Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сальмонеллез 1 страница




Вакцинопрофилактика эшерихиозов у детей

Для профилактики эшерихиозов в настоящее время разрабатываются, главным образом, оральные вакцины для выработки местного (кишечного) иммунитета, играющего при всех кишечных инфекциях основную протективную роль. В основу одних вакцин положен защитный эффект против факторов колонизации (фимбриальные вакцины), а в основу других – антитоксический эффект (LT/ST- токсоидные вакцины) против экзотоксина – пускового механизма диареи при ЭТЭ и холере.

В настоящее время созданы и прошли клинические испытания на добровольцах:

· оральные моновакцины против энтеропатогенных эшерихий (026, 055, 0111, 0119);

· ассоциированные вакцины против ЭПЭ с включением антигенов условно-патогенных бактерий (протея, клебсиелл и др.);

· коньюгированные бактериальные и

· липополисахаридные вакцины против энтерогеморрагического эшерихиоза для животных, которые являются бессимптомными носителями ЭГЭ и основным источником заболеваний у людей;

· инактивированная цельноклеточная вакцина против ЭТЭ, из очищенного антигена;

· оральная цельноклеточная вакцина против ЭТЭ, обработанная Е2-колицином, среди вакцинированных уровень защиты от диарей достигал 70% при заражении как гомологичными, так и гетерологичными штаммами ЭТЭ, а иммунитет сохранялся через 6-8 месяцев после вакцинации;

· комбинированные оральные вакцины, состоящие из инактиврованных формалином CFA-положительных ЭТЭ (для стимуляции антибактериального иммунитета) и В-субъединицы холерного токсина (для выработки антитоксического иммунитета). В предварительных клинических испытаниях на взрослых добровольцах была установлена хорошая переносимость этой вакцины, которая вызывала в кишечнике образование IgA-антител, как к фимбриальным факторам адгезии и колонизации, так и к экзотоксину ЭТЭ и холерного вибриона.

Таким образом, в настоящее время разрабатываются и уже созданы высоко эффективные новые вакцинные препараты против эшерихиозов и специфическая профилактика является вполне перспективной, особенно в группах риска.

 

 

Сальмонеллез – острое инфекционное заболевание человека и животных, типичный зооантропоноз, вызываемое многочисленными сероварами сальмонелл и протекающее у детей чаще всего в виде гастроинтестинальной, реже – «тифоподобной» или септической форм. По этиопатогенетической классификации острых кишечных инфекций сальмонеллез относится к «инвазивному» типу диареи, но может протекать и по смешанному «инвазивно-секреторному» типу диареи.

Сальмонеллез у детей занимает одно из ведущих мест в структуре заболеваемости, особенно в раннем детском возрасте, являясь частой причиной летальных исходов. Высокий уровень заболеваемости и смертности, особенно среди детей раннего возраста, обусловлен не только многообразием источников и путей, но и частотой внутрибольничного инфицирования (роддома, отделения для новорожденных и др.) и, в первую очередь, антибиотико-резистентными штаммами сальмонелл (S.typhimurium и др.). Внутрибольничные вспышки сальмонеллеза, вызванные антибиотико-резистентными штаммами, сопровождаются, как правило, тяжелым течением и высокой летальностью.

Сальмонеллез встречается как в виде спорадических случаев, так и в виде эпидемических вспышек, чаще всего с пищевым путем инфицирования продуктами животного происхождения (молоко, мясо, яйца и др.). При большом разнообразии сальмонелл разных сероваров (более 2,5 тысяч) эпидемическими являются 10-12, а в последние годы доминирующим среди них является S. enteritidis, на долю которой приходится до 70-80% среди госпитализированных (при сохранении локального значения S.typhimurium, как внутрибольничной инфекции).

