Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 34. Искусство России 2 пол. 19 В. 2 страница




Немецкие мастера: А.Дюрер (см. в.22), Л. Кранах Старший («Мадонна под яблоней», Г. Гольбейн (портреты).

Французские мастера: Ж. Фуке (п-т короля Карла VII, автопортрет), портретисты Клуэ.

 

8. Искусство Италии 17 в. Основные тенденции развития (искусство барокко, караваджизм, классицизм).

В первой половине века итальянская школа лидирует в Европе, сказывается авторитет предшествующего ренессансного периода. Именно здесь создаются новые направления, которые затем получают развитие в других школах. Сохраняется чрезвычайно высокий профессиональный уровень, появляются новые аспекты художественного видения.

Барокко – стиль декоративный, монументальный, театральный, вычурный, иллюзорный. Охватывает все виды искусства. Первые проявления встречаются еще в к. 16 в. Крупнейшим мастером был Л. Бернини – скульптор, живописец, архитектор, сценограф, теоретик искусства («Давид», «Экстаз св. Терезы», ансамбль собора св. Петра). П. да Кортона – архитектор и живописец(«Смерть св. Стефана»).

Караваджо – художник реалистического толка. Традиционные библейские и мифологические сюжеты решал современно, приземленно, мощно («Апостольская» серия, «Вакх», «Юдифь»). По его имени названо реалистическое искусство 17 в.

Братья Карраччи основали в Болонье «Академию наставленных на истинный путь» - прообраз всех будущих Академий художеств, в которых воспитывали не просто ремесленников, но широко образованных людей. В основу своего творчества Карраччи положили изучение классических традиций и высокий профессионализм, поэтому их называли классицистами или академистами (А. Карраччи «Жены-мироносицы у гроба господня», Г.Рени «Св. Иосиф»).

 

9. Искусство Фландрии 17 в.

В 17 в. Нидерландское искусство разделилось на две школы – фламандскую и голландскую – в связи с разделением самих Нидерландов на две части: север стал Голландией, юг – Фландрией (современная Бельгия). Историческое и культурное развитие их пошло разными путями. Фландрия осталась феодальной и католической страной под контролем Испании. Голландия завоевала национальную независимост, стала протестантской и капиталистической. Во фламандской школе преобладало барокко, в голландской – реализм.

Главным заказчиком искусства во Фландрии была католическая церковь, социальная верхушка. Востребованы были крупноформатные картины для украшения роскошных интерьеров на библейские, мифологические сюжеты, сцены охот, декоративные натюрморты. Крупнейшим мастером был П.П. Рубенс. (см. в. 24)

Каждый из учеников разивал отдельную линию в творчестве Рубенса. Ван Дейк – мастер аристократического портрета, много сделавший для становления английской портретной живописи. («П-т Карла 1», «Автопортрет»). Йорданс – продолжатель крестьянской темы, бытового жанра («Сатир в гостях у крестьянина»). Тенирс и Браувер также специализировались на изображении сцен народной жизни. Снейдерс – автор «Лавок» (рыбных, мясных, фруктовых) – огромных декоративных натюрмортов с элементами бытового, анималистического, интерьерного жанров. Все они работали в стиле барокко.

 

 

11. Искусство Голландии 17 в. Становление реализма.

В 17 в. Голландия – образцовая капиталистическая страна, богатевшая на колониальной торговле, кораблестроении, сельском хозяйстве. Главный заказчик – бюргерство, городские власти. Отсюда – темы искусства – современные, бытовые – и размеры произведений – небольшие, их камерная интонация. Главное достижение школы – в станковой реалистической живописи.

«Малые голландцы» - художники малых жанров (бытовой, портрет, пейзаж, анималистический, натюрморт), создававшие картины небольшого размера, интимного характера (П. Клас, В. Хеда, В. Конинк, Арт ван дер Нер, П. Поттер, Г. Терборх, Вермер Делфтский, Я. ван Рейсдал).

