Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правительственные правила оказания услуг по перевозке пассажиров




Федеральное законодательство об отношениях пассажиров и перевозчика

Отношения пассажиров и железной дороги регламентируются документами, составляющими сложную иерархическую систему норм и установленных правил. Основные ее принципы закреплены на уровне федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 115-ФЗ) и Устав железных дорог Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 19.05.2003 № 18-ФЗ). Эти федеральные иконы составляют правовую базу обеспечения потребности населения в транспортных услугах в условиях структурной реформы железнодорожного транспорта.
Действовавшие до 1990-х гг. Устав железных дорог и закон «О железнодорожном транспорте» перестали соответствовать реалиям социально-экономического развития страны во время экономических преобразований конца прошлого века. В условиях функционирования рыночной экономики были приняты федеральные законы «О федеральном железнодорожном транспорте» (1995 г.) и «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» (1998 г.). Эти законы определяли экономические, правовые и организационные аспекты работы железнодорожного транспорта, а также его взаимоотношения как с государственными органами, так и с пользователями услуг. Созданная правовая база обеспечила сохранение единой сети российских железных дорог, устойчивую и безопасную работу железных дорог по перевозке пассажиров. Однако в современных условиях необходимы привлечение инвестиций и укрепление материально-технической базы железных дорог, повышение качества и расширение спектра предоставляемых услуг при снижении собственных затрат. В этих условиях потребовались также структурные изменения в отрасли для повышения эффективности ее работы.
Принятые в 2002 — 2003 гг. федеральные законы обеспечили проведение структурной реформы по разделению управленческих и хозяйственных функций между МПС России и ОАО «Российские железные дороги», разработку системы государственного регулирования на железнодорожном транспорте, обеспечивающей эффективную, безопасную и качественную работу отрасли. Главной отличительной особенностью действующих федеральных законов является то, что теперь имеется правовая основа для появления и развития конкуренции в отрасли, в том числе и в работе по пассажирским перевозкам.
Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» устанавливает условия и основы взаимодействия транспортных структур между собой и с органами государственной власти. Законодательно предусматриваются взаимоотношения не двух сторон (железная дорога и пользователь ее услуг), а трех субъектов: 1) перевозчик; 2) владелец инфраструктуры; 3) пользователь услуг железнодорожного транспорта.
Важно подчеркнуть, что впервые как перевозчиком, так и владельцем инфраструктуры может стать любое юридическое или физическое лицо при соблюдении требований, установленных законами.
В п. 1 ст. 1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» декларируется, что железнодорожный транспорт призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических, юридических лиц и государства в перевозках.
Основные понятия приведены в ст. 2. Пассажир в юридическом плане является пользователем услуг
Перевозчиком может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые принимают на себя обязанность доставить пассажира в пункт назначения. Перевозчик, в свою очередь, на договорной основе пользуется услугами владельцев инфраструктуры и операторов подвижного состава. Услуги могут оказывать как предприятия железнодорожного транспорта, так и индивидуальные предприниматели.
В связи с этим законодательно закреплены такие способы государственного воздействия и контроля, как лицензирование, обязательная сертификация, и ряд технических требований к содержанию железнодорожных путей и подвижного состава, усовершенствована система государственного надзора за безопасностью движения.
В новых федеральных законах 2003 г. регламентированы вопросы акционирования имущества железных дорог, которое передано единому юридическому лицу — ОАО «РЖД». Все 100 % акций ОАО «РЖД» находятся в государственной собственности. Их продажа или иной способ отчуждения станут возможными только в случае принятия соответствующего закона.
«В организации пассажирских перевозок преобразования транспортной структуры произведены с целью качественных изменений, а именно: перейти от идеологии "вывоза пассажиров" к идеологии качественного удовлетворения спроса на поездки и повышения на этой основе привлекательности железнодорожных перевозок для населения. Предстоит решить много вопросов, чтобы поездки на любых маршрутах для пассажиров стали удовольствием». (Из выступления на селекторном совещании президента ОАО «РЖД» Г.М.Фадеева «Об организации ОАО "РЖД", стратегических целях развития и первоочередных задачах деятельности компании».)
Рассмотрим иерархическое соотношение нормативных документов на простом примере. Сравним, например, как в правилах на различном уровне регламентируется требование приобретать проездные документы (билеты).
Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (п. 4 ст. 14) определено, что проезд пассажиров во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам).
Законодательно на федеральном уровне установленный порядок распространяется на пассажиров, которым предоставлены льготы на оплату проезда согласно законодательству Российской Федерации или ее субъектов. Но сам порядок оформления проездных документов (билетов) определяется правилами, которые утверждаются на уровне правительства. В тексте Федерального закона (п. 1 ст. 31) указано также, что пассажиры на период поездки подлежат обязательному страхованию.
Другой Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее в тексте учебного пособия этот документ будет именоваться сокращенно — Устав) регулирует отношения, возникающие при пользовании услугами железнодорожного транспорта между перевозчиками, пассажирами, владельцами инфраструктур, а также отношения с другими юридическими и физическими лицами. Законодательно установлены их права, обязанности и ответственность. Также определены основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров и иных услуг, связанных с перевозками.
В Уставе дано конкретное определение понятия «пассажир». Пассажиром считают лицо, которое совершает поездку в поезде по действительному проездному документу либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на станции, на вокзале или на пассажирской платформе непосредственно перед указанной поездкой или после ее завершения (ст. 2 Устава).
Перевозки пассажиров осуществляются в вагонах перевозчиков и иных юридических и физических лиц; для осуществления перевозок пассажиров перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры (использование путей, доступ подвижного состава и управление движением поездов на основании графика движения).
Перевозчики и владельцы инфраструктур обязаны обеспечить безопасность и качественное обслуживание пассажиров как на вокзалах, так и в поездах. В Уставе определено, что поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся в зависимости от скорости движения на скоростные, скорые и пассажирские; в зависимости от расстояния следования и условий проезда — на дальние и пригородные.
Перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения с предоставлением места в поезде, а пассажир обязуется оплатить своп проезд согласно установленным тарифам. Проездной документ (билет) удостоверяет заключение договора перевозки.
В ст. 83 перечислены права пассажиров, которые могут приобрести проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими станции назначения, если на ней осуществляются операции по обслуживанию пассажиров. Пассажир и поездах дальнего следования имеет право:
- провозить бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет. Проезд детей от 5 до 10 лет оплачивается по соответствующей таблице тарифа;
- провозить с собой ручную кладь, сдавать для перевозки багаж на условиях, предусмотренных правилами;
- занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории, выехать поездом, отправляющимся ранее указанного в проездном документе срока, сделать остановку или прекратить поездку в пути следования. Порядок действий для осуществления перечисленных прав пассажира предусмотрен правилами;
- продлить срок действия проездного документа (билета) или возвратить его как неиспользованный (или использованный частично) как по собственному желанию, так и по не зависящим от пассажира причинам. Правилами регламентируется порядок действий в подобных случаях, особенно возникающих по вине перевозчика.
Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира. Устав предусматривает кроме обязательного страхования на время проезда также и добровольное страхование (ст. 113).
При задержке отправления или опоздании поезда (за исключением пригородного) перевозчик возвращает пассажиру 3 % стоимости проезда за каждый час, но не более стоимости проезда. Возмещение иных убытков пассажир может потребовать в порядке гражданского судопроизводства.

