Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции религии. 2 страница




 

8 октября 2011 г.

 

Продолжаем Индию.

Ведический период – древнейший период.

Брахманизм – следующий период (от 8 – 5 вв. до н. э. до начала н. э.). В это время теократическая форма устанавливается, верховная власть в руках жрецов.

Первые арийские государства очень слабые, они опираются на жрецов. Брахманизм отличается изощрённостью культа, который поддерживается жрецами (они пишут тексты).

Примерно к середине 1 тыс. до н. э. начинает складываться конфедерация племён, государства крупные появляются: Магатха. В Магатхе царствует династия Мауре, выходцы из кшатрии (воины). Кшатрии полагают, что они могут претендовать привилегии, тоже могут давать осмысления мира.

Второй фактор – была борьба местных элит за выдвижение своих людей.

Третий фактор – объединение территории при царе Ашоке (3 в. до н. э.), только юг Индостана не присоединён. Можно сказать, создаётся империя, но условно говоря. А империи нужна идея, эта идея – учение, причём не брахманизм, а буддизм, т.е. альтернатива. Буддизм становится официальной религией при Ашоке.

Отличие буддизма от брахманизма – более демократичен (за счёт чего и как – позже).

Кушанская династия. При ней буддизм набирает силу. Т.к. династия иноземная, понятно, что не на брахманизм (местный) опирается.

Династия Гуптов, при них существование государства Магатха прекращается. Разгромлены в 5 в. н. э. вторгнувшимися гуннами. Позже были мелкие слабые государства.

Набирает силу индуизм. Это конгломерат разных религий и верований, он пёстр по своему характеру. Что их объединяет? Идея высших божеств, идея сансары (колеса перерождения) и учение о кастах (установлены божественным путём. Кстати, чтобы стать индуистом, нужно родиться в рамках какой-то касты.

В индуизме тоже демократическая направленность. Это религия народная. В культе могут участвовать все. Есть местный бог, объявляем его аватаром, т.е. воплощением бога индуизма. Кровавые жертвоприношения заменяются бескровными (приносят цветы, например).

Принцип невреждения: нельзя вредить живым существам (все души равноправны).

Появляются изображения богов. До этого мы их знаем только по текстам, теперь есть барельефы, статуи. В честь богов строятся храмы. Трудно понять, буддизм заимствовал храмы от индуизма или наоборот. Говорят, что первые храмы – гробницы монахов. В любом случае строительство такое начинается в начале н.э.

Такое большое количество богов уравновешивается принципом хакти – принципом личной преданности божеству.

Верховная тройка богов:

Брахма, бог-создатель, созидательные функции, аскеза. Трансформировал первоначальное единство в сегодняшнее многообразие. Сотворил вселенную. В честь Брахмы почти нет храмов.

Основное большинство верующих поклоняются Шиве и Вишне.

2. Шива. Восходится в Рупии. Воплотился в тысячах имён. Бог смерти, разрушения, изменения. Покровитель аскетов (аскизы – та силы, которая создаёт миры). С Шивой связана культ жизненной силы и мужского начала.

Атрибут – бык какой-то. Борется с демонами. Бог Шива – бог ритма и танца. Танец – дело мистическое, танец связан с ритмом, танец и ритм создаёт мир.

2 жены – Сатси и Харвати. Когда Сатси погибла, Шива ушёл в горы и прекратил деятельность. Люди перестали умерать, наступил голод, переселение, тогда бог любви Кама по просьбе остальных богов наслал на Шиву привязанность к богине Харвати. Шива убил Каму за это, но потом возродил. Короче, вернулся. Пока был в горах, его сила накапливалась.

Богиня Шакти есть – олицетворение женского начала.

3. Бог Вишну. Имеет жён. Богиня Акшми – наиболее известная (богиня счастья, покровительствует индустрии). Сарасвати – покровительница искусства, сегодня – науки тоже. Обычно верхом на драконе или на белом лотосе. Много аватар, наиболее известные (10): рыбы, черепахи, лев (сражался с королём демонов), карлик и т.д.

Боги могут не делать то, что они делают, но тогда мир не будет существовать. Идеальное состояние человека – должен выполнять свой долг: сражаться и т.д., но не нужно делать это со страстью (делать всё честно).

3 ценности складываются. 1. Духовно-религиозные. 2. Материальные. 3 Любовно-чувственные.