Историю голландской живописи иллюстрирует эволюция творчества великого портретиста Ф. Халса. Ранние работы («Стрелковая гильдия св. Георгия») полны энергии, мажора, свободы. В поздних (групповые портреты регентов и регентш) осталась и даже возросла пластическая свобода (широкий мазок, изысканный аскетизм гаммы), но нет и следа духовной. Они трагичны по мироощущению. Так в голландской живописи 17 в. поэтичное бытописание «малых голландцев» превратилось в философскую и эмоциональную мощь «великих голландцев» Халса и Рембранта (см. в. 25).

12. Искусство Франции 17-18 вв. Становление национальной художественной школы (искусство барокко, классицизма, рококо).

17 в. - время формирования единого французского государства, нации. Во 2-ой пол. 17 в. Франция – самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной художественной школы. В основе ее – традиции французского Возрождения (Фуке, Клуэ, Гужон).

Самым органичным для французской школы стилем следует признать классицизм, с его рационализмом, гражданственностью, патетикой. Н. Пуссен – основоположник стиля во Франции, всю жизнь он прожил в Италии, восхищался ее природой и культурой. Его учителя – это античность, Возрождение, Караваджо.Темы его картин связаны с историей, мифами, Библией. Его герои – люди сильных характеров, высокого чувства долга. Ясный дух его искусства выразился в уравновешенных композициях, четких линеарных ритмах, холодной гармонии колорита. (»Парнас», «Царство Флоры», «И я был в Аркадии», автопортреты, «Вакханалии»). Идеализированные классицистические пейзажи – наивысшее достижение К. Лоррена.

При королевском дворе культивировался стиль барокко, переплетающийся с классицизмом, что особенно заметно в ансамбле Версаля. Крупнейшие мастера архитектуры (Лево, Ленотр, Ардуэн-Мансар), скульптуры (Жирардон, Куазево), живописи (Лебрен), декоративно-прикладного искусства участвовали в его создании. Пышные парадные портреты писали Риго, Миньяр (п-ты Людовика 14).

Реалистическая тенденция, возникшая под влиянием караваджизма, фламандского барокко, голландского реализма представлена творчеством братьев Ленен («Семейство молочницы»), Ж. Де Латура («Шулер», «Гадалка», «Новорожденный»).

Начав с подражания итальянской школе, французское искусство к концу 17 в. занимает ведущеее место в художественной жизни Европы. В начале 18 в. на смену искусству «большого стиля» пришло камерное искусство аристократических салонов – рококо, исчезнувшее затем под натиском революционного классицизма.

«Рококо» (от «рокайль» - раковина) – ответвление барокко. Стиль светский, изысканный, чувственный, тяготеющий к Востоку («шинуазри», «тюркери», «жапонез»), изменчивый, женственный. Тема любви – главная, колорит – пастельный, причудливый, формы измельченные. Ф. Буше («Триумф Венеры», «Геркулес и Омфала», О.Фрагонар («Поцелуй украдкой», «Счастливые возможности качелей») – типичные рокайльные мастера. А. Ватто выходит за узкие рамки стиля. Ранние работы близки фламандцам («Савойяр»), затем создает собственный жанр «галантных празднеств» - сцены грациозной придворной жизни («Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное предложение», «Капризница»). Изысканный, сложный мерцающий колорит. Меланхолия, тонкость образной атмосферы. Театральные сюжеты у Ватто («Актеры итальянской комедии», «Любовь на французской сцене») насыщены жизненными наблюдениями. «Жиль» - грустный автопортрет.

Влияние идей Просвещения и голландского реализма ощутимо в произведениях реалиста Ж.-Б. Шардена («Натюрморт с атрибутами искусства», автопортрет) и сентименталиста Ж.Б.Греза («Паралитик»).

