Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межпредметная связь психологии и философии




Психология как наука, имеющая свой предмет, базируется на собственной аксиоматике и для развития не нуждается в привлечении основополагающих принципов других наук — философии, социологии, биологии и т. д., но как одна из наук о человеке связана с ними межпредметными связями.

Философия, так же как и психология, изучает проблемы человека, однако философии свойственен совершенно иной уровень обобщения или абстрагирования при изучении человека. Для психологии человек — это личность с именем, его личностными особенностями, проблемами и т. д. Для философии человек — субъект или объект, подчиняющийся тем же законам бытия, что и другие субъекты и объекты. Философскому научному анализу свойственен наиболее высокий уровень обобщения и абстрагирования от конкретных условий бытия. Философия оперирует не конкретными научными данными, а категориями, наиболее общими понятиями, имеющими познавательное значение и поэтому может являться основой (и, одновременно — следствием!) для всех остальных конкретных наук: биологии, социологии, психологии, медицины, физики, химии, математики и т. д.

Несомненно, что философия в нашей стране оказывала огромное влияние на психологию. До революции психология развивалась в основном как наука о душе, т. е. об идеальном аспекте бытия человека. Понимание души в науке психологии было очень близко пониманию души в религии. Душа рассматривалась как нечто данное человеку от Бога, непознаваемое, неподдающееся экспериментальному изучению. В связи с этим экспериментальная психология отвергалась или, по крайней мере, ей не придавалось большого значения. Главным методом познания признавалась интроспекция, т. е. смотрение внутрь себя. Психолог должен был наблюдать сам за собой и на основании этого делать научные выводы. В начале ХХ в. в предреволюционный период и сразу же после революции это положение сохранялось. Наиболее ярким представителем интроспективной психологии был директор психологического института Московского университета профессор Г. И. Челпанов, которого совершено справедливо можно назвать идеалистом.

После революции исторический и диалектический материализм стал активно внедряться во все сферы науки. Ученые должны были принять философскую доктрину диалектического и исторического материализма, либо уйти из науки. Для некоторых ученых это был очень тяжелый выбор, затрагивающий их глубинные личностные позиции. Для других этот выбор прошел более или менее безболезненно: и в то время, и сейчас были и будут такие ученые, которые считают диалектический и исторический материализм наилучшей философской доктриной.

В 1920 г. известный ученый П. П. Блонский опубликовал книгу «Реформа науки», в которой была предпринята первая попытка перевести психологию на позиции диалектического и исторического материализма. Следующий шаг в этом направлении был сделан в 1923 г. другим известным психологом В. Н. Корниловым. Позднее естественнонаучные работы В. М. Бехтерева и И. П. Павлова использовались для укреплению позиций диалектического и исторического материализма в психологии. Окончательное принятие диалектического и исторического материализма в психологии связывается с работами Л. С. Выготского, С. В. Кравкова, С. Л. Рубинштейна и др. По сути дела, начиная с 20-х годов не было предпринято ни одной серьезной попытки критического анализа роли диалектического и исторического материализма в отечественной психологии.

В нашей стране, начиная с середины 20-х годов психология была сильно политизирована и идеологизирована. Эта ситуация возникла в результате того, что психология, имевшая, казалось бы, собственный предмет изучения, находилась в подчиненном положении по отношению к марксистско-ленинской философии — диалектическому и историческому материализму и, как следствие, возвела ленинскую теорию отражения в ранг философской базы отечественной психологии. В связи с тем, что философия в нашей стране была крайне идеологизированной, психология практически без сопротивления восприняла эту партийную идеологизированность и развивала ее в психологической теории деятельности...

Психология рассматривалась как наука о психике — свойстве мозга, заключающемся в отражении объективной реальности. (Причем отметим, что в соответствии с ленинской теорией отражения само отражение не является специфическим свойством мозга — оно присуще как живой, так и неживой материи и не известно, что более объективно отражает реальность — неживое зеркало или живой мозг.) Такой подход к пониманию предмета психологии в максимально возможной мере соответствовал единственной официально разрешенной философии диалектического и исторического материализма. По сути дела, наивное стремление сохранить верность материализму и заручиться, как индульгенцией, ссылкой на теорию отражения, разработанную В. И. Лениным, (который не являлся ни философом, ни, тем более психологом, но был признанным практиком-революционером, первым российским диктатором, обосновавшим и внедрившим диктатуру пролетариата) окруженным ореолом непогрешимого ученого-энциклопедиста, чьи слова по любому поводу требовалось рассматривать как истину в последней инстанции, привело к утрате специфического для психологии предмета, способного сделать ее наукой, независимой от философии.

После революции 1917 г. в нашей стране безраздельно царил диалектический и исторический материализм. В названии этого философского направления отражается самая главная отличительная его особенность:

— диалектический — бытие рассматривается как противоречивое, находящееся в непрестанном движении, развитии;

— исторический — бытие рассматривается с позиций становления и развития явления или вещи, признается преемственный характер изменения явлений и вещей;

— материализм — в данном философском направлении признается первичность материального и вторичность идеального. Это означает вторичную роль сознания по отношению к бытию, вторичную роль мышления по отношению к материи.

