Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление в речь




То на следующих этапах, начиная с диспозиции, главным является определение тактики.

Смысловой МОДУЛЬ 2

Раздел 5. ДИСПОЗИЦИЯ

Диспозиция (от лат. — «расположение») — это раздел риторики, который изучает структуру ораторской речи.

На этом этапе оратор должен организовать материал, изобретенный в процессе инвенции, то есть расчленить его и обеспечить определенную последовательность в речи. Характерного чертой любому вещание есть линейность, потому оратору и погребной так расположить предварительно отобран материал.

Если на этапе инвенции главным было определение стратегии,

Она предусматривает систему действий для эффективной реализации стратегии. На этапе диспозиции тактика заключается в том, чтобы структурировать материал и обеспечить связь между отдельными положениями ораторской речи. В итоге речь будет представлять собой единственное целое.

На сегодняшний день оптимальной считается такая структура речи:

1. Вступление.

2. Главная часть.

3. Завершение.

Отдельные части речи и положения в пределах самих частей должны быть связаны между собой. То есть речь должна иметь так называемую блочную структуру, в которой между блоками существует определенная взаимосвязь, а не простое нагромождение материала.

В ораторской речи вступление имеет важнейшее значение. Общая цель вступления — это установление контакта с аудиторией. Если в первые минуты оратору это не удалось сделать, тогда вряд ли его выступление в целом будет успешным.

Наиболее распространенными является три приема, которые используются во вступлении:

• привлечение внимания аудитории;

• «начало издалека»;

• «неожиданное вступление».

Первый прием (привлечение внимания аудитории) предусматривает три случая в зависимости от того, какому компоненту риторического треугольника предоставляется преимущество:

1) Оратор подчеркивает свое право говорить на определенную тему. Имеются в виду ситуации, когда аудитория в принципе готова слушать, нужно только стимулировать ее интерес к выступающему.

2) Оратор подчеркивает важность темы для аудитории. Имеются в виду ситуации, когда слушатели не готовые к восприятию речи.

3) Оратор подчеркивает значимость самого предмета речи. Имеются в виду ситуации благоприятного контакта между участниками общения.

Второй прием («начало издалека») используется преимущественно в конфликтной аудитории.

Задание оратора при таких условиях заключается в том, чтобы настроить аудиторию на позитивное восприятие речи.

Риторика в подобных случаях рекомендует создать, по возможности, «нейтральный» фон для последующего общения, оттягивая момент «выяснения отношений». Для этого можно:

— указать на многомерность истины, невозможность односторонней оценки определенного явления и тем самым подтолкнуть слушателей к готовности выслушать другие взгляды на проблему;

 

— использовать «обходной маневр», то есть выразить мнение аудитории как собственная и постепенно завести ее в «тупик» (показать, что последствия из этого положения неподходящие, неприемлемые, порочные).

Третий прием («неожиданное вступление») предусматривает непосредственное обращение оратора к основной проблеме.

Как правило, подобный прием используется в тех ситуациях, когда аудитория уже бойко заинтересована в рассмотрении определенной темы, страсти слушателей в разгаре. Тогда оратору нужно начать речь с сильной риторической фигуры. По большей части такой фигурой выступает риторический вопрос.

 

В риторике выделены также универсальные приемы вступления, которые можно использовать в ораторских речах на любую тему в любой аудитории:

— цитата;

— яркий пример;

— комплимент;

— апелляция к общеизвестному источнику информации;

— проблемный вопрос;

— изложение цели и заданий выступлению;

— демонстрация определенного предмета но др.

Общие характеристики первой части речи можно очертить таким образом: вступление должно быть коротким и ярким.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.