Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейная и групповая изоляция




Семейная изоляция

Психологический синдром семейной изоляции — это, по сути, «застревание» школьника в системе отношений, харак­терной для дошкольного возраста, когда основной сферой его общения является семья. Наиболее выраженные формы семей­ной изоляции наблюдаются в тех случаях, когда сама семья в целом представляет собой замкнутую единицу, изолирован­ную от окружающего общества (в противном случае сосредо­точенность ребенка на семейных отношениях не особенно препятствует его вхождению в общество).

Частой основой этого становится принадлежность семьи к ка­кому-либо меньшинству: религиозной секте, этническому или национальному меньшинству, специфическому идеологическо­му, культурному или политическому движению (например, па­цифизм или антропософия). Он распространен также в семьях эмигрантов и беженцев. Иногда семейная изоляция развивает­ся у детей, воспитываемых не родителями, а бабушками и дедуш­ками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики. Во всех этих случаях из-за силь­ного расхождения между семейными ориентациями и установ­ками, господствующими в обществе, оказывается затруднено включение ребенка в социальную действительность.

Таким образом, специфика межличностной ситуации разви­тия при семейной изоляции состоит в том, что социокультур­ные ориентации семьи, в которой воспитывается ребенок, существенно отличаются от ориентации окружающих. Психо­логические особенности, характерные для ребенка с этим син­дромом, — это его повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Формирование позиции школьника замедленно. Часто встречается боязнь окружающе­го мира, приводящая к избеганию контактов со сверстниками. В результате этого у ребенка не формируются навыки общения и еще более углубляется его замкнутость в сфере семей­ных отношений, что и составляет главную особенность его деятельности. Реакция социального окружения на инфантиль­ность и несамостоятельность ребенка представлена, в первую очередь, гиперопекой со стороны родителей, которая под­держивает и закрепляет его психологические особенности (см. рис. 12).

Психологический профиль: инфан­тильность; зависи­мость >Особенности дея­тельности: замк­нутость в рамках семьи >Реакция окружения: гиперопека

Рис. 12. Схема развития семейной изоляции

Алине С. 11 лет. В девятилетнем возрасте она сменила школу. В новой школе у нее возникли серьезные трудно­сти в построении отношений с одноклассниками, хотя в старой школе подобной проблемы не было. В середине учебного года Алина сменила класс, но в результате это­го проблемы общения со сверстниками только еще более обострились. По мнению родителей, уровень школы, где сейчас учится Алина, неудовлетворителен. Их не устра­ивает также уровень учеников. Они полагают, что Алина оказалась в изоляции вследствие своего интеллектуаль­ного превосходства над другими детьми.

В течение последнего года девочка практически не по­сещала школу и занималась дома с мамой и частным учи­телем. Она удовлетворительно усвоила школьную программу, однако, по мнению родителей и учителей, результаты обучения ниже ее потенциальных возможно­стей.

Девочка настаивает на том, чтобы иметь права, равные со взрослыми (что типично для подросткового возраста), но как ее поведение, так и данные психологического об­следования свидетельствуют о том, что она очень инфан­тильна. Алина эмоционально зависима от матери, старается все время держаться рядом с ней. Социальное окружение воспринимается ею как опасное и угрожаю­щее, поэтому она почти не выходит из дома. У нее есть две подруги. Обе девочки — дочери маминых друзей; по возрасту они намного младше Алины. В гости к ним Али­на ходит редко и почти всегда вместе с мамой.

Результаты психологического обследования показа­ли, что уровень умственного развития Алины превосхо­дит возрастную норму, но навыки учебной работы (планирование, контроль, организация своей деятельно­сти) не сформированы.

Этот пример хорошо иллюстрирует противоречия, типичные для семейной изоляции: борьбу за независимость и потребность в опеке, высокий интеллектуальный уровень и несформированность организации деятельности.

Конкретные проявления семейной изоляции сильно зависят от характера ориентации семьи. Если семейные установки асо­циальны (или, тем более, антисоциальны), то для ребенка с се­мейной изоляцией существует очень серьезная опасность также пойти по асоциальному (или, соответственно, антисоциально­му) пути развития. Разумеется, такая опасность есть у любого ребенка, в семье которого имеются асоциальные или антисоциальные установки, однако при семейной изоляции вероят­ность подобного пути развития еще более повышается.

