Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаки принадлежности, происхождения и собственности




Палеоаналогия 4

Архетипом современного рекламного понятия «позиционирование» являются такие типы мышления, как индивидуализм и свободомыслие, зародившиеся с развитием древних номов и полисов.

Этот основополагающий архетип нашел свое отражение еще в одном прарекламном достижении эпохи XV–IX вв. до н.э. (Поэтому именно на этом этапе исторического развития рекламы мы это достижение и рассмотрим.) Это — знаки принадлежности, происхождения и собственности. Они явились предтечей современных знаков вещей — товарных знаков и брендов. И именно архетип этих знаков способствовал возникновению современного «языка вещей».

Первыми знаками данной категории были клейма. История их возникновения берет начало в Древнем Египте II тыс. до н.э. Именно там и тогда стали клеймить храмовых быков, выжигая на них символ бога этого храма.

Но клеймо ставилось не только на скот, но и на людей. Клеймили рабов, клеймили преступников, как правило буквой, указывающей на вид преступления. В Древней Греции такая отметка стада называться «стигма» (от греч. — укол). Так, беглых рабов клеймили буквой f (фи), с которой начиналось слово «феутикос» — беглый. Позднее римляне переняли как этот обычай, так и само слово, которое звучало как fugitives. Беглого раба, заклейменного буквой называли litteratus (буквально — помеченный буквой). Интересно, что со временем выражение «помеченный буквой» стало синонимом высокообразованного человека. Таким образом, буква, как визуальный знак слова litteratus превратилось в архетип принадлежности человека к ученой касте. И этот архетип уже как универсальный смысл определил намного позднее, в XVI–XX вв., экслибрис (от лат. ex libris — из книг) — целое направление в графическом искусстве, знак принадлежности книги определенному владельцу и, соответственно, владельца книги к сословию образованных и состоятельных людей, которые могли позволить себе покупать очень дорогие (особенно в XVI–XVIII вв.) предметы роскоши — книги.

В Средние века в Европе клеймение людей по-прежнему широко практиковалось. Освободившуюся от рабов «нишу» прочно заняли еретики, богохульники, сектанты, колдуны и ведьмы. Клеймением занялась инквизиция, выжигавшая каленым железом на лбу всевозможных вероотступников латинскую букву В. Но и гражданский суд продолжал традиции античных времен. Мошенникам выжигали на лбу букву R, бродягам на груди букву V, а дебоширам — букву F. Обычай клеймения как прямой или косвенной принадлежности к «антиобщественным элементам» сохранялся вплоть до середины XIX в., когда во время Крымской войны (1854–1856) британских солдат-дезертиров клеймили буквой D, а солдат, опозоривших честь родного полка, — буквами ВС.

В США клеймение людей за преступления (и не только черных рабов) продолжалось вплоть до XX в., но в истории клейм — товарных марок как прообраза современных знаков вещей США больше прославились визуальным языком, или семиотикой клейм, который создали ковбои, индейцы и владельцы ранчо. Только в этой стране клеймо как эмблема ранчо стала знаком происхождения и знаком качества одновременно. Именно в США клейма трансформировались в товарные знаки, причем символику старинных американских клейм принято использовать и в сегодняшних товарных знаках. К.Дж. Веркман, анализируя историю создания товарных знаков в США, пишет: «Дух, традиции, язык и символика старых скотоводов сохранились на всей территории США. Это не представляет большой неожиданности, так как знание клейм и их использование было и остается привилегией не только ковбоев и владельцев ранчо. Они были частью повседневной жизни шерифов, чиновников регистрационного бюро, адвокатов, судей, журналистов, торговцев скотом, работников транспортных компаний, скотобоен, сыромятен, торговцев мехом, их можно было встретить, хотя и в меньшей степени, в фильмах и романах. Позднее, с развитием туризма и транспорта, клейма скота стали знать скорее как названия старых ранчо. Последнее обстоятельство тоже сыграло свою роль в распространении клейм как товарных знаков»[78].

Если же говорить о Европе, то там на развитие клейм как знаков принадлежности, происхождения и собственности повлияло не желание дистанцировать свой скот от чужаков, а возникновение в период классического Средневековья (за 300 лет до открытия Колумбом Америки) цеховых организаций и дальнейший их запрет. Но чтобы понять, почему сначала расцвет, а затем запрет «цеховиков» привел к развитию рекламы, необходимо дать краткий обзор средневековой цивилизации, что мы и сделаем ниже (см. Этап III). А пока вернемся к античному миру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.