Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные цели. Практическое занятие № 8




Актуальность темы.

Практическое занятие № 8

Надраздел Лучистые (Radiata). Тип Кишечнополостные (Coelenterata), или Стрекающие (Cnidaria). Филогения типа (Coelenterata). Тип Гребневики (Ctenophora). Характеристика и филогения типа (Ctenophora).

 

Кишечнополостные (Coelenterata) илистрекающие (Cnidaria) – богатый видами тип примитивных многоклеточных животных с радиальной симметрией тела, часто придающей им сходство с цветком. Кишечнополостные – это первые животные, у которых появились настоящие ткани. Ведут исключительно водный образ жизни. Одни из них свободно плавают, другие – сидячие и прикрепленные ко дну животные. Некоторые виды имеют практическое значение. Например, после контакта человека со стрекательными клетками сцифомедуз развиваются ожоги. Сильные ожоги с тяжелыми последствиями могут вызвать корнерот, крестовичок, гонионема и др.

В Китае и Японии некоторые сцифомедузы являются объектом промысла как продукты питания.

Отдельные виды коралловых полипов (красный и черный кораллы) используют для изготовления украшений.

 

· изучить общую характеристику и классификацию типов Кишечнополостные (Coelenterata) и Гребневики (Ctenophora);

· изучить структурно-функциональные особенности гидроидных;

· изучить видовое разнообразие гидроидных и сцифоидных медуз, особенности их строения и жизнедеятельности.

 

В результате освоения темы студент должен уметь:

ü дифференцировать представителей типов Кишечнополостные (Coelenterata) и Гребневики (Ctenophora);

 

Для формирования умений студент должен знать:

ü характеристику и классификацию типов Кишечнополостные (Coelenterata) и Гребневики (Ctenophora);

ü структурно-функциональные особенности гидроидных и сцифоидных медуз, особенности их строения и жизнедеятельности.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Общая характеристика и классификация типа Кишечнополостные (Coelenterata).

2) Строение, физиология, размножение, развитие (чередование пололений) и экология представителей класса Гидрозои (Hydrozoa). Классификация класса Гидрозои.

3) Строение, физиология, размножение, развитие (чередование пололений) и экология представителей класса Сцифоидные медузы (Scyphozoa). Классификация класса Сцифоидные медузы.

4) Строение, физиология, размножение, развитие представителей класса Коралловые полипы (Anthozoa). Роль коралловых полипов в образовании земной коры. Классификация класса Коралловые полипы.

5) Филогения типа Кишечнополостные (Coelenterata)..

6) Общая характеристика и классификация типа Гребневики (Ctenophora).

7) Строение, физиология, размножение, развитие представителей класса Гребневики. Классификация класса Гребневики.

 

4. Вид занятия: лабораторно-практическое.

5. Продолжительность занятия: 3 часа (135 минут).

6. Оснащение:

6. 1. Дидактический материал: таблицы, наборы контролирующих тестов.

6. 2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор.

6. 3. Макропрепарат: гидроидный полип, сцифомедуза, гребневик.

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

Письменный ответ: задания № 6на с. 45 и № 5 на с. 51 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Шапкин, З.И. Тюмасева, И.В. Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005).

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Проведение устного опроса, решение ситуационных задач.

Вопросы для обсуждения на с. 45, 52 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений /В.А.Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005).

 

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.

 

7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

Изучить по таблицам строение тела гидры стебельчатой, клеточные элементы на поперечном срезе тела гидры, строение гидроидной медузы.

 

 

7. 4. 1. Изучить макропрепараты:

а) гидроидный полип;

б) сцифомедуза;

в) гребневик

 

7. 4. 2. Изучить и зарисовать в альбом:

1) Внешний вид гидры пресноводной. Обозначить отделы тела (оральный и аборальный полюса, щупальца, гонады).

2) Топографию клеточных элементов на участке поперечного разреза тела гидры. Обозначить типы клеток эктодермы и эндодермы.

3) Внутреннее строение медузы аурелия аурита (продольный разрез). Указать рот, парус, гонады, кольцевой и радиальные каналы (рис. 32 с. 49 - Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Шапкин, З.И. Тюмасева, И.В. Машкова, Е.В.Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.).

 

7. 4. 3. Заполнить таблицу №6 на с. 44 «Черты сходства и различия в строении и размножении гидры пресноводной и полипа обели» и № 7 на с. 51 «Черты сходства и различия в строении и размножении морского гидроидного полипа обели и сцифоидной медузы аурелии» (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Шапкин, З.И. Тюмасева, И.В. Машкова, Е.В.Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.