Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура выпускной квалификационной работы




Объем ВКР для бакалавра не должен превышать 40-60 страниц, для специалиста 50-65 страниц стандартного печатного текста (без приложений). Работа должна содержать достаточное для восприятия результатов количество иллюстративного материала в виде схем, рисунков, графиков и фотографий.

ВКР должна содержать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

4. Введение.

5. Главы основной части (параграфы внутри главы).

6. Выводы по каждой главе.

7. Заключение.

8. Список литературы.

9. Приложения.

 

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей ВКР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Титульный лист оформляется по образцу, данному в приложении А. Кафедрой могут быть внесены изменения в оформлении титульного листа, поэтому студенту необходимо уточнить заранее у лаборанта кафедры все тонкости оформления.

Содержание

Содержание включает введение, наименование всех глав, подразделов и пунктов (если они имеют наименование), заключение, список литературы, приложение с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Оформление текста рекомендуется выполнять в соответствии с примером:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …….

Глава I. Название главы …….

(Теоретическая часть ВКР)

1.1. Название первого подраздела …….

1.2. Название второго подраздела …….

1.3. …….

Выводы по первой главе …….

Глава II. Название главы …….

(Экспериментальная часть ВКР)

2.1. Организация и методы экспериментального исследования

2.2. Характеристика программы по…….

2.3. Результаты исследования и их обсуждение.…….

2.4. Методические рекомендации для….

Выводы по второй главе …….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….

Список литературы …….

Приложения …….

Количество глав и подразделов может быть иным. Наименования квалификационной работы, глав и подразделов не должны повторять друг друга.

Введение

«Введение» должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. «Введение» предполагает описание ситуации, которая побудила студента приступить к исследованию данной темы. Содержит четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность,степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, формулируется цель и задачи, объект и предмет исследования, строятся рабочие гипотезы. Описывается использование методов, которые применяются в исследовании, база исследования, а также методологическая основа работы. Также указывается практическая значимость работы. Кроме того, во введении указывается структура квалификационной работы.

Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальностьисследования показывает важность темы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. Актуальность отвечает на вопрос: «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». Освещение актуальности должно быть не многословным. На­чинать ее описание издалека нет особой необходимости. До­статочно в пределах одной страницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии "проблема" более подробно.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической и педагогической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям. Таким образом, постановка проблемы это констатация пробела, области неизвестного в современном психологическом и педагогическом знании по данной теме.

Проблема исследования часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования.

На основе сформулированной проблемы исследования устанавливается цель. Цель исследования – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования в квалификационной работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования должна быть сформулирована так, чтобы был понятен тот вклад, который вносится исследователем в преодоление сформулированного в актуальности противоречия и порождаемой им проблемой.

Вслед за целью исследования определяются его объект и предмет. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: «что рассматривается?». Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет является частью объекта. Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения объекта, который исследователь выделяет в качестве того, что он намерен исследовать. Предметисследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Объектомисследования в психологии и педагогике чаще всего выступают психологические закономерности развития, психологические явления, феномены, поведение, процессы взаимодействия и т.д. Предметомисследования выступают уровни интеллектуального развития, создание предпосылок применения или использования методов, деятельность, общение, профессиональное взаимодействие, психологическая помощь и т.д.

Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы.

Рабочая гипотеза – основное научное предположение о результатах исследования, вытекающее из предшествующего теоретического анализа, в котором в лаконичной форме сформулированы предполагаемые результаты исследования. Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению; это вероятное решение, требующее теоретического обоснования или экспериментального подтверждения. Гипотеза требует доказательства и, поэтому, не может быть тривиальной; она, скорее, носит парадоксальный характер. Во многих же квалификационных работах «гипотеза» носит совершенно очевидный характер, и, если вычленить суть, звучать они будут одинаково: «если хорошо учить, воспитывать, то и результаты обучения, воспитания будут хорошими».

По содержанию выделяют гипотезы о наличии, существовании явления; гипотезы о связи между явлениями; гипотезы о причинной зависимости одного явления от другого. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Задачи исследования – это последовательность конкретных действий, которые должны быть реализованы для достижения поставленной цели. Поэтому формулировка задач начинается словами: изучить, проанализировать, сопоставить, описать, установить, выявить, раскрыть и т.п. В квалификационной работе задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.