 

Кроме богов в Индии почитается целый ряд объектов.

Риши (мудрецы). Особенно 7 ришей, которые открыли ведические гимны (боги открыли им, как нужно воспевать богов). Риши также и прародители (почитаемые предки). Была Вишманитра – аскетом (?) была 1000 лет. Его дочь – Шукунтала. Былинные герои, короче, но при этом объект религиозного почитания.

Питры (отцы, предки). Изображений нет. Обряды зато есть, готовят жертвенную еду.

Духи. Полубожественные существа.

Священные животные. Змеи (в основном кобры).

Реки. Вода – та стихия, из которой родилась стихия огня. Они когда-то были одной стихией. Вода – то, благодаря чему приносится жертва богам и предкам. Элемент ритуального очищения. Паломничества совершаются к ним. Покойников сжигают на берегу рек (это и сейчас наиболее правильные похороны).

Деревья.

Камни.

 

В 15 в. кастовую систему пытались разрушить (Кабира). Не удалось, появилась даже каста почитателей Кабиры.

Гурнана – основатель ситхизма (возник в 15 в.).

 

Ситхи. Брахма, Вишна и Шивы – это как мусульманский Аллах. Называл он этого бога – Сахи (Господин). Бог ситхов – абсолютная сила, обладает разумом и волей. Бог всемогущ, вне всяких аватар. Постепенно ситхи стали военнизированной сектой. Борятся с режимом, создают своё государство, но просуществовало недолго (англичане захватили). Эволюционирует в индуизм, хотя есть движения за возврат. Равенства давно между ними нет.

 

Срасвати стремился на собственное национальное развитие. В 1966 г. штат Бенджап. Он стал сипхитским и индуиским.

 

Индия – светское государство, хотя про это нет слов в конституции. В Индии 70 млн. – дикие племена.

 

15 октября 2011 г.

 

Первая мировая религия. Родоплеменные, национальные и мировые религии. Понятно, небезупречна, но отражает то, что тип религии связан с образом жизни.

Мировые религии охватывают разные народы, поэтому не могут быть очень тесно и тесно связаны с национальным образом жизни. Переплетение всё-таки происходит Проповедь обычно обращена к личности (есть индивидуальное спасение вне зависимости от касты). Потенциально все могут спастись. Бог более общ, в отличие от национальных религий.

Индуизм же – национальная религия, т.к. существует в рамках национальной общины.

Буддизм возник в 6 в. до н. э. Тогда складываются ранние гос-ва на основе арийских и неарийских элит. Это период кризиса в Индии (социального, экономического, культурного). Варновый строй. Варны сформированы по племенному принципу. Но в данный период племя – не ведущая социальная единица. Господствует соседская община, нет уже племенных дружин, уже есть войско. Верхушка, которая доминирует, смешанная (хотя формально арийская). Появляются аскеты (проповедники) со своими идеями. В числе альтернативных течений авторитету вед и брахманизму выделяются джайнизм и буддизм. Оба направления существуют до сих пор, но джайнизм остался на уровне только индийской религии, а буддизм стал мировой религии.

Буддизм возникает на севере, где конфедерация 3 племён – ___, ___, Бриджи. Буддизм провозглашает альтернативной идеей, но берёт много понятий, существовавших в индийской мысли. Дхарма тоже есть в буддизме, но буддизм создаёт новые смыслы. Направление от коллективного к индивидуальному.

Потенциально спастись могут все. Люди равны в этой возможности. Но ранний буддизм появился как маргинальное учение, о нём мало известно (мало сведений). В основном то, что мы знаем – это период, когда Ашок (царь такой) буддизм укрепляется в гос-ве Магатхи, при Ашоке становится гос. религией. Ашок при этом не считал, что остальные религии не нужны. Но особое покровительство оказывалось буддизму.

Об историческом Будде мы почти ничего не знаем. То, что мы о нём знаем, мифологизированно. Мифы и легенды, которые складываются вокруг основателя религии, имеют нравоучительный смысл, в них меньше заботы об исторической правде. Родился в городе Капилавасту, был сыном царя Кшудхадану, маму звали Майя. Когда родился, сказать трудно. Буддийская традиция определяет его годы жизни 623 – 544 гг. до н. э., историки же считают, что несколько позже. Легенда говорит, что умер в возрасте 80 лет. Родился тоже необычным образом. Понятно, это канонические образы. Всякие чудеса при рождении. Проповедь начинает в изгнании. Знания осеняют после 30 лет. Хотят убить. На родине принимали позже всех в качестве пророка и основателя. Начинает борьбу с искушениями.

