КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология религий
Конец жизни Поздняя зрелость – последний этап жизненного пути человека, в связи с чем встаёт ряд вопросов, связанных с концом жизни, с отношением к смерти. Нужно ли готовиться к концу жизни? Как человек его переживает? Всегда ли смерть трагична и страшна или это естественный процесс завершения жизни? Проблема конца жизни – это собственно психологическая проблема, хотя с ней тесно связаны проблемы философские, религиозные. Отношению к смерти уделялось особое внимание в философии с античных времён. Так, Эпикур полагал, что страх смерти является одним из главных источников страданий человека, преодолеть который можно лишь относясь к смерти как к простому предрассудку («когда мы существуем, смерти нет, а когда есть смерть, то мы уже не существуем»). Отношение человека к смерти может зависеть от множества различных факторов, в том числе от внешних обстоятельств (семья, общество и т.п.). Опросы показывают, что далеко не все пожилые люди бояться смерти. При этом чаще встречается страх не самой смерти, а предшествующих ей физических страданий. Если человек тяжело и безнадёжно болен, конец жизни представляет собой более или менее длительный процесс умирания. Э. Кюблер-Росс описала 5 следующих друг за другом стадий: 1) отрицание (возможность смерти не признаётся, сохраняется надежда на ошибочность диагноза); 2) гнев (осознание близкой смерти приводит к фрустрации, крушению надежд и планов); 3) торг (поиски возможностей продлить жизнь, диалог с Богом или врачом); 4) депрессия (чувство безнадёжности); 5) принятие (смирение и ожидание неизбежного финала). Не существует универсальной последовательности стадий, не все эти переживания присущи каждому человеку. Всё зависит от самого человека, от его направленности, от условий в которых он находится. Американские учёные отметили положительную роль хосписов, создаваемых для умирающих от рака или СПИДа.
У людей с эгоистической направленностью перед неминуемой смертью часто возникает отчаяние. Люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности даже при наличии тяжёлой болезни могут до конца продолжать свой личностный рост (н-р, Чехов, который умирал от туберкулёза и как врач знал об этом, в последние годы очень много писал).
Содержание Раздел 1. ФЕНОМЕН ВЕРЫ В ПСИХОЛОГИИ Вера и религиозный опыт в структуре психики человека Раздел 2. Представленин о человеке в различных религиях 2.1. Представление о душе в анимистических культах 2.2. Представление о человеке в индуизме 2.3. Представление о человеке в буддизме 2.4. Представление о человеке в даосизме 2.5. Представление о человеке в исламе 2.6. Представление о человек в иудаизме 2.7. Представление о человеке в христианстве Раздел 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВЕРЕРЕ В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ 3.1. Понимание веры в психоаналитической традиции З.Фрейда 3.2. Понимание веры в аналитической традиции К.Г.Юнга 3.3. Биологические основы религии 3.4. Советская школа психологии религий Раздел 4. ВЛИЯНИЕ ВЕРЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 4.1.Массовые религиозные истерии и эпидемии 4.2. Современные направления новых религиозных движений 4.3. Особенности социально-психологической зависимости в новых 4.4. религиозных движениях 4.5. Формы психологического воздействия в новых религиозных движениях Раздел 1. ФЕНОМЕН ВЕРЫ В ПСИХОЛОГИИ
Психология религий является новым направлением в отечественной психологической науке. Необходимость развивать это направление и готовить кадры психологов, специализирующихся в изучении этого феномена возникла в последние два десятилетия. Она обусловлена стремительным развитием во всем мире, как традиционных религий, так и новых форм религиозности. Научная значимость психологии религий обусловлена необходимостью раскрытия роли факторов религиозной веры, религиозно мистического опыта и культовой деятельности в формировании личности человека и социальных сообществ. Практическая значимость развития данного направления также очевидна и вытекает из многообразия традиционных и нетрадиционных религиозных культов, предлагающих многообразие моделей формирования морально-этических принципов личности человека и новые принципы формирования социума.
Курс «Психология религий» раскрывает основные позиции в исследовании веры, религиозного и мистического опыта, а также их влияние на формирование личности человека, и на динамику социальных процессов. Один из разделов курса посвящен анализу антропологической составляющей самых распространенных религиозных систем, или представлений о человеке, его личности и направлениях его индивидуального развития. В курсе раскрываются также представления отдельных психологических школ о религиозной вере и мистическом опыте. Целью курса является усвоение современных подходов к изучению роли религиозной веры, религиозно мистического опыта и культовой деятельности в формировании личности человека и социальных сообществ
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |