Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список источников 4 страница




Представим несколько советов по работе над эссе.

1. Прежде чем писать эссе, обдумайте суть вопроса и возможное содержание ответа.

2. Подготовьте примерный, а затем и тезисный[37] план будущего эссе.

3. Определите цель, основные идеи эссе.

4. Определите круг источников, на которые вы сможете опираться, отвечая на поставленные вопросы.

5. Напишите первый вариант эссе с несколькими вариантами аргументации[38] и выводов.

6. Проверьте правильность выводов[39], сделанных в эссе.

7. Внесите необходимые правки в текст.

8. С учетом работы над ошибками подготовьте новый текст эссе.

Эссе - достаточно распространенный вид контроля знаний студента. В связи с этим каждый студент, столкнувшись с необходимостью подготовить эссе по заданному вопросу, должен знать основные требования, предъявляемые к форме данного вида работ. Таким образом, студент, прежде всего, должен поставить перед собой вопрос «Что такое эссе?» и «Как его написать?»[40].

Реферат.

Реферат (от лат. referre – сообщать, докладывать) – это краткое точное изложение содержания научного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.

Цель реферата заключается в том, чтобы сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представления о вновь возникших проблемах в описываемой сфере.

Цель реферирования, осуществляемого студентом, заключается в получении ценных навыков самостоятельного поиска литературы, обработки, конспектирования и анализа источников, построения логики изложения материала, грамотного оформления научной работы (ссылки, сноски, цитаты, рисунки, таблицы и т.п.).

Реферат может быть подготовлен в качестве изложения содержания таких источников информации, как статья, ряд статей, монография и др.

Реферат имеет следующие признаки:

· содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

· содержание реферата представляет собой точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

· постоянные структурные элементы.

Существует несколько видов рефератов. В образовательном процессе вуза наиболее распространено применение тематического реферата, выполняемого в качестве рассуждения студента на определенную тему на основе обзора литературы (нескольких источников информации). Объем такого реферата составляет в среднем 10- 15 страниц текста.

Качество реферата во многом зависит от соблюдения референтом основных этапов работы над рефератом (подготовительный, исполнительский и заключительный). Рассмотрим содержание каждого из них.

На подготовительном этапе студент должен определить тему, осуществить подбор источников, проанализировать их содержание, включая встречающиеся ссылки на другие издания, отобрать только ту информацию, которая непосредственно касается темы реферата. Далее необходимо составить план работы, т.е. последовательный перечень основных вопросов, раскрывающих суть темы будущего реферата.

Исполнительский этап предполагает создание текста реферата. Этот процесс не является однородным: изначально создается первый вариант текста, затем он дорабатывается (более четко выстраивается общая логика, текст дополняется примерами и цитатами) и редактируется (уточняются цитаты, ссылки, выстраивается терминологическое единство).

Заключительный этап, к сожалению, очень часто пропускается студентом или выполняется с нарушениями. Реферат обязательно должен завершаться списком использованных источников, тех, на которые студент реально опирался в ходе подготовки реферата[41].

Реферат, как правило, состоит из трех частей:

· вступление (во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году, формулируются цель и задачи), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы);

· основная часть (содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы, они аргументируются);

· заключение или вывод (делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате).

Кроме того, согласно правилам оформления данного вида письменной работы, реферат также должен иметь титульный лист, план или оглавление[42].

Преподаватели вуза довольно часто используют реферат для организации и контроля самостоятельной учебной работы студента. Работа над рефератом – прекрасный способ структуризации знаний по итогам изучения темы или курса. К сожалению, с развитием информационных и компьютерных технологий началось активное распространение уже готовых рефератов. В этой ситуации студент должен помнить, что хоть покупка или сдача скачанных из сети Интернет рефератов и не требует больших затрат времени, денег и усилий, но это приводит, в конечном итоге, к ухудшению качества получаемого образования. С проблемами плагиата рефератов борются во многих высших учебных заведениях. Преподаватель и студент могут определить наличие плагиата в различных письменных работах с помощью специальных программ, в частности, используя систему «Антиплагиат»[43].

Выполняя те или иные виды письменных работ, студент должен помнить об основных целях получения образования, о своем профессиональном выборе и о желаемых профессиональных перспективах, дабы избежать собственного недобросовестного отношения к выполняемой работе.

