Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация проведения. Для обеспечения научности педагогического наблюдения нужно исходить из следующих требований




Для обеспечения научности педагогического наблюдения нужно исходить из следующих требований.

1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты наблюдения и выводить достоверные заключения.

2. Наблюдение должно проходить по заранее выбранному плану. В плане детализируются отдельные вопросы, по которым хотят получить нужные сведения.

Если, например, наблюдатель изучает деятельность преподавателя или ученика, то он заранее составляет подробный вопросник о том, что его интересует в этой деятельности и в ходе наблюдения подробно регистрирует все относящееся к поставленным им вопросам.

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, а они должны быть точно определены. Чем точнее и детальнее зафиксированы вопросы об исследуемых признаках и чем яснее сформулированы критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения. Если вопросы нечетки и исследуемые явления невозможно измерять точно, то анализировать и интерпретировать результаты наблюдения гораздо труднее.

4. Явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

Если объектом исследования является самостоятельная работа учащихся на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий или четвертый уроки, так как на последних уроках дает себя чувствовать усталость, а во время первого урока - еще некоторая сонливость и в связи с этим вялое участие в учебной работе. Нежелательно наблюдать уроки в конце учебной четверти - в наиболее напряженной поре учебного процесса, когда начинают проявляться признаки переутомления учащихся. Наблюдение уроков в различных классах следует проводить по возможности в одинаковых условиях (расположение урока в расписании и т.д.).

5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми.

Большую важность в наблюдениях имеет применение одинаковых критериев при оценке исследуемых явлений.

Немыслимо, например, что в одном классе ответы учащихся фиксируются по трехбальной системе (4-полный ответ; 0-неполный ответ; - неправильный ответ), а в другом классе - в пятибальной системе (5 - отличный; 4 - хороший ответ и т.д.).

6. Повторение наблюдения следует проводить через равные промежутки времени. Если, например, исследуется развитие трудовых навыков у учащихся, то наблюдения приходится проводить каждую четверть или полугодие. Неправильно поступает исследователь, проверяя усвоение навыков учащихся на первом курсе через каждую учебную неделю, а на втором курсе - через четверть.

7. Наблюдатель должен знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении и предупреждать их. Неточные и неправильные наблюдения возникают по весьма разным причинам. Отклонения (аберрация) между данными, соответствующими действительности, и данными, полученными путем наблюдений, называются ошибками наблюдения.

Эти ошибки можно подразделить на методологические и регистрационные. Первые обусловлены применением неправильных методов наблюдения, другие же - неточной записью данных.

 

Наблюдения, проводимые в учебно-воспитательных учреждениях, имеют четыре основные задачи:

1) определение условий, в которых протекает наблюдаемое явление;

2) обстоятельное описание наблюдаемого явления;

3) научный анализ и объяснение изучаемого явления, т.е. установление причинно-следственных связей и отношений явлений и условий их протекания;

4) оказание методической помощи учителям и работникам других учреждений образования.

Решение этих задач возможно только на основе предварительно разработанной программы исследования.

Посещая уроки, необходимо главным образом выяснить следующие факты:

1) действия учителя, направленные на разрешение определенной учебно-воспитательной задачи;

2) ответные действия учащихся, вызванные воздействиями учителя, отношение учащихся к этой деятельности;

3) достигнутый педагогический результат.

В заключении важно дать педагогическую оценку данных результатов, сделать обобщающий вывод и отразить их в научной работе. Для того, чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и позволяло делать выводы, его результаты необходимо строго фиксировать в протоколах.

По вопросу о том, как вести протокол наблюдений уроков имеются два подхода: выборочный и сплошной.

Первый подход состоит в выборочном наблюдении и записи и дает значительно больше результатов, так как целенаправленное выборочное наблюдение и избирательная запись более экономны и более результативны. Таким образом, предлагается фиксировать не все, что происходит на уроке, как это делается во втором подходе - “сплошное фотографирование”, а сосредоточить свое внимание только на тех моментах, которые относятся к программе наблюдения.

Программа наблюдения по каждому учебному предмету может быть специфичной. Поэтому в зависимости от специфики дисциплины и исследования следует продумать каждый шаг своего своевременного действия по выявлению проверяемого факта. В этом отношении большую пользу могут принести целенаправленно сформулированный перечень вопросов.

Целенаправленное наблюдение дает возможность собрать большое количество как позитивных, так и негативных факторов, отражающих явление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.