Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система менеджеров и общие требования к их профессиональной подготовке




Дать анализ методов совершенствования управления

Рассмотреть составляющие успеха организации

Уяснить критерии эффективности управления

Выявить принципы эффективности менеджмента

Уяснить направления самосовершенствования менеджера.

Показать особенности профессиональной подготовки менеджера

2. Определить оценку продуктивности работы менеджера

4. Рассмотреть понятие «эффективность менеджмента»

1. Профессиональная подготовка менеджеров [1]

 

Существует множество взглядов на специфику подходов к про­фессиональной подготовке. Все школы единодушно считают, что про­фессиональная подготовка, ее уровень, качество и объем знаний долж­ны быть высокими. Но на содержание профессиональной подготовки каждая из школ смотрит по-своему. В качестве полярных подходов можно рассмотреть американскую и японскую школы.

Так, американская школа, ставшая в определенной степени клас­сической, считает, что менеджеры должны быть профессионалами в достаточно узкой области деятельности:

• линейные руководители;

• специалисты по работе с финансами;

• специалисты по работе с персоналом, где, в свою очередь, еще имеется специализация: маркетологи, рекламисты, специалисты в об­ласти продажи и т.д.

Карьерный рост этих специалистов целесообразно направлять в достаточно узкой области, по «ступенькам» должностей вверх. Так, применительно к американским государственным служащим сущест­вует всего 18 рангов (ступеней), где первые 4 ступени отводятся испол­нителям, а последующие 14 – руководителям (с 5-й по 18-ю). Причем, для менеджеров нижнего звена отводятся с 5-го по 8-й ранги, для ме­неджеров среднего звена с 9-го по 14-й, а для высшего звена (топ-уровень) соответственно с 15-й по 18-ю ступень. Крупные коммерче­ские фирмы чаще всего повторяют эту систему. Таким образом, менед­жер, как правило, растет в определенной области, «поднимаясь» по этим ступеням.

Японская школа считает, что менеджеров целесообразно делить только на производственников («синие воротнички») и управленцев («белые воротнички»). Так, если большую часть производственников крупных фирм (даже инженеров) готовят на фирме, в собственной системе подготовки менеджеров, то управленцев, как правило, готовят в специальных учебных заведениях (университетах).

В процессе подготовки менеджеров на фирме каждый из них, поэтап­но обучаясь на иерархическом уровне, готовится не только по своей, но и по «соседней» специализации, постепенно расширяя спектр своей про­фессиональной подготовки. В результате большинство менеджеров гото­вят по всем основным направлениям профессиональной подготовки, не­обходимой для линейного руководителя, совмещая должностной рост «вверх» с подготовкой по «соседним» специальностям, входящим в тех­нологический процесс. Такая подготовка сопровождается практической работой по «соседней» специальности в течение 2-3 лет.

Таким образом, если для американской школы наиболее характер­но «выращивание» менеджера-профессионала в достаточно узкой об­ласти «снизу вверх», то для японской школы более характерен широ­кий спектр подготовки и одновременное движение «вверх и по гори­зонтали» специальной профессиональной подготовки.

Целесообразно напомнить, что когда говорят о менеджерах одной организации (фирмы), то имеют в виду систему менеджеров как общее единство, включающее пирамиду, а также функциональных и обслужи­вающих менеджеров.

Под «пирамидой» менеджеров, как наиболее важной части систе­мы, как правило, понимают линейных руководителей, т.е. тех, которые имеют подчиненных и отвечают за управление основными видами ре­сурсов (люди, время, финансы, техника и технология, сырье, товары и/или услуги).

Деление менеджеров на функциональных и обслуживающих дос­таточно условно.

К функциональным менеджерам принято относить тех, которые отвечают за отдельные, специальные функции, такие как, например, управление персоналом (кадрами), финансами, торговлей, маркетин­гом и/или рекламой и другими видами деятельности.

Когда речь идет об обслуживающих менеджерах, то имеют в виду тех руководителей, которые отвечают за предоставление определен­ных видов услуг. К ним чаще всего относят услуги в информационном, транспортном, технологическом и/или других видах обеспечения дея­тельности фирмы (организации).

В силу того, что функциональная деятельность менеджеров имеет различия, то и профессиональная подготовка по уровням знаний, умений и прак­тических навыков носит разный характер.

Нижнее звено должно сосредоточивать свое главное внимание на преобладании в работе практических навыков, руководстве деятельно­стью исполнителей и умении экономить те ресурсные составляющие, с которыми работают исполнители.

Высшее руководство должно обладать самым высоким в «пирами­де» менеджеров уровнем знаний, особенно в концептуальных вопросах (проблемах и задачах), что и становится главным в их профессиональ­ной подготовке. Практические навыки становятся необходимыми для конкретной функциональной деятельности, т.е. для того, что использу­ется при планировании, организации работы подразделений и групп, оперативном руководстве и контроле работы подчиненных руководи­телей и работе по управлению персоналом.

Профессионализм менеджера складывается из ряда элементов (рис. 1), в число которых входят: умение работать в условиях специ­фичного бизнеса (тяжелая или легкая промышленность, продукты пи­тания, образование, здравоохранение, производственная сфера, тор­говля, предоставление различного вида услуг и др.) и общеменеджер­ская функциональная деятельность.