 

Доклад как один из основных видов самостоятельной исследовательской работы студента

 

Одной из любимых студентами форм презентации результатов самостоятельной познавательной деятельности является доклад. Однако, не всегда, готовя доклад, студент осознает всю сложность работы над ним, необходимость ответить на вопросы «что такое доклад?», «как подготовить текст доклада?» и «как успешно выступить с докладом?». Ответим на поставленные вопросы.

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы. Ключевыми чертами доклада являются целенаправленность (обращенность), связность, логичность, самостоятельность, выразительность и завершенность. Главным преимуществом доклада является возможность разнообразить свою речь, сделать ее более живой. Кроме того, доклад предполагает возможность экспромта и импровизации (к сожалению, многие студенты забывают, что лучший экспромт – это подготовленный экспромт).

Итак, важным условием успешности доклада является работа по подготовке его текста. Подготовка текста доклада включает в себя сбор материалов, обдумывание содержания выступления, разработку и написание плана выступления, разработку и написание основного развернутого текста и тезисов выступления, его заучивание и репетицию выступления. Сбор материалов осуществляется тем же образом, что и при выполнении рассмотренных выше форм письменной работы. Обдумывание содержания выступления связано с уточнением состава аудитории, перед которой придется выступать (это важно, чтобы предугадать возможные ожидания аудитории от выступления, и на этой основе обычно выстраивается содержание вводной и заключительной частей доклада). Разработка плана доклада предполагает выявление ключевых элементов смысла всего выступления. Приведем основные приемы работы над планом доклада. На начальном этапе разработки плана выступления необходимо оценить имеющийся запас знаний и определить главную идею доклада. Затем важно собрать дополнительный материал: цитаты, иллюстративные примеры, афоризмы. Важным элементом при составлении плана является предположение возможных вопросов слушателей, а также составление «скелета» доклада (система ключевых слов). Итоговый вариант плана необходимо проверить на наличие общей логики раскрытия смыла или главной идеи доклада. Написание текста – один из самых трудоемких этапов работы над докладом. Текст должен соответствовать плану, вводная часть текста должна содержать мотивацию к восприятию содержания доклада. Общая структура текста доклада может быть следующей:

1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).

3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).

4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы).

5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы).

6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.

8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.

Подготовленный и проверенный текст необходимо проверить, внести необходимые правки, уточнить значение используемых терминов, выделить в нем важные фрагменты и составить тезисы выступления – сокращенный вариант записи текста. Тезисы лучше записать на небольшие карточки. Они удобны тем, что представляют собой тот самый «скелет» доклада, исключают возможность запутаться в строчках текста и представляют собой опорную схему выступления, выражающую его общую логику. На основе тезисов необходимо несколько раз проговорить доклад. Репетиция выступления важна для измерения хронометража выступления (10-15 минут), устранения шероховатостей текста, выбора нужной интонации.

Доклад как выступление отличается от доклада как текста. Успех доклада зависит от того, как доклад начат и завершен. Начать выступление необходимо так, чтобы завоевать внимание аудитории. Это возможно, если задать проблемный или оригинальный вопрос, начать с интересной цитаты или привести конкретный пример из жизни. После неординарного начала необходимо удерживать внимание аудитории: в ходе изложения обоснования темы, ее актуальности приводите такие примеры и аргументы, которые могут быть близки и понятны любому слушателю. Окончание выступления необходимо заранее продумать (лучше, если это будет несколько вариантов): это может быть краткое изложение основных мыслей, затронутых в докладе, или цитирование по теме доклада, или создание кульминации, когда слушатели остаются каждый в размышлениях над поставленной проблемой. Хорошим является тот доклад, который соответствовал регламенту и вызвал вопросы у слушателей.

