Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 2




Коррекционно-образовательные цели. Обучение различению де­ревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, жел­тый, зеленый, красный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдо­ха, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциа­тивного мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положи­тельной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Дыхательные тренажеры по числу детей, игра «Разноцветные листья», мягкие игрушки для артикуляционной гимнастики — лиса, волк, слон, мяч среднего размера, рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

Предварительная работа. Сбор и рассматривание опавших лис­тьев во время прогулки. Рассматривание картинки с изображени­ем опахала и листа клена, сравнение. Разучивание упражнения «Листья».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие зрительного вни­мания.]

1 См.: Нищева Н. В. Тетрадь №1 для средней логопедической группы детского сада. — СПб., 2004.


Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, гово­рит, что очень рад видеть их и готов с ними поиграть в новые игры. В кабинете на полу рассыпаны разноцветные листья.

Логопед. Посмотрите, у нас на полу лежит ковер из листьев, как в осеннем парке. Выберите желтые березовые листья. Я думаю, вы их узнаете. Вчера на занятии мы с вами учились дугь на них. Тот, кто найдет желтый березовый листок, может сесть за стол.

Дети находят желтые березовые листочки и садятся за стол. Ло­гопед при необходимости оказывает помощь сам или привлекает к этому остальных детей, которые подсказывают, где лежит нужный листочек, ребенку, оказавшемуся в затруднительном положении.

2. Чтение логопедом стихотворения «На что похожи листья?» [Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления.]

Логопед выразительно читает стихотворение и закрепляет на наборном полотне разноцветные бумажные или сухие листья.

На мою ладошку лист похож у клена, Закрепляет на наборном полотне оранжевый кленовый лист.
Осенью оранжевый, летом он зеленый.  
Словно перышки листочки у рябинки, Закрепляет на наборном полотне желтый рябиновый лист.
Что склонилась тихо над тропинкой.  
У осины листья как монеты, Закрепляет на наборном полотне 2—З листочка осины.
У каштана — словно опахала, Закрепляет на наборном полотне зеленый лист каштана.
Было листьев очень много летом, Широко разводит рукипоказывает «множество».
Осенью их очень мало стало. Сближает ладони — показывает «мало».

3. Игра «Разноцветные листья». [Развитие цветовосприятия и цветоразличения. Совершенствование грамматического строя ре­чи (согласование существительных мужского рода с прилагатель­ными в единственном и множественном числе). Развитие умения различать листья разных деревьев.]


Перед началом игры логопед заменяет на наборном полотне оран­жевый кленовый лист на кленовый лист красного цвета, т. к. при­лагательное «оранжевый» пока может быть у детей только в имп-рессивной речи.

Логопед. Вы послушали стихотворение и, наверное, запом­нили, о листьях каких деревьев в нем говорится. Сейчас я проверю это. Какое дерево потеряло вот этот лист, похожий на ладошку? (Показывает детям красный кленовый лист.)

Дети. Клен.

Логопед. Какой он?

Дети. Он красный.

Логопед. Повторите вот так: красный лист.

Дети. Красный лист.

Логопед. Я добавлю еще несколько листьев клена, а вы ска­жете, какие они. (Вывешивает на наборное полотно 2—3листочка.)

Дети. Красные листья.

Логопед. А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на перышко?

Дети. Рябина.

Логопед. Молодцы! А какой он?

Дети. Желтый лист.

Логопед. Я добавила еще два листка. Какие они?

Дети. Желтые листья.

Логопед. А вот этот лист, похожий на опахало, какое дерево потеряло?

Дети. Каштан.

Логопед. Отлично. Какого он цвета?

Дети. Зеленый.

Логопед. Правильно, он еще зеленый. Я добавила листьев. Какие они?

Дети. Зеленые листья.

Логопед. А теперь посмотрите на эти круглые листья, похо­жие на монеты. Какое дерево их потеряло?

Дети. Осина.

Логопед. Правильно, у осины круглые листья. Они похожи на круг. А теперь посмотрите на лист березы и скажите, на что он похож.


Дети. На треугольник.

Логопед. У березы треугольные листья. А теперь представь­те, что вы превратились в листики.

