Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть вторая. ВСТРЕЧА




 

480 лет назад Шри Чаитанйа Махапрабху путешествовал из Вриндавана в Прайаг, двигаясь по берегу Ганги. С ним было ещё четверо спутников.

Шри Чаитанйа Махапрабху родился в Майапуре, в Надии, вечером 18 февраля 1486 г. В те дни Навадвипа считалась боль­шим центром учения, не уступавшим Бенаресу. Махапрабху был чудесным младенцем с кожей золотистого оттенка. Многие жен­щины со всего города приходили посмотреть на новорождён­ного и приносили различные подарки. Его дед, пандит Ниламбара Чакраварти, признанный астролог, предсказал, что с течением времени этот ребёнок станет величайшей личностью. И действительно уже к десяти годам Чаитанйа почитался всеми как выдающийся специалист в областях логики, грамматики, риторики и священных писаний. За это его и стали называть Нимай Пандит. Слово "пандит" указывает на высокую образо­ванность человека. Все великие учёные Надии признавали его учёность, и он окончательно утвердил своё превосходство, по­бедив в дебатах Кешава Мишру из Кашмира, бывшего вели­чайшим учёным своего времени. Шри Чаитанйа отличался од­ной очень важной особенностью: он всегда повторял имя Бога. Люди Надии говорили: "Шри Чаитанйа Махапрабху это не только великий гений, он без сомнения, ниспослан нам самим Господом с какой-то миссией". И это оказалось воистину так.

Махапрабху повсеместно проповедовал идею поклонения и совместного воспевания святых имён Бога, настаивая, что есть только один Господь, а все остальные являются Его слуга­ми. Он побуждал каждого к повторению святых имён Бога и служению ему, утверждая, что выполнение такой духовной дея­тельности, несомненно, принесёт человеку высшую форму осво­бождения. Некоторые индусы, привязанные к поклонению мно­гим богам, почувствовали себя задетыми его проповедью. Собравшись вместе, они пошли и донесли о деятельности Чаитанйи Махапрабху Главе Мирского Суда Навадвипы. Они об­виняли его в разрушении вековых традиций поклонения множеству богов своей проповедью единого Бога. В то время вер­ховным судьёй был истинный правоверный, которого звали Чханд Кази. И как верховный судья он должен был что-то не­медленно предпринять. Поэтому он попытался остановить дви­жение Махапрабху. Узнав о действиях Кази, Шри Чаитанйа сам пришёл к нему домой, и между ними состоялась долгая беседа, темой которого было установить правильное понимание "Свя­щенного Корана" и Ведических писаний. Эта беседа уже сама обладает огромной важностью, заслуживая к себе особенного внимания. Поэтому, её рассмотрение уместно будет оставить для отдельной книги. К окончанию их беседы Чханд Кази осознал, что Чаитанйа Махапрабху прав, что существует лишь один Вер­ховный Господь. Проповедуя, Шри Чаитанйа Махапрабху в какой-то момент беседы дотронулся до тела Чханд Кази, благо­даря чему тот немедленно очистился до уровня чистой и искрен­ней преданности Верховному Господу. Он зарыдал и объявил всем собравшимся, что только что испытал глубочайшее духов­ное переживание, рассеявшее все его сомнения. Он испытал настоящий духовный экстаз. С этот дня Чханд Кази стал оказы­вать движению Махапрабху всяческую поддержку. Все были удивлены духовной силе Чаитанйи Махапрабху, поскольку до того Чханд Кази был убеждённым противником публичного вос­певания святых имён, и изменить его умонастроение было со­всем не просто. После этого случая к движению Шри Чаитанйи присоединились сотни новых последователей.

Когда мусульманский царь Бенгалии, Наваб Хуссейн Шах Бадахшана услышал о влиянии Шри Чаитанйа Махапрабху и о том, что он привлекает к себе тысячи людей, не выплачивая им никаких денег, он подумал, что этот Шри Чаитанйа - должно быть, великий святой. Он отдал приказ Верховному судье: "Не мешать деятельности этого святого и не идти на поводу у зави­сти. Пусть он делает то, что захочет и посчитает нужным". Ос­тавшись как-то наедине со своим министром Дабиром Кхасом, Царь спросил у него о Чаитанйе Махапрабху. Дабир Кхас ска­зал: "Почему ты спрашиваешь меня об этом? Спроси лучше са­мого себя. Ты - царь среди людей, представитель Аллаха. По­этому тебе это должно быть более понятно, чем мне". Навой Хусейн Шах ясно видел то, как сила Аллаха действует через Шри Чаитанйу Махапрабху. И это убедило царя в его божествен­ной природе.