Качество доклада зачастую складывается не только из предварительных результатов работы над ним. Важной его составляющей является речевая культура и психологический настрой докладчика. К критериям речевой культуры можно отнести правильность, целесообразность, точность, логичность, ясность, доступность, чистота, выразительность, разнообразие средств выражения, эстетичность, уместность. Существует несколько уровней, характеризующих культуру речевой деятельности человека. Репродуктивный уровень – простая передача информации слушателям, в ходе которой отсутствует контакт с аудиторией, не регулируется процесс понимания информации. Адаптационный уровень связан со свободной ориентацией в материале, поддержанием контакта с аудиторией, учетом ее особенностей, управлением вниманием слушателей, влиянием на усвоение ими материала. Наивысшим уровнем речевой культуры является творческий уровень, для которого характерно полное овладение аудиторией, активизация творческого мышления слушателей, побуждение к собственным размышлениям и выводам, формирование способности выдать рассматриваемый объект в реальной связи с жизнью. Студент высшего учебного заведения, несомненно, должен обладать высоким уровнем речевой культуры. Психологический настрой докладчика должен быть основан на вежливости, открытости и приветливом восприятии аудитории, а также на толерантном отношении к возможным противоположным позициям аудитории.

Освоить навыки успешного публичного выступления с докладом каждый студент может не только самостоятельно, но и в рамках аудиторной учебной деятельности – изучая курсы «Русский язык и культура речи», «Риторика и ораторское искусство», «Логика». Научившись правильно выступать с докладом, студент закладывает основы своей профессиональной успешности.

 

 

Как неоднократно, на протяжении целого ряда лет, отмечают специалисты по рекрутингу и развитию курьеры в сфере управления персоналом, одним из важных шагов по развитию карьеры выпускников вуза является самопрезентация в форме портфолио карьерного продвижения. Однако, студенты вуза не пользуются этим уникальным инструментом. Этот факт особенно удивителен в свете последних тенденций развития общества. Создание и использование портфолио в вузе необходимо в связи с процессами становления постиндустриального общества, в условиях которого образование становится ключевым основанием формирования «общества знаний», основанного на главенстве «производства» интеллектуального продукта. Вторая важная причина необходимости внедрения портфолио - включение российской системы высшего образования в Болонский процесс. Не менее значимыми являются внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс вуза и поиск способов развития качеств личности, необходимых для творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.

Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». По большому счету, портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента (будущего профессионала) в определённый период его образовательной (профессиональной) деятельности. Важной чертой применения портфолио в образовательном процессе является его способность активизировать внутренние ресурсы студента как субъекта учебного процесса, мотивировать его на их созидание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности. В частности, в отношении «Студент – Преподаватель» портфолио инициирует

1. обсуждение результатов обучения с сокурсниками и преподавателями;

2. рефлексию студентами своей работы;

3. демонстрацию индивидуального стиля обучения студента, особенностей его интеллекта и культуры;

4. возможность самостоятельно определить темы для портфолио;

5. возможность для студентов установит связи между предыдущим и новым знанием;

6. включение студента в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя;

7. оценку промежуточных достижений, в том числе «формализованная»;

8. подготовку и обоснование целей будущей работы.

В отношении «Студент - Работодатель» главными процессами становятся включение студента в период обучения в вузе в процесс развития «нужных» предприятию компетенций и конечная оценка вузовских достижений студента и активное участие в его дальнейшей профессиональной судьбе

Таким образом, портфолио карьерного продвижения – это технология планирования профессиональной карьеры будущего выпускника вуза. Портфолио представляет собой пакет документов (в бумажном или электронном виде[44]), отражающих все достижения студента (как учебные, так и личные) и составляется студентом в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с преподавателями, научными руководителями в период обучения и потенциальными работодателями после окончания вуза.

В общем плане портфолио студента должно включать в себя

· профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;

· список пройденных учебных курсов, включая дополнительные специальные курсы, тренинги, семинары и мастер-классы;

· список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике проявляются навыки лидерства;

· описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;

· рекомендации преподавателей, научных руководителей, администрации факультета или вуза.

Предназначение портфолио карьерного роста студента имеет две стороны:

1. оценка и самооценка учебных успехов и научных достижений студента;

2. оценка готовности к профессиональной деятельности и карьере.

Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента.

С целью самопознания собственного интеллектуального и профессионального потенциала рекомендуем создать индивидуальное портфолио согласно следующим параметрам (см. табл. 4.1.).

Таблица 4.1.Структура содержания портфолио студента вуза.

