Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки олигополии. Формы поведения фирм в условиях олигополии




Олигополияпредставляет собой такую рыночную структуру, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, несколько фирм, а вход в отрасль ограничен высокими барьерами. Олигополия характеризуется следующими признаками: наличием небольшого числа крупных фирм, производством и реализацией стандартизированного или дифференцированного продукта. наличием существенных барьеров по входу на рынок, по влиянию на цены – ограничением взаимной зависимостью и значительным контролем при тайном соглашении, действием неценовой конкуренции, особенно при дифференциации продукта, некоторым ограничением в доступности информации.

Примером олигополии могут служить производство стали, алюминия, меди, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов и т.д.

Олигополистическое поведение на рынке подразделяется на олигополию, основанную на соглашении, и и олигополию доминирующей фирмы. Соглашение представляет собой согласование о разделе рынка и ценах между несколькими фирмами. Выделяют открытое соглашение и тайное или молчаливое соглашение. Когда соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является картель. Картель представляет собой группу производителей, совместно максимизирующих прибыли путем фиксации цен и ограничением объемов выпуска продукции. Но так как в большинстве стран (согласно антитрестовским законам) в настоящее время открытое соглашение является незаконным, то олигополисты стремятся к тайному сотрудничеству, исключающее открытое соглашение, к согласованию без соглашения.

Олигополия доминирующей фирмы определяет организацию рынка, при которой на нем господствует крупная фирма, цены которой являются базовыми для всех остальных продавцов. Олигополия доминирующей фирмы проявляется в ценовом лидерстве. При олигополистическом лидерстве в области ценообразования одной единственной фирме отводится роль ценового лидера, а остальные фирмы на рынке следуют в ценообразовании за лидером. Необходимость тайного сговора здесь исключается.

Соперничающие фирмы в погоне за прибылями могут не только заключать соглашения, но и вести ценовую войну. Ценовая война предполагает цикл последовательных снижений цеы соперничающими фирмами с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Война цен идет до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. Снижение же цены ниже этого уровня приводит к убыткам.

2. Модели олигополии: дуополия Курно.

Первая попытка создать теорию олигополии была предпринята еще в 1838 г. Августином Курно.В своей теории Курно поставил проблему олигополистической взаимосвязи – необходимости каждой фирме принимать в расчет поведение конкурентов при определении своей рыночной стратегии. Эта теория основывается на предпосылке, что на рынке действует только две фирмы и каждая фирма принимает свое решение на основании, что цена и объем производства у фирмы конкурента будет постоянным. Каждая фирма запрашивает определенную цену, максимизирующую прибыль при любой цене, которую может установить конкурент. Эти цены изображены в виде кривых реакций. В результате серии движений и контрдвижений в сторону дальнейшего понижения цен цены двух фирм сходятся на равновесной цене, которая устанавливается в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предложения фирм совпадает с их реальными действиями.

3. Модель ломаной кривой спроса.

Столетие спустя двумя английскими экономистами Р.Л. Холлом и К.И. Хитчем и американским экономистом П.М. Суизи примерно в одно и то же время была разработана теори»изгибающейся кривой спроса» или ломанной кривой спроса. Данная теория, также как и теория Курно, начинается с простого предположения о реакции олигополистов на изменение цен конкурентами. Считается, что каждая фирма исходит из того, что если она снизит свои цены. то конкуренты поддержат это снижение, но если она повысит их, ни одна фирма не последует ее примеру. На графике ломанной кривой спроса кривая предельных издержек пересекает кривую предельного дохода как раз на ее изломе. Цена при данном объеме производства и будет равновесной ценой для фирмы, потому что ей станет невыгодно перемещаться в любом направлении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.