 

Методологические аспекты взаимоотношений определяются Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 № 277, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2001 № 62. Далее в тексте учебного пособия этот документ будет именоваться сокращенно — Правила оказания услуг.
Действующие Правила оказания услуг были разработаны в соответствии с прежним «Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации», поэтому в тексте встречаются некоторые несоответствия, на которые при его изучении следует обратить внимание. Правила оказания услуг детально и подробно регламентируют взаимоотношения железной дороги и пользователей услуг железнодорожного транспорта. Например, в разд. III этого документа рассматривается порядок оказания услуг по перевозке пассажиров и хранению ручной клади.
Продолжим ознакомление с нормативными положениями о проездных документах пассажиров. Пункт 10 Правил оказания услуг гласит, что пассажиры обязаны иметь проездные документы (билеты), а железная дорога обязана оформить их выдачу при наличии свободных мест в поездах. Станцию назначения указывает пассажир, а стоимость проезда будет определена согласно тарифу с учетом льгот и преимуществ, которые установлены для граждан определенных категорий законодательством Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что в тексте Правил оказания услуг конкретно указано, что льготы распространяются только на оплату стоимости проезда таких граждан.
Пункт 12 Правил оказания услуг гласит, что приобретение проездного документа (билета) производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира. Это значит, что кассиру билетной кассы нельзя требовать непременного предъявления паспорта или иного удостоверения. Проездной документ (билет) может быть приобретен для другого человека, но сведения об удостоверяющем личность пассажира документе должны быть представлены обязательно. Билетный кассир набирает эти сведения в тексте заказа в систему «Экспресс», и они будут указаны в проездном документе (билете). Согласно п. 14 Правил оказания услуг, пассажир при посадке обязан иметь надлежащим образом оформленный проездной документ (билет) и документ, удостоверяющий личность. Реквизиты этого документа должны полностью соответствовать данным, указанным в проездном документе (билете). Правила оказания услуг далее регламентируют, как следует поступить, если эти требования не выполнены. Чтобы не нарушать Правила оказания услуг, но в то же время не сделать ошибку в реквизитах со слов приобретающего проездной документ (билет), билетный кассир может предложить написать необходимые сведения на листке бумаги, который следует приложить к отчету (третий слой слипа — купон кассира). Если такая рекомендация невыполнима, то целесообразно записать продиктованные данные и уточнить их до запроса проездного документа в системе «Экспресс».
Пункт 16 Правил оказания услуг полностью посвящен правам, которые предоставлены пассажиру. Права пассажира были перечислены в документе более высокого уровня — в ст. 83 Устава. Обратите внимание на противоречие в классификации пассажирских поездов: в Уставе (ст. 81) поезда классифицированы как дальние и пригородные, а в тексте Правил оказания услуг — как поезда дальнего и местного следования. Более важным является следующее отличие. Действие системы «Экспресс» позволяет оформить возвращенные места в любой кассе до отправления поезда, поэтому права пассажиров на возврат неиспользованных проездных документов расширены. Полная стоимость проезда возвращается не за 15 ч (п. 19а Правил оказания услуг), а не позднее 8 ч до отправления поезда (ст. 83 Устава), Поскольку Устав является нормативным документом более высокого иерархического уровня, то действует регламентированное в нем время возврата.
Однако по отношению к ведомственным нормативным документам Правила оказания услуг действуют приоритетно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.