Формулировки задач необходимо делать как можно бо­лее тщательно, поскольку описание их решения должно соста­вить содержание глав и подразделов работы. Это важно так­же и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Следующий раздел «аппарата исследования» - методологические основы и методы исследования. Для квалификационной работы методологическое значение имеют одна, две, три, от силы четыре концепции крупных ученых педагогов и психологов, которые действительно лежат в основании работы. Например, так «исследование опиралось на концепцию проблемно-развивающего обучения (И.Я.Лернер и др.), а также теорию ориентировочной основы деятельности (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), теоретические основы взаимосвязи общего и профессионального образования (И.Я.Курамшин, А.А. Пинский) и др.».

Очень важным этапом научного исследования является вы­бор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым ус­ловием достижения поставленной в такой работе цели. Успешность выполнения квалификационной работы в наибольшей степени за­висит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования. Согласно классификации Б.Г. Ананьева, методы исследования делятся на:

1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода).

2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические методы, психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод.

3. Методы обработки эмпирических данных: методы математической статистики, методы качественной характеристики полученного материала.

4. Интерпретационные методы: генетические (анализ фаз развития), структурные (классификация, типологизация).

Например, тема квалификационной работы: «Арт-терапия как средство развития эмпатии у старших подростков», соответственно методы исследования: 1) организационные – сравнительно-сопоставительный анализ научной философской, психологической, социологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; 2) основными эмпирическими методами явились – формирующий эксперимент и комплекс психодиагностических методик: опросник по экспресс-диагностике эмпатии И.М.Юсупова; тест диагностики эмоциональной чувствительности, цвето-рисуночный тест диагностики эмоционального состояния школьников по методике А.О.Прохорова; личностный опросник 16 PF Р. Кеттелла (форма А); диагностический опросник по выявлению уровня общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко. 3) Статистические методы обработки материалов (критерий Х2, коэффициент корреляции по критерию К. Пирсона). 4) Интерпретационные методы – сравнительно-онтогенетический (анализ фаз развития).

Практическая значимость это очень важно: Вы указываете, для чего, по сути, была написана Ваша квалификационная работа, где и как могут быть использованы Ваши наблюдения, выводы и рекомендации. Это – подтверждение Вашей профессиональной подготовки.

Объём раздела «Введения» занимает не более 3-4 страниц.

Основная часть

Основная часть квалификационной работы обычно состоит из двух-трёх теоретических и экспериментальных (практических) глав, при этом каждая глава – из двух-трёх параграфов и выводов по главе. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание квалификационной работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия квалификационной работы в целом и отдельных глав или параграфов.

Первая глава представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в квалификационной работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этой главе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы. В главе обосновывается наличие противоречия или пробела в существующем психологическом знании, «белых пятен» в какой-либо теоретической или практической области и заканчивается постановкой проблемы, на основе которой во второй, практической части, формулируется гипотеза экспериментального исследования.

Первая глава заканчивается проблематизацией данной области исследования, т.е. происходит постановка (формулировка) какой-либо нерешенной проблемы, выделяемая на основе всего предыдущего анализа существующих литературных источников.

Результатом написания обзорной главы должны быть:

- разъяснение поставленной в работе проблемы,

- постановка и обоснование теоретической гипотезы исследования, определяющей, в каком направлении необходимо искать разрешение сформулированной проблемы,

- постановка общих задач работы, касающихся как нахождения общетеорети­ческого разрешения проблемы, так и конкретных экспериментальных или иных процедур проверки гипотез исследования,

- обоснованный переход к эмпирической части работы.

Литературный обзор (общий объем не более 1/3 всего объема работы, т.е. порядка 25 стр.).

Следующая глава посвящена экспериментальной части исследования. В ней описывается гипотеза и методика исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты, в конце делаются выводы по результатам исследования. Эта глава показывает умение студента планировать и проводить экспериментальное исследование.

Необходимо корректно употреблять понятие "экспериментальное исследование" - не всякое эмпирическое исследование является экспериментальным. В связи с этим необходимо помнить, что эмпирическое исследование, в отличие от экспериментального, не должно содержать в своих выводах утверждения о причинно-следственных зависимостях между переменными. Выводы должны содержать утверждения лишь о взаимосвязи переменных и степени ее значимости. Следует также обращать внимание (особенно в экспериментальном исследовании) на формы контроля за переменными, способными оказать прямое или косвенное влияние на результаты.

В разделе «Организация и методы экспериментального исследования» описываются (1) выборка испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики) с указанием их количества, принципов отбора и прочее, место исследования; (2) сама методика, которая может включать описания метода исследования, тип и схему эксперимента, характеристику конкретных психодиагностических методик. При создании новой методики, она должна быть подробно изложена, либо это описание переносится в приложение. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Для более наглядного изложения методов исследования стимульный материал или опросные бланки рекомендуется помещать в приложениях к квалификационной работе. Эта рекомен­дация превращается в требование, если используемые в работе методы являются ав­торскими. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.

