Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11.Структура научно-исследовательской работы




 

Тра­ди­ци­он­но сло­жи­лась оп­ре­де­лен­ная ком­по­зи­ци­он­ная струк­ту­ра НИР, ос­нов­ны­ми эле­мен­та­ми ко­то­рой в по­ряд­ке их рас­по­ло­же­ния яв­ля­ют­ся сле­ду­ющие:

1. Ти­туль­ный лист

2. Ог­лав­ле­ние

3. Вве­де­ние

4. Гла­вы ос­нов­ной час­ти

5. Зак­лю­че­ние

6. Биб­ли­ог­ра­фи­чес­кий спи­сок

7. При­ло­же­ния

Ти­туль­ный лист яв­ля­ет­ся пер­вой стра­ни­цей НИР и за­пол­ня­ет­ся по стро­го оп­ре­де­лен­ным пра­ви­лам.

После ти­туль­но­го лис­та по­ме­ща­ет­ся ог­лав­ле­ние, в ко­то­ром при­во­дят­ся все за­го­лов­ки НИР и ука­зы­ва­ют­ся стра­ни­цы, с ко­то­рых они на­чи­на­ют­ся. За­го­лов­ки ог­лав­ле­ния дол­ж­ны точ­но пов­то­рять за­го­лов­ки в тек­с­те.


Вве­де­ние. Здесь обыч­но обос­но­вы­ва­ет­ся научная новизна и ак­ту­аль­ность выб­ран­ной те­мы, цель и со­дер­жа­ние пос­тав­лен­ных за­дач, фор­му­ли­ру­ет­ся объ­ект и пред­мет ис­сле­до­ва­ния, ука­зы­ва­ет­ся из­б­ран­ный ме­тод (или ме­то­ды) ис­сле­до­ва­ния, со­об­ща­ет­ся, в чем зак­лю­ча­ет­ся те­оре­ти­чес­кая зна­чи­мость и прик­лад­ная цен­ность по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов. Научная новизна НИР дает автору право на использование понятия «Впервые» при характеристике полученных результатов, это означает отсутствие подобных результатов до их публикации. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованны, методические рекомендации, которых внедрены в практику и оказывают существенное влияние на развитие науки в целом и ее от дельных направлений. Актуальность темы оценивается с точки зрения современности и социальной значимости, создается проблемная ситуация, выход из которой вы и предлагаете.

Чтобы чи­та­те­лю НИР со­об­щить о сос­то­янии раз­ра­бот­ки выб­ран­ной те­мы, сос­тав­ля­ет­ся крат­кий об­зор ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рый в ито­ге дол­жен при­вес­ти к вы­во­ду, что имен­но дан­ная те­ма еще не рас­к­ры­та (или рас­к­ры­та лишь час­тич­но или не в том ас­пек­те и по­то­му нуж­да­ет­ся в даль­ней­шей раз­ра­бот­ке).

Об­зор ли­те­ра­ту­ры по те­ме дол­жен по­ка­зать ос­но­ва­тель­ное зна­ком­с­т­во со спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­рой, уме­ние сис­те­ма­ти­зи­ро­вать ис­точ­ни­ки, кри­ти­чес­ки их рас­смат­ри­вать, вы­де­лять су­щес­т­вен­ное, оце­ни­вать ра­нее сде­лан­ное дру­ги­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми, оп­ре­де­лять глав­ное в сов­ре­мен­ном сос­то­янии изу­чен­нос­ти те­мы. Все сколь­ко-ни­будь цен­ные пуб­ли­ка­ции, име­ющие пря­мое и не­пос­ред­с­т­вен­ное от­но­ше­ние к те­ме НИР, дол­ж­ны быть наз­ва­ны и кри­ти­чес­ки оце­не­ны.

От фор­му­ли­ров­ки на­уч­ной проб­ле­мы и до­ка­за­тель­с­т­ва то­го, что та часть этой проб­ле­мы, ко­то­рая яв­ля­ет­ся те­мой НИР, еще не по­лу­чи­ла сво­ей раз­ра­бот­ки и ос­ве­ще­ния в спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­ре, ло­гич­но пе­рей­ти к фор­му­ли­ров­ке це­ли пред­п­ри­ни­ма­емо­го ис­сле­до­ва­ния, а так­же ука­зать на кон­к­рет­ные за­да­чи, ко­то­рые пред­с­то­ит ре­шать в со­от­вет­с­т­вии с этой целью. Это обыч­но де­ла­ет­ся в фор­ме пе­ре­чис­ле­ния (изу­чить…, опи­сать…, ус­та­но­вить…, вы­явить…, вы­вес­ти фор­му­лу и т.п.).

Формулировки этих за­дач не­об­хо­ди­мо де­лать как мож­но бо­лее тща­тель­но, пос­коль­ку опи­са­ние их ре­ше­ния дол­ж­но сос­та­вить со­дер­жа­ние глав НИР. Это важ­но так­же и по­то­му, что за­го­лов­ки та­ких глав «рож­да­ют­ся» имен­но из фор­му­ли­ро­вок за­дач пред­п­ри­ни­ма­емо­го ис­сле­до­ва­ния.

