Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительно-историческое исследование в исторических теориях XVIII-XX вв




Методологические проблемы сравнительно-исторического исследования

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ:

Глава 1

О том, зачем и как сравнивали исторические феномены и процессы в новое и новейшее время

О том, что Россию придется понимать все-таки умом, поскольку других органов для этого не предусмотрено

И о том, как это можно сделать, или компаративное источникове­дение

История может считаться наукой только в той мере,

в какой она объясняет мир, а объяснить его

возможно только благодаря сравнению.

Эмиль Дюркгейм

Основное положение: на протяжении XVIII — XX вв. задача и метод сравнительно-исторических исследований развивались от парадиг­матического сравнения отдельных фактов до сравнения крупных социокультурных структур как основы построения глобальных кон­цепций исторического процесса цивилизационного характера.

Мы условились, что нас интересует сравнительно-историческое исследование как метод построения метанарратива. По этой причине мы не будем возвращаться к историческим трудам эпохи Просвеще­ния, задача которых была дать нравоучительные примеры и посему «события и деяния» оценивались не по их месту в историческом це­лом, а сравнивались с вневременными моральными образцами.

Сформулируем свою задачу, при обращении к различным теорети­ко-познавательным концепциям мы нацелены на выявление момен­тов сходства, полей взаимодействия, поскольку философы и методо­логи при всем различии их позиций осмысливали единую реальность.

Историк конца XVIII в. уже не мог вслед за лордом Болингброком сказать; «Защищенный от обмана, я могу смириться с неосведомленнос­тью». Новое восприятие истории как целостного процесса, заверша­ющегося в настоящем, заставило поставить совершенно новые про­блемы: как при ограниченности и отрывочности источниковой базы воссоздать целостность?

Обратимся вновь к попытке Шиллера дать целостное видение исто­рического процесса. Историко-теоретическая концепция Шиллера обус­ловливает и его теоретико-познавательную позицию. Шиллер настолько убежден, что все народы проходят одинаковые ступени исторического развития, что предлагает использовать знания об обнаруженных евро­пейцами на других континентах народах для изучения ранней европей­ской истории. Он рассматривает метод аналогий как один из основных в историческом познании, позволяющий реконструировать те периоды прошлого, от которых не осталось исторических источников:

«Как будто какая-то мудрая рука сохранила для нас эти дикие наро­ды до того времени, когда мы в нашем культурном развитии шагнули достаточно далеко вперед, чтобы из этого открытия сделать полез­ное применение для самих себя и в этом зеркале увидеть потерянное начало нашего рода»1.

Шиллер живописует мрачную картину состояния многих наро­дов, стоящих на более низкой ступени исторической лестницы, и продолжает:

«Такими были и мы сами восемнадцать столетий тому назад. Цезарь и Тацит нашли нас не в лучшем состоянии...»2.

1 Шиллер И.-Ф. В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения/уШиллер И.-Ф. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1937. Т. VII. Исторические работы. С. 600.

2 Там же.

И весьма эмоционально подытоживает сравнение вновь открытых народов с современным ему европейским обществом конца XVIII в.:

«Как противоположны эти картины! Кто мог бы узнать в утонченном европейце XVIII века лишь ушедшего вперед в своем развитии тепе­решнего канадца или древнего кельта? Все эти усовершенствования, стремление к искусству, завоевания опыта, все эти произведения ра­зума выражены и развились в человеке лишь на протяжении немно­гих тысячелетий... Через какие состояния прошел человек, пока он дошел от одной крайности до другой, от уровня дикого обитателя пещеры до талантливого мыслителя, до образованного человека? Все­общая история дает ответ на этот вопрос»3.