Легенда о синих шагах: Будда издаёт львиный рык, «моё последнее рождение состоялось». Чудеса – статуи богов падают вниз и поют гимны в его честь.

Имена Будды говорящие. Ситхарта – достигший цели. На теле новорожденного нашли 32 явных и 82 неявных признака великого человека, он – будущий владыка мира. По воздуху прилетел Ришу, взял Будду и плакал, жалея, что не доживёт, когда царевич станет великим. В 16 лет Ситхарта женится на 2 царицах из соседних царств. Рождается один младенец. Только когда рождается сын или внук, можно уйти. Он выходит из дворца, видит прокажённого, похороны, аскета и т.д. Ситхарта уходит из дворца и ищет правильный путь к спасению, путь от страданий. Много испытал приключений. Был аскетом. Учился у брахмана. Будущий Будда идёт в столицу Магатхи, там царь предлагает часть своего царства, но отказывается от этого, идёт в ученики философа, изучает йогу в течение года. Потом уходит и от него, идт дальше, 6 лет отшельничает, будучи аскетом. Живёт с учениками, ученики в какой-то момент его покидают. Короче, где-то просветление происходит. Размышляет под деревом каким-то, проходит этап 3 бодроствований: в 1-ом осознаёт своё первое рождение, во 2-ом постигает истину, в 3-ем постигает, как мир спасти. Ему демон Мару является, демон искушает, всячески предлагая открытую истину, не людям проповедовать, а уйти в нирвану, раз уж Будда всё узнал. Будда, ясен пень, отказывается. Дочери Ману пытаются мужичка соблазнить, но и тут он молодец. Просыпается под деревом, спускается в долину, учеников находит, этим ученикам читает эти проповеди.

Будда – означает «просветлённый». В буддизме этот термин имеет несколько значений. Это понятие относится к родоначальнику буддизма. В первоначальном учении буддизма есть идея того, что просветление было предопределено при рождении Будды. Дальше идёт трансформация понятия, в дальнейшем под Буддой понимается абсолют – нечто, не имеющее личности, пребывающее в нирване, безгранично.

В Махаяме царевич – воплощение этого. Будда вообще не один, их много. Главный Будда – даже не царевич этот, а другие. В разных буддизмах разные Будды главные. В Японии одному золотую статую поставили, разорили монастыри из-за сбора золота.

Третье значение термина «Будды» - цели освобождения. Каждый человек в идеале должен достичь просветление Будды. Каждый человек может потенциально стать Буддой.

 

О чём проповедовал Будда? 3 проповеди.

1. Изложен в какой-то Сутре. Есть разные пути по жизни. Один путь – это путь удовольствий, но это – крайность, этого необходимо избегать. Это низко, благородно. Есть другая крайность – аскетов, это неблагородно, бесполезно. Так как надо жить, товарищи? Серединный путь, к знаниям, к мудрости, к нирване. И как же достичь этого? Есть 4 великие истины, которые открыты Буддой. 1. Жизнь – это Дугха. Обычно переводят как страдания. В буддизме понятие духа шире, чем просто страдание, т.к. страдание – это острая крайность. Надо переводить как всяческая суета, неправильное и некомфортное состояние. 2. У Дугхе есть причина. 3. Причина в Дугхе – желание. Чтобы уничтожить Дугху, надо уничтожить желание. Желание понимается очень широко. Желание как жажда жизни, как стремление к удовольствию, прекратить жизнь. Возродится, но в более худшем состоянии. 4. Истина эта предлагает путь спасения – восьмиричный путь спасения. Если коротко, всё сводится к чему: нравственность, дисциплина ума, обретение мудрости. 8 этапов. 1. Праведная вера (учение Будды). 2. Истинная решимость. 3. Праведная речь (ложь увеличивает беспорядочность, буддизм осуждает ложь, празднословие, злословие). Речь должна быть только умной, по делу, правдивой, без зла. 4. Праведные дела. Нельзя ничего и никому вредить. 5. Праведная жизнь. Род занятий никому не должен причинять вред. 6. Праведная мысль. Человек должен изгонять из головы всё злое, настраивать нужно на доброе. Не думать о ерунде. 7. Праведные помыслы. Нельзя идти на поводу у плоти, т.к. это приведёт ко злому. Не допускать злобу потенциально. 8. Истинное созерцание этого углубление в поисках истины.