В возрасте 24 лет Шри Чаитанйа Махапрабху полностью посвятил свою жизнь служению Верховному Господу. Он оста­вил свой родной город и отправился в паломничество по Индии, продлившееся шесть лет. В Южной Индии, в месте Курмакшетра, он совершил чудо, исцелив прокажённого, которого звали Васудевой. Куда бы он ни отправился, везде он убеждал людей посвятить свои жизни воспеванию святых имён Бога. Даже са­мые образованные учёные не могли долго противостоять ему в споре. В нём было что-то такое, что затрагивало самые сердца его оппонентов, заставляя их с плачем молить о духовном совер­шенстве. Во время своего перехода в Пури, проходя через джунг­ли Ориссы со своим спутником Балабхадрой, Махапрабху совер­шил ещё одно чудо, заставив диких животных: слонов, тигров, оленей танцевать в экстазе, пока он воспевал святые имена Гос­пода. Услышав пение Махапрабху, все эти животные преиспол­нились такого экстаза, такого блаженства, что забыли на время о своей пугливости и отведённых им природой ролях. Махапрабху всегда спал очень мало. День и ночь его духов­ные чувства носили его по миру духовности. Он постоянно по­вторял святые имена Бога, совершенно не заботясь о себе, и ча­сто терялся в духовном экстазе. Шри Чаитанйа Махапрабху всегда называл себя смиренным слугой Господа. Однако бли­жайшие из его спутников, видя многочисленные духовные зна­ки на его теле и те чудеса, которые он творил, понимали, что это - не обычная личность. Он был очень мягким по своей природе, самим олицетворением смирения. Он очаровывал каж­дого, кто бы ни встречался с ним.

Путешествуя по Северной Индии вдоль реки Ганга, Чаи­танйа Махапрабху как-то заметил, что четверо его спутников устали, и решил отдохнуть под деревом. Неподалёку от того места паслось много коров, и Чаитанйе Махапрабху это очень понравилось. Неожиданно пастушок заиграл на флейте. Мело­дичные звуки флейты напомнили Махапрабху о Боге и он, почувствовав сильнейший экстаз любви к Богу, потерял сознание. На его устах выступила пена, а дыхание полностью останови­лось. Пока Шри Чаитанйа Махапрабху пребывал без сознания, к этому месту подъехало десять всадников из конного отряда мусульманина Патханы. Сойдя с лошадей и увидев Махапраб­ху, лежавшего без сознания, солдаты подумали: "Должно быть у этого саннйаси (дервиша) было много золота, и эти четверо негодяев отравили его дхутурой, а затем ограбили его".

Подумав так, солдаты Патханы арестовали спутников Махапрабху и решили убить их. Поняв их намерения, двое бенгаль­цев в страхе задрожали, однако, Кришна дас, принадлежавший к воинскому сословию, оставался спокоен. Четвёртый из спутников, брахман Санодийа, также не почувствовал страха. Он заговорил с солдатами: "Все вы, солдаты Патханы, должны под­чиняться царскому закону. Отведите нас к своему начальнику, и пусть он сам решит, что делать. Этот саннйаси - мой духовный учитель, а сам я брахман из Матхуры и знаю многих людей из царского окружения. Иногда этот саннйаси теряет сознание из-за своей болезни. Пожалуйста, подождите немного и вы увиди­те, что сознание вернётся к нему. Держите нас под арестом, пока мой духовный учитель не придёт в чувство. Тогда вы сможете расспросить его и затем, если решите, что это необходимо, мо­жете убить нас".

Солдаты Патханы ответили: "Все вы - разбойники. Двое из вас родом из окрестностей Матхуры, а те двое, что трясутся - бен­гальцы".

Услышав это, Кришна дас произнёс: "Здесь неподалёку на­ходится мой дом, и у меня в подчинении две сотни турецких солдат и около сотни пушек. Если я закричу, они явятся сюда, убьют вас и заберут себе ваших лошадей и амуницию. Эти бенгальские пилигримы не разбойники. Это вы разбойники, по­скольку хотите убить пилигримов и ограбить их".