При семейной изоляции инициатором обращения к психо­логу чаще выступает учитель, а не родители, поскольку они, как правило, сами достаточно изолированы от общества. Наи­более распространенные жалобы — это трудности в общении со сверстниками и с учителем, низкая учебная мотивация, странности в поведении (явное нарушение школьных норм и правил встречается редко).

Для диагностики семейной изоляции большое значение име­ет семейный анамнез, т. е. сведения об образе жизни семьи и о системе отношений с ребенком. В психологической картине основную роль также играют данные, относящиеся к семейной сфере. В частности, у детей с семейной изоляцией часты рисун­ки семьи со сверхтесным контактом между ее членами; неред­ко подчеркивается изолированность семьи (она рисуется внутри дома). Обязательным признаком является повышенная зависи­мость и недостаточная самостоятельность ребенка. Если при обследовании присутствуют родители, то такая зависимость проявляется в частом обращении к ним за поддержкой и оцен­кой: создается впечатление, что ребенок выполняет задание ро­дителей, а не проверяющего.

Групповая изоляция

В подростковом возрасте, который у детей с семейной изоля­цией обычно начинается с запозданием, многим таким детям уда­ется найти группу сверстников со сходными социокультурными ориентациями. В такой группе ребенок может успешно адапти­роваться, сохраняя при этом установки, существенно отличаю­щие его от остальных сверстников, не входящих в эту группу. В этом случае складывается психологический синдром групповой изоляции. По внешним проявлениям он очень далек от семейной изоляции (в чем-то почти противоположен ей), однако в действи­тельности между этими синдромами есть прямая связь.

Самосознание подростков с групповой изоляцией характери­зуется особо высокой идентификацией со своей группой и более или менее выраженным противопоставлением себя и группы ос­тальному обществу. Это важнейшая характеристика психологи­ческого профиля при данном синдроме. Высока зависимость подростка от мнения группы, подчиняемость. Основная осо­бенность деятельности состоит в том, что самостоятельность подростка в действиях и в принятии решений снижена. Жалобы родителей часто звучат противоположным образом: они порой жалуются на чрезмерную независимость ребенка. Однако в дей­ствительности речь идет лишь о том, что его поведение зависит не от них, а от группы сверстников. Подростки с групповой изоля­цией — это не лидеры подростковых групп, а представители мас­сы, некритично следующей за лидером.

Схема развития этого психологического синдрома представ­лена на рис. 13.

Психологический профиль: инфантиль­ность; зависимость; идентификация с группой > Особенности дея­тельности: замк­нутость в рамках группы >Реакция окружения: признание в группе; негативное отноше­ние «посторонних»

Рис. 13. Схема развития групповой изоляции

Андрею П. 14 лет. Семья состоит из самого Андрея, его родителей, брата и сестры. Родители жалуются на то, что друзья вовлекли мальчика в компанию, где он прини­мает участие в разнообразных хулиганских выходках. Один из инцидентов окончился тем, что он был отведен в отделение милиции. Большинство нарушений связано с конфликтом между группой, к которой принадлежит Андрей, и другой подростковой компанией.

В школе у Андрея нет друзей, но отношения с одно­классниками мирные. Обычно он избегает конфликтов, не дерется. По словам родителей, до последнего времени он был «домашним» мальчиком, хорошо себя вел, редко выходил из дома. Они утверждают, что за последний год он «совершенно изменился, стал другим ребенком».

Психологическое обследование не выявило у Андрея никаких девиантных тенденций. Это хорошо развитый подросток, продемонстрировавший нормальную учеб­ную мотивацию и достаточно высокий уровень социа­лизированное™. Во время обследования он держался доброжелательно, охотно выполнял все предложенные задания.

Можно полагать, что все отклонения в поведении Ан­дрея связаны с его принадлежностью к группе, практи­кующей антисоциальные действия, при том что у самого мальчика (как, возможно, и у многих других членов этой группы) антисоциальные установку отсутствуют.

