Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 9. Оценка оптимизма и активности личности




Н. Е. Водопьянова, М. В. Штейн

 

Вводные замечания. Одна из задач психологии профессионального здоровья - выявление личностных факторов, связанных с высокой стрессоустойчивостью и способностью противостоять жизненным невзгодам. В структуре стрессоустойчивости как сложного личностно­го конструкта можно выделить такие компоненты, как конструктивная активность, позитивное мироощущение и жизнерадостность в труд­ных жизненных ситуациях, которые требуют сохранения стойкости, мужества и веры в их положительное разрешение. Позитивное миро­ощущение и жизнерадостность - важные атрибуты психосоциаль­ного здоровья человека. Они могут быть описаны в категории опти­мизма Однако в отечественной психологии сейчас не существует четкого определения понятия оптимизма, поскольку психологиче­ская категория это весьма емкое и многозначное понятие. В повсе­дневной жизни под «оптимизмом» чаще всего подразумеваются бодрость, жизнерадостность, жизнелюбие человека. По определению С. И. Ожегова, «оптимизм - это бодрое и жизнерадостное мироощу­щение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро». В философском словаре оптимизм и пессимизм определяются как понятия, характеризующие ценностную сторону мировосприя­тия, когда мир осмысливается лишь с точки зрения соотношения в нем добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бед­ствий. Исходя из понятия динамической функциональной структуры личности, которое предложил К. К. Платонов, оптимизм представля­ет собой устойчивую характеристику личности, тесно связанную с ее направленностью и установками.

С позиций гуманистической психологии под ним понимают веру в безусловно позитивную человеческую природу, добрую и конст­руктивную сущность человека, заложенную как потенциал, который Раскрывается при соответствующих условиях. К. Роджерс утвержда­ет, что люди развиваются в позитивном направлении и только небла­гоприятные социальные обстоятельства заставляют прибегать к психологическим защитам, делают их жестокими, деградирующими, асоциальными и пессимистичными.

Экзистенциальный подход также основывается на вере в позитив­ную сущность человека, однако индивид приобретает ее в процессе самосозидания и его позитивная актуализация оказывается результа­том собственного свободного и ответственного выбора, т. е. опреде­ленной личностной активности.

В социальной психологии оптимизм и пессимизм рассматривает­ся главным образом как врожденное свойство или как результат пер­вых этапов социализации личности. Социальные условия выступа­ют в качестве важнейшего обстоятельства развития оптимизма.

Последний можно рассматривать также как систему взглядов отношений личности к своей настоящей и будущей жизни, к окружающим людям и самому себе, как проявление общего умонастроения. Д. Осгуд в своих трудах отметил: самое крупное открытие наш го поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, поменяв отношение к ней. От системы отношений личности зависят многие явления внутреннего мира, психические состояния процессы, в том числе и здоровье человека. Согласно концепции «вы ученной беспомощности» М. Зелигмана[2], определяющая черта пессимистов — вера в то, что все их усилия бесполезны, а неудачи бесконечны, что они погубят все свои дела и виноваты в неудачах о сами. Оптимисты верят, что поражение или жизненные невзгоды им ют временный характер и в случившемся они не виноваты, причины неудач оптимисты приписывают обстоятельствам или другим людям. Поражение не способно их сломить. Неблагоприятную ситуацию они воспринимают как вызов и с удвоенной энергией (активностью, настойчивостью) борются с ней.

В результате анализа и обобщения научной литературы oптимизм можно определить как устойчивую личностную позицию уверенности в преодолении жизненных трудностей или невзгод, уверенности в их временном характере, которая основана на вере индивида в силу человеческой природы и в собственные ресурсы. На наш взгляд, оптимизм как система позитивных отношений, жизнерадостного мировосприятия и мировоззрения представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние навыбор адаптивных моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу и служит важной составляющей психологического здоровья личности. Оптимизм как системное ка­чество может иметь различные формы и внутриличностные детер­минанты. В связи с этим его диагностика должна быть направлена не только на выявление степени оптимистического настроя, но также и на активность преобразующего (преодолевающего) поведения, спо­собствующего социальной адаптации и удовлетворенности качест­вом жизни.