Клиническая классификация сальмонеллеза у детей

Клинические формы Тяжесть болезни Клинический синдром, определяющий тяжесть Течение
  1. Желудочно-кишечная: · гастрит · энтерит · гастроэнтерит · энтероколит · колит · гастроэнтероколит   2. Тифоподобная 3. Септическая (менингеальная, с ос- теомиелитом, плеври- том и др.) 4. Стертая, латентная с длительным бактериовыделением   Легкая форма   Средне-тяжелая   Тяжелая форма   Синдром интоксикации (эндотоксикоз)   Синдромы инфекционного токсикоза:   · дегидратация (токсикоз с эксикозом) · нейротоксикоз · инфекционно- токсический шок · токсико-септическое или · токсико-дистрофическое состояние · гемолитико-уремический синдром (Гассера)     Острое (до1мес.)     Затяжное (до 3 мес.)     Хроническое (свыше 3 мес.)     Волнообразное     Рецидивирующее  

 

Многообразие клинических форм (от локализованных желудочно-кишечных до генерализованных «тифоподобных» и септических) и вариантов течения (от острого циклического до затяжного, негладкого и хронического с формированием длительного бактерионосительства), частота развития тяжелых осложнений и синдромов, угрожающих жизни больного (токсикоз с эксикозом 2-3 ст., нейротоксикоз, синдром Гассера, инфекционно-токсический шок и др.) диктует необходимость знать каждому педиатру клинико-эпидемиологические особенности сальмонеллеза у детей в возрастном аспекте, критерии клинической и методы лабораторной диагностики, а также современные принципы и основные направления этиопатогенетической терапии сальмонеллезов у детей.

Список литературы по базисным разделам темы:

Основная литература:

1. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакцинпрофилактика у детей.– М.: Гэотар Медицина – 2006. – 687 с.

2. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Руководство по клинической вакцинологии. – М.: Гэотар Медицина. – 2006.

3. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей. - М.: Геотар Медицина.- 1998.-с. 415-428.

Дополнительная литература:

1. Воротынцева Н.В., Мазанкова Л.Н. Острые кишечные инфекции у детей. М., 2001.

2. Учайкин В.Ф., Молочный В.П. Инфекционные токсикозы у детей. М., 2002.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ - научиться диагностировать у больного сальмонеллез на основании анамнестических и клинико-эпидемиологических данных, правильно оценивать тяжесть заболевания, назначать и интерпретировать результаты лабораторно-диагностических исследований, проводить дифференциальную диагностику сальмонеллеза с другими диарейными заболеваниями инфекционной и неинфекционной природы, составлять программу лечения и дальнейшей тактики ведения больного, проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге.

В процессе самоподготовки к данному практическому занятию студент должен восстановить базисные знания по следующим разделам:

а) микробиологическая характеристика возбудителя и методы лабораторной диагностики сальмонеллеза;

б) анатомо-физиологические особенности строения желудочно-кишечного тракта у детей в возрастном аспекте;

в) патогенез и патоморфологическая характеристика изменений в желудочно-кишечном тракте и других органах при сальмонеллезе у взрослых больных;

г) клинико-эпидемиологические особенности сальмонеллеза у взрослых больных;

д) неотложные состояния и клинические синдромы, угрожающие жизни больного (нейротоксикоз, токсикоз с эксикозом, инфекционно-токсический шок, ГУС, токсико-дистрофический синдром и др.);

е) клинические и лабораторные тесты для оценки степени и вида обезвоживания;

ж) особенности общего и местного иммунитета при сальмонеллезе;

з) противоэпидемические мероприятия и профилактика сальмонеллеза.

Студент должен знать:

· микробиологическую характеристику сальмонелл (антигенное строение, наличие факторов патогенности, устойчивость во внешней среде и др.);

· эпидемиологические особенности сальмонеллеза у детей на современном этапе и в возрастном аспекте;

· основные звенья патогенеза сальмонеллеза у детей и пусковые механизмы развития диарейного синдрома;

· классификацию клинических форм сальмонеллеза;

· клинические варианты желудочно-кишечной формы сальмонеллеза и критерии тяжести заболевания;

· варианты течения и исходы сальмонеллеза;

· методы лабораторной диагностики сальмонеллеза;

· принципы терапии сальмонеллеза, включая неотложные мероприятия при синдромах инфекционного токсикоза (нейротоксикоз, токсикоз с эксикозом, ИТШ и др.);

· критерии выздоровления, правила выписки и диспансеризации;

· противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге сальмонеллезной инфекции.

