Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В организации физкультурно-оздоровительной работы в учебных заведениях




ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Маринич В. Л.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины,

Киев, Украина

 

Введение. Определение и внедрение инновационных подходов, способствование повышению качества физкультурно-оздоровительной работы и обеспечения ее доступности и эффективности в учебных заведениях является важной и необходимой задачей на современном этапе. Использование возможностей системы образования, в том числе внешкольного, в организации физкультурно-оздоровительной работы может стать деятельным аспектом для создания благоприятных предпосылок жизненного самоопределения и самореализации детей и молодежи, решения важнейших проблем со здоровьем подрастающего поколения, профилактики и предупреждения возможных негативных явлений в детской и молодежной среде, культивирования ценностей здоровья и здорового образа жизни через образование. Воспитание личности средствами внешкольного образования актуализирует индивидуальные потребности личности ребенка, предусматривает создание условий для личностного, творческого развития, профессионального самоопределения детей и молодежи; формирует культуру здоровья воспитанников, которые не обеспечиваются в достаточной мере в рамках образовательных программ общеобразовательной школы.

Цель исследования – осуществить сравнительный анализ традиционных и инновационных подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в учебных заведениях.

Задачи исследования: изучить критерии классификации инновационных подходов в системе образования, выявить особенности традиционных и инновационных подходов в организации физкультурно-оздоровительной работы в учебных заведениях.

Методы исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы, документальных источников, материалов сети Интернет.

Результаты исследования и их обсуждение. На современном этапе развития общества, технологического прогресса, важно определить понятия «подход», «инновационный подход». Так, под термином, понятием «подход» подразумевается определенная идея, концепция, принцип. Подход центрируется на основных для него одной или двух-трех категориях и определяется позицией, точкой зрения, что обуславливает исследование, проектирование, организацию того или иного явления, процесса, в том числе физкультурно-оздоровительной работы [1]. Так, например, для системного подхода такой его категорией является "система", для проблемного подхода – "проблема", для личностно-ориентированного подхода – "личность", для традиционного подхода – «традиция», для инновационного подхода – «инновация» и т.п.

Вакуленко В.М. [2] классифицирует инновации на основании технологического подхода на продуктивные (получение принципиально новых продуктов) и процессуальные (новые технологии), по уровню инновационных изменений выделяет 8 рангов (порядков) инноваций в образовании; по социально-образовательной ценности инновации (степень изменения, объем преобразований, степень воспроизводства); способу осуществления инновации (изменения, которые осуществляются внутри традиционной образовательной системы с привлечением новых образовательных элементов, изменения в традиционной образовательной системе, осуществляемые путем диффузии (адаптации) и культурного переноса (трансферта) целостных образцов западной и отечественной педагогики.

Инновационные подходы в организации физкультурно-оздоровительной работы можно классифицировать по степени осуществления организационных изменений (государственный, региональный, местный, индивидуальный, личностный уровень) и месту внедрения инновации (дошкольные, общеобразовательные, внешкольные, профессионально-технические, высшие учебные заведения).

Изучению особенностей физкультурно-оздоровительной работы, традиционным и инновационным подходам в ее организации были посвящены исследования многих ученых. Традиционные подходы в организации физкультурно-оздоровительной работы для детей школьного возраста Круцевич Т. Ю., Давиденко Е. В., Смолиус Г. Г., Шитикова Г. Ф. [6] классифицируют как уроки предметные и комплексные и внеурочные формы. В режиме школьного дня – это гимнастика до занятий, физкультурные минутки и паузы, организованные перерывы, занятия физическими упражнениями в группах продленного дня; внеклассные занятия – секции по видам спорта, секции общей физической подготовки, массовые физкультурные мероприятия, туристические походы, праздники и вечера, дни здоровья, соревнования, другие формы; внешкольные занятия – ДЮСШ, спортивно-оздоровительные лагеря, станции и клубы юных натуралистов, фитнес-центры, дома и дворцы культуры, клубы, стадионы и водные станции, парки культуры и отдыха, по месту жительства; занятия в семье. Такие формы физкультурно-оздоровительной работы включены в систему физического воспитания общеобразовательных учебных заведений.

Важной и необходимой задачей является внедрение новых подходов, способствующих повышению качества физкультурно-оздоровительной работы и обеспечения ее доступности и эффективности.

Определяя основные задачи физкультурно-оздоровительной работы – это привлечение подрастающего поколения к активным занятиям физкультурой и спортом, а также максимально полное и эффективное использование гуманистического, социально-культурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности, Кудрявцева Н. В. [3] отмечает, что физкультурно-спортивная деятельность, искусство и другие виды духовно-творческой деятельности, которые способны органично дополнить друг друга в системе социально-педагогического воздействия на человека, оказываются оторванными, изолированными друг от друга.

Инновационный подход в организации физкультурно-оздоровительной работы автор видит в реализации проектов и программ перестройки всей системы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью в соответствии с принципами гуманистической педагогики и психологии; переориентации «целевых установок физического воспитания на максимально возможное удовлетворение интересов каждого, на максимально полный учет его индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей» [4]. Это предполагает свободу выбора режимов интенсивности занятий и планирования их результативности, возможность беспрепятственного изменения вида физической активности в соответствии с желанием занимающихся.