Предлагаемая нами методика является адаптированным вариан­том шкалы активности и оптимизма, которую разработали И. С. Шуллер и А. Л. Комуниан (AOS)[3]. Наша российская версия шкалы AOS позволяет выделить пять типов личности, отличающихся по сте­пени выраженности оптимизма—пессимизма и активности—пассив­ности.

Валидизация опросника осуществлялась с помощью сопостав­ления результатов шкалы AOS и анкетирования студентов техни­ческих вузов (98 человек)[4]. С помощью анкеты оценивались уста­новки и умонастроение студентов, касающиеся преодоления настоя­щих и будущих трудностей в шести значимых сферах их жизне­деятельности:

• образование;

• будущая работа;

• профессиональная карьера;

• семья;

• социальная адаптация (контакты);

• удовлетворенность качеством жизни.

Выявлено, что у студентов-юношей активность (по шкале AOS) коррелирует с уверенностью в преодолении трудностей семейной Жизни, профессионального образования, устройства на квалифици­рованную работу, достижения высокого качества жизни, а также с общим показателем позитивного жизневосприятия. У студенток ак­тивность коррелирует с уверенностью в достижении высокого качества жизни и социальной адаптации. У юношей показатель оптимиз­ма по шкале AOS коррелирует с уверенностью в преодолении труд­ностей во всех сферах жизнедеятельности. У девушек оптимизм связан только с уверенностью в получении образования, устройстве на работу и удовлетворенностью качеством жизни. Очевидно, обнару­женные в корреляционных связях различия у юношей и девушек от­ражают тендерные различия в структурных компонентах оптимизма.

В результате апробации шкалы A OS в группе российских менед­жеров среднего звена нами было обнаружено следующее. Менеджеры-оптимисты отличаются высокой адаптивностью к новым ситуациям, интернальным локусом контроля и высокой коммуникабельностью. В трудных жизненных ситуациях они чаще используют конструк­тивные, ориентированные на проблему модели поведения. Среди них реже встречаются лица с высоким уровнем психического «выго­рания», чем среди пессимистов. Менеджеры-пессимисты хуже адап­тируются к новым социально-экономическим условиям, более агрес­сивны и склонны обвинять в своих неудачах судьбу или других людей, например своих подчиненных. В стрессовых ситуациях «пес­симисты» часто используют деструктивные модели преодолевающе­го поведения и управления, характеризуются более низкой стрессовой устойчивостью и более высокими показателями «выгорания» по сравнению с «оптимистами».

При использовании шкалы AOS в группе брокеров (62 человека) нами было установлено, что лица с высоким уровнем оптимизма и активностью меньше подвержены профессиональному «выгора­нию», чем лица с пессимистическим настроем. Эти данные подтверждают гипотезу о том, что оптимизм как позитивная жизненная установка в сочетании с активностью (энергичностью) представ­ляет собой психологический ресурс устойчивости личности к про­фессиональным и жизненным стрессам, способствует «здоровому копингу» (преодолевающему поведению) и тем самым препятст­вует развитию негативных синдромов стресса, например психиче­ского «выгорания».

Цель занятия. Определение психологических типов в соответствии со степенью оптимизма и активности (энергичности) личности.

Оснащение. Шкала оптимизма—активности (AOS) и ответный лист. (приложение 9.1), ключ (приложение 9.2).

Порядок работы. Испытуемому выдается опросник и бланк для от­ветов со следующей инструкцией:

Перед вами список утверждений. Прочтите внимательно каждое из них и оцените степень вашего согласия с каждым из них. Для этого используй­те приведенные на бланке варианты ответов. Зачеркните цифру, соответ­ствующую вашей оценке.