Обязательным эле­мен­том вве­де­ния, яв­ля­ет­ся фор­му­ли­ров­ка объ­ек­та и пред­ме­та ис­сле­до­ва­ния. Объ­ект - это про­цесс или яв­ле­ние, по­рож­да­ющее проб­лем­ную си­ту­ацию и из­б­ран­ное для изу­че­ния. Пред­мет - это то, что на­хо­дит­ся в гра­ни­цах объ­ек­та. Объ­ект и пред­мет ис­сле­до­ва­ния как ка­те­го­рии на­уч­но­го про­цес­са со­от­но­сят­ся меж­ду со­бой как об­щее и час­т­ное. В объ­ек­те вы­де­ля­ет­ся та его часть, ко­то­рая слу­жит пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния. Имен­но на не­го и нап­рав­ле­но ос­нов­ное вни­ма­ние, имен­но пред­мет ис­сле­до­ва­ния оп­ре­де­ля­ет те­му НИР, ко­то­рая обоз­на­ча­ет­ся на ти­туль­ном лис­те как ее заг­ла­вие. Обя­за­тель­ным эле­мен­том вве­де­ния яв­ля­ет­ся так­же ука­за­ние на ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рые слу­жат ин­с­т­ру­мен­том в до­бы­ва­нии фак­ти­чес­ко­го ма­те­ри­ала, яв­ля­ясь не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем дос­ти­же­ния пос­тав­лен­ной в та­кой ра­бо­те це­ли.

Во вве­де­нии опи­сы­ва­ют­ся и дру­гие эле­мен­ты на­уч­но­го про­цес­са. К ним, в час­т­нос­ти, от­но­сят ука­за­ние, на ка­ком кон­к­рет­ном ма­те­ри­але вы­пол­не­на са­ма ра­бо­та. Здесь так­же да­ет­ся ха­рак­те­рис­ти­ка ос­нов­ных ис­точ­ни­ков по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции (офи­ци­аль­ных, на­уч­ных, ли­те­ра­тур­ных, биб­ли­ог­ра­фи­чес­ких), а так­же ука­зы­ва­ют­ся ме­то­до­ло­ги­чес­кие ос­но­вы про­ве­ден­но­го ис­сле­до­ва­ния.

В гла­вах ос­нов­ной час­ти НИР под­роб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся ме­то­ди­ка и тех­ни­ка ис­сле­до­ва­ния и обоб­ща­ют­ся ре­зуль­та­ты. Все ма­те­ри­алы, не яв­ля­ющи­еся на­сущ­но важ­ны­ми для по­ни­ма­ния ре­ше­ния на­уч­ной за­да­чи, вы­но­сят­ся в при­ло­же­ния. Со­дер­жа­ние глав ос­нов­ной час­ти дол­ж­но точ­но со­от­вет­с­т­во­вать те­ме НИР и пол­нос­тью ее рас­к­ры­вать.

Эти гла­вы дол­ж­ны по­ка­зать уме­ние сжа­то, ло­гич­но и ар­гу­мен­ти­ро­ва­но из­ла­гать ма­те­ри­ал. НИР за­кан­чи­ва­ет­ся зак­лю­чи­тельной час­тью, ко­то­рая так и на­зы­ва­ет­ся "зак­лю­че­ние". Как и вся­кое зак­лю­че­ние, эта часть НИР вы­пол­ня­ет роль кон­цов­ки, обус­лов­лен­ной ло­ги­кой про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рая но­сит фор­му син­те­за на­коп­лен­ной в ос­нов­ной час­ти на­уч­ной ин­фор­ма­ции. Этот син­тез - пос­ле­до­ва­тель­ное, ло­ги­чес­ки строй­ное из­ло­же­ние по­лу­чен­ных ито­гов и их со­от­но­ше­ние с об­щей целью и кон­к­рет­ны­ми за­да­ча­ми, пос­тав­лен­ны­ми и сфор­му­ли­ро­ван­ны­ми во вве­де­нии. Имен­но здесь со­дер­жит­ся так на­зы­ва­емое "вы­вод­ное" зна­ние, ко­то­рое яв­ля­ет­ся но­вым по от­но­ше­нию к ис­ход­но­му зна­нию.

Это вы­вод­ное зна­ние не дол­ж­но под­ме­нять­ся ме­ха­ни­чес­ким сум­ми­ро­ва­ни­ем вы­во­дов в кон­це глав, пред­с­тав­ля­ющих крат­кое ре­зю­ме, а дол­ж­но со­дер­жать то но­вое, су­щес­т­вен­ное, что сос­тав­ля­ет ито­го­вые ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рые час­то офор­м­ля­ют­ся в ви­де не­ко­то­ро­го ко­ли­чес­т­ва про­ну­ме­ро­ван­ных аб­за­цев. Их пос­ле­до­ва­тель­ность оп­ре­де­ля­ет­ся ло­ги­кой пос­т­ро­ения ис­сле­до­ва­ния. При этом ука­зы­ва­ет­ся вы­те­ка­ющая из ко­неч­ных ре­зуль­та­тов не толь­ко его на­уч­ная но­виз­на и те­оре­ти­чес­кая зна­чи­мость, но и прак­ти­чес­кая цен­ность.