Услышав такой вызов, солдаты заколебались. Внезапно, к Шри Чаитанйе вернулось сознание. Придя в чувство, он начал громко воспевать имена Бога. Он воздел руки к небу и принял­ся танцевать в экстазе Любви к Богу. Когда он громко закричал, солдатам показалось, что по их сердцам ударила молния. Охваченные ужасом они немедленно освободили четырёх плен­ников. Поэтому Шри Чаитанйа Махапрабху не заметил, что его спутники были арестованы. Балабхадра Бхаттачарья подбежал к Махапрабху и осторожно усадил его на землю. Увидев вокруг себя мусульманских воинов, он окончательно пришёл в себя.

Солдаты приблизились к Шри Чаитанйе Махапрабху и ска­зали: "Эти четыре разбойника подсыпали в твою кашу дхутуры и, пока ты был без сознания, пытались ограбить тебя". Шри Чаитанйа Махапрабху ответил: "Они не разбойники, а мои сопровождающие. И потом, поскольку я - нищенствующий саннйаси, то у меня нет никакой собственности. Из-за своей эпи­лепсии я теряю порой сознание и эти четверо, по своей милости, помогают мне и присматривают за мной". В числе этих мусуль­ман был один человек, имевший благородную внешность и но­сивший чёрные одежды. Все почитали его как святого. Когда он увидел признаки экстаза, проявленные Махапрабху, его сер­дце растаяло. Ему захотелось поговорить о Боге, опираясь на "Священный Коран". Этот учёный сделал несколько высказы­ваний, направленных на утверждение безличной природы Аб­солютной Истины, а Шри Чаитанйа Махапрабху последователь­но их опроверг, доказав, что природа Бога - личностна. И какой бы аргумент ни выдвинул тот мусульманский святой, Шри Чаитанйа Махапрабху выдвигал контраргумент, опираясь на "Свя­щенный Коран". Святой пытался утверждать, на основе "Кора­на", что Аллах не обладает никакими личностными характеристиками, однако, Шри Чаитанйа Махапрабху, цити­руя всё тот же "Коран", опроверг его утверждения, доказав, что Аллах всё же обладает личностными чертами. В конце концов, сражённый абсолютной ясностью и глубиной понимания свя­щенных писаний Шри Чаитанйа Махапрабху, мусульманский святой признал своё поражение и выразил своё почтение тако­му великому учёному и возвышенному святому. Шри Чаитанйа Махапрабху сказал в заключение беседы: "Безусловно, может показаться, что в "Коране" утверждается безличность природы Господа, но если внимательно его изучить, станет ясно, что это не так" (Ч.ч., Мадхйа-лила, 18. 189).

Во время дискуссии Махапрабху постоянно цитировал "Ко­ран" в подтверждение своих тезисов, но до нас дошли лишь его высказывания общего характера. Поэтому, чтобы лучше понять доводы Шри Чаитанйи, я посвятил анализу каждого его утверждения отдельную главу. Таким образом, каждая глава будет начинаться с высказывания Махапрабху, а затем мы проанализируем его, приводя соответствующие стихи из "Священного Корана" и высказывания признанных мусульманских учёных.

 

Глава пятая. Безличная природа Аллаха

Аллаху нурус:

"Аллах - это свет"
("Коран" 24. 35)

Шри Чаитанйа Махапрабху согласился с учёным мусуль­манином, что "Коран" без сомнения утверждает безличность природы Абсолютной Истины (Ч.ч., Мадхйа-лила, 18.189).

В начале своей речи Махапрабху признал, что "Священный Коран", безусловно, устанавливает теорию имперсонализма, что значит, что Верховная Абсолютная Истина не имеет формы и не является личностью. У Господа нет ни рук, ни ног, ни рта, ни ушей, ни глаз. Согласно этой концепции, дух это отрицание материи: то, что относится к материи, не может относиться к духу. Дух - это прямая противоположность материи. Матери­альный мир - это царство форм и личностных характеристик. И в противоположность ему, духовное царство - это пустое пространство, где не существует ни форм, ни личностей.

Например, в 35-ом айате 24-ой суры "Священного Корана" говорится: "Аллаху нурус-самавати вал-ард" - "Аллах есть Свет земли и неба".

Таким образом, "Коран" описывает безличие Аллаха. Во-первых, утверждается: "Аллаху нуру" (Аллах - это свет). И дей­ствительно Аллах - это изначальный духовный свет, пронизывающий всю вселенную. Все светящиеся объекты этой вселен­ной имеют своим началом этот духовный свет.