2. Лакшанасутра. Доказывается, что то, что человек принимает за собственное «я», таковым не является. Это ложное понятие. Атма – это душа (христианский термин). Будда говорит, что душа не существует, иначе душа бы устраивала тело по своему разумению, тело было бы создано по усмотрению души. То, что изменчиво (впечатления, эмоции), не может быть нашим «я». Благородно обученный поэтому испытывает отвращение к сознанию, телу. Человек освобождается от чувственного мира, от привязанности, прерывает цепь перерождений, обретает свободу.

3. Братитисамухадра. Закон зависимого происхождения иллюстрирует. Колесо жизни приводит к Авиди – невежество. Невежество порождает страдания, затмеваем ум. Невежество изображается в виде слепой женщины. Действия, порождённые неведением, порождают основу будущей жизни. Формируются элементы, которые создают сознание, направленное на традиционные ценности. М-да… как это учить к зачёту? Какие-то обезьяны, пауки, люди через море плывут. Этапы идут какие-то. На основе чувств появляется влечение (желание испытывать приятное и не испытывать неприятное). Чувства порождают стремление к целям, желаниям. Желания порождают жажду полноценной жизни. 11 этап. Жажда жизни ведёт к новым рождениям. 12. А новые рождения рождают старость и смерть. Эти 12 звеньев порождают колесо перерождения, колесо бытия. Курица, змея, свинья изображают чего-то там (последняя – невежество).

 

Кармическими являются не просто все действия человека, а именно сознательные действия, точнее – намерение создать действия. Есть детальная классификация поступков. Классификация типов сознания. Позитивная карма и негативная (?). Сознание, которые стремится выйти из кармы – это цель всего. Миряне хотят достичь просто благоприятной кармы, благоприятного рождения в следующей жизни.

Буддизм сейчас очень популярен почему-то.

Понятие дхармы увязано с понятием скангха. Скангхи удерживает нас в сансаре, сложная конструкция., которую мы принимаем за своё «я». Мы привыкли к такой системе: субъект познания (я) и объекты. С точки зрения буддизма нет объекта. Щербатской (изучал буддизм): «картина Вселенной, которая встала перед духовным взором Будды, представляет собой бесконечное число отдельным мгновенных сущностей в состоянии ____». Мир буддизма существует как состояние сознания. Что предстаёт нашему взору – мгновенное сознание, то, что перед нами есть. Короче, материальное и психическое не разделены. Мгновенная смена состояний – не хаотичная смена, а то, что подчинено преемственности, причинности. Мир – это поток изменений, это комбинация дхарм. Дхарма – элемент бытия. Дхарма – и учение Будды.

Кстати, 3 истины буддизма: Будда, Сангха (община) и Дхарма (учение Будды).

Есть дхармы, омрачённые бытию и не подверженные волнению. Идея Дхарма – успокоить. Почему для монахов важен мрачный образ жизни? Потому что это позволяет успокоится. Поэтому им нельзя одеваться ярко, духи использовать и всякую ерунду.

Нирвана тождествен сансаре, т.е. миру, в котором мы пребываем.

 

Итак, ученики Будды образовали общину. Первые монашеские поселения возникали вокруг гробниц, но они странствовали, но лишь на 4 месяца (сезон дождей) поселялись вокруг гробниц.

Считается, что правила монашеского бытия изложены в Минаетаки (правила поведения). Монахом становятся не сразу. Есть этапа послушничества. Послушник даёт 5 обетов: не убивать, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, не пьянствовать. Одежда – жёлто-красная. Первоначально – жёлтая (не новая одежда, под солнцем становится жёлтой). Проходят обряд просвещения. После ещё 5 обетов: не петь, не танцевать, не спать удобно, не есть в неположенное время, не стяжать, не наряжаться. Кроме того, принимается ряд мелких запретов, их может быть очень много, но они уже индивидуальны.

2 раза в месяц (новолуние и полнолуние) исповедь монаха обязательно. Монахи также обязаны трудиться и изучать тексты. Правила, которым подчиняются монахи, изложены в Минаетаки.

