективное изуче­ние поведения испытуемого или его психофизиологи­ческих реакций. Их использование предполагает со­здание таких ситуаций, в которых могли бы проявиться те или иные свойства личности. Так же как и проек­тивные, объективные тесты сконструированы таким образом, что для испытуемого остается неясным, ка­кие стороны его поведения подвергаются измерению и как оцениваются его результаты. В то же время ин­терпретация результатов экспериментатором может быть формализована и стандартизована.

Примерами объективных методик могут служить методы, используемые для изучения свойств темпера­мента. Эти методы предложены B.C. Мерлиным и при­ведены в таблице 6.1 [цит. по 128].

С помощью объективных методик могут исследо­ваться и другие свойства личности. Данная группа методик является наиболее перспективной, поскольку позволяет обеспечить наибольшую объективность изу­чения личности, однако с их помощью можно оценить далеко не все ее свойства, что и ограничивает область их применения. Поэтому объективные методики приходится дополнять, как правило, и другими методами исследования личности.

Заканчивая рассмотрение личностных методов, необходимо отметить, что ни один тест, в том числе и никакой опросник, не могут дать исчерпывающей и полной информации о личности испытуемого. Их при­менение всегда должно дополняться изучением жиз­ненного пути человека, наблюдением и беседой, что позволяет оценить среду, условия и воспитание человека, его моральный облик, способности и направлен­ности личности [128].


Таблица 6.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.