Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования, информационные источники




Содержание и структура курсовой работы

Цель и задачи курсовой работы

КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

 

Курсовая работа является одной из форм самостоятельной научной работы студентов и выполняется на основе изучения разнообразного фактического и статистического материала, аналитических статей, экономических обзоров и других источников. Написание курсовой работы вырабатывает у студентов навыки экономического мышления.

Целью курсовой работы является углубление теоретических знаний по основным разделам курса, освоение методов практического анализа проблем национальной экономики на современном этапе развития.

Основной задачей курсовой работы по «Национальной экономике» является активизация усвоения студентом современных проблем экономики стран посредством проведения самостоятельной исследовательской работы по выбранной теме.

В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

- получение навыков в проведении анализа и общей оценки социально-экономического развития страны, региона, города, отрасли хозяйственного комплекса;

- приобретение навыков в проведении сравнительной экономической характеристики стран, регионов или городов;

- получение практических навыков работы с экономической литературой;

- расширение кругозора при работе со статистическими материалами по изучению уровня экономического развития страны, региона, города или отрасли.

Объектами исследований в курсовой работе являются: Россия, другие страны мира, субъекты РФ, города, отрасли хозяйственного комплекса, природно-ресурсный потенциал регионов, экономические процессы и механизмы регулирования экономической деятельности страны на современном этапе развития общества.

 

Курсовая работа по дисциплине «Национальная экономика» представляет собой творческое научное исследование по выбранной студентом теме.

Тема курсовой работы выбирается студентом исходя из примерной тематики курсовых работ по изучаемой дисциплине, утвержденной на кафедре. С учетом собственных научных интересов, студенты могут выбрать тему самостоятельно. При этом необходимо обсудить с научным руководителем название самостоятельно выбранной темы.

При выборе темы курсовой работы следует ориентироваться на изучение тех проблем, которые расширяют кругозор, улучшают знания студентов по предмету. Для более правильного выбора темы необходимо изучать специальную литературу по выбранной тематике. Такая предварительная работа поможет лучше представить себе разрабатываемую проблему.

Объем курсовой работы 20-25 страниц машинописного текста или 30-35 страниц рукописного текста.

Структура курсовой работы имеет следующий вид:

- введение;

- основная часть, разделенная на главы и разделы (параграфы);

- заключение;

- список литературы.

Во введении отражаются актуальность выбранной темы, степень ее разработанности, цели и задачи исследования. Введение занимает 2-3 страницы работы.

Основная часть курсовой работы состоит из трех глав, разделенных на разделы (параграфы).

Первая глава посвящается теоретической, сравнительной и общей оценке исследуемых явлений: социально-экономическое развитие страны, демографическое развитие регионов, городов,, формирование экономических связей между странами с различным уровнем развития и другие вопросы.

В последующих двух главах дается раскрытие основного содержания исследования.

Во второй главе обычно дается динамика развития страны, сравнительный анализ показателей или социально-экономического развития страны, субъекта РФ или города. Важное значение для грамотного изложения материала в работе имеет самостоятельный отбор статистической информации в наибольшей степени способный охарактеризовать как сложнейшие соотношения социально-экономического развития страны или нескольких регионов, так и их динамику за ряд десятилетий, периодов. Во второй главе должно быть представлено 5-8 экономических показателей, отражающих разные стороны экономического и социального развития, в том числе в динамике.

Отражение расчетных показателей (коэффициентов, индексов) ведется в табличной и графической форме с последующим анализом выявленной динамики.

В третьей главе рассматривается современное состояние экономики страны, уровни и основные тенденции социально-экономического развития, прогнозы и пути совершенствования будущего развития страны, конкретной отрасли или предприятия.

Каждая из глав должна быть логически связана с другими главами. На основе данных первой и второй глав, в третьей главе должно быть представлено сопоставление разных сторон и общих уровней социально-экономического развития страны, субъектов РФ, городов, а также объяснение по выявленным общим и специфическим чертам экономического развития изучаемых территориальных образований.

Например, при написании курсовой работы по «экономическим связям» стран, регионов, интеграционных объединений необходимо обратить внимание на рассмотрение следующих аспектов:

1. Выявить условия и факторы специализации экономики по каждому из рассматриваемых объектов (стран и т.д.);

2. Проанализировать структуру экономики и определить расчетным путем наиболее развитые и менее развитые отрасли и сферы экономики;

3. Исследовать транспортные системы, узлы, транспортные балансы сравниваемых регионов, стран, городов;

4. Сравнить уровень развития, характер развития и относительную значимость экономических связей по таким направлениям исследования:

а) динамика грузопотоков в натуральном и стоимостном выражении;

б) значение внешних связей в экономической жизни исследуемых объектов; в) платежные и торговые балансы страны, региона;

г) структура экспорта, импорта стран, особенности развития отраслей и отдельных предприятий.

Заключение должно включать предложения и рекомендации, полученные автором в процессе написания курсовой работы, основные выводы и прогнозные оценки дальнейшего экономического развития исследуемых отраслей, регионов, стран.

Список использованной литературы необходимо оформлять в соответствии с принятыми правилами библиографического описания.

После выбора темы и согласования ее с преподавателем следует самостоятельный поиск и отбор необходимой литературы. От правильно подобранной литературы во многом зависит качественный уровень работы. Основными источниками являются статистические сборники, словари, энциклопедические справочники, научные монографии и статьи, учебники и учебные пособия, методические разработки, журнальные и газетные материалы.

Методами, применяемыми при выполнении работы, являются: сравнительный анализ, графический метод, статистический анализ, картографическое моделирование.

На протяжении всей работы должен широко применяться метод сравнительного анализа. При характеристике экономического развития регионов или городов последовательно сравниваются и анализируются преимущества и недостатки в различных областях хозяйственного комплекса, внешнеэкономической деятельности, финансовой системы, экспортно-импортных взаимоотношений и так далее. По каждому из рассматриваемых вопросов оцениваются сходства и различия сравниваемых стран, регионов, городов или отраслей хозяйственного комплекса. Это требование относится к анализу всей экономики, промышленности, сельского хозяйства, социальной инфраструктуры, жизненных условий населения, обеспеченности транспортными путями. Могут сопоставляться также масштабы территорий, степень их хозяйственной освоенности, особенности административно-территориального устройства, численность, структура и плотность населения, характер его динамики и многое другое из того, что непосредственно относится к той или иной теме.

В табличной форме рекомендуется приводить данные в уже сопоставимом виде, т.е. по разным странам, например на одну дату (год) и в относительных показателях (процентах, индексах), а не только в абсолютных значениях.

Выявленные в результате сравнительного анализа путем соответствующей статистической обработки информации общие и особенные черты стран, регионов, городов должны быть представлены в виде графиков, диаграмм, схем.

Важнейшее значение имеет метод статистического анализа. Необходимо помнить, что все таблицы и приводимые в тексте статистические данные должны нести смысловую нагрузку, подтверждать высказанную до этого мысль автора. Статистические материалы, не анализируемые в тексте, выносятся в приложение к курсовой работе. Приложения необязательны (иногда достаточно сослаться на источники приводимой информации с указанием номера страниц этого источника), но вполне допустимы. Особенно это относится к тем случаям, когда в тексте даны лишь только рассчитанные самим автором относительные показатели (индексы, коэффициенты).

Курсовая работа формируется на сочетании различных методов исследования, каждый из которых имеет свои особенности и сферы применения. Только в том случае, когда статистической информации недостаточно для определенных выводов, приходится ограничиться словесными объяснениями тех или иных особенностей экономического развития стран, регионов, городов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.