Трипитака – три корзины. Когда сутры сложились, они заняли 3 корзины. Минаетаики. Сутрапитака – корзина сутр, где излагаются основы нравоучений, считается, что записаны со слов Будды. 3. Бихару (?) питака – тексты религиозные, комментарии к учению буддизма, они объясняют Сутрапитаку.

Непонятно, что такое нирвана. Будда не объяснял. Это состояние, когда успокоились. Или бытийное (попадает в нечто типа рая). Состояние пребывания здесь, но в ином качестве. Ответа нет, поэтому в разных школах и направлениях понимается по-разному.

Был спор Будды с мудрецами. Мудрец: я бы принял твоё учение, но не понимаю я, что собой представляет собой мир, есть ли бог, сотворён ли мир, что такое смерть. Будда: как море имеет один вкус – солёный, так и моё учение имеет один путь – путь спасения. Он отказывался обсуждать философские учения, мол, это второстепенные вопросы. Неужели нужно знать, в человека какой веры попала стрела, кто у него были родителями?

 

На рубеже н. э. появляется направление Махаян (Большая колесница). Есть много Ян. Ваджуяна, например (Алмазная (?) колесница). Буддисты считают, что это оскорбительно так называть их, поэтому говорите «Тхеравада». А! О чём говорят?

Махаяна возникла на основе пересмотра, дополнения основ буддизма. Если в раннем буддизме плюрализм, то теперь идея единой реальности, пустоты.

Махаяна оформлена на 4 буддийском соборое (рубеж 1 и 2 веков н. э.). Царь Канишка (правитель Кушанского (?) царства) способствовал развитию Махаяны.

 

Махаяна чем выделяется?

Появился ряд Будд.

Появились Будхисатлы – те лица, которые достигли состояния Будды, состояния просветления, но не ушли нирваны, а остались в мире сарсаны, чтобы помогать остальным выйти из этого колеса. Будхисатлов много, самый почитаемый - _____. Далай-лама – воплощение. А Панчал-лама – воплощение чего-то там ещё.

Концепция рая и ада появляется.

Всё началось из первого Будды.

Почему Будд много? Развивается космология. Есть неисчислимое кол-во миров и мировых систем. Эти миры существуют и в пространстве, и во времени. В центре каждого мира какая-то гора (мира), за ней 4 континента. На главное континенте появляются Будды и правители мира. Есть 6 основных сфер сансары (2 под землёй: сфера ада и и сфера прожорливых духов). 2 сферы на земле (мир животных и мир людей). 2 на небе (сфера демонов и сфера богов). У богов возможности не такие, как у людей – они не могут выйти из сансары.

Высшая сфера делится на небеса-ярусы. Все миры сертны. Существуют на протяжении махапайпы. На кальпы делятся. Миллионы лет длятся кальпы. В каких-то кальпах Будды не рождаются (пустая кальпа). Сейчас мы живём в счастливое время (кальпу), ждём ещё 1008 Будд, по одного на 5000 лет.

Будды обладают многими возможностями. Психическая сила, знают мысли, знают все перерождения человека. Могут становится невидимыми, создают миры, быть в разных местах.

 

Династия Гуптов. Буддизм приходит в упадок. В конце концов в Индии практически сходит на нет. Но за время расцвета буддизм перешёл на другие территории, в основном на юг (Шри-Ланка, Китай, Камбоджа, Таиланд – Хинаяну). И на север – Япония, Китай, Корея, Вьетнам, Тибет (Махаяма).

 

22 октября 2011 г.

 

Итак, на соборе утверждён текст буддийского канона.

 

Буддизм распространяется и меняется. Включает в себя разные традиции, переосмысливая их. Любое учение может приобрести массово, когда оно отвечает запросам многих, в т.ч. благодаря неким свободным интерпретациям.

2 крупных направления буддизма.

 

1 направление. Тхераваду (Хинаяну – но на это название обижаются). Это монашеский буддизм. Считается, что он ближе к первоначальному буддизму.

Монаху нужно соблюдать нравственные нормы. Люди должны заботиться о монахах. Разница между людьми – в возбуждённости сознания. От степени волнения дхарм зависят цвета, запахи. Чем дальше во 8-ричному пути спасению прошёл, тем лучше дхарма. Цель – прекращение перерождений. Обуздание чувств, самоконтроль, бодрствование духа.

Соблюдение нравственных заповедей приводит к пересмотру природы. Вторая стадия – правильное сосредоточение. Контроль за дыханием сюда входит.