Осуществим сравнительный анализ традиционных и инновационных подходов в организации физкультурно-оздоровительной работы (таблица 1).

Выводы. Использование традиционных подходов в организации физкультурно-оздоровительной работы, как правило, осуществляется в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений, что обусловлено выполнением государственных программ. Благодаря своей мобильности внешкольные учреждения имеют больше возможностей по внедрению инновационных подходов в организации физкультурно-оздоровительной работы.

Особенностями инновационных подходов является гуманистическая направленность физкультурно-оздоровительной работы, применения личностно-ориентированных форм и методов обучения, удовлетворение интересов каждого, формирование устойчивой социально-психологической установки на активные занятия по физическому воспитанию.

 

Таблица 1 – Традиционные и инновационные подходы в организации физкультурно-оздоровительной работы

 

Традиционные подходы Инновационные подходы
Реализация проектов и программ, научно обоснованных технологий формирования здорового образа жизни и физической культуры детей и молодежи, которые касаются лишь отдельных сторон, аспектов данного сложного процесса - обучение определенным двигательным умениям и навыкам Реализация проектов и программ, научно обоснованных технологий формирования здорового образа жизни и физической культуры детей и молодежи, которые формируют в целом сложный процесс совершенствования индивидуального физического развития, культуру здоровья, устойчивую социально-психологическую установку на активные занятия физическими упражнениями
Увеличение объема знаний детей в области физической культуры и здорового образа жизни Повышение качества знаний детей с точки зрения ценности, значимости физкультурно-спортивной деятельности, формирования здоровьесберегающей компетентности
Спортивные игры и соревнования для детей и молодежи; поощрения только для победителей спортивных игр Новые формы и модели спортивных игр и соревнований по олимпийским и неолимпийским видам спорта для детей и молодежи, имеющих высокий гуманистический, культурный, духовно-нравственный потенциал; ввод форм поощрения не только для победителей, но и для участников, которые демонстрируют поистине рыцарское поведение, смещение акцента на выявление победителей в командных, а не в индивидуальных соревнованиях
Применение традиционных правил игр и соревнований Приспособления, адаптация традиционных правил игр под определенные условия, возраст и подготовленность участников, решение специфических задач. Развитие «новых игр» («творческие игры», «игры доверия», «кооперативные игры» и др.)
Спорт и искусство отделены Практические шаги по укреплению связи спорта и искусства, их сближение при организации спортивных соревнований (спортивно-музыкальные программы, театрализованные представления)
Использование традиционных тестов физической подготовленности Использование инновационных тестов физической подготовленности
Традиционные игры и состязания Новые модели спортивных игр и соревнований для детей и молодежи, основанные на идее экологического воспитания средствами спорта
Традиционные организационные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью Новые организационные формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью, направленные на усиление образовательной направленности, использование межпредметных связей, уход от жесткой регламентации занятий, повышение эмоциональной насыщенности, максимальное разнообразие форм, методов и средств физического воспитания, широкое использование наглядных и технических средств.
Традиционные формы двигательной активности Новые формы двигательной активности, подвижные игры и физические упражнения (игровая деятельность): - Аэробика, - Брейкданс, - Акробатический рок-н-ролл, - Хип-хоп и т. п.
Традиционная физическая тренировка Новые технологии физической тренировки (видеотренинг, шейпинг и т.д.)
Олимпийские виды спорта Неолимпийские виды спорта (спортивное ориентирование, скалолазание и др.)
Деятельность спортивных клубов по месту жительства Проведение спортивными клубами не только спортивной, но и других видов деятельности (образовательной, психологической и т.д.)
Государственные учебные программы Адаптивные и авторские учебные программы, позволяющие введение вариативной части, усиление воспитательной направленности, повышение внимания к эстетическим аспектам занятий, введение новых форм и широкое использование сюжетных, ролевых игр с изменением правил и самостоятельного придумывания учащимися новых игр
Внеклассная работа с использованием традиционных форм Новые формы внеклассной работы: «Подвижные перемены», «Час здоровья», «Спортивный час», «Физкультурно-экономические дни», «Домашние задания по физкультуре», «Школы доверия», «Паспорт каникул»

ЛИТЕРАТУРА

1. Биковська, О. В. Реалізація компетентісного підходу в позашкільній освіті / О. В. Биковська // Позашкільна освіта і виховання. – 2007. – №2. – С. 7-16.

2. Вакуленко, В. М. Види інновацій в освіті та їх класифікація / В. М. Вакуленко // Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України. – 2010. – №4. – С. 12-14.

3. Кудрявцева, Н. В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук.: спец. 13.00.04 / Н. В. Кудрявцева. – ВНШФКС. – М., 1996. – 24 с.

4. Лубышева, Л. И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2011. – №5. – С. 36-41.

5. Теорія і методика фізичного виховання: підруч. для студ. ВНЗ фіз. виховання і спорту: у 2-х т. Т. 2. Методика фізичного виховання різних груп населення / під ред.: Т. Ю. Круцевич. – К.: Олімп. л-ра, 2008. –С. 78-83.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.