Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет речи — это тот фрагмент действительности, с которым соотносится речь




Социально-культурные признаки.

Относительно них выделяют немало групп аудиторий (по гендерному признаку, возрасту, национальности, вероисповеданием и тому подобное). Эти признаки, как правило, и подсказывают оратору, о чем и как говорить с такими слушателями.

Например, гендерный признак существенно отражается на умении слушать. Различают мужской и женский стили слушания. Мужской стиль слушания характеризуется повышенным вниманием к смыслу речи; как только становится понятным, о чем речь, мужчины больше сосредоточиваются на критических замечаниях или вообще начинают перебивать оратора. Женский стиль слушания характеризуется повышенным вниманием к эмоциональной составляющей, к самому процессу общения. Женщины лучше понимают чувство собеседника, меньше склонные перебивать.

4. Отношение к речи оратора.

Относительно этого различают:

· благосклонные аудитории;

· безразличные аудитории;

· конфликтные аудитории.

В благосклонной аудитории нужно применять одностороннюю аргументацию, сразу переходить к главному, тезис формулировать с самого начала.

Безразличная аудитория встречается достаточно часто. В таких случаях задание оратора заключается в первую очередь в том, чтобы привлечь внимание слушателей. Начало речи должно быть захватывающий. Также следует показывать слушателям возможную пользу от того, которое рассматривается в речи. Для успешного выступления речь должна иметь определенную цель, четкую структуру, пункты, которые последовательно и доступно раскрывают идеи оратора.

Наиболее сложным для оратора является выступление перед конфликтной (негативно настроенной) аудиторией. В таких случаях нужно двигаться постепенно от аспектов согласия оратора с аудиторией к предмету разногласий.

Следует помнить о том, что приблизительно 10% любой аудитории негативно относятся к самому оратору или к его речи. Причины этого могут быть разнообразные. Вспомним хотя бы стремление каждого человека к самосохранению, опору чужому влиянию. Оратор должен быть готовым до того, что ему не удастся захватить всех слушателей., нужно рассчитывать на большинство аудитории.

Стратегия оратора на этапе инвенции требует лишь общего анализа будущей аудитории, выяснения того, кто будет его слушателями. Тактика влияния разрабатывается уже па следующем этапе, особенно при создании вступления в речь.

Ответ и третий вопрос из стратегии оратора предусматривает разработку предмета речи.

На начальных этапах создания речи установления ее предмета предусматривает выбор темы. Часто оратор имеет дело с тем, что тема предлагается предварительно. Однако даже в таких случаях название речи все равно нужно сформулировать.

Она должна быть сжатой, выразительной и такой, которая привлекает внимание.

Идеальными в ораторской деятельности являются такие случаи, когда оратор сам избирает предмет речи и у него есть возможность учесть два важных момента.

Во-первых, выбор предмета основывается на интересе. Имеется в виду, что тема должна быть интересной как для самого оратора так и для аудитории. Если тема не является важной для оратора, то ему вряд ли удастся захватить аудиторию. Больше чего, в подобных случаях возникает конфликт между тем, которым оратор является в действительности, и тем, которым хочет появиться перед слушателями.

Во-вторых, выбор предмета предопределяется наличием у оратора определенных знаний о нем. Особенно не касается выступлений перед подготовленной аудиторией. Вспомним, что в античных риторических школах изучали, кроме красноречия, еще много других дисциплин, поскольку неизвестно, на какую тему придется в будущем говорить оратору.

Конечно, нельзя требовать от оратора всесторонних знаний из любого предмета. Однако для успешного выступления он должен знать о предмете речи в несколько раз больше, чем аудитория.

Определение стратегии оратора завершается формулировкой главных положений. Они есть тем, которые должны выяснить слушатели в речах информативного характера, или тем, в чем оратор должен убедить аудиторию. Последующая ораторская деятельность представляет собой поиск материала, который бы раскрывал или обосновал эти положения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.