Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суть и назначение операций по кассовому обслуживанию бюджетных счетов




Тема 3. Кассовое выполнение государственного бюджета Украины

План.

1. Суть и назначение операций по кассовому обслуживанию бюджетных счетов.
2. Суть и назначение единого казначейского счета.
3. Режим функционирования бюджетных счетов разного назначения и учет операций по этим счетами.
4. Порядок кассового обслуживания счетов местных бюджетов.

Государственный бюджет Украины — это централизованный фонд страны, который используется для удовлетворения общегосударственных нужд. Состав и структура поступлений и затрат Государственного бюджета Украины обусловлены функциями государства в управлении обществом.
Государственный бюджет Украины объединяет бюджет страны, бюджет государственного социального страхования и местные бюджеты (Автономной Республики Крым, областей, городов, районов, поселков, сел). Бюджеты определенным образом связаны между собой и имеют установленные законодательством взаимосвязи. Совокупность бюджетов представляет бюджетную систему Украины.
Организационное построение бюджетной системы обусловленная государственным упорядочением.Украина-унитарное государство, и руководство всей бюджетной системой осуществляется из единого центра с одновременным предоставлением широких прав местным органам самоуправления.
Государственный бюджет на каждый год утверждается Верховной Радой Украины. Принятый и опубликованный в печати Закон Украины о Государственном бюджете является обязательным для выполнения.
Общее руководство выполнения Государственного бюджета осуществляет Кабинет Министров Украины, а местных бюджетов — местные советы народных депутатов.
Организация работы по выполнению Государственного (республиканского) бюджета, в том числе и кассового, и контроле за его выполнением полагается на Государственное казначейство, которое создано при Министерстве финансов. Кассовое выполнение бюджета — это организация поступления денежных средств в бюджет и выдачи бюджетных средств в процессе выполнения бюджета.
Функции контроля за своевременным наполнением доходной части бюджетов возложены на Государственную налоговую администрацию. И структурные подразделения на местах следят за выполнением финансовых обязательств по перечислению налоговых и неналоговых платежей предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами; принимают меры относительно их своевременного взыскания.
Выполнением местных бюджетов занимаются местные финансовые органы, которые являются структурными подразделениями Министерства финансов Украины. Они обеспечивают беспрерывное финансирование предусмотренных мероприятий; осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств; составляют отчетность по выполнению бюджетов.
Государственное казначейство также имеет право получать в банках Украины в течение бюджетного года кредиты на договорных условиях на покрытие временного кассового разрыва. Кассовый разрыв возникает, если на протяжении определенного периода посреди года сумма ассигнований из бюджета превышает размер поступлений, которые поступают в бюджет. Сумма кредита не может превышать предельных показателей, предусмотренных Законом о бюджете.
Государственное казначейство, кроме выполнения Государственного бюджета, осуществляет работу по управлению внешним и внутренним государственным долгом, организует поступление и использование средств государственных внебюджетных фондов.
Функция относительно кассового обслуживания средств Государственного бюджета Украины, государственных внебюджетных фондов (кроме пенсионного фонда) закреплена за Национальным банком Украины. Между НБУ и Государственным казначейством заключено генеральное соглашение, в котором определены полномочия учреждений НБУ относительно кассового выполнения государственного бюджета. Совместно с казначейством НБУ определяет перечень уполномоченных коммерческих банков, которым в городах, где отсутствуют учреждения НБУ, предоставлено право выполнять операции по кассовому обслуживанию средств Государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Кассовое обслуживание бюджетных средств предусматривает открытие бюджетных счетов в установленном порядке; аккумуляцию на доходные бюджетные счета налоговых и неналоговых платежей и выдачу средств со счетов казначейства, текущих бюджетных счетов по доверенности бюджетных организаций; составление отчетности относительно кассового выполнения Государственного бюджета за формами, утвержденными НБУ.

2. Суть и назначение единого казначейского счета

Казначейская система кассового выполнения Государственного бюджета Украины базируется на принципе единого казначейского счета. Это система бюджетных счетов органов Государственного казначейства. которые открыты в учреждениях банков. К системе бюджетных счетов принадлежат банковские счета, на которые зачисляются и на которых учитываются налоги, сборы и другие обязательные платежи в государственный (республиканский) бюджет и из которых учреждениями Государственного казначейства ведутся платежи непосредственно в пользу субъектов хозяйственной деятельности, которые выполнили работы или предоставили услуги, поставили товарно-материальные ценности распорядителям бюджетных средств.
К распорядителям бюджетных средств принадлежат руководители министерств, ведомств и учреждений, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными ассигнованиями, что выделенные на соответствующие мероприятия. В зависимости от степени подчинения и объема предоставленных прав они подразделяются на главные и подчиненные.
Главными распорядителями средств являются:
а) министры и руководители центральных органов исполнительной власти — относительно Государственного (республиканского) бюджета;
б) руководители отделов областных, местных, районных госадминистраций; главы сельских советов — относительно местных бюджетов.
Главные распорядители средств подразделяются на распорядителей бюджетных средств второй и третьей степени.
К распорядителям бюджетных средств второй степени принадлежат руководители, которые получают бюджетные средства на финансирование затрат своего учреждения и распределяют сумму средств, определенную главным распорядителем для перерасчета непосредственно подчиненным им учреждениям, предприятиям и организациям.
Распорядители средств третьей степени — руководители учреждений, которые получают бюджетные средства для непосредственного использования.
Как распорядителя можно привести Министерство культуры, управление культуры при городской администрации, театры: театр кукол, драматический театр, театр оперы и балета.
Распорядители средств проводят расчетные операции по уплате затрат, которые предусмотрены бюджетными сметами через органы Государственного казначейства. Для воспроизведения этих операций в органах казначейства распорядителями средств открываются регистрационные счета. Органы Государственного казначейства состоят из главного управления, территориальных управлений (в Автономной Республике Крым, областях, городах), отделений территориальных управлений (в городских районах, районах).
Самостоятельно открыть в банках бюджетные счета могут только распорядители бюджетных средств, финансирование которых осуществляется согласно ведомственной структуре. Перечень таких распорядителей утверждает Кабинет Министров Украины; они открывают текущие бюджетные счета (для уплаты их затрат) и бюджетные счета целевого направления (для финансирования капитальных вложений и других целевых затрат).
Органы Государственного казначейства осуществляют операции по финансированию распорядителей средств лишь в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджетных сметах, и в зависимости от фактического поступления доходов на единый казначейский счет.

3. Режим функционирования бюджетных счетов разного назначения и учет операций по этим счетами.

Синтетические счета для учета операций по кассовому выполнения Государственного бюджета Украины и движению средств внебюджетных фондов находятся во втором классе плана счетов и сгруппированы в 25 разделе.
Учет операций по кассовому обслуживанию Государственного бюджета Украины применяется отдельно по доходам и расходам. Операции относительно кассового выполнения местных бюджетов учитываются на одном бюджетном счете.
Относительно экономического содержания государственные доходы делятся на поступление от субъектов предпринимательской деятельности и некоммерческих организаций и платежи населения. В соответствии с бюджетным законодательством все виды бюджетных доходов делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные доходы полностью поступают или в Государственный бюджет, или в местные бюджеты. Регулирующие, или общегосударственные, доходы подлежат распределению между государственным и местными бюджетами за нормативами, которые регламентируются Законом о Государственном бюджете Украины. Так, рентная плата, плата за землю поступают в доходы Государственного бюджета. Подоходный налог с граждан принадлежит к регулирующим доходам.
Синтетический учет доходов Государственного бюджета ведется на двух балансовых счетах: на балансовом счете №2510 «Средства Государственного бюджета Украины». На балансовом счете № 2500 «Средства бюджетов Украины к распределению» учитываются общегосударственные доходы. Распределение общегосударственных доходов должно осуществляться органами Государственного казначейства. По платежным поручениям последних учреждения банков перечисляют средства со счета№ 2500 «Средства бюджетов Украины к распределению» на счет №2510 «Средства Государственного бюджета Украины» и соответствующие счета местных бюджетов.
В аналитическом учете доходы отображаются по их видам в подразделах классификации доходов и расходов Государственного и местных бюджетов Украины (разделами, параграфами, символами), т.е. предусмотрен детализированный учет.
Коммерческие фирмы и некоммерческие организации перечисляют платежи в бюджет в безналичной форме путем соблюдения правил осуществления безналичных расчетов в хозяйственном обращении Украины, которые утверждены НБУ.
Для перечисления платежей предприятия используют платежные поручения, в которых отмечаются: вид платежа, подраздел бюджетной классификации, номер лицевого счета, на котором учитываются доходы.
При отсутствии на счете плательщика средств для перечисления платежей в бюджет такие поручения помещаются в картотеку неуплаченных в срок документов и учитываются на внебалансовом счете № 9803 «Расчетные документы, не уплаченные в срок». Аналогично выполняются распоряжения органов налоговой администрации относительно принудительного взыскания с предприятий недоимки платежей в бюджет.
Наличные средства от отдельных граждан в уплату налогов принимают учреждения коммерческих банков, сельские Советы народных депутатов (на рынках, таможнях) и предприятия Министерства связи. Принятые наличные средства подлежат перечислению через учреждения банков на доходные бюджетные счета. Все средства, которые поступили в доход Государственного бюджета Украины, аккумулируются на балансовом счете № 2510 «Средства Государственного бюджета Украины» в Национальном банке Украины.
Финансирование затрат Государственного бюджета осуществляется через единый казначейский счет. На практике единый казначейский счет состоит из счетов, которые открываются в банках на имя главного управления Государственного казначейства и его территориальных органов на балансовом счете №2513 «Средства Государственного казначейства Украины». Источником осуществления затрат с единого казначейского счета являются поступления на балансовый счет № 2510 «Средства Государственного бюджета Украины». Общая сумма остатков средств на этом счете ежедневно (или в режиме реального времени) перечисляется на балансовый счет №2513 «Средства Государственного казначейства Украины». Все учреждения банков, в которых открыты лицевые счета на балансовом счете № 2510 «Средства Государственного бюджета Украины» обязаны ежедневно перечислять остатки по этим счетам в учреждения НБУ, а учреждения НБУ — в операционное управление Правления НБУ.
Для учета операций относительно распределения общегосударственных доходов, которые аккумулируются на балансовом счете № 2500 «Средства бюджетов Украины к распределению» используется активный балансовый счет № 2510 «Технический счет для распределения доходов бюджета Украины». По сути это контрпассивный счет, предназначенный для технических нужд. В балансе остаток на этом счете показывается в составе пассивных счетов со знаком минус после остатка по счету № 2500 «Средства бюджетов Украины к распределению». Дебетовый остаток по счету № 2510 не может превышать сумму кредитового остатка по счету № 2500.
Функция относительно кассового выполнения расходной части Государственного бюджета положена на органы Государственного казначейства Украины. Для выдачи средств на покрытие бюджетных затрат Главному управлению Государственного казначейства и его территориальным учреждениям по месту их нахождения в учреждениях банков открываются текущие бюджетные счета на балансовом счете № 2513 «Средства Государственного казначейства Украины». Текущие бюджетные счета территориальным управлениям Государственного казначейства Украины открываются при условии наличия:
— заявления об открытии счета;
— справки о внесении в государственный реестр отчетных единиц Украины;
— копии решения о создании организации;
— карточки с образцами подписей лиц, которые имеют право распоряжаться счетом и отражением печати.
В пределах суммы, которая поступила на счет, открытый Главному управлению Государственного казначейства в НБУ, это управление перечисляет платежными поручениями средства своим территориальным органам. Перечисление денежных средств с указанных счетов осуществляется только в пределах кредитового сальдо. Дебетовое сальдо по бюджетным счетам органов Государственного казначейства недопустимо. По сути это пассивные счета. В совокупности все бюджетные счета, что открыты органами Государственного казначейства, создают бюджетный счет единого казначейского счета.
Выдача банками денежных средств с бюджетных счетов органов казначейства осуществляется денежно-расчетными документами (платежные поручения, расчетные чеки и т.п.), которые должны быть оформлены согласно правилам проведения безналичных расчетов, утвержденных Национальным банком Украины. Учреждения казначейства оформляют свои денежно-расчетные документы на основании расчетных документов, которые им предоставляют распорядители бюджетных средств. Последние к расчетным документам прилагают документы (счета, счета-фактуры, накладные, акты и т.п.), которые подтверждают выполнение работ или предоставление услуг согласно утвержденным бюджетным сметам по затратам. Такой порядок позволяет учреждениям казначейства осуществлять предварительный контроль за целевым и рациональным использованим бюджетных ассигнований. Разрешение на уплату оформляется в виде оттиска штампа казначейства на первом экземпляре денежно-расчетного документа распорядителя бюджетных ассигнований.
Выдача со счетов учреждений казначейства наличных средств на выплату заработной платы, стипендий, затрат на командировку осуществляется банками по денежным чекам учреждений казначейства, которые оформляются на доверенное лицо распорядителя бюджетных средств. При этом, если имеет место неполное использование денежной наличности, последняя подлежит возвращению на счет казначейства непосредственно этим доверенным лицом. При заполнении объявлений на внесение наличных средств доверенное лицо обязано указать номер регистрационного счета, который открыт бюджетной организации в территориальном учреждении казначейства.
Уполномоченные учреждения коммерческих банков выполняют операции по уплате пенсий и пособий пенсионерам Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы безопасности. Источником уплаты пенсий является средства Государственного бюджета, которые поступают от органов казначейства. Вкладные счета пенсионеров открываются после получения учреждениями банков пенсионных поручений и разовых доверенностей от органов, которые назначают пенсию. В пенсионном поручении отмечается срок его действия (обычно бессрочный) и условия выплаты пенсии (например, с учетом выплаты заработка). Полученные пенсионные поручения и разовые доверенности регистрируются в специальном журнале. Пенсии платятся один раз в месяц.
Уполномоченные банки также осуществляют выплату пенсий и пособий другим категориям граждан за счет средств Государственного бюджета. Средства учреждениям банка поступают со счетов органов казначейства. Учреждения казначейства оформляют перевод средств по доверенности отделов социального обеспечения.
Кабинет Министров утверждает перечень бюджетных учреждений и организаций, которым разрешено открывать в банках бюджетные текущие счета. Таким организациям учреждения банков открывают лицевые счета на балансовом счете № 2520 «Текущие бюджетные счета клиентов, которые финансируются из Государственного бюджета Украины». Денежные средства на указанные счета перечисляются учреждениями казначейства в пределах определенных лимитов затрат. В пределах кредитового сальдо банки выдают средства на финансирование затрат таких учреждений. Выдача средств из текущих бюджетных счетов осуществляется с соблюдением общих правил выполнения операций по безналичным расчетам и кассовых операций. В последнее время такие счета открываются учреждениям Министерства внутренних дел, Министерства внешнеэкономических связей, Администрации Президента Украины, управлению делами Верховной Рады Украины, Гостаможслужбы, Генеральной прокуратуры, судам и некоторым другим. Контроль за целевым использованием бюджетных средств к функциям банков не принадлежит.
Для учета внебюджетных средств организациями и учреждениями, которые финансируются из Государственного бюджета, открываются текущие счета на балансовом счете № 2530 «Другие средства клиентов, которые финансируются из Государственного бюджета Украины». К другим средствам государственных учреждений принадлежит выручка этих организаций от коммерческой или другой деятельности. Это плата за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях образования; уплата медицинских услуг согласно утвержденным тарифам; деньги за выполненные по соглашениям научно-исследовательские работы; взносы родителей за содержание и воспитание детей в детских садах и некоторые другие.
Расходование средств из указанных счетов осуществляется в пределах кредитового сальдо. При выполнении операций требуется соблюдение общих правил оформления расчетных и кассовых операций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.