Студент должен уметь:

· выявить при сборе эпиданамнеза и истории настоящего заболевания диагностически значимую информацию, свидетельствующую о наличии или отсутствии у больного сальмонеллеза;

· установить при объективном обследовании больного клинические симптомы и лабораторные признаки, характерные для сальмонеллеза;

· собранные данные записать в историю болезни, оценить и поставить предварительный диагноз;

· провести дифференциальный диагноз сальмонеллеза с заболеваниями со сходной клинической симптоматикой;

· обосновать и составить программу индивидуальной терапии, наметить тактику дальнейшего ведения больного сальмонеллезом;

· оказать неотложные мероприятия при развитии клинических синдромов, угрожающих жизни ребенка (нейротоксикоз, токсикоз с эксикозом II – III ст., ИТШ, ГУС и др.);

· дать рекомендации родителям при выписке ребенка из стационара;

· организовать профилактику и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

Схема обследования больного с сальмонеллезом

Жалобы больного. В начале следует указать ведущие жалобы (повышение температуры, тошнота, рвота, боли в животе, жидкий стул и др.), затем перечислить остальные (общая слабость, снижение аппетита, нарушение сна и т.д.). Симптомы должны быть охарактеризованы подробно с указанием интенсивности, локализации болей, частоты и характера, периодичности появления, продолжительности и т.д.

При сборе эпидемиологического анамнеза следует обратить особое внимание на источник инфекции (в семье, коллективе), на контакты с больными, бактериовыделителем сальмонелл и животными, употребление инфицированных продуктов (особенно мясных и рыбных изделий, блюд из птиц и яиц). Выявляя очаг, определить количество больных, одновременность заболевания или в течение нескольких дней; установить способы обработки пищевых продуктов перед их употреблением; нарушение санитарно-гигиенического режима и условий хранения продуктов, использования для питья сырой воды, бытовые условия (отдельная квартира, общежитие, водоснабжение и т.д.).

Для уточнения анамнеза жизни ребенка, выяснить неблагоприятные факторы социальной среды, течение беременности и родов, характер вскармливания ребенка, динамику нарастания массы тела, толерантность желудочно-кишечного тракта к пищевым продуктам, аллергологический анамнез, предшествующие заболевания и их тяжесть, характер и тяжесть ранее перенесенных расстройств желудочно-кишечного тракта, наличие хронической гастроэнтерологической патологии (гастродуоденит, ферментопатия и др.).

При сборе анамнеза заболевания обратить внимание на особенность начального периода болезни (острое или постепенное), наличие последовательности развития и степени выраженности:

· симптомов нейротоксикоза (гипертермия, возбуждение, рвота, головная боль, нарушение сна, судорожная готовность или судороги, бред, потеря сознания, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы и др);

· симптомов водно-электролитного дефицита (падение веса, снижение тургора тканей, западение большого родничка и глазных яблок, сухость кожи и слизистых, жажда, снижение диуреза и др.);

· признаков инфекционно-токсического шока, нарушения центральной и периферической гемодинамики (нарастание цианоза кожи и слизистых, их мраморность и бледность, снижение АД и диуреза, нарастание тахикардии, падение температуры тела ниже нормы, развитие ДВС-синдрома и др.).

Следует отметить наличие и выраженность патологических изменений со стороны желудочно-кишечного тракта и их характер, были ли врачебные осмотры и предполагаемый диагноз, лечение, полученное дома и его эффективность, проведенные обследования и их результаты.

При осмотре больного следует охарактеризовать тяжесть состояния и самочувствие больного, характер и выраженность симптомов интоксикации, токсикоза, определяя состояние большого родничка, тургора тканей, эластичность, влажность и цвет кожи и слизистых. Отметить симптомы нарушения микроциркуляции (бледность, цианоз, акроцианоз). При исследовании сердечно-сосудистой системы обратить внимание на наличие приглушения или глухости тонов сердца, нарушений сердечного ритма и АД. Определить участие живота в акте дыхания, вздутие и втянутость его, наличие видимой перистальтики, реакции брюшной стенки, состояние кишечника: урчание, спазмы, болезненность, состояние ануса: парез сфинктера, сфинктерит, трещины, выпадение слизистой прямой кишки; состояние печени и селезенки; охарактеризовать стул: частоту, консистенцию, цвет, запах, патологические примеси, состояние перевариваемости.