В преддверии Великой французской революции в искусстве Франции появляется Ж.Л. Давид. В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, это и дало новую фазу классицизма - «революционный классицизм». «Клятва Горациев», «Клятва в зале для игры в мяч», «Смерть Марата» - страстный призыв к борьбе. Художник участвовал не только в оформлении революционных празднеств, но и в реальной политике. В период империи он стал первым живописцем Наполеона. Работы этих лет («Наполеон на Сен-Бернарском перевале», «Коронация») исполнены с холодным профессиональным блеском и театральной патетикой. Замечательны портреты Давида – супругов Серезиа, мадам Рекамье. Воспитал много талантливых учеников (Жерар, Гро, Жироде, Энгр).

 

 

13. Искусство Франции 1 пол. 19 в. Основные тенденции развития: творчество Д.Энгра и французский классицизм; искусство романтизма (Т.Жерико, Э. Делакруа).

Французская школа – ведущая в Европе в этот период. Здесь создаются новые стилистические направления, которые потом распространяются в других национальных школах. Открытая связь творчества больших художников с общественно-политической борьбой – характерная черта культуры 19 в, так же, как и интернационализация художественной жизни. Классицизм – последний великий стиль, присущий и архитектуре, и живописи, и пластике. Вскоре начнется распад этого единства. В архитектуре воцарится эклектика, в живописи и скульптуре наряду классицизмом появится романтизм, а затем усилятся реалистические тенденции.

Тенденции революционного классицизма представлены творчеством Ж.Л. Давида (см. в. 12). В начале 19 в. ведущим мастером классицизма был Энгр, ученик Давида. Последователь Рафаэля, итальянского искусства вообще, он стремился к классический гармонии в своих произведениях. Исторические, мифологические сюжеты воплощены в отточенную ясную форму.(«Апофеоз Гомера»). Та же чеканная форма в его «ню» - «Большая одалиска», «Купальщица» и особенно – в портретах. Лучшие из них - п-ты Бертена, семьи Ривьер, Девосе - отличаются психологизмом, социальной точностью, блестящей живописью. Столь же совершенны его карандашные п-ты.

Романтизм возник как оппозиция классической, академической культуре и шире – всей официальной, реакционной идеологии. Он отличается эмоциональностью, социальной заостренностью, тяготением к экзотике. Главная тема – противостояние, борьба (с несправедливостью, роком, природой, собой...). Актуальные сюжеты, динамичные (часто диагональные) композиции, контрасты света и тени, горячий колорит – все эти особенности делают искусство романтиков взволнованным посланием, противостоящим мещанской ограниченности современного мира. Борьба романтизма и классицизма длилась почти полвека и разрешилась в пользу реализма 2-ой пол 19 в.

Т. Жерико – первый романтик, мастер героических монументальных форм. («Плот Медузы», «Офицер конных егерей»).Ранняя смерть преостановила его творчекий рост, когда он постепенно двигался в сторону реализма (п-ты сумасшедших, серия литографий «Большая английская сюита», и даже импрессионизма («Скачки в Эпсоме»). Наиболее полно представлен романтизм в искусстве Э.Делакруа («Ладья Данте», «Хиосская резня», «Свобода, ведущая народ на баррикады» «Алжирские женщины», п-ты Паганини, Шопена). Выдающийся колорист, теоретик искусства. В скульптуре ему близок Рюд (рельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже).

 

 

14. Искусство Древней Руси. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева.

Искусство Древней Руси (10-17вв.) формировалось на основе достижений культуры восточнославянских племен, скифов, сарматов. Важнейшими факторами ее сложения стали феодализм и христианство. Влияние православной Византии сказалось во всех сферах художественной культуры. В архитектуре – освоение крестово-купольного типа храма (Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке), новых строительных технологий, приемов декорирования. Западно-европейские влияния ощутимы в оборонительных сооружениях (Псковский кремль, Московский кремль, донжон “Белая вежа”). В монументальной живописи представлены техники мозаики, фрески (Киевская София), в станковой – темпера, масло (иконы “Устюжское благовещение”, «Борис и Глеб”). Сюжеты – библейские (за немногим исключением - п-т семьи Ярослава Мудрого, скоморохи в росписях Софийского собора в Киеве), изображение символическое, плоскостное; образы – монументальные, культовые. Канон византийский, постепенно изменявшийся под влиянием местных условий. Те же качества видим в книжной миниатюре (“Остромирово Евангелие”). Скульптура существовала в узких пределах архитектурного рельефа (Дмитриевский собор во Владимире, ц. Покрова на Нерли) и мелкой пластики (найденные в белорусских землях фигуративные шахматы, гребни, ухочистки). Круглой скульптуры не было (напоминала языческих идолов, поэтому не разрешалась).