Раздел Характеристика Содержание
«Введение» краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях. 1.1. Фото 1.2. Резюме 1.3. Цели и задачи портфолио 1.4. О структуре портфолио 1.5. Специфические характеристики портфолио
«Мои достижения» материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального, профессионального и научного опыта; «Официальные документы»: 1. документы об окончании образовательных учреждений, 2. сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий, 3. документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы, 4. сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах, 5. журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах, 6. список достижений, который, по тем или иным причинам не может быть задокументирован.
«Жизненный опыт»: 1. автобиография, 2. эссе «Взгляд в прошлое», 3. анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни, 4. основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это, 5. газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев, 6. характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас, 7. отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.)
«Обучение в вузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка»: 1. ваши оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, 2. любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения, 3. основные периоды и этапы учения, 4. изменения взглядов на свою будущую профессию, вуз, 5. список курсовых и дипломных работ, 6. отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик, 7. список мест прохождения практик и выполненных работ
«Научная деятельность»: 1. список научных работ, 2. научная переписка, 3. аннотации к своим работам, 4. рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, 5. отзывы на ваши работы, 6. эссе «О науке» и т.п.
«Курсы по выбору и творческие работы»: 1. список дополнительны курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, 2. список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.
«Я в мире людей» материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п. «Участие в общественной жизни»: 1. характер вашей общественной активности, 2. занимаемые посты, 3. проекты и программы, в которых участвовали, их результативность.
«Друзья»; «Любимые люди»: 1. ваши близкие друзья в вузе и вне его, сфера их занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п., 2. родные и близкие люди, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты.
«Мои кумиры»: актеры, ученые, писатели спортсмены, бизнесмены и т.п., являющиеся для вас, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты
«Хобби, интересы»: 1. сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, 2. значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности
«Взгляд на себя и в будущее» материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления. «Я»: взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни.
«Мои ценности и идеалы»: то, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете.
«Мир вокруг меня»: ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностей и опасностей.
«Мои жизненные планы»: 1. ваше представление о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п., 2. кредо на новом этапе жизни.
«Заключение для…» обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах. 1. Важнейшие аспекты личности 2. Наиболее важные компетенции 3. Важнейшие аспекты опыта 4. Направления взаимодействия с работодателем и/или использования

 

В процессе составления студентом данного портфолио происходит принятие и осмысленность своего настоящего, желание прогнозировать свое будущее. Таким образом, студент должен поставить перед собой вопрос о том, что изменилось в его представлении о мотивации к учебной (профессиональной) деятельности после достижения продемонстрированных в портфолио результатов.

Следующим шагом будет создание на основе анализа данного портфолио – портфолио карьерного продвижения.

Ведение портфолио студента – отправная точка для дальнейшего планирования своего профессионального будущего. Достойным его продолжением будет самопроектирование – создание проекта «План развития карьеры»[45].

В завершении данного раздела советуем сделать первый шаг в этом направлении: для любого студента высокую ценность будет иметь написание эссе «Я и моя профессия». На 1-2 страницах необходимо раскрыть свой взгляд на профессию, карьеру, описать причины и особенности собственного профессионального выбора, охарактеризовать образ своего профессионального будущего, стратегии достижения карьерного успеха.

.

Вопросы для самоконтроля.

1. Примените основные правила конспектирования в работе на ближайшей лекции по курсу «Культура интеллектуального труда».

2. Изучите основные общепринятые сокращение и придумайте собственные индивидуальные сокращения с целью экономии записи.

3. Выполните упражнения по сокращению записи, приведенные в работе Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. – М., 2004. – с.9.

4. Учитывая требования, предъявляемые к эссе, напишите эссе «Я и моя профессия».

5. Изучите основные требования к реферату как одной из форм письменной работы студента, опираясь на следующие источники: Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие для студентов / Сост. Ю.Г. Гладких – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2010. – 36 с.; Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие. – М., 2008. – 340 с.

6. Проверьте на наличие плагиата с помощью программы «Антиплагиат» собственное эссе «Я и моя профессия».