Все собранные данные записываются и оформляются в историю болезни.

В динамике наблюдения за больным определить объем и оценить результаты лабораторных исследований: клинического анализа крови и мочи, их значение для диагностики сальмонеллеза, сопутствующих заболеваний, осложнений, копрограммы в отношении топики поражения желудочно-кишечного тракта, его всасывающей и переваривающей способности; тестов, отражающих состояние кислотно-основного и электролитного обмена (гематокрит, относительная плотность плазмы, содержание ионов К, Na, Cl, бикарбонатов и рН крови).

Оценить диагностическую значимость бактериологического исследования кала, рвотных масс, промывных вод желудка, мочи, желчи, крови, спинно-мозговой жидкости, мокроты; серологических методов диагностики (экспресс методов ИФА, прямой метод люминисцирующих антител), ПЦР, РЛА, методов обнаружения специфических антител – РА, РНГА, ИФА).

При характеристике течения и исходов заболевания учитывать продолжительность клинических проявлений, осложнений, возможность обострения, присоединения интеркуррентных заболеваний и длительность бактерионосительства. При назначении лечения учитывается возраст больного, преморбидный фон, локализация процесса, тяжесть заболевания, наличие осложнений.

Тестовый контроль

Проверьте самоподготовку, отвечая на вопросы:

1. У детей раннего возраста источниками сальмонеллеза являются все кроме: (1)

а) обслуживающего персонала

б) больных детей

в) матерей

г) домашних животных

д) насекомых (комары, тараканы).

 

2. Ведущий путь инфицирования сальмонеллезом у детей раннего возраста: (1)

а) пищевой

б) контактно-бытовой

в) воздушно-капельный

г) водный

д) воздушно-пылевой.

 

3. Наибольшую восприимчивость к сальмонеллезу имеют дети в возрасте: (1)

а) 1-2 лет

б) 3-5 лет

в) 6-10 лет

г) старше 10 лет.

 

4. Желудочно-кишечная форма сальмонеллеза у детей старшего возраста при пищевом пути инфицирования чаще протекает как: (2)

а) гастрит

б) гастроэнтерит

в) энтероколит

г) гастроэнтероколит.

 

5. Что определяет возможность обострений и длительного носительства при сальмонеллезе у детей: (3)

а) возраст больных

б) путь инфицирования

в) недостаточность местного иммунитета

г) доза возбудителя

д) внутриклеточная персистенция в эпителиоцитах и макрофагах?

 

6. Какой клинический вариант токсикоза чаще наблюдается у детей первого года жизни при гастроинтестинальной форме сальмонеллеза: (1)

а) первичный токсикоз (нейротоксикоз)

б) токсикоз с эксикозом

в) инфекционно-токсический шок

г) гемолитико-уремический синдром.

 

7. Развитие септической формы ОКИ у детей раннего возраста возможно при: (2)

а) шигеллезе Зонне

б) ротавирусной инфекции

в) энтеропатогенном эшерихиозе (ЭПЭ)

г) холере

д) сальмонеллезе.

 

8. Воспалительный процесс в желудочно-кишечном тракте при сальмонеллезе у детей раннего возраста развивается: (1)

а) только в тонком отделе кишечника

б) только в толстом кишечнике

в) может быть, как в тонком, так и в толстом отделе кишечника.

 

9. Для «тифоподобной» формы сальмонеллеза характерно все, кроме: (3)

а) длительной лихорадки

б) синдрома дистального колита

в) оглушенности, бреда, галюцинаций

г) гепатоспленомегалии

д) тахикардии

е) частого, энтеритного характера стула (типа «горохового» супа).