Общеменеджерская функциональная деятельность, в свою оче­редь, состоит из уровня профессионализма в организации личной ра­боты (самоменеджмента) и умения профессионально руководить ра­ботой других.

 

 


Рис. 1. Элементный состав профессиональной подготовки менеджеров

 

Если рассматривать работу линейных, функциональных и обслу­живающих менеджеров, то очевидно, что наиболее сложными по мно­гообразию функциональной деятельности считаются линейные ме­неджеры, поэтому именно их подготовку, как правило, принимают за эталонную профессиональную подготовку менеджеров.

Такая подготовка по каждому элементу профессиональной квали­фикации должна накапливаться и совершенствоваться во имя и по мере карьерного роста менеджера от нижних иерархических уровней менеджерской деятельности к верхним.

Естественно, что профессиональная подготовка на каждом иерар­хическом уровне деятельности менеджера должна учитывать некото­рые объективные и обязательные условия работы менеджера.

Так, например, для менеджеров нижнего звена впервые появляет­ся необходимость не личной исполнительской работы, а организации работы исполнителей, т.е. для него важно не только уметь работать са­мому, но и быть готовым к организации и осуществлению руководства работой подчиненных. Следовательно, профессионализм из области исполнительской работы перемещается в сферу деятельности по руко­водству исполнителями.

Среднему звену в пирамиде менеджеров отводится особо важная роль, так как оно должно хотеть и уметь быть передаточным звеном ме­жду высшим руководством и исполнительскими группами, научиться руководить подчиненными и правильно взаимодействовать с высшим руководством. На этом уровне должно быть достаточно профессионализма для того, чтобы самостоятельно принимать решения по важным проблемам и выполняемым задачам. Появляется необходимость ав­тономности в работе по достижению целей организации (фирмы).

Высшее руководство должно быть способно не только определить основное направление развития организации и ее деятельности на длительные сроки, но и подготовить систему подчиненных менедже­ров и исполнителей (персонал фирмы) к реализации (достижению) по­ставленных целей.

Менеджментом накоплен, обобщен и систематизирован многолет­ний опыт по требующейся профессиональной подготовке менеджеров. Считается, что профессионализм системы менеджеров складывается из мастерства в следующих семи областях:

1. Техническое мастерство менеджеров, состоящее в том, что они должны уметь четко выполнять полученные задания.

2. Коммуникационное мастерство, которое должно представлять собой умение взаимодействовать с окружающими людьми в лице со­трудников всех уровней и должностных лиц организации, клиентов и партнеров, а также умение формулировать задачи, как в устной, так и письменной форме.

3. Психологическое мастерство, которое должно представлять со­бой способность влиять на отношения людей в процессе жизнедея­тельности организации и в работе персонала с окружающими людьми, а также формировать психологически совместимые группы и накапли­вать в них качества единой «семьи».

4. Административное мастерство в виде способности и готовности выполнять формализованные правила, координировать работу испол­нителей и/или руководителей, а также управлять информационными потоками, в том числе и на формализованном (бюрократическом) уров­не, а также быть готовым четко выполнить уже принятые решения.

5. Мастерство принятия решений в виде умения выбирать и обос­новывать альтернативы из ряда других возможных и целесообразных с учетом сложившихся условий, ограничений и критериев, а также уметь собирать и готовить группы, способные участвовать в принятии решений.

6. Аналитическое мастерство, определяемое умением анализировать и диагностировать ситуацию по внешним и внутренним для организа­ции факторам, в том числе:

- работу персонала;

- качество техники и тех­нологии;

- ресурсные возможности фирмы;

- способность увидеть про­блему в виде целостной системы и ее деталей, причины развития си­туации и причины этих причин;

- умение работать с группами по изучению проблемных ситуаций, формировать и обосновывать пути решения различных проблем.

7. Концептуальное мастерство, определяющееся не только пони­манием природы функционирования организации в условиях сложив­шихся отношений (объективные законы развития общества и систе­мы), но и выявлением значимости совокупности деталей, как во внеш­ней среде, так и внутри фирмы.

Опыт менеджмента свидетельствует о том, что все вышеперечислен­ные виды мастерства необходимы любому менеджеру, независимо от за­нимаемой должности в иерархической структуре организации и специ­фики выполняемых функциональных обязанностей. С их помощью мож­но охарактеризовать уровень профессиональной подготовки менеджера.

Естественно, что на каждой должности и любом рабочем месте ме­неджера требуются различные уровни и сочетание вышеперечисленных видов мастерства.

Очевидно и то, что рейтинговая значимость видов мас­терства изменяется в зависимости от иерархического уровня и конкрет­ной должности, но также очевидно, что:

высшее руководящее звено в большей степени нуждается в концептуальном, аналитическом мастерст­ве и мастерстве принятия решений;

для нижнего звена ме­неджеров определяющими являются техническое, коммуникационное и психологическое мастерство.

Понятно и то, что психологическое мастер­ство должно стать обязательным для менеджера любого уровня и ранга.

Из всего вышесказанного следует, что все виды мастерства являют­ся составными частями профессиональной подготовки менеджеров, но в силу того, что их накопление и развитие происходит достаточно долго, они должны быть предметом систематического изучения, со­вершенствования и тренинга. Организация и лично каждый менеджер должны иметь это в виду и постоянно их совершенствовать в процессе личной подготовки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.