4. Упражнение «Листья». [Развитие общей моторики, коорди­нации речи с движением. Закрепление умения приседать без опоры.]

Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно следует выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Логопед. Листочки, образуйте кружок.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на месте, расставив руки

в стороны. Листья нам под ноги Приседают.

тихо ложатся И под ногами шуршат, Движения руками влево-вправо.

шелестят, Будто опять закружиться хотят. Кружатся на месте на носочках.

5. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. [

Логопед приглашает детей за стол, где уже приготовлены тет­ради.

Логопед. Садитесь правильно и посмотрите в тетради. Лист какого дерева вы видите?

Дети. Лист клена.

Логопед. Правильно. Каким карандашом мы его раскрасим?

Дети. Красным.

Логопед. Правильно. Мы уже говорили с вами, что осенью листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желты­ми. Наш кленовый лист будет красным. Но сначала обведите лис­ток по краю-контуру, а потом раскрасьте его.

Дети выполняют задание. Логопед следит за посадкой детей, за тем, как они держат карандаши.

Логопед. Какие у вас листья?

Дети. Красные листья.

Логопед. Вы отлично выполнили мое задание. А теперь да­вайте пойдем к зеркалу.


6. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед вновь объясняет детям, что сесть перед зеркалом нужно прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабле­ния, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражне­ние выполняется по 3—5раз.

Логопед. К нам вновь прибежал веселый лисенок. (Показы­вает игрушку.) Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.

Дети выполняют движения.

Логопед. А теперь покажите зубы, растянув губы, как делает это наш знакомый волчонок.

Дети выполняют движения.

Логопед. А вот и ваш знакомый слоненок из Африки. Ви­дите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком».

7. Упражнение с дыхательным тренажером. [Развитие длитель­ного плавного выдоха.]

(Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую тру­бочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя.)

Логопед. А сейчас вы будете... волшебниками! Если вы правильно сделаете все, что я скажу и покажу, то шарики по­виснут в воздухе и не упадут, пока вы будете дуть в трубочку. Хотите попробовать?

Дети. Да.

Логопед. Тогда смотрите внимательно и запоминайте.

Далее логопед показывает, как выполняется упражнение. Одной рукой он берет кончик трубочки и удерживает у рта, другой рукой поддерживает внизу изогнутую часть трубки (шарик лежит на раструбе). Логопед делает вдох через нос и начинает медленно дуть в трубочку, не раздувая щеки и не поднимая плечи. Затем предлагает детям встать, правильно взять тренажеры и раскла­дывает шарики на раструбы (рис. 1).

Дети по команде логопеда делают вдох, а затем по команде начинают дуть. Логопед следит за тем, чтобы дети не раздували


щеки и не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Уп­ражнение выполняется 3—5 раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение.

Рис. 1

8. Игра «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, внима­ния, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей за стол.

Логопед. А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы под­скажете мне, когда бывает то, о чем в нем говорится, — летом или осенью. В конце стихотворения вы должны сказать слово «осень» или слово «лето».


Птицы стаями летят,

Грустно: дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, Потому что это...

Дети....Осень.

Логопед. В чистом небе солнце светит ярко, Можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это.

Угадали? Ну конечно...

Дети....Лето.

Логопед. Молодцы! Вы правильно мне подсказали слова «осень» и «лето».

9. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грам­матического строя речи (образование существительных с умень­шительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.]

Логопед приглашает детей встать на ковер.

Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково. Дуб.

1-й ребенок. Дубок. Логопед. Береза.

2-й ребенок. Березка. Логопед. Рябина.

3-й ребенок. Рябинка. Логопед. Ель.

4-й ребенок. Елочка.

Логопед. Вот и молодцы! Садитесь на стулья.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед. Вы сегодня отлично занимались. Думаю, вы хоро­шо запомнили, на что похожи листья клена, рябины, каштана, осины и березы, и сможете рассказать об этом маме и папе. А что вам понравилось на занятии?

1 -и р е б е н о к. Раскрашивать лист клена.

2-й ребенок. Дуть в трубочку.

3-й ребенок. Заниматься с лисенком.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.