 

10. В каком биоматериале можно обнаружить возбудителя бактериологическим методом при легкой форме сальмонеллеза: (1)

а) испражнения

б) кровь

в) спинно-мозговая жидкость

г) мокрота

д) моча?

 

11. Характерными симптомами желудочно-кишечной формы сальмонеллеза являются все, кроме: (2)

а) длительной лихорадки

б) упорной, немотивированной рвоты

в) тенезмов

г) жидкого, зловонного стула типа «болотной тины»

д) гепатоспленомегалии

е) брадикардии

ж) лейкопении со сдвигом формулы крови влево.

 

12. Какой «пусковой» механизм развития диареи при энтероколитах и колитах сальмонеллезной этиологии является ведущим: (1)

а) инвазия сальмонелл в эпителиоциты с развитием воспалительного процесса

б) гиперсекреция энтероцитов за счет активации аденилатциклазной системы (цАМФ)

в) развитие дисахаридазной (лактазной) недостаточности

г) усиление перистальтики кишечника?

 

13. Инфекционно-токсический шок при сальмонеллезе это: (1)

а) падение АД на фоне тяжелого состояния в результате быстро прогрессирующей дегидратации с потерей массы тела до 10-12%

б) падение АД на фоне нейротоксикоза (гипертермия, судорожный синдром)

в) падение АД на фоне тяжелого токсико-септического состояния.

 

14. Для синдрома первичного нейротоксикоза при сальмонеллезе характерно: (4)

а) падение массы тела

б) гипертермия

в) сухость кожи и слизистых

г) возбуждение или угнетенное состояние

д) выраженная жажда

е) повторная рвота

ж) судороги

з) развитие синдрома гипокалиемии.

 

15. Какой характер стула типичен для энтероколита сальмонеллезной этиологии: (1)

а) скудный, типа ректального плевка

б) обильный водянистый в виде «рисового отвара»

в) непереваренный, водянистый, пенистый, с кислым запахом

г) обильный жидкий зловонный, типа «болотной тины»

д) стул типа «малинового желе»?

 

16. Для соледефицитного (гипотонического) типа обезвоживания характерно: (4)

а) возбуждение

б) запавший родничок

в) выраженная жажда

г) снижение тургора тканей

д) гипорефлексия

е) гипертермия

ж) тахикардия, повышение АД

з) вялость, заторможенность.

 

17. При значении калия плазмы равном 3,1 мэкв/л при энтеритах сальмонеллезной этиологии следует думать о наличии: (1)

а) острой (органической) почечной недостаточности

б) соледефицитного (гипотонического) типа эксикоза

в) вододефицитного (гипертонического) типа эксикоза

г) нейротоксикоза (токсической энцефалопатии).

 

18. Какие методы исследования достоверно подтверждают диагноз сальмонеллеза: (2)

а) копрологический

б) бактериологический

в) серологический

г) клинический анализ крови

д) УЗИ органов брюшной полости

е) ректороманоскопия?

 

19. Укажите наиболее характерные изменения в периферической крови при желудочно-кишечной форме сальмонеллеза: (3)

а) анемия

б) лейкоцитоз

в) анэозинофилия

г) ускоренная СОЭ

д) лимфоцитоз

е) палочко-ядерный сдвиг

ж) лейкопения.

 

20. Иммунитет при сальмонеллезе: (2)

а) типоспецифичен

б) стойкий

в) передается трансплацентарно

г) непродолжительный

д) выработка специфических IgG вызывает полную нейтрализацию микробов.

 

21. Для санации бактериовыделителей при сальмонеллезе следует использовать: (2)

а) комплексный иммуноглобулиновый препарат (КИП)

б) колипротейный лактоглобулин

в) аципол или ацилакт

г) глюкокортикоиды

д) ферменты (мезим форте)

е) специфический сальмонеллезный бактериофаг

ж) противосальмонеллезную вакцину

з) энтеросорбент энтеродез.

 

22. Для внутрибольничного сальмонеллеза «тифимуриум» характерно все, кроме: (2)

а) высокой контагиозности

б) быстроты распространения

в) пищевого пути инфицирования

г) частоты развития субклинических и стертых форм болезни

д) антибиотико- и фагорезистентности возбудителя.