Подобная ситуация, когда действия подростка направляют­ся групповыми целями и установками в значительно большей степени, чем его собственными, типична для психологическо­го синдрома групповой изоляции. Поэтому социальные послед­ствия этого синдрома зависят от особенностей группы и не могут быть объяснены на основе личностных особенностей самого исследуемого подростка. Если группа ориентирована просоциально, то групповая изоляция представляет собой вполне приемлемый вариант социальной адаптации и не требу­ет психологической коррекции. Однако при групповой изоля­ции, как и при семейной, крайне неблагоприятны случаи, когда ориентации группы антисоциальны.

4.8. ДИСГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ

Интеллектуализм

Этот синдром характеризуется несбалансированностью пси­хических процессов: хорошо развитым логическим мышлени­ем при недоразвитии образных представлений, воображения, восприятия, эмоциональной сферы. Как правило, двигательная сфера тоже развита недостаточно.

Обычно интеллектуализм складывается в дошкольном воз­расте. Его главная причина — это недооценка родителями той роли, которую играют в развитии ребенка «детские» занятия: игра, рисование, лепка, конструирование из кубиков, действия с простейшими орудиями (детским совочком, игрушечным мо­лотком и т. п.). В воспитании ребенка делается акцент на развитии логического мышления. Ему с раннего детства пред­лагаются разнообразные задачи скорее школьного, чем дошкольного типа.

Итак, основная особенность психологического профиля ребенка с интеллектуализмом — это опережающее развитие абстрактно-логического мышления при отставании в разви­тии образной и эмоциональной сфер. Соответственно, в дея­тельности ребенка преобладают учебно-познавательные занятия; общение сужено. Взрослые, поощряя ребенка как хорошего ученика, фиксируют синдром интеллектуализма (см. рис. 14).

Дети с интеллектуализмом редко испытывают трудно­сти в школьном обучении, потому что оно предъявляет ос­новные требования именно к логическому мышлению, которое является их сильной стороной. Отставание в та­ких предметах как рисование и физкультура редко прини­мается взрослыми всерьез. Иногда из-за недоразвития мелкой моторики возникают проблемы с обучением пись­му, которые более или менее успешно преодолеваются благодаря усиленным занятиям. Однако отсутствие учеб­ных проблем — еще далеко не гарантия эмоционального благополучия ребенка.

Психологический профиль: преобла­дание интеллек­туальной сферы над образной > Особенности дея­тельности: преобла­дание интеллек­туальных занятий > Реакция окружения: поощрение интеллек­туальных занятой

Рис. 14. Схема развития интеллектуализма

Ларисе М. 10 лет. Ее привели к психологу с жалобой на то, что она пассивна, постоянно недовольна собой, у нее часто бывает плохое настроение. По словам родите­лей, у Ларисы нет подруг. Отец девочки отмечает, что она «слишком замкнута, не общается с другими детьми, но со взрослыми контактирует охотно».

Лариса сильно сутулится, координация движений у нее хуже, чем у большинства ее ровесниц. Данные психоло­гического обследования свидетельствуют о том, что у нее высокий уровень развития мышления (заметно выше сред­невозрастного). При этом сравнительно слабо развито воображение. Имеется немного чрезмерная педантич­ность, аккуратность — она типичная «отличница». Рису­ет она плохо (уровень значительно ниже, чем обычно в этом возрасте); это занятие ей явно не нравится, но не­довольства она не высказывает.

Настроение у Ларисы снижено, понижен и уровень активности. Проявляется тревожность, неуверенность в себе. Когда в беседе затрагивается проблема общения со сверстниками, она напрягается, старается сменить тему. Очевидно, что эта сфера для нее болезненна. Одна­ко грубых нарушений в развитии личности у Ларисы нет.

Рассказ родителей о том, как они воспитывали девоч­ку в дошкольном детстве, сводится, в основном, к пере­числению различных «интеллектуальных» занятий. С ней много занимались арифметикой, учили ее разбираться в схеме линий метро, заботились о расширении запаса знаний.