Известный учёный и устаз (духовный наставник) Абдуллах Юсуф Али в своём комментарии (9, 1015) к стиху (24, 35) пишет: "Физический свет - есть не что иное, как отражение истинного Света из мира Реальности. И этот истинный Свет - Аллах".

Солнце и Луна отражают этот истинный Свет. Изначаль­ный духовный Свет пронизывает всё сущее, он вездесущ.

Кроме того, в "Священном Коране" есть такое утверждение:

"Инналлаха васи ун алим" - "Во власти Бога и восток и запад. Куда б ни повернулись вы, лик Господа везде - Ведь Всеобъемлющ и Всезнающ наш Владыка" (2,115).

Таким образом, Аллах-васи (Всеобъемлющ), что означает, что всё существует в Нём. Кроме того, Он - Алим - Всезнающ, что значит, что нет пределов Его познаниям, что они совершен­ны, абсолютны и вечны. Наше же знание ограниченно, несо­вершенно, относительно и временно.

В суре "Аль-Бакарах", или "Корова", утверждается: "Ал­лаху ла илаха иллаллаху-аль-Хаййул Каййум. Ла та 'хузуху сина ту ууа ла наум…Хувал Алийул Азиим" - " Аллах - нет боже­ства, кроме Него, живущего и самосущего извечно, - не скло­няет Его ни сон, ни дремота,...в своём могуществе велик Он и (в высшей степени) возвышен" (2.255).

Это Айат-ул-Курси, "Стих Трона". Атрибуты Аллаха не имеют ничего общего с качествами этого материального мира. Он живёт, но его жизнь вечна, она не ограничена временем и пространством. Его существование абсолютно и самодостаточ­но. Оно не зависит от других живых существ. В действительно­сти Его жизнь - это источник и поддержка всех существующих форм жизни. Совершенная жизнь - это совершенная деятель­ность, в противоположность жизни несовершенной, которую можно наблюдать повсюду в этом мире. Такая жизнь подлежит не только уничтожению смертью, но также нуждается в отдыхе и сне. Однако Аллах не нуждается ни во сне, ни в отдыхе. Его деятельность, как и Его жизнь совершенна и самодостаточна. В той же суре "Аль-Бакарах", или "Корова", говорится: "Свободен Бог от всяких нужд и кроток" (2.263).

Таким образом, Аллах - Гани (Абсолютен), что подразуме­вает свободу от всяческих желаний. Он Высшая Истина и Абсо­лютное Совершенство.

Кроме того, в "Коране" утверждается: "Хува аль-аввалу валь-ахируваз-захируваль-батин" - "Начало и конец Он, Явь и тайна, и преисполнен знанья всякой вещи" (57.3).

Это ещё одна ссылка на безличный аспект Аллаха. Он - "аль-аввал ва аль-акхир"- "Первый и Последний", а именно, Он и есть начало и конец всего сущего.

Он также "аз-захир ва аль-батин" - "Внешний и Внутрен­ний", т.е. Он присутствует как внутри всего сотворённого, так и вне его.

Устаз Абдуллах Йусуф Али так комментирует этот стих (9, стр. 1687):

"Существование Аллаха очевидно так же, как и существо­вание его вездесущего присутствия и провидения. С другой сто­роны Аллах сокрыт так тщательно, что разуму просто не под силу познать Его сущность, и Его невозможно увидеть в этом мире. Приведённая ниже традиция в "Сахих Муслим" также важна для понимания данного стиха. Пророк (В.М.Н.) сказал: "Ты - Первый, что значит, что не было никого прежде Тебя; и Ты также - Последний, ничто не существует после Тебя; и Ты Всеобъемлющ, т.е. ничто не может существовать вне Тебя; и Ты - Тайна, Знаток всех тайн, поэтому, Ты - то, что не скрыто от Твоего взора".

В суре "Ан-Ниса", или "Женщины", утверждается: "Инна Илааха кана Алийан Кабира" - "Поистине, Господь возвышен и велик! "(см. 4.34).

Таким образом, Аллах - "Али" - Всевышний. Никто не ра­вен Ему и не превосходит Его. Аллах это "Кабир" - Великий.

Также в суре "Аль-Хашр", или "Собрание", можно найти такой айат.

"Хуваллаа...Саламул…Азизул…Мутакабир" (59.23).

