Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль рефлексов в БЖД




Структура нервной системы человека - системы защиты от опасности.

Жизнь организма в естественных биологических условиях - непрерывная борьба за существование, в этой борьбе побеждает наиболее приспособленный, т.е. наиболее сообразительный, сильный, ловкий, быстрый, неутомимый. В процессе эволюции человека была создана система, которая в случае опасности максимально мобилизовала двигательную и интеллектуальную активности и запускала в действие все ресурсы организма. Это центральная нервная система (ЦНС) в которой симпатический отдел - система тревоги, система защиты, система мобилизации резервов обеспечивает активное взаимодействие со средой жизнедеятельности.

В основе современного представления о структуре и функции ЦНС лежит нейронная теория. С помощью нейронов (нервных клеток) специализирующихся на восприятии, обработке, хранении и передачи информации, объединенных в специфические нейронные цепи и центры, решаются жизненно важные вопросы

Координация всех этих систем осуществляется ЦНС, которая обеспечивает эффективное безопасное приспособление организма к изменениям окружающей среды. Основным "кирпичиком" ЦНС является нервная клетка "нейрон", которая состоит из тела, дендритов, аксона. Каждая часть выполняет определенную функцию. Тело клетки содержит различные внутриклеточные органеллы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности всей клетки. Дендриты - ветвящиеся волокна нейрона - воспринимают возбуждение. Аксон - волокна передающие нервный импульс (потенция действия) другим нейронам. Контакт аксона с дендритами или телом других нейронов называется синапсом. В ЦНС таких синоптических контактов астрономическая цифра 1015 – 1016.

Основным механизмом деятельности ЦНС является рефлекс. Рефлексом (отражением) называют ответную реакцию организма с участием ЦНС. Рефлексы разделяются на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы это наследственно передающиеся реакции организма, осуществляемые в подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном мозге. Безусловные рефлексы являются видовыми. Они присущи всем представителям данного вида и относительно постоянны.

Условные рефлексы - это реакции организма приобретенные им в процессе индивидуального развития на основе жизненного опыта. Условные рефлексы являются функцией коры большого мозга, индивидуальны. У представителей одного и того же вида могут быть или отсутствовать. Условные рефлексы не постоянны и в зависимости от условий жизни могут вырабатываться закрепляться или исчезать.

Все рефлексы по их биологическому значению принято разделять на пищевые, оборонительные, половые, статокинетические и локомоторные, ориентировочные, поддерживающие гомеостаз.

Для того чтобы условные рефлексы не исчезали, а закреплялись, и время на их осуществление сокращалось, необходимо постоянно с определенной периодичностью проводить обучение.

Для обеспечения безопасности в критических ситуациях обучение должно включать:

1) глубокие знания причин и анализ последствий этих ситуаций;

2) разбор критических ситуаций с анализом неправильного поведения людей и последствий, к которым это поведение приводит,

3) для выработки умения и освоения навыков необходимо проводить обучение с использованием различного вида тренажеров, стендов, макетов;

4) с целью закрепления приобретенных навыков (условных рефлексов), повышения профессионального мастерства необходимо проводить обучение в виде "моделирования" критических ситуаций и оценки поведения людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.