 

23. В остром периоде сальмонеллеза в питание больных необходимо включать: (6)

а) молочно - кислые продукты питания

б) цельное коровье молоко

в) женское молоко

г) каши на воде

д) каши на цельном молоке, особенно овсяную кашу

е) мясные и рыбные бульоны

ж) сухари из черного хлеба

з) сухари из белого хлеба

и) цитрусовые, бобовые

к) кисели, морсы и т.п.

л) картофельное пюре.

 

24. С целью энтеральной детоксикации при сальмонеллезе у детей используют: (2)

а) растворы аминокислот (альвезин и др.)

б) смекту или энтеросгель

в) энтеродез

г) имодиум

д) неогемодез

е) белковый гидролизат.

 

25. Каковы критерии выписки больного сальмонеллезом из стационара: (1)

а) клиническое выздоровление

б) при отрицательном результате РНГА

в) при клиническом выздоровлении и санации от возбудителя

г) при нормализации всех показателей копрограммы

д) после RRS – исследования?

 

26. Противоэпидемическими мероприятиями в очаге сальмонеллеза являются: (6)

а) заключительная и текущая дезинфекция

б) изоляция больного в стационар или на дому

в) карантин на 7 дней

г) экстренное извещение в СЭС

д) экстренная фагопрофилактика

е) вакцинация всех не болевших сальмонеллезом

ж) медицинское наблюдение за очагом в течение 7 дней

з) введение нормального человеческого иммуноглобулина детям до 3-х лет

и) бактериологическое обследование контактных.

 

Проверьте ответы: 1- д; 2- б; 3- а; 4 - а, б; 5- а, в, д; 6 - б; 7- в, д;

8- в; 9- б, д, е; 10- а; 11- в, е; 12- а; 13- в; 14 -б, г, е, ж; 15- г;

16 - б, г, д, з; 17- б; 18- б, в; 19- б, г, е; 20 -а, г; 21- а, е; 22- в, г;

23 - а, в, г, з, к, л; 24- б, в; 25- в; 26- а, б, г, д, ж, и.

 

Подготовьте неясные вопросы для обсуждения на практическом занятии.

Общая сумма эталонных ответов - 56

Расчет оценки ответа студента:

а (сумма правильных ответов)

К/коэффициент усвоения = ----------------------------------------

б (сумма эталонных ответов)

При К ниже 0,7 оценка – неудовлетворительно

При К равном 0,7-0,79 – удовлетворительно

При К равном 0,8-0,89 – хорошо

При К равном 0,9-1,0 – отлично

 

Ответьте на вопросы следующих задач.

I. В отделении недоношенных в течение недели заболели сальмонеллезом typhimurium несколько детей. Заболевания регистрировались с интервалом в 2-3 дня.

О каком источнике инфекции и путь передачи следует думать?

Проведите противоэпидемические мероприятия в очаге.

Укажите особенности сальмонеллеза как госпитальной инфекции.

 

II. Больная 6 лет, заболела остро через 3 часа после употребления сосисок, хранившихся в течение 2 суток вне холодильника. Появилась рвота до 6 раз, боли в животе в области пупка, слабость, головокружение. К вечеру отмечался подъем t˚ до 38,8˚С, жидкий стул, зловонный, «как вода», появилась жажда. При поступлении состояние средней тяжести t° – 38,2°, кожные покровы бледные, суховаты, тургор тканей снижен. Язык обложен белым налетом, суховат. Живот умеренно вздут, болезненный при пальпации в эпигастральной и области пупка, урчит. Печень и селезенка не увеличены. Стул водянистый, зловонный с примесью зелени и небольшого количества слизи.

1. Поставьте клинический диагноз.

2. Какие исследования следует провести этому ребенку?

3. Какова тактика лечения больного?

4. Необходима ли госпитализация в этом случае и почему?

5. Проведите противоэпидемические мероприятия.