Интересы ребенка с интеллектуализмом сильно отличают его от сверстников. Его рассуждения им не интересны, а про­явить себя в совместной игре, в сооружении снежной бабы или в прыжках через веревочку он не может: все это — его слабые места. Поэтому и общается он, преимущественно, со взрослы­ми, а не со сверстниками. В итоге он еще дальше отходит от интересов других детей. Контакты с ними все более нарушаются. Степень самостоятельности остается низкой, и возникает парадокс: по уровню интеллектуальному развитию ребенок опережает своих сверстников, а по уровню эмоциональной, личностной зрелости отстает от них. Другие дети уже самостоятельно ходят в магазин, а ребенка с интеллектуализмом все еще бабушка за руку выводит на детскую площадку. Недоста­точный опыт практического знакомства с миром приводит к пассивности, к повышению тревожности.

При диагностировании интеллектуализма основную роль играют тестовые данные, характеризующие соотношение раз­ных психических процессов. Однако родители и сами могут заподозрить этот «диагноз», если их ребенок с раннего детства преуспевает в математике, но отстает в рисовании и физичес­ком развитии, предпочитает общаться со взрослыми, а не со сверстниками и теряется в тех жизненных ситуациях, с кото­рыми уверенно справляются его ровесники.

Сужение сферы деятельности

В подростковом возрасте у ребенка с интеллектуализмом сохраняется фиксированность на учебе. Общение со свер­стниками затруднено из-за несформированности коммуни­кативных средств (т. е. тех способов, с помощью которых организуются контакты с другими детьми). В этих условиях складывается психологический синдром сужения сферы де­ятельности, при котором подросток осознает себя, в первую очередь, учеником. Остальные аспекты самосознания оста­ются недостаточно сформированы, что и составляет главную особенность психологического профиля при этом синдро­ме. Основной особенностью деятельности является сочета­ние высокой активности в учебной сфере с ее снижением в других сферах (прежде всего, в сфере общения со сверст­никами). Реакция социального окружения складывается из поощрения подростка взрослыми и избегания его сверстни­ками (см. рис. 15).

Психологический профиль: преобла­дание интеллек­туальной сферы над образной > Особенности дея­тельности: сосредо­точенность на «про­фессиональных» за­нятиях > Реакция окружения: поощрение «про­фессиональных» за­нятий

Рис. 15. Схема развития сужения сферы деятельности

Вместе с тем, в подростковом возрасте практически для всех детей — в том числе и для «интеллектуалистов» — глав­ной ценностью становится общение со сверстниками. Если же ребенок почему-либо его лишен, то это для него всегда источник тяжелых переживаний, даже когда кажется, что он избегает контактов по собственному желанию. Нередко об­щая неудовлетворенность ситуацией и развитие депрессив­ных тенденций приводят к тому, что у подростка с сужением сферы деятельности нарушаются также и контакты со взрослыми.

Евгении В. 16 лет. Ее родители обратились за консуль­тацией по просьбе самой девочки. Причина обращения — постоянно сниженное настроение, отсутствие друзей и подруг. Женя жалуется, что она «никому не интересна», что никто не обращает на нее внимания. Она учится в 10 классе. Ее учебные достижения очень высоки.

Женя утверждает, что ее не беспокоят ее отношения с родителями и со сверстниками. При этом она не осоз­нает противоречия между этим утверждением и причи­ной обращения к психологу.

Психологическое обследование показало, что Женя глубоко переживает отсутствие теплых и близких чело­веческих отношений со взрослыми и сверстниками. Ее погруженность в учебу представляет собой форму пси­хологической защиты, снижающей остроту переживания. Этот способ поведения поддерживается также ожидани­ями родителей и учителей, чье мнение имеет для девочки очень большое значение.

Конфликт между подавленными, недостаточно осоз­наваемыми эмоциональными потребностями и сознатель­ной направленностью на учебу приводит к высокой эмоциональной напряженности. Она и стала причиной того, что Женя обратилась за психологической помощью. В то же время она не осознает этого конфликта и опре­деляет свою проблему как отсутствие у себя как внеш­ней, так и личностной привлекательности для кого-либо. В действительности, это приятная обаятельная девушка; по словам учителей, ее высоко оценивают одноклассни­ки, которые, однако, мало с ней общаются, так как счи­тают ее «слишком умной».