После зак­лю­че­ния при­ня­то по­ме­щать биб­ли­ог­ра­фи­ческий спи­сок ис­поль­зо­ван­ной ли­те­ра­ту­ры. Этот спи­сок сос­тав­ля­ет од­ну из су­щес­т­вен­ных час­тей НИР и от­ра­жа­ет са­мос­то­ятель­ную твор­чес­кую ра­бо­ту. Каж­дый вклю­чен­ный в та­кой спи­сок ли­те­ра­тур­ный ис­точ­ник дол­жен иметь от­ра­же­ние в тексте.

Если ав­тор де­ла­ет ссыл­ку на ка­кие-ли­бо за­им­с­т­во­ван­ные фак­ты или ци­ти­ру­ет ра­бо­ты дру­гих ав­то­ров, то он дол­жен обя­за­тель­но ука­зать в под­с­т­роч­ной ссыл­ке, от­ку­да взя­ты при­ве­ден­ные ма­те­ри­алы. Не сле­ду­ет вклю­чать в биб­ли­ог­ра­фи­чес­кий спи­сок те ра­бо­ты, на ко­то­рые нет ссы­лок в тек­с­те, и ко­то­рые фак­ти­чес­ки не бы­ли ис­поль­зо­ва­ны. Не ре­ко­мен­ду­ет­ся вклю­чать в этот спи­сок эн­цик­ло­пе­дии, спра­воч­ни­ки на­уч­но-по­пу­ляр­ные кни­ги, га­зе­ты. Ес­ли есть не­об­хо­ди­мость в ис­поль­зо­ва­нии та­ких из­да­ний, то сле­ду­ет при­вес­ти их в ПОД­С­Т­РОЧ­НЫХ ссыл­ках.

Вспомогательные или до­пол­ни­тель­ные ма­те­ри­алы, ко­то­рые заг­ро­мож­да­ют текст ос­нов­ной час­ти, по­ме­ща­ют в при­ло­же­нии. По со­дер­жа­нию при­ло­же­ния очень раз­но­об­раз­ны. Это, нап­ри­мер, мо­гут быть ко­пии под­лин­ных до­ку­мен­тов, вы­дер­ж­ки из от­чет­ных ма­те­ри­алов, про­из­вод­с­т­вен­ные пла­ны и про­то­ко­лы, от­дель­ные по­ло­же­ния из ин­с­т­рук­ций и пра­вил, ра­нее не­опуб­ли­ко­ван­ные тек­с­ты, пе­ре­пис­ка и т.п. По фор­ме они мо­гут пред­с­тав­лять со­бой текст, таб­ли­цы, гра­фи­ки, кар­ты.

В при­ло­же­ния нель­зя вклю­чать биб­ли­ог­ра­фи­чес­кий спи­сок ис­поль­зо­ван­ной ли­те­ра­ту­ры, вспо­мо­га­тель­ные ука­за­те­ли всех ви­дов, спра­воч­ные ком­мен­та­рии и при­ме­ча­ния, ко­то­рые яв­ля­ют­ся не при­ло­же­ни­ями к ос­нов­но­му тек­с­ту, а эле­мен­та­ми спра­воч­но-соп­ро­во­ди­тель­но­го ап­па­ра­та, по­мо­га­ющи­ми поль­зо­вать­ся ее ос­нов­ным тек­с­том

Каждое при­ло­же­ние дол­ж­но на­чи­нать­ся с но­во­го лис­та (стра­ни­цы) с ука­за­ни­ем в пра­вом вер­х­нем уг­лу сло­ва "При­ло­же­ние" и иметь те­ма­ти­чес­кий за­го­ло­вок. При на­ли­чии бо­лее од­но­го при­ло­же­ния они ну­ме­ру­ют­ся араб­с­ки­ми циф­ра­ми (без зна­ка №), нап­ри­мер: "При­ло­же­ние I", "При­ло­же­ние 2" и т.д.

Нумерация стра­ниц, на ко­то­рых да­ют­ся при­ло­же­ния, дол­ж­на быть сквоз­ной и про­дол­жать об­щую ну­ме­ра­цию стра­ниц ос­нов­но­го тек­с­та. Связь ос­нов­но­го тек­с­та с при­ло­же­ни­ями осу­щес­т­в­ля­ет­ся че­рез ссыл­ки, ко­то­рые упот­реб­ля­ют­ся со сло­вом "смот­ри"; оно обыч­но сок­ра­ща­ет­ся и зак­лю­ча­ет­ся вмес­те с шиф­ром в круг­лые скоб­ки по фор­ме: (см. при­ло­же­ние 5).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.