За рубежом, в отличие от нашей страны, в качестве философской основы психологического исследования используются различные философские теории.

Справедливости ради нужно сказать, что и за рубежом отдельные психологи стоят на марксистских позициях. Таких психологов немного, но они есть, и в нашей стране охотно публиковались их научные работы. Однако это работы одних и тех же авторов, принадлежащих одному и тому же, очень тесному кружку.

Как и отечественные психологи, психологи на Западе признают принцип диалектики, т. е. считают, что психологические явления противоречивы, находятся в постоянном движении и изменении. Например, теория З. Фрейда, которую так активно критиковали и в нашей стране и за рубежом, очень диалектична. Во главу угла в ней возводится внутриличностный конфликт, противоречия между желаемым и возможным.

Как и отечественные психологи, психологи на Западе признают принцип историзма, т. е. рассматривают психологические явления в становлении и развитии. Невозможно, пожалуй, найти ни одной психологической теории на Западе, в которой отвергался бы принцип развития.

Основное отличие между отечественными и западными психологами состоит в признании первичности идеального или материального, сознания или бытия.

Зарубежные психологи вообще стараются не высказываться относительно своих философских взглядов. Тем не менее, их подход к решению научных проблем позволяет судить об их философской направленности. Наиболее популярным среди психологов Запада является такое философское направление как позитивизм, который, по сути дела, отказывается от решения вопроса, что первично: сознание или материя. Главное, с точки зрения позитивизма, — это опора на факты, установленные в научном исследовании и отказ от фактов, противоречащих друг другу. Практика научного эксперимента возводится позитивизмом в наиболее высокую степень и поэтому иногда он считается своеобразной научной религией — философией большинства ученых за рубежом, в том числе и ученых-психологов.

Не решая вопроса о первичности сознания или бытия, западные психологи фактически разрабатывали разнообразные психологические теории, причем некоторые их этих теорий были ближе к материализму, чем к идеализму. Например, известная психологическая теория бихевиоризма, стремящаяся объяснить поведение человека материальными факторами и полностью отказывающаяся от понятия «душа», очень близка к вульгарному материализму.

Отечественными психологами, по крайней мере, если судить по их научным работам, признается первичность материального. Осознание, идеальное, психическое рассматривается как вторичное, как следствие. Без преувеличения можно сказать, что в настоящее время все отечественные ученые во всех конкретных научных областях, даже в тех, которым, как, например, физике, удалось добиться относительной независимости от марксистско-ленинской философии, являются последователями диалектического и исторического материализма, хотя бы потому, что никакой другой, альтернативной философской теории у нас в стране просто не существует. И несмотря на то, что в последнее время появилась возможность для критического анализа диалектического и исторического материализма, пройдет еще несколько десятилетий, пока психология освободится от засилия этого философского направления.

В рамках диалектического материализма, признающего материальное первичным, а духовное, психическое — вторичным, психология оказалась наукой, изучающей вторичные явления, в отличие от физики, химии, биологии и других наук, изучающих материальные, первичные явления.

Итак, всеми психологами, и отечественными и зарубежными, признается диалектичность и историзм психологических явлений. Разница состоит только в подходе к решению вопроса о первичности сознания или материи, бытия, материального или идеального. Психология в нашей стране стоит на позициях материализма. На Западе от решения этого вопроса просто отказываются. Кто прав? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, однако у любого ученого-психолога, есть вполне определенная личная позиция.

Известно, что в хронологическом плане нет никаких доказательств первичности возникновения материи или сознания:

— одни теории, утверждают, что первична материя, она возникла, а потом, развивясь стала одушевленной материей;

— другие теории, утверждают, что первична душа, идея, которая потом материализовалась;

— третьи считают, что и материя и сознание были всегда, никогда не создавались и всегда останутся.

Мне, как психологу, одинаково безразличны все эти теории. Все философские споры о первичности материи или сознания должны решаться философами и к предмету психологии — естественной, экспериментальной науки — не имеют ни какого отношения.

Однако трудно согласиться с тем, что психология изучает, что-то вторичное или второстепенное по сравнению с материей. Причем хронологическое первенство никак не связано с первенством по важности для человека. Психология изучает самое главное, первичное — душу человека и есть масса всевозможных подтверждений тому, что духовная сторона жизни человека гораздо важнее его материальной стороны. Рассматривая первичность идеального или материального для жизни человека, психолог выступает как идеалист, несомненно отдавая примат идеальному над материальным. Все другие науки о человеке, если их представители того пожелают, могут изучать нечто вторичное, но было бы лучше, если бы они тоже изучали только первичное, не ставя никаких наук, принципов, процессов или явлений во вторичное, подчиненное положение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.