Неопределенное ощущение психологического дискомфор­та типично для синдрома сужения сферы деятельности. Это ощущение по-разному интерпретируется самими подростками: от уверенности в наличии у себя какого-либо «дефекта» до обобщенных концепций типа: «Весь мир очень скучен». Пос­леднее представление сходно с идеями, встречающимися при тотальном регрессе, но поведенческие проявления этих психо­логических синдромов совершенно различны: сужение сферы деятельности ведет к высокому уровню учебной активности, тогда как тотальный регресс предполагает резкое снижение всех видов активности.

Вербализм

Как явствует из названия, этот психологический синдром определяется преобладанием вербального (речевого) развития над развитием других познавательных процессов — в том чис­ле и логического мышления (такова основная особенность пси­хологического профиля при вербализме). Это значительно более серьезный дисбаланс, чем при интеллектуализме.

Вербализм, как и интеллектуализм, обычно формируется уже в раннем возрасте. Многие родители, а еще чаще бабушки и дедушки, считают речь важнейшим и чуть ли не единственным пока­зателем общего психического развития. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов. В этом случае остаются «за бортом» не только «дошкольные» занятия, но и «школьные», кроме тех, которые связаны с речью. Обычно такого ребенка как можно раньше начинают обучать чтению и письму, учат цифрам — и все. В «программу обучения» не входит даже решение простей­ших арифметических задач. Еще меньше внимания уделяется тем видам деятельности детей раннего и дошкольного возраста, ко­торые вносят основной вклад в умственное развитие (действия с предметами, орудиями, сюжетная игра, конструирование из кубиков, рисование и пр.). Из-за этого мышление развивается крайне недостаточно (см. рис. 16).

Психологический про­филь: преобладание вербальной сферы; недоразвитие остальных пси­хических процессов > Особенности дея­тельности: преобла­дание вербальной активности > Реакция окружения: поощрение вербаль­ной активности

 

Рис. 16. Схема развития вербализма

Олегу Г. 5 лет. Он посещает старшую группу детского сада. С просьбой о психологической консультации обра­тилась его воспитательница. У нее возникли противоречия с мамой Олега: та считает своего сына исключительно ум­ным, в детском саду же он занимается чуть ли не хуже всех. Воспитательница сообщает, что, по словам мамы, главное достижение Олега — это умение считать до ста. В связи с этим приведем выдержку из протокола обследования.

Проверяющий: Ты умеешь считать?

Олег: Умею. Я до ста умею, а дальше не знаю как. Один, два, три, четыре...

Проверяющий: Подожди. Давай считать не просто так, а какие-нибудь вещи.

Олег: Вещи я не умею.

Проверяющий: А ты попробуй. (Выкладывает на стол 20 спичек). Посчитай, сколько тут спичек.

Олег: Много.

Проверяющий: А можешь сказать точнее?

Олег: Не знаю.

Проверяющий: Посчитай их.

Олег (не глядя на спички): Один, два...

Проверяющий: Ты считай не просто так. Ты посчитай спички и скажи, сколько их.

Олег: Много.

Проверяющий показывает, как, откладывая в сторо­ну по одной спичке, можно их все пересчитать. Олег фор­мально воспроизводит это действие: считает он медленно, а спички откладывает быстро, сразу по несколько штук. К моменту, когда все 20 спичек переложены из правой кучки в левую, он досчитал только до семи.

Проверяющий: Так сколько же здесь спичек?

Олег (неуверенно): Много.

Бойкая речь, уверенные ответы на любой вопрос (как пра­вило, всего лишь воспроизводящие что-то услышанное ранее), огромная «эрудиция» ребенка-дошкольника привлекают повы­шенное внимание окружающих, которые высоко оценивают его достижения. При этом не учитывается односторонность этих достижений, в действительности исчерпывающихся высоким уровнем развития речи (иногда не только устной, но и пись­менной) и словесной памяти. В итоге оценка способностей ре­бенка родителями и другими окружающими взрослыми оказывается завышена. В соответствии с этим, обычно оказы­вается завышена и его самооценка. У него складывается само­ощущение «вундеркинда». Он не столько действует, сколько демонстрирует свои способности взрослым. Общеразвивающие дошкольные виды деятельности окончательно исчезают из ар­сенала его занятий. Общение со сверстниками нарушается из-за отсутствия общих интересов. Таковы основные особенности деятельности ребенка с вербализмом.

