Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство: различные теории и подходы




ЛИДЕРСТВО

'Лидерство — это способность нести за собой людей для до­стижения конкретных целей.

Лидер может быть формальным (например, назначенным для осу­ществления руководства конкретным участком работы, подразделе­нием). Наряду с формальным лидером в организации может быть не­формальный (несанкционированный организационной структурой) лидер — человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей. Влияние нефор­мального лидера на результаты работы организации нередко может быть даже более значимым, чем влияние формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управ­ления людьми.

Проблеме лидерства посвящено значительное количество исследований в нашей стране и за рубежом. Различные подходы к этой проблеме могут быть условно разделены на следующие основ­ные группы:

теории личностных качеств лидера;

поведенческие теории лидерства;

теории лидерства, основанные на ситуационном подходе;

теории харизматических качеств лидеров.

Теории личностных качеств лидера. Наиболее известные ранние теории лидерства были сконцентрированы на том, какие личност­ные качества и характеристики отличают лидера от того, кто не яв­ляется им. На основе анализа результатов 20 исследований, посвя­щенных данной проблеме, было выявлено свыше 80 таких характеристик. При этом наиболее общими чертами, которые отли­чают эффективного лидера от тех, кого они ведут за собой, являют­ся:

честолюбие;

энергичность;

желание вести за собой других;

честность и прямота;

уверенность в себе;

способности и знания.

Особенно очевидно эти качества проявляются у известных выда­ющихся лидеров. Отмечено также, что люди, которые обладают дос­таточной гибкостью и умением вести себя в зависимости от условий конкретной ситуации, более часто становятся лидерами по сравне­нию с теми, кто такими качествами не обладает.

Теории личностных качеств имели практическое применение в работе с персоналом. При этом главный практический вывод состоял в следующем: если для того, чтобы успешно вести за собой людей, лидер должен обладать определенными качествами, то следует по­средством методов отбора найти такого человека, который успешно справился бы с выполнением этой роли. Тем самым был сделан пер­вый шаг и подведена научная база под осуществление процессов от­бора (например, тестирование руководителей) и продвижения руко­водящих кадров.

Поведенческие теории лидерства. Если теории личностных качеств лидера делали акцент на.необходимости распознавания и подбора будущих лидеров на основе выявления соответствующих личностных качеств и характеристик, то поведенческие теории лидерства спо­собствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам поведения.

Несмотря на многообразие теорий, относящихся к этой группе, все они могут быть сведены к тому, что определяют поведение лиде­ра на основе двух основных характеристик:

поведение, ориентированное, главным образом, на создание удов­летворенности трудом у подчиненных и их развитие (интерес к по­требностям работников, уважение к их идеям, делегирование полно­мочий нижестоящим работникам, забота об их продвижении);

поведение, ориентированное исключительно на выполнение про­изводственных задач любой ценой (при этом зачастую недооценива­ется необходимость развития подчиненных, игнорируются их инте­ресы и потребности).

Основной вывод представителей поведенческих теорий лидерства сводился к следующему. Поведение, ориентированное на успешное решение производственных задач, при одновременном создании удов­летворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождается более высокими показателями работы, дисциплиной и невысокой текучестью, по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы. Таким об­разом, задача организации заключается не только в том, чтобы рас­познать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы научить его навыкам успешного управления людьми.

Вместе с тем поведенческие теории лидерства, привлекавшие в 40—50-е гг. большой интерес, в начале 60-х гг. стали рассматриваться как ограниченные, так как они не учитывали целого ряда других важных факторов, определяющих эффективность управленческой де­ятельности в той или иной производственной ситуации.

Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе. В начале 60-х гг. все большее признание начинает получать тезис о том, что, выбирая стиль управления, предпочтение следует отдать тому стилю, который в наибольшей степени учитывает особенности данной ситу­ации. Так, при условиях А стиль Сбудет наиболее эффективным, в то время как при условиях Унаиболее удачным будет стиль В, а в усло­виях 2'предпочтение должно быть отдано стилю С.

Здесь прежде всего следует упомянуть работы Ф. Фидлера. Он по­шел дальше представителей теории личностных качеств лидера и по­веденческих теорий лидерства, предположив, что эффективность ра­боты группы будет зависеть от следующих факторов: во-первых, от того, насколько выбранный стиль управления учитывает особеннос­ти подчиненных и, во-вторых, от того, какими возможностями рас­полагает руководитель, чтобы влиять на их поведение. Изучив пове­дение лидера и его эффективность в различных ситуациях, Фидлер пришел к выводу о том, что эффективный лидер должен поперемен­но демонстрировать то тот, то другой стиль управления (в зависимо­сти от того, что именно требуется в конкретной ситуации). В одних случаях приоритеты должны быть отданы непосредственно решению производственных задач (например, техническому обеспечению про­изводства, разработке инструкций и предписаний), в то время как в других наибольшего внимания руководителя потребуют вопросы вза­имоотношений в коллективе, мотивации его членов, группового при­нятия решений*. Фидлер также определил три группы факторов, от

* Теоретически наилучших экономических и социальных результатов можно до­стигнуть при сочетании двух этих подходов, хотя практика показывает, что в ре­альной жизни приходится концентрировать большее внимание то на одном, то на другом направлении работы.