7. Подготовьте доклад на тему «Эссе как результат самостоятельной интеллектуальной деятельности студента вуза»

8. Составьте собственное портфолио, опираясь на рекомендации, предложенные в данном разделе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Культура интеллектуального труда предполагает постоянной совершенствование интеллектуальных (познавательных) способностей человека. Ряд познавательных способностей человека соотносится с конкретными психическими процессами: восприятием, памятью, мышлением и т.п. Комплексные познавательные способности предполагают тесную связь с обучаемостью, креативностью, саморегуляцией, активностью. Взаимодействие частных познавательных способностей с комплексными и дает основу порождения новых особенностей интеллекта. Следует начинать с развития и совершенствования ступеней чувственного познания (ощущения, восприятия, представления), от которых зависит и уровень развития и степень применения внимания, памяти, мышления (образного и понятийного)[46], что далее обусловит влияние и возможность совершенствования комплексных познавательных способностей.

Таким образом, прежде всего, мы должны говорить о готовности личности к самообразованию, к самосовершенствовании., т.е. человек должен осознавать персональную необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений, уметь работать с источникам информации, уметь управлять собой и деятельностью., иметь желание решать поставленные задачи и проблемы.

Высокий уровень культуры интеллекта равен степени способности человека справляться с новыми задачами и проблемами. Интеллектуально развитые люди способны из любой ситуации извлечь для себя много полезного, умеют видеть ее под разными углами зрения и действовать разными способами. Отличительная особенность «ограниченного ума» - отсутствие гибкости и догматизм.

Что необходимо учесть для интеллектуального саморазвития? Работа интеллекта всегда связана с тем или иным способом кодирования информации – понятия мы переводим в известные или новые слова, знаки, символы, формулы. Их кол-во зависит от глубины кодируемого (обозначаемого) материала и от наличия опыта у студента. Следовательно, наиболее успешен тот, студент, который постоянно занимается декодированием информации, полученной из книг, лекций, а также переводит новую информацию на знакомый, привычный ему, язык. Узнавая новые знаки, он, в то же время, обогащает свой опыт. Развитие данной базовой способности интеллекта предполагает:

- развитие способности осуществлять обратимые переводы с одного «языка» предоставления информации (например, научного) на другой («свой»);

- взаимодействие всех трех способов кодирования информации (действие, слово и образ);

- развитие умений в ходе учебно-познавательной деятельности использовать разные способы кодирования информации.

Обогащение словесно-символического способа кодирования информации способствуют задания, которые:

§ Заставляют студента самостоятельно формулировать определения;

§ Ориентируют на сравнение разных понятий или схем, или принципов;

§ Провоцируют с привычного уровня подняться на уровень языка науки, дисциплины (например, философский язык, математический язык, язык менеджмента и т.п.);

§ Стимулируют работать со справочниками, словарями и т.п.

Развитие образного кодирования информации требует постоянных навыков составления схем, интеллект – карт и умение «развернуть» информацию, которая в них скрыта, восстановить информацию через существенные отношения элементов.

Совершенствование визуальных способов представления информации предполагает

§ Подготовку презентаций в MS PowerPoint по наиболее сложным или интересным темам;

§ Использование графиков, диаграмм и работа с ними;

§ Развитие или трансформация образа объекта или ситуации в ходе рассуждения;

§ Самостоятельное создание студентами визуальных моделей тех или иных исследуемых объектов.

Овладение предметно-практическим способом кодирования информации возможно только при условии выполнения (от начала и до самого конца) практических и лабораторных работ, исследовательских проектов.

Культура интеллектуальной познавательной деятельности студента – это используемые им способы восприятия, обработки и интерпретации информации и семантическая структура. Такие способы в науке называют когнитивными схемами [47], а семантические структуры – это индивидуальные системы терминов, значений, которые постоянно используются студентом в ходе познавательной деятельности.

Назовем ряд когнитивных схем, входящих в их общий набор. Это формирование умений выделять устойчивые, типичные и обобщенные характеристики изучаемых понятий, операций, методов; представление этих характеристик в адекватной и компактной форме с помощью таблиц, графиков, матриц, схем и т.п.; составление учебных карт, содержащих все сведения о порядке и последовательности выполнения заданных операций; разработка инструкций по выполнению заданий; составление последовательного ряда вопросов, способствующих выявлению главных положений учебного материала; применение процедур и алгоритмов определения видов, признаков, характеристик изучаемых явлений, методов решения разнообразных задач; самостоятельная разработка алгоритмов решения задач и проблемных учебных ситуаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.