В самом начале школьного обучения дети с вербализмом, как правило, бывают успешны благодаря накопленному ранее ба­гажу знаний, формальность которых обнаруживается не сра­зу. Однако вскоре, по мере усложнения решаемых задач, начинаются трудности. Проявляется неспособность к четкой организации своих действий, несформированность мышления. Не понимая, в чем причина трудностей ребенка, родители склонны винить во всем учителя. Трудности в общении со свер­стниками родители часто объясняют низким уровнем развития других детей. В действительности же, как указывалось выше, причина в том, что именно у ребенка с вербализмом многие важнейшие психические процессы оказываются недостаточно развиты. В частности, нарушения общения прямо связаны с ин­фантильностью (незрелостью) эмоциональной сферы.

При вербализме жалобы родителей и учителей весьма раз­нообразны. Это могут быть жалобы на неожиданно низкую успеваемость, на неорганизованность ребенка, на трудности в общении со сверстниками и/или с учителем, на нарушение правил поведения в школе, связанное с низкой произвольнос­тью и общей инфантильностью ребенка.

4.9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Синдромный подход в психологии, как и в медицине, осно­ван не на какой-либо универсальной формальной классифи­кации, а на конкретных наблюдениях. Вследствие этого выявляемые психологические синдромы отличаются один от другого по многим параметрам, систематизация которых пред­ставляет собой отдельную задачу. В частности, одно из суще­ственных различий связано с характером прогноза. С этой точки зрения могут быть выделены синдромы с относительно благо­приятным прогнозом, невротизирующие и психопатизирующие синдромы.

К синдромам с относительно благоприятным прогнозом от­носятся уход от деятельности, психологическая инкапсуляция, позитивное самопредъявление, гиперсоциальность, интеллекту­ализм, сужение сферы деятельности. Разумеется, и эти психо­логические синдромы при их сильной выраженности и отсут­ствии коррекционных мер могут приводить к неврозу или психопатоподобным проявлениям. Однако в большинстве слу­чаев дело ограничивается некоторыми психологическими про­блемами, не достигающими степени заболевания и не требую­щими медицинского вмешательства. С медицинской стороны синдромы семейной и групповой изоляции также имеют благо­приятный прогноз. Однако их социальный прогноз, как уже ука­зывалось, принципиально зависит от социальных ориентации семьи (при семейной изоляции) или группы сверстников (при групповой изоляции), к которой принадлежит ребенок.

Ярко выраженный невротизирующий характер имеют хро­ническая неуспешность и тотальный регресс. Последний синд­ром, как правило, развивается на фоне уже имеющегося невроза. При обоих этих синдромах чисто медицинское вмешательство не может быть достаточно эффективным. Оно обязательно дол­жно быть дополнено психокоррекционными воздействиями, направленными на нормализацию системы отношений ребенка с окружающими.

Психопатизирующее воздействие оказывают вербализм, со­циальная дезориентация и отверженность. Последняя часто раз­вивается на фоне уже сложившихся психопатоподобных нарушений. Психопатоподобное поведение могут порождать также синдромы негативного самопредъявления и демонстра­тивного нигилизма. Как и в случае невротизирующих синдромов, для преодоления негативных психологических последствий психопатизирующих синдромов необходима перестройка системы отношений ребенка с его социальным окружением.

Возрастные закономерности

Большинство описанных выше психологических синдромов образуют естественные пары: вариант, характерный для старшего дошкольного-младшего школьного возраста, и подрост­ково-юношеский вариант. Однако для разных синдромов соотношения внутри такой пары различны. В некоторых слу­чаях подростковый вариант является прямым продолжением ранее сложившегося синдрома. Таковы пары негативное са­мопредъявление — демонстративный нигилизм, позитивное самопредъявление — гиперсоциальность, уход от деятельнос­ти — психологическая инкапсуляция, интеллектуализм — сужение сферы деятельности. В других случаях это соот­ношение не столь однозначно. В парах хроническая неуспешность — тотальный регресс, социальная дезориента­ция — отверженность, семейная изоляция — групповая изоляция подростковый синдром не является прямым про­должением предшествующего варианта развития, а надстраивается над ним. Используя медицинскую аналогию, его можно назвать типичным (но не обязательным) «ослож­нением» предшествовавшего синдрома.