Монах преодолевает 5 препятствий: желания; лень; страх; ненависть; сомнение.

1 ступень – умиротворённость (отказ от желаний, вместо них блаженное чувство).

2 ступень – освобождение от образов внешнего мира. Из мира дукхи переходит монах в мир супхи (в мир радости).

3 ступень – обретает духовную сосредоточенность, невозмутимость.

4 ступень – исчезновение внешнего мира, чувств.

Может понимать бесконечность сознания. Попадает в мир вне бытия. Необыкновенные способности проявляются. Свойство левитации, телепортации, проходить сквозь стены, становятся невидимыми, чудеса ясновидения. Судьбу всего живого предвидят.

 

2 направление. Махаяну. Большая колесница. Путь спасения.

Разрабатывался где-то со 2 по 5 в. н. э. Наиболее видные мыслители – Нагарджуна и Васобанху.

В Махаяне при уничтожении желаний и т.д. (?) наше «я» сохраняется, но при переходе в нирвану переходит на другой уровень. Это в отличие от Хинаяну – первого направления.

Космическая дхарма – это природа Будды. Сансары и нирвану существуют одновременно и в одной точке. Кто стал Буддой, может пребывать в 2 мирах одновременно.

Страхи заменяются другой конструкцией. Сансары и нирвану равноправны. Поэтому все дхармы иллюзорны. И не так разницы между знанием и невежеством. Между добром излом. Поэтому любое живое существо имеет право спасение. Отсюда популярность Махаяны. Будда всех спасёт. Так что важнее нее уничтожить скантхи (лень, желание).

В Махаяне тоже хорошо бы родиться в раю, как и в Тхераваде. Это желание мирян.

В буддизме Махаяны появляются многие Будды. Важен первый, с которого началось перерождение.

 

Буддизм постепенно практически исчезает в Индии, но при этом распространяется в других государствах: Шри-Ланке… см. выше. С 7 в. тибетский буддизм играет большую роль. Становится центром буддизма.

Тибетский буддизм иногда называется ламанизмом. Далай-лама с этим не согласен: мол, мы самые правильные.

В Тибете буддизм появляется в 5 в., когда Тибет складывается как государство. Правит Сронзангамбо, он всё делает для организации и укрепления государства. Появляется письменность тибетская, распространяется буддизм. Поэтому он почитается, считается одним из воплощением какого-то Будды. Вообще, люди заметные – не люди, а воплощения Будд.

Примерно через 100 лет из Индии приглашается знаток буддизма, он реформирует тибетский буддизм, да так, что буддизм проникает в культуру Тибета, потому что впитывает местные верования, особенности, что укрепляет любое учение (связь с местной культурой). В частности, в состав буддизм органически вошёл тантризм (учение такое).

В 11 в. Атиша пытался вернуть тибетский буддизм к первоначальному варианту, но неудачно.

Указ 787 г. – буддизм теперь – гос. религия.

Приходит в упадок буддизм тибетский (брат Парапачаны убил его, взял власть). Гонению подвергается – уничтожаются монастыри, сжигаются книги. В столице практически уничтожил, но сохраняется на окраинах. В период раздробленности Тибета представлял собой ряд княжеств. Буддизм существует маргинально, по окраинах, поэтому сильно видоизменяется.

Окончательно собран буддийский канон в 14 в. монахом каким-то. Канон этот огромный. Основной канон – Гаунчжу, в котором собраны важнейшие тексты (108 томов). А есть ещё пояснения и комменатрии – Данджу (225 томов).

Монастыри фактически преобразовались в феодальные центры. За время раздробленности буддизм вобрал в себя множество верований.

Мандала – это диаграмма Вселенной. Карта вселенной, но на горизонтальном уровне. Обычно мандала рисуется по случаю. А после праздника обычно уничтожают.

В центре мандалы божество какой-то.

Календарь – 60летний звериный цикл.

Смысл мандалы – слияние с вселенной.

 

Красношапочники. Сторонники классические монахи носили жёлтую одежду. Борьба была серьёзная.

Китай установил власть, буддизм теряет привилегии. Реформы Тзонхавы (1357 – 1419 гг.). Он способствовал окончательной победе буддизма. Внедрял нормы классического буддизма. Установил строжайшее безбрачие. Смысл безбрачия в том, что человек не разбазаривает имущество из-за наследников. Учение о том, что монахи должны быть бедны. Ограничил магическую практику, а то, что осталось, трактовал как символы. Для укрепления авторитета лам установлен институт гуру – учителей, институт бадхисар (?). Все высшие ламы – воплощения Будд или бадхисар (?). Иерархия укрепляется. Ламы (ламоизм) получает административные и полит. рычаги.