Крупнейшие художественные школы: киевская, полоцкая, новгородская, псковская, черниговская, владимиро-суздальская, московская, ярославская.

Феофан Грек – выходец из Византии (14 в), монументалист (фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице), станковист (двусторонняя икона “Донская богоматерь”), создатель древнейшего высокого иконостаса (Благовещенский собор Московского Кремля, Деисус, высота 2 м), миниатюрист. Живопись Грека почти монохромна (охра с «движками»), линеарна, композиция динамична, образы драматичны, индивидуальны, экспрессивны (фреска «Троица»). Учитель А. Рублева. Грек поднял русское искусство на принципиально новый уровень.

Андрей Рублев (15 в) – ученик Ф.Грека, станковист (иконы «Троица», «Звенигородский чин», иконостас Благовещенского собора Московского Кремля), монументалист (фрески Успенского собора во Владимире), миниатюрист (миниатюры «Евангелия Хитрово»), монах, соратник Сергия Радонежского. Живопись Рублева мажорна, многокрасочна (любимый цвет - «голубец»), соответствует времени духовного подъема Руси, отличается гармонией.

Дионисий – крупный мастер 16 в., иконописец и фрескист. Его работы изысканно декоративны, радужны, но без глубины Рублева и экспрессии Грека. (росписи Ферапонтова монастыря, житийные иконы митрополитов Петра и Алексея). Симон Ушаков – иконописец 17 в. В его творчестве ощутимы реалистические тенденции - изучение натуры, светотеневая моделировка (икона «Спас Нерукотворный»), - так же, как в парсуне (первые русские портреты – от искаж «персона»), лубке (народные картинки), что предвещает скорые стилистические изменения петровской эпохи.

15. Русское искусство 1-ой трети 18 в. (“петровская эпоха”): архитектура Трезини, портретная живопись И. Никитина, А. Матвеева.

Реформы Петра 1 касались всех сторон русской жизни, с осбой наглядностью проявились они в изобразительном искусстве и архитектуре. Главные тенденции – переход от средневековья к новому времени, прозападная и светская ориентация, ускоренное развитие. Еще в 17 веке появились ростки новой культуры (парсуна, лубок, круглая пластика), шло нарастание реалистических черт, усилились контакты с Западом. Но только благодаря прогрессивным деяниям Петра они получили разитие и привели полному обновлению художественнойкультуры.

Реформы касались всех видов и жанров искусства, всех сторон художественной жизни. Пока молодые русские художники (“пенсионеры”) учились за границей, в России работали приглашенные западные мастера. Одним из них был архитектор Д. Трезини. Его постройки (Петропавловский собор Петропавловской крепости, Летний дворец, здание Двенадцати коллегий) решены в стиле сдержанного северного, петровского барокко, напоминающего голландскую архитектуру. Французский мастер Ж.-Б. Леблон разрабатывал план застройки Санкт-Петербурга, а также типовые проекты жилых домов. Вводились новые строительные материалы, композиционные приемы, соответствующие западно-европейским архитектурным традициям.

Подобные процессы шли и в изобразительном искусстве. Самыми оригинальными живописцами были “пенсионеры” Никитин (учился в Италии, п-ты Петра 1, цесаревны Анны Петровны, “Напольного гетмана”) и Матвеев (учился во Фландрии и Голландии, автопортрет с женой, п-т Голицыной). Оба работали в портретном жанре, в барочном стиле, который эволюционировал в сторону реализма. Матвеев первым из русских мастеров возглавил “живописную команду” Канцелярии от строений, которая вела все монументально-декоративные работы в столице.