Во всех описанных случаях смена синдромов не является автоматическим следствием повзросления ребенка. Иногда синдром, типичный, вообще говоря, для дошкольного или млад­шего школьного возраста, может сохраняться на протяжении подросткового и юношеского возрастов (или даже впервые возникнуть в одном из этих возрастных периодов). Иногда, напротив, «подростковый» синдром может сложиться уже в младшем школьном возрасте.

Вместе с тем, анализ приведенных описаний психологичес­ких синдромов показывает, что имеется общее типологическое различие между синдромами младшего школьного и подрост­кового возрастов. Психологические синдромы младшего школьного возраста определяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в социально организованную структуру, в школу как социальный институт. Психологические особен­ности, характерные для того или иного синдрома, воплощают­ся в особенностях позиции ребенка.

Психологические синдромы подросткового возраста пред­ставляют собой различные формы построения системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическая представленность разных синдромов определяется (различиями в самосознании подростков. Вследствие этого пси­хологические синдромы в подростковом возрасте значитель­но более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность в целом во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.

Подростковые и юношеские синдромы не обязательно скла­дываются на основе имевшихся ранее соответствующих синд­ромов младшего школьного возраста. Они могут (хотя это и не типично) возникнуть и на основе каких-либо других синдро­мов или же вообще появиться без предшествующего развития какого-либо психологического синдрома.

Дифференциация синдромов со сходными проявлениями

Полезно непосредственно сравнить между собой синдромы со входными поведенческими и психологическими проявлени­ями. В частности, очень показательно сопоставление соци­альной дезориентации с негативным самопредъявлением. Различать эти синдромы очень важно, поскольку педагогичес­кие рекомендации по их преодолению совершенно различны. В обоих случаях основные жалобы — поведенческие. Однако ребенок с негативным самопредъявлением сознательно нару­шает нормы: для него это способ привлечь к себе внимание. Потому-то он никогда не станет нарушать наиболее значимые из них. Он хорошо ощущает, какие нарушения достаточно бе­зопасны (накричат, в крайнем случае — слегка накажут), а ка­кие чреваты серьезными последствиями (могут и из школы выгнать). При социальной дезориентации правила нарушают­ся невольно — а значит, случайным образом. Отсюда — час­тое нарушение наиболее существенных из них. Главные психологические критерии, дифференцирующие эти синдро­мы, — это высокий уровень демонстративности при негативном самопредъявлении и низкая социализированность — при социальной дезориентации. При сочетании этих признаков можно говорить о сочетании элементов соответствующих син­дромов.

Пассивность в сфере общения служит общим признаком та­ких разных по своей природе психологических синдромов как психологическая инкапсуляция, сужение сферы деятельности, тотальный регресс и отверженность. Психологическими крите­риями, помогающими дифференцировать эти синдромы, служат: преобладание интеллектуального развития над образно-эмоци­ональным при сужении сферы деятельности; противоположное соотношение этих сторон развития, а также склонность к защит­ному фантазированию — при психологической инкапсуляции; общая пассивность (включая умственную) — при тотальном рег­рессе; активная негативистическая установка — при отвержен­ности.

Уход от деятельности нередко бывает близок по своим про­явлениям к позитивному самопредъявлению. Основное разли­чие между ними в том, что при позитивном самопредъявлении высок уровень социальной активности, тогда как при уходе от деятельности внешняя активность снижена и замещена защит­ным фантазированием. Вместе с тем, различие между этими синдромами не очень значимо. Часто встречается их сочетание, сопровождающееся средним уровнем социальной активности или ее локализацией в одной узкой области (например, в обла­сти изобразительной деятельности).

Уход от деятельности может приближаться по своим прояв­лениям также к хронической неуспешности. Основным диффе­ренцирующим признаком в этом случае становится наличие или отсутствие демонстративности и защитного фантазирования.

Психологические синдромы могут выступать в тех или иных сочетаниях. В подобных случаях важно выявить, какой из синдромов является ведущим, а какой — второстепенным, фоновым.

ГЛАВА 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.