В раздел «Результаты исследования и их обсуждение» результаты приводятся в форме, удобной для быстрого и достаточно подробного ознакомления, и должны быть снабжены пояснениями. Результаты оформляются в таблицы или представляются иным способом. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение.

Краткая классификация задач и методов их статистического решения представлено в Приложении Б.

Методические рекомендации по проведению психологического исследования достаточно подробно описаны в книге Л.В. Куликова «Психологическое исследование» (СПб.: Речь, 2001). Проведение экспериментального исследования и математическая обработка его результатов изучаются студентами в соответствующих учебных курсах и поэтому в данной работе не рассматриваются.

Далее дается всесторонний и объективный анализ и интерпретация полученных результатов, которые представляются в виде таблиц, графиков, рисунков, математических расчетов. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных.

Цель раздела «Обсуждение результатов» – связать воедино содержание теоретической и практической частей исследования и обосновать выводы из проделанной работы. Здесь необходимо ответить на вопрос: почему так получилось, в чем причины, как можно объяснить тот или иной факт? В ходе обсуждения необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. На этом этапе привлекаются теоретические и практические данные, полученные другими авторами, анализируется соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дается объяснение полученным данным. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения. Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.

Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.

Заключение

В заключении автор должен кратко и четко сформулировать основные выводы, результаты проведенных исследований, показать степень выполнения поставленных задач, субъективные и объективные причины, не позволившие выполнить намеченные задачи полностью, дать рекомендации к дальнейшим исследованиям.

Объём заключения не должен превышать полутора-двух страниц.

Список литературы

Список использованной литературы должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Рекомендуется представлять единый список литературы к работе в целом. Список обязательно должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

Наиболее удобным является алфавитное расположение материала, так как в этом случае произведения собираются в авторских комплексах.

Описание каждого источника начинается с красной строки. В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте и которые не были использованы студентом. Не включаются также энциклопедии, справочники, на­учно-популярные издания. Число учебников и учебных пособий в списке использованной литературы должно быть минимальным: ссылки на них можно делать при работе с терминологией, при отражении дискуссионных вопросов по теме квалификационной работы. Но при этом ссылаться нужно не на название учебника, а на его автора.

Официальные документы ставятся в начале списка в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.

Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке, образуя дополнительный алфавитный ряд. Далее идут ресурсы Интернета (сайты, порталы).

Для каждого документа предусмотрены следующие элементы библиографической характеристики: фамилия автора, инициалы; название; подзаголовочные сведения (учебник, учебное пособие, словарь и т. д.); выходные сведения (место издания, издательство, год издания); количественная характеристика (общее количество страниц в книге).

Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в описываемом источнике информации. Недостающие уточняющие сведения, а также полностью отсутствующие необходимые данные формулируют на основе анализа документа. При этом сведения, сформулированные на основе анализа документа, а также заимствованные из источников вне документа, во всех областях библиографического описания, кроме области примечания, приводят в квадратных скобках.

При составлении библиографического описания можно применять сокращение слов и словосочетаний, пропуск части элемента и другие приемы сокращения. Главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки. Сокращения применяют во всех областях библиографического описания. Однако не допускается сокращать любые заглавия в любой области (за исключением случаев, когда сокращение имеется в самом описываемом источнике информации). В отдельных случаях, например, при записи очень длинного заглавия, допускается применять такой способ сокращения, как пропуск отдельных слов и фраз, если это не приводит к искажению смысла.

Принцип расположения в списке библиографических опи­саний источников - "слово за словом". Записи рекомендуется располагать: а) при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т.д.; б) при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий; в) при авторах-однофамильцах - по иден­тифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын - от старших к младшим); г) при нескольких работах авторов, на­писанных им в соавторстве с другими - по алфавиту фамилий соавторов.

По меньшей мере, не менее 50 % названийв списке использованной литературы в квалификационной работе должны датироваться пятью последними годами. Это также относится и к учебникам и учебным пособиям.

При разработке определенных тем в квалификационных работах бывает просто необходимо ссылаться на авторов и их работы прежних лет (1950-х – 1990-х гг. и даже ранее). Однако если Вы это делаете, то обязательно нужно отразить современное состояние вопроса и привести в списке использованной литературы новые издания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.