Таким образом, Аллах - это "Салам", Мир. Этот атрибут "Салам" содержит в себе не столько идею мира, как противополож­ности конфликта, сколько идею Целого, которому противостоит незавершённость. Аллах - это "Азиз", Великолепный и "Мутакабир", Всесовершенный. Он находится выше всего творения.

В суре "Аль-Анам", или "Скот", утверждается: "Ла тудри-кухул-абсару, ва хува йудрикул-абсар, ва хувал-Латифул Кхабир" (6.104).

Итак, Аллах - "Латиф" - Тонкий. Он настолько тонок, что не доступен для нашего чувственного восприятия. Никто не может узреть Его, никто не способен понять Его.

Аллах-это также: "Нур" - "Свет", "Васи" - "Всеобъемлю­щий", "Мутакабир" - "Всесовершенный", "Азиз" - "Велико­лепный", "Каййум" - "Вечный", "Али" - "Наивысший", "Кабир" - "Величайший" и "Латиф" - "Тонкий". Все эти имена описывают безличную форму Аллаха. Его имперсональный ас­пект - это сияющий духовный свет, непроявленный и недоступ­ный для чувственного восприятия и интеллектуального пони­мания. У имперсонального аспекта Аллаха нет ног и рук, однако он способен передвигаться быстрее всего и принимать всё, что предлагают Ему с преданностью. Он - сияющий; Он лишен тела, недостижим, чист и самодостаточен. Он движется и Он непод­вижен. Он в недоступной дали и в то же время очень близко. Он - внутри всего, Его могущество непостижимо. Постоянно пребывая в своей обители, Он, тем не менее, быстрее ума и спо­собен обогнать любого бегуна. Он превосходит абсолютно всех. Он безграничен. Никто не способен описать трансценденталь­ную форму Аллаха, Абсолюта. Он не доступен для ума и речи.

Глава шестая. Личностная природа Аллаха

 

'Аллаху Валий йуллазина 'аману:

"Аллах - Хранитель тех, кто веру приобрёл"

" Коран" (2.257)

 

Как уже говорилось, Шри Чаитанйа Махапрабху указал на то, что в "Священном Коране" говорится также и о "личност­ном аспекте Аллаха" (Ч.ч., Мадхйа-лила, 18.189).

Несмотря на то, что Махапрабху согласился с тем фактом, что Аллах обладает имперсональным аспектом. Он указал и на то, что согласно "Корану", Аллах также и личность. Метафизи­ческая философия определяет слово "личность" как "самообъективизирующееся сознание". Это значит, что личность осознаёт собственную индивидуальность и знает, кто она есть. Тот, чьи взаимоотношения с другими, чьё индивидуальное существование, деятельность и отождествление определяется как личность. Толь­ко если это определение приложимо к Аллаху, мы сможем при­нять утверждение Махапрабху о личностной природе Аллаха. Поскольку, доказывая своё утверждение, Махапрабху опирался на "Священный Коран", необходимо тщательно проанализиро­вать айаты "Корана" и удостовериться в том, что его утвержде­ние действительно приемлемо с точки зрения Писаний.

Логически, это утверждение Махапрабху выглядит впол­не натуральным, хоть мы и говорим, что Верховный Господь недоступен ни для какой логики. Но если мы сделаем основа­нием своей логики богооткровенные писания, тогда она ста­нет абсолютно авторитетной. Таким образом, необходимо все­гда пользоваться такой логикой. Поскольку в Писаниях не провозглашается, что Абсолютная Истина, Аллах безгранич­на, то Он, таким образом, должен быть личностным и безлич­ным одновременно, так как Он - Единственный, и на Него невоз­можно наложить никакие ограничения. Всегда останется непостижимым, как Аллах может быть личным и безличным.

Однако, это возможно, поскольку Аллах это не личность в обычном смысле этого слова. Его личность абсолютно духов­на, свободна от малейшей примеси материальных качеств, находится вне всяких ограничений пространства и времени.

Его личность безгранична, обладает бесконечным количе­ством качеств. Благодаря этому Он может быть личностным и безличностным. Его личностный аспект является источником и поддержкой Его безличного аспекта, подобно солнцу, излуча­ющему свет. Нет ничего невозможного для Аллаха, и если Он захочет стать личностью, то кто Ему это запретит? Помимо та­кой неопровержимой логики, в Писаниях существует множество косвенных указаний на Личность Аллаха, Верховного Госпо­да. Давайте же теперь укажем на некоторые стихи "Священно­го Корана", подтверждающие это.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.