которых зависит эффективность работы руководителя и подразделе­ния в целом:

Взаимоотношения руководителя с подчиненными (степень дове­рительности их отношений, взаимного уважения);

характер регламентации труда;

возможность руководителя влиять на работу подчиненных посред­ством подбора, стимулирования и продвижения кадров.

В соответствии с этим Фидлер предложил два основных направле­ния повышения эффективности руководящей деятельности: а) при­способить лидера к ситуации (посредством его подбора, обучения и переобучения, а также стимулирования и как крайняя мера — заме­на одного лидера другим, в большей мере отвечающим требованиям данного участка производства) и б) изменить ситуацию. Это может быть достигнуто, например, посредством наделения руководителя дополнительными полномочиями по стимулированию работников и их продвижению.

Широкое практическое применение получила также теория вы­бора лидером эффективного стиля управления в зависимости от его подчиненных: их способностей и желания успешно выполнять по­ставленные перед ними задачи. При этом может быть выделено четы­ре основных стиля управления:

стиль, основанный, главным образом, на директивах и указаниях;

стиль, сочетающий директивные методы управления с различны­ми формами участия подчиненных в принятии решений, с их само­стоятельностью и ответственностью;

стиль, основанный преимущественно на демократических мето­дах управления (обсуждение и групповое принятие решений, учас­тие подчиненных в оценке работы всех членов коллектива, в том числе руководителя);

делегирование полномочий (практически полное отсутствие ука­заний и директив, максимальное расширение самостоятельности и ответственности подчиненных).

Какому из упомянутых стилей следует отдать предпочтение? Этот вопрос должен решаться в зависимости от степени зрелости тех, кем приходится руководить. При этом могут быть выделены четыре типа подчиненных:

работники не в состоянии самостоятельно решить задачу и не хо­тят брать на себя ответственность за ее выполнение;

работники не могут самостоятельно решить задачу, но хотят вы­полнить работу успешно;

работники в состоянии самостоятельно решить задачу, но не хо­тят брать на себя ответственность;

работники могут и хотят успешно решить задачу.

Таким образом, при выборе стиля управления следует учиты­вать, какими возможностями располагают подчиненные и насколько они заинтересованы в успешном выполнении работы. Так, если работники могут успешно решить задачу, но не хотят прилагать усилия, проявлять инициативу, то, возможно, стиль управления, основанный на привлечении их к принятию решений, усилении их мотивации, введении дополнительных стимулов, будет наиболее подходящим.

Концепция, предложенная Ж. Граеном, также строится на диф­ференцированном подходе руководителя к подчиненным, которых он условно разделил на две группы. В первую группу входят подчи­ненные, которые пользуются особыми привилегиями и вниманием руководителя, во вторую — те, которым руководитель уделяет гораз­до меньше времени и внимания, ограничиваясь главным образом ус­тановленными формальными отношениями. На основе каких прин­ципов руководитель делает свой выбор, окончательно не установлено. Однако практика показывает, что часто предметом особых симпатий руководителя становятся те подчиненные, которые имеют те же са­мые, что и он, личностные качества и характеристики (например, возраст, пол, агрессивность и напористость или, напротив, сдержан­ность в проявлении эмоций), а также те, которые обладают особыми знаниями и опытом, необходимыми для успешного выполнения ра­боты. Обычно «привилегированные» подчиненные пользуются осо­бой поддержкой руководителя, имеют особые права и получают боль­шую часть вознаграждений, которые он контролирует. Неслучайно, что эти работники больше удовлетворены работой, чем те, кто не имеет особых привилегий. К тому же они обычно реже увольняются из организации по собственному желанию.

Теории харизматических качеств лидеров. В последнее время по­явился целый ряд новых теорий лидерства, среди которых особое распространение получили теории харизматических качеств лидеров. Были сделаны попытки сформулировать те качества лидеров, кото­рые придают им в глазах тех, кого они ведут за собой, ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий увле­кать за собой людей. Назовем некоторые из этих качеств:

практически полная уверенность в своих суждениях и способнос­тях;

умение видеть перспективу лучше, чем остальные;

способность увлечь своей идеей остальных, умело разъясняя и убеждая (таким образом, что многие начинают относиться к этой новой идее как к своей собственной);

преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответствен­ность;

нетрадиционное поведение, иногда идущее вразрез с общеприня­тыми нормами (если такое поведение позволяет добиваться резуль­тата, то оно может вызывать восхищение остальных);

умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы, необ­ходимые для достижения цели.

Установлено, что те, кто идет за лидерами, обладающими ха-ризматическими качествами, отличаются высокой мотивацией, спо­собны работать с энтузиазмом и достигать исключительно высоких результатов. Такого рода лидеры особенно необходимы на перелом­ных этапах развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.

В последнее время широко обсуждается вопрос о том, можно ли научить людей быть харизматическими лидерами или это врожден­ное качество? В то время как ряд специалистов считает, что это врож­денное качество, большинство из них продолжает склоняться к тому, что людей можно научить демонстрировать харизматические формы поведения (например, умение стратегически мыслить, убеждать других, владеть искусством публичных выступлений, «языком» жес­тов и др).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.