Поскольку мы рассматриваем методологию сравнительно-истори­ческих исследований именно с целью воссоздания целостности исто­рического процесса, постольку мы такое существенное внимание уде­ляем философским основаниям методологических построений. Для Шиллера философским основанием компаративного подхода была убежденность в единстве и неизменности законов природы и челове­ческого духа. Именно поэтому сравнение по аналогии имело для него универсальный характер. И нацелено оно было более на выявление общего, чем различий. Шиллер приходит к выводу:

«Именно это единство является причиной того, что при совпадении аналогичных внешних условий события, имевшие место в отдален­нейшей древности, могут повторяться в новейшие времена, вслед­ствие чего, отправляясь от новейших явлений, лежащих в круге нашего наблюдения, ретроспективно можно делать выводы и проливать свет на явления, которые теряются в доисторических временах. Метод заключений по аналогии всюду является мощным вспомогательным средством, в том числе и в истории»л.

Сейчас многие историки не согласятся с Шиллером. Впрочем, аргументированное возражение такой позиции было высказано уже Гегелем в начале XIX в.

Таким образом, Шиллер четко формулирует задачу сравнитель­ного исследования применительно к изучению европейской истории, особенно ранней. Но ставит он и другую проблему — проблему срав­нения разных периодов истории одного народа при воссоздании ее в ее целостности.

Сравнительный анализ различных обществ выступает как сред­ство выстраивания главным образом эволюционного целого, которое воплощается, в частности, в виде двух аналогий:

3 Шиллер И.-Ф. Указ. соч. С. 603-604.

4 Там же.

L

• «ступени исторического развития» — разные народы находятся на разных ступенях этой единой лестницы;

• «возраста человечества» — европейцы — это взрослые, осталь­ные народы сопоставимы с детьми разных возрастов.

Мне представляется, что самой существенной характеристикой этого этапа становления методологии сравнительных исследований является то, что коэкзистеициальное целое как бы не существует. Что парадоксально только на первый взгляд. Парадоксально потому, что историк не может не ощущать себя живущим одновременно с други­ми людьми, т.е. в коэкзистенциальном пространстве истории. Хотя включенность в коэкзистенциальное пространство наиболее отчет­ливо начинает ощущаться только в XX в., что ведет к изменению целей компаративного исследования. Парадоксально на первый взгляд потому, что если мы обратимся к образу лестницы, рассматривая каждую ступеньку как некоторое коэкзистенциальное пространство, то мы с позиций европоцентризма окажемся одни на своей ступень­ке и будем воспринимать другие, одновременно живущие с нами народы как представителей более ранних ступеней истории челове­чества (рецидив такого подхода мы с вами видели в работе Ф. Эн­гельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и даже в определенной мере у Фрейда в «Тотем и табу».

Цель сравнительно-исторического исследования в этом случае — изучить иные социокультурные общности, как сосуществующие од­новременно с проводящим исследование историком и доступные эт­нографическому описанию, так и уже исчезнувшие и доступные толь­ко историческому изучению, и на этой основе реконструировать на­чальные периоды собственной истории, в частности заполнить те пробелы, которые обусловлены недостатком сведений исторических источников.

Теория общественно-экономических формаций как основа пост­роения целостного знания об историческом процессе в марксизме хорошо известна5, поэтому мы не будем на ней подробно останавли­ваться. Отметим лишь некоторые, интересующие нас именно в кон­тексте данного исследования проблемы.

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса — по сути классический образец стадиальной теории. В своем модельном виде она предполагает, что все народы последова­тельно проходят через все общественно-экономические формации — ступени исторического развития. Именно как стадиальная теория те-

5 Правда, известна в несколько упрошенном и приданном ей в основном уже после смерти Маркса виде, но поскольку наша задача проанализировать принци­пы построения исторического метанарратива, а не строгая атрибуция тех или иных историософских идей, мы ограничимся здесь этой стереотипной констатацией.

ория общественно-экономических формаций работает на уровне ме­тода. В Предисловии к первому изданию «Капитала» К. Маркс, исходя из убеждения в закономерности общественного развития, писал:

«Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития... не может ни проскочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сокра-тить и смягчить муки родов»6.

Как хорошо известно, Маркс выбрал в качестве объекта исследо-вания «капиталистического способа производства и соответствующих ему отношений производства и обмена» Англию как «классическую страну этого способа производства». Но при этом Маркс подчеркивает, что Англия «служит главной иллюстрацией для... теоретических выводов», поскольку установленная закономерность носит всеобщий характер:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.