В 12 в. распространяется буддизм в Монголии (ламаизм). С 17 в. буддизм распространяется в Бурятии, Калмыкии, Туве.

 

Почему принцип отделения церкви от государства был в России? Принцип введён ещё Временным правительством. Потому что на протяжении всего существования Российской империи испробованы все варианты взаимодействия с религиозными организациями? Поддержка конфессий совсем не гарантирует лояльность.

 

Особенности тибетского буддизма. Ламы очень почитаются. Очень жёсткая иерархия. Есть ламы 1-ой ступени. Богослужения сопровождаются молитвами. Новый год – большой праздник (1-ая половина года). Ламы выполняют обязанности врачей, психотерапевтов. 2 раза в месяц – обязательные посты и покаяния.

Есть белобородый старец, который тоже почитаем. В разных странах его называют по-разному. Это демон, он предводитель божеств, который защищают религию. Изображают обычно в голубой мантии (голубой – цвет буддизма). Это божество гор.

Почитаются у шаманские боги.

Культ Обо. Куча камней где-то, там тряпочки какие-то. Перешёл перевал, положи камни, тряпочку, помолись, поблагодари.

Есть такие страшные маски. Так вот, это добрые духи, а страшные они, чтобы отпугивать злых.

Почитаются животные как спутники богов.

Есть существа такие – бардо (полудемонические, полуживотные). Когда человек в промежуточном состоянии (умер, но не возродился), он попадает в мир бардо, где они живут.

Змеи почитаются. Это символ мудрости. Также символ греха, зла. Символ омоложения вечной жизни. Считается, что они не умирают. Также символы фаллоса.

Деревья почитаются.

 

Как достичь рай? Избегай 10 чёрных грехов. И есть 10 добродетелей. Они зеркальны.

Грехи тела: убийство, воровство, прелюбодеяние.

Грехи слова: ложь, клевета (на кого-то), злословие, пустословие.

Грехи мысли: зависть, злоба, еретизм.

 

10 добродетелей: защита чужой жизни; щедрость; целомудрие. Правдивость. Кротость (?). Миротворчество (?). Смирение. Милосердие. Сострадание. Стремление к истине.

 

Есть ещё одно направление буддизма. Но мы не будем говорить – нет времени.

 

29 октября 2011 г.

 

Спать надо ложиться раньше!

 

5 ноября 2011 г.

 

Тема. Иудаизм

 

Тоже национальная религия. Хотя её иногда неправильно относят к мировой, т.к. индийская диаспора распространена.

Около 2000 лет до н. э. предки евреев кочевали, пришли из Северной Аравии. Жили патриархальным родоплеменным бытом. Текстов не сохранилось, так что изучаем по более поздним текстам.

Был культ предков. Предки превращаются в духов. Духи символизируются идолами.

Были родственные жертвоприношения – приносили жертву предкам. Патриархи почитались (вплоть до Моисея). Название местности часто персонифицируется с лицами, с которыми связаны лица. Кий как основатель города Киева. Ромул и Рем (Рим).

Погребальный культ был у древних евреев. Упоминается некий Шол, но неясно, что это (ад ли или что).

Праздник Пасха восходит к скотоводческому празднику.

Культ козла отпущения. На козла все грехи отпускают и отправляют прочь (как я понял).

Дух-губитель упоминается. Блудный культ, связанный с субботой. Праздник нового месяца.

 

Табу сохранились. Связаны с половой жизнью, с кровью (кошерной мясо обескровлено, потому что в крови находится душа).

Обрезание – тоже древний обычай. Библия объясняет заветом бога. Авраам ввёл в честь союза бога с людьми как знак избранничества. Практиковалось у египетских жрецов, в Африке. Обычно было посвящением богу. Почитание деревьев, гор, священных столбов (?).

Культ Яхвы. Неясно происхождение культа. Скорее всего, первоначально это племенной бог иудеев, а потом распространяется на всех евреев-израильтян. Функции Яхвы – много версий. Бог пустыни, бог грозы, татемический бог (связан с изображением быка).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.