Обработка результатов. Методика содержит две субшкалы: опти­мизм и активность.

Оптимизм в данной методике понимается как предрасположен­ность человека верить в своп силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и от других людей. «Оптими­сты», как правило, экстравертированны, доброжелательны и откры­ты для общения. Противоположной категории людей, «пессими­стам», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких кон­тактов, замкнутость на своем внутреннем мире (интровертированность).

Под активностью понимаются энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску. Пассивность про­является в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и неже­лании что-либо делать.

В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по дан­ным субшкалам (табл. 9.1), которые соотносятся с квадратом коор­динатной модели. Каждому квадрату соответствует опре­деленный тип личности.

Таблица 9.1

Показатели психологических типов (баллы)

 

Психологический тип Оптимизм Активность
Реалисты («Р») 15-19 17-24
Активные оптимисты («АО» — «Энтузиаст») 20-24 25-36
Активные пессимисты («АП» — «Негативист») 6-14 25-36
Пассивные пессимисты («ПП» — «Жертва») 6-14 9-16
Пассивные оптимисты («ПО» — «Лентяй») 20-24 9-16

Характеристика типов

• Квадрат «Р». «Реалисты» адекватно оценивают текущую ситуа­цию исходя из своих сил (возможностей) и не пытаются прыг­нуть «выше головы», довольствуются тем, что имеют. Как прави­ло, устойчивы к психологическому стрессу.

• Квадрат «АО». «Активные оптимисты» верят в свои силы и ус­пех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия, чтобы добиться желаемых целей. Они бодры, жизнера­достны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремительно отражают удары судьбы, как бы тяжелы они ни были. В трудных ситуациях используют проблемно-ориентиро­ванные стратегии преодоления стресса.

• Квадрат «ПП». «Пассивные пессимисты» — противоположная «активным оптимистам» категория людей, которые ни во что не верят и ничего не предпринимают для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они характеризуются преобла­данием мрачного и подавленного настроения, пассивностью, не­верием в свои силы. В трудных ситуациях предпочитают страте­гии ухода от решения проблем, считают себя «жертвой» обстоятельств.

• Квадрат «АП». «Активные пессимисты», или «негативисты». Им свойственна большая активность, но она часто имеет деструктив­ный характер. Такие люди вместо того, чтобы созидать новое предпочитают разрушать старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения.

• Квадрат «ПО». «Пассивные оптимисты», «лентяи». Их девизом можно считать слова: «Все как-нибудь само образуется...» Такие люди уверены, что «все будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в плохом находить что-то хорошее, однако их отличительная черта — недостаток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем на собственные силы. Склонны пассивно ждать или откладывать принятие решений.

Приложение 9.1

ШКАЛА «АО»

Инструкция. Пожалуйста, прочитайте следующие утверждения и отметьте в ответном листе степень вашего согласия—несогласия с ними.

1. Я люблю слушать громкую музыку.

2. Я думаю, будет трудно достичь моих целей.

3. Мне нравятся ситуации с некоторой долей неопределенности, когда я не знаю, что будет со мной дальше.

4. Я люблю «бросать вызов судьбе».

5. Судьба более несправедлива ко мне, чем к другим.

6. У меня столько энергии, что я не могу даже два часа просидеть без дела.

7. Я менее счастлив, чем другие.

8. Меня раздражают осторожные люди.

9. В настоящее время невозможно верить во что-либо хорошее.

10. Мне нравится соревноваться.

11. Я легко и с удовольствием общаюсь с людьми противоположного пола.

12. Меня пугает мое будущее.

13. Я думаю, что в людях больше плохого, чем хорошего.

14. Мне нравится испытывать острые ощущения (быть в ситуациях, свя­занных с определенным риском).

15. У меня жизнерадостное, приподнятое настроение.

Приложение 9.2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.