 

III. У ребенка 2-х месячного возраста после выписки из стационара, где он лечился по поводу тяжелой деструктивной пневмонии, отмечались дома однократная рвота, жидкий стул со слизью и зеленью до 5 раз, подъем t˚ до 37,6˚С. Участковый врач расценил заболевание как «дисбактериоз» и назначил бифидумбактерин. Как выяснилось в последствии, у матери другого ребенка, находившегося в одной палате с этим больным в течение недели, отмечался жидкий стул. На 5-й день болезни состояние ребенка ухудшилось: температура тела повысилась до 39,5˚С, появились повторная рвота, потеря сознания, клонико-тонического характера судороги. Направлен в стационар по «скорой помощи» с диагнозом: «Менингококковый менингит», где через 6 часов наступил летальный исход. Патологоанатомический диагноз: «Сальмонеллез / tuphimurium /, генерализованная септическаяформа, гнойный менингит».

6. В чем ошибка участкового врача при постановке диагноза и в тактике лечения?

7. Что указывает на наличие инфекционного заболевания у больного, какова его причина?

8. Что не учел врач «скорой помощи» при постановке диагноза?

9. Какой должна быть тактика ведения этого больного?

 

IV. Ребенок 1 год 2 месяца, заболел остро, повысилась t° до 39°C; появились рвота до 8 раз, водянистый стул со слизью и зеленью, в отдельных порциях прожилки крови, ребенок стал вялым. Объективно: мраморность кожи, живот вздут, урчание по ходу толстого кишечника; тахикардия, тоны сердца приглушены. Известно, что утром мать вместе с ребенком ела копченую рыбу и у нее также отмечались расстройство стула и тошнота.

1. О каком заболевании следует думать у данного больного?

2. Какие клинические симптомы указывают на нарушение водно-солевого обмена? Какова степень их выраженности?

3. Напишите план обследования больного.

4. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

5. Назначьте лечение.

 

V. Больной А., 3 месяцев. Два дня назад выписался из грудного отделения, где лечился по поводу пневмонии. Со слов матери в палате был еще один ребенок, у которого наблюдался жидкий стул. На 3-й день после выписки повысилась t° до 37,5˚C, появился жидкий обильный стул, с большим количеством зелени и слизи. Частота стула – 12 раз/сутки. Была повторная рвота. При осмотре: температура тела 39˚С, рвота, кожа бледная, сухая, большой родничок запавший. Тоны сердца приглушены. Живот умеренно вздут, при пальпации урчание по ходу толстого кишечника, сигма не спазмирована, печень + 2 см ниже края реберной дуги, пальпируется край селезенки. Стул обильный со слизью и зеленью.

1. Поставьте клинический диагноз и предполагаемую этиологию заболевания?

2. Какие клинические симптомы и синдромы позволили его поставить?

3. Какими лабораторными исследованиями можно подтвердить диагноз?

4. Принципы терапии?

 

VI. Девочка 4 лет 9 месяцев заболела утром t° – 38˚C, а к вечеру 40˚C, боли в животе. На 2-ой день болезни 1 раз рвота, продолжала высоко лихорадить, появился частый жидкий стул со слизью и зеленью, на 3 день болезни – повторная рвота. Получала фуразолидон, который с 4 дня болезни сменили на интестопан. Врача не вызывали, т.к мать м/с. Все дни девочка была вялой, лихорадила, стул был жидкий до 10-12 раз, типа «болотной тины» с примесью крови. Госпитализирована на 6 день болезни. В семье за сутки до заболевания ребенка заболел отец, у которого был частый жидкий стул со слизью и кровью, лихорадка, получает левомицетин. При поступлении состояние средней тяжести, аппетит снижен, рвота 2 раза. Кожа бледная, периорбитальный цианоз. Слизистая ротоглотки сухая, чистая. Живот вздут, болезненный при пальпации в нижних отделах, урчит. Сигма уплотнена, анус податлив. Печень + 2 см ниже реберного края, пальпируется край селезенки. Стул жидкий с большим количеством слизи и зелени, прожилками крови, обильный. При бактериологическом анализе кала у отца выделена S.enteritidis.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 11600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.205 сек.