В скульптуре этого времени заметный след оставил Растрелли-отец, приглашенный из Италии для создания конного памятника Петра 1. Помимо которого он сделал множество эффектных барочных портретов, заложил основы русской светской скульптуры (бюст Петра 1, “Анна Иоанновна с арапчонком”).

16. Русское искусство 2 пол. 18 в. Творчество живописцев А. Лосенко, Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, скульптора Ф.Шубина, архитектора В. Растрелли.

Период расцвета абсолютной монархии в России, дворянской культуры, опиравшейся на новации и достижения петровского времени. Основание Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1757г. – первого российского художественного учебного заведения и крупного культурного центра – определило пути развития русского искусства на многие десятилетия вперед. Ведущим направлением становится классицизм с его гражданственными, патриотическими идеями, преклонением перед классикой и профессионализмом. Чувствуется воздействие барокко, рококо, сентиментализма.

А.Лосенко – первый русский мастер исторической живописи, один из первых выпускников Академии, стажировался во Франции. (“Владимир и Рогнеда”, п-т первого русского драматического актера Волкова).

Д. Левицкий – мастер парадного и камерного портрета, выдающийся колорист. Закончил Академию художеств, руководил портретным классом в ней. (П-ты Демидова, Кокоринова, Екатерины II, “Смолянок» Хованской и Хрущевой, Борщевой, Алымовой).

Ф. Рокотов – п-ты Струйской, Струйского, Новосильцовой, Майкова – изысканные камерные образы в стиле, соединяющем колорит рококо и простоту реалистической композиции.

В. Боровиковский – сентиментализм и романтизм ранних п-тов (“Лизынька и Дашенька”, п-ты Арсеньевой, Лопухиной, Екатерины II), классицизм и реализм поздних.

Во 2-ой пол 18 в. начинается расцвет русской скульптуры, подготовленный деятельностью Н. Жилле в академическом классе скульптуры. Как и в живописи, наивысшие достижения этого вида связаны с портретным жанром. Ф. Шубин – мастер мраморных бюстов в барочном и классицистическом стиле. Земляк Ломоносова, начинал с резьбы по кости, закончил Академию художеств, стажировался во Франции, Италии. П-ты Голицына, Ломоносова, Павла 1. Шубин работал и как декоратор. Французский скульптор Э.-М. Фальконе – автор «Медного всадника». Этот монументальный классицистический портрет Петра 1 – героический образ не только петровской эпохи, но новой России в целом.

С именем Растрелли-сына связан расцвет русской архитектуры середины 18 в. По его проектам построены крупнейшие общественные сооружения периода – Зимний дворец, Большой или Екатерининский дворец в Царском селе, комплекс Смольного монастыря. Все они решены в стиле барокко, отличаются пышностью, монументальностью, живописностью, демонстрируют синтез всех видов искусства.

На протяжении 18 в. русское искусство осваивало законы общеевропейского развития в минимально короткие сроки. Оно представлено во всем многообразии видов и жанров, оно стало светским, современным, структурированным, не утратив при этом своего национального своеобразия.

 

17. Русское искусство 1 пол. 19 в. Основные тенденции развития: классицизм, романтизм, реализм в русском искусстве. Живопись О.Кипренского, А. Венецианова, П. Федотова, К. Брюллова, А. Иванова.

Война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., николаевская реакция определили напряженность общественной жизни России этого времени, появление революционных идей, усиление роли искусства. Русская школа прошла путь от классицизма до критического реализма через романтизм. Упрочила свое положение в европейской культуре.

Ведущим направлением был классицизм, т.е. искусство, опирающееся на традиции античности и Возрождения. Крупнейшие мастера – К. Брюллов (см.в.30), А. Иванов (“Явление Христа народу”). Их работы воспринимались в контексте современной политической жизни (как обещание скорых перемен), отличались высоким профессионализмом, желанием обновить архаические традиции классицизма. Иванов первый начал работать на пленэре, поднимаясь в своих произведениях от конкретно-реалистических сцен до монументального эпоса.

О.Кипренский – основоположник романтизма в русской школе. Портретист в живописи, графике.(п-ты А.С. Пушкина, Е. Давыдова, “мальчика Челищева”, Авдулиной, героев Отечественной войны 1812 г.). В его романтических, эмоциональных работах заметно влияние реализма и классицизма.

А.Г. Венецианов – один из основоположников бытового жанра (на темы крестьянской жизни), реалистического направления в русском искусстве. “Гумно”, “Весна. На пашне”, “На жатве. Лето”. Угадываются классицистические, романтические, сентименталистские влияния. Основал художественную школу для крестьянских детей, откуда вышли интересные художники (Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тыранов).

Крупным мастером критического реализма был П. Федотов.(см. 27)

18. Искусство “передвижников” и становление критического реализма в русской художественной школе.

Во 2-ой пол 19 в. в русском искусстве преобладает критическое отношение к действительности, гражданственность, социальная направленность. Искусство-проповедь, искусство-размышление легли в основу критического реализма. Его истоки восходят к творчеству П. Федотова (1 п. 19 в.), но в полной мере это направление раскрылось в творчестве художников – “передвижников”. Все началось с “бунта 14” – отказа выпускников Академии художеств писать дипломную работу на тему скандинавского эпоса. Выйдя из Академии, они основали “Петербургскую артель художников” вроде коммун Чернышевского. А затем передовые московские и петербургские художественные силы объединились в Товариществе передвижных художественных выставок (1870 – 1923 гг.) Лидером был И.Н. Крамской (“Христос в пустыне”, “п-т Толстого”), меценатом –П. Третьяков, критиком - В.Стасов. Работали во всех жанрах и видах искусства, главная тема – тяготы народной жизни, основная тенденция - обличение царизма, приоритет национальной тематики. Стиль – критический реализм.

Исторический жанр – Н.Н. Ге (“Петр I допрашивает царевича Алексея”, «Голгофа»), Репин, Суриков. Батальный жанр – В.Верещагин («Апофеоз войны», «Шипка-Шейново», «Тадж-Махал»). Бытовой жанр – В. Маковский («Свидание», «На бульваре»), Н. Ярошенко («Кочегар», «Всюду жизнь», «Курсистка»), Г.Мясоедов («Земство обедает»), В. Максимов(«Все в прошлом»), В.Перов («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Последний кабак у заставы»). Пейзаж – А. Саврасов («Грачи прилетели»), Ф. Васильев («В крымских горах»), И.Шишкин, И.Левитан («Март», «Владимирка». Портрет – В. Перов (п-ты Достоевского, Островского).

Устраивали передвижные художественные выставки по всей России с целью просвещения простого народа, боролись за правдивость и доступность искусства. Их идеи и формы повлияли на развитие советского искусства.

19. Искусство импрессионизма во Франции.

70-80-е годы 19 века. Предпосылки: модернизация европейской жизни к. 20 в., революционные настроения, кризис классицизма, влияние Э.Манэ, барбизонцев, фотография, кино, японской графики. Преобладание станковой живописи. Современные темы и герои. Работа на пленэре. Теория дополнительных цветов, очищение палитры, раздельный мазок, этюдизм, сериальность.

Мастера: К. Моне – самый последовательный импрессионист, название его работы «Впечатление. Восход солнца» дало термин «импрессионизм» (серии «Стога сена», «Руанский собор», «Кувшинки», «Дама в саду»); О. Ренуар («Лягушатник», «Зонтики», «п-т Жанны Самари», ню); Э. Дега, живописец, скульптор, график – не считал себя импрессионистом, но выставлялся вместе с ними, был близок творчески («Голубые танцовщицы», «Скачки», «Прачка», скульптура «Маленькая танцовщица»); К. Писсарро («Бульвар капуцинок в Париже»), А. Сислей (пейзажи Иль –де-Франс), Б.Моризо – единственная женщина в первом поколении импрессионистов («Куст рябины», «На балконе»); О.Роден – скульптор- импрессионист («Мыслитель», «Вечная весна», «Граждане Кале», п-т В. Гюго).

20. Творчество Леонардо да Винчи.

Титан Возрождения. Гуманист, универсалист. Работал во Флоренции, Милане. Умер во Франции. «Мадонна с цветком», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», роспись «Тайная вечеря», картон «Битва при Ангиари», «Джоконда», конный памятник Ф. Сфорца - не осуществлен). Многие работы не завершены.

21. Творчество Микеланджело.

Титан Возрождения (Высокое, Позднее). Скульптор, живописец, архитектор, график, поэт. Работал во Флоренции, Риме. Учился у Гирландайо, затем – в «садах Медичи». Ранний период творчества воплощает идеи Высокого Возрождения – оптимизм, гуманизм, универсализм, изучение античности. («Бахус», «Пьета», «Давид», гробница Юлия II, роспись плафона Сикстинской капеллы). Поздний период проникнут трагизмом заката Возрождения (скульптуры Капеллы Медичи, роспись «Страшный суд» в Сикстинской капелле, «Пьета Ронданини»). Архитектура Микеланджело: проект собора св. Петра в Риме (осуществлен купол), Капелла Медичи. В поздних работах – предвестник маньеризма, барокко.

22. Творчество Альбрехта Дюрера.

Немецкий художник к. 15 — н.16вв. Гуманист, ученый, инженер, путешественник. Живописец и график. Впитал готические традиции, учился у итальянских мастеров (Венеция). Автопортреты, «Мадонна с грушей», «Адам», «Ева», «Четыре апостола». Мастер рисунка («портрет матери»), ксилографии, резцовой гравюры (серии Малые и Большие «Страсти Христовы», отдельные листы «Меланхолия», «Св. Иероним»), акварели («Зайчик», «Трава»).

23. Творчество Иеронима Босха.

Нидерландский художник 2 пол. 15-н. 16 вв., создатель мрачных мистических видений. Средневековая демонология сочетается у него с народным юмором. Философия — с морализаторством. Поздняя готика — с нарождающимся Северным Возрождением. Считается предтечей сюрреализма. «Корабль дураков», «Воз сена», «Семь смертных грехов», «Блудный сын», «Сады земных наслаждений».

24. Творчество Питера Пауля Рубенса.

Художник и дипломат. Основоположник фламандской школы 17 в., все крупные художники — его ученики. Выступил новатором во всех жанрах. Поднял уровень национального искусства самим масштабом своей личности.

Родился в Германии, учился во Фландрии, совершенствовался в Италии. Любил античность и Караваджо. Стиль — фламандское барокко, более земное и простое, чем итальянский образец. Ранние алтарные картины «Воздвижение креста» и «Снятие со креста» монументальны, декоративны, указывают на итальянские влияния. «Персей и Андромеда», «Пьяный Вакх», «Вакханалии» - национальное осмысление античных традиций. «Автопортрет с Изабеллой Брандт», «П-т камеристки» - психологическая тонкость видения. Цикл о жизни Марии Медичи (21 картина) — монументальный размах творчества.

Поздний период («Шубка», «Вирсавия», «п-т Елены Фоурмен с детьми») отличается интимностью, реалистическим мастерством.

 

 

25. Творчество Рембрандта.

Вершина голландского реализма 17 в, влияние на всю последующую историю искусства. Учился у романиста Ластмана, привившего ему интерес к большим историческим, религиозным темам, большому стилю, искусству Италии. «Урок анатомии доктора Тулпа» - групповой реалистический портрет, принесший славу молодому художнику. «Автопортрет с Саскией на коленях», «Флора» - свидетельства счастливых творческих 30-х гг. Переплетение реализма, барокко. «Жертвоприношение Авраама» - нарастание драматизма. «Ночной дозор» - конфликт с заказчиками, творческая свобода, новаторство.

40-50-е гг. - пора творческой зрелости. «Даная» - философская глубина решения мифологического сюжета (ср. с итальянскими версиями), нравственная высота, изысканная золотистая гамма, роль света. История картины. Поздние портреты-биографии («П-т старика в красном», «П-т старушки»). Гуманизм и мастерство. «Возвращение блудного сына» - всечеловечность живописного потока.

Замечательна графика Рембрандта — рисунки и гравюры. Офорты («Снятие со креста», «Три креста», «Положение во гроб») - феномен мирового искусства. Автопортреты. Огромное влияние на мировую культуру. Великий реалист и гуманист.

26. Творчество Франсиско Гойи.

Испанский художник 2 пол. 18 -н. 19 вв. В его реалистическом творчестве угадываются влияния рококо и романтизма. Начинал как монументалист и прикладник, затем работает в станковой живописи и графике. Стал придворным художником, написал большое количество портретов (п-ты семьи Карла IV, герцогини Альба, Ховельяноса). «Махи» - национальный испанский идеал красоты. «Расстрел в ночь на 3 мая» - обличение преступной войны, как и серия офортов «Бедствия войны» - листы «Какая доблесть», «Хоронить и молчать». Серии «Каприччос», «Диспаратес» - сатира на нравы, философские аллегории, политические подтексты («Сон разума рождает чудовищ»). «Тавромахия» - самая позитивная офортная серия - посвящена корриде. Поздние росписи «Дома глухого» - трагическая фантастика, навеянная сложной ситуацией в стране, болезнью и старостью. Творчество Гойи — одна из вершин испанской и мировой живописи.

 

27.Творчество Павла Федотова.

Русский художник 1-ой пол. 19 в. Создатель критического реализма в русском искусстве. Офицер, посещал рисовальные классы, учился у “малых голландцев”, Хогарта. Прошел творческий путь от карикатур и бытовых зарисовок (серия о жизни собачки Фидельки) до трагических социальных обобщений (“Вдовушка”, “Анкор, еще анкор”). Работал в бытовом жанре (“Свежий кавалер”, “Завтрак аристократа”, “Сватовство майора”), в портрете (“П-т Жданович за клавесином”). Его стиль лег в основу искусства передвижников.

 

28. Творчество Ильи Репина.

Русский художник 2-ой пол. 19 – нач. 20 вв. Реалист, демократ, передвижник, работал во всех основные жанрах живописи, графики. Был незаурядным скульптором, писателем, педагогом. Уроженец Украины, закончил Академию художеств в С-Пб, получил за дипломную картину Большую золотую медаль и уехал в пенсионерскую поездку во Францию. Его бытовые картины - “Бурлаки на Волге”, “Крестный ход в Курской губернии”. Историко – революционные – “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”. Исторические – “ Иван Грозный и сын его Иван”, “Царевна Софья”. Портреты – “П-т Мусоргского”, “Протодьякон”, п-т Толстого, “Торжественное заседание Государственого Совета”. Все его произведения отличаются народным духом, реализмом, демократизмом.

29. Творчество Василия Сурикова.

Русский художник 2-й пол. 19 –нач. 20 вв. Реалист, демократ, передвижник, мастер исторического жанра. Сибиряк, прадед Н. Михалкова. Закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге, жил в Москве.Первое крупное произведение исторического жанра – “Утро стрелецкой казни” 1881г. Все его работы отличает патриотизм (темы русской истории), народность (многофигурные композиции, хоровое начало), демократизм (обличение царизма), реализм (замечательная проработка натуры, правда характеров), монументальность (большой размер, крупный формат, истор изм мышления). “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”, “Переход Суворова через Альпы”. После смерти жены уезжает на родину в Сибирь. Пишет там портреты (“Сибирская красавица”), жанровые композиции –“Взятие снежного городка”.

30. Творчество Карла Брюллова.

Русский художник 1- ой пол 19 в, представитель классицизма. Закончил Академию художеств в С-Пб. с большой золотой медалью и уехал в Италию. Писал там пейзажи, бытовые сцены (“Итальянское утро”, “Итальянский полдень”). Главная работа – картина “Последний день Помпеи” 1833г. (исторический жанр, переплетение классицистических, реалистических, романтических тенденций). Имела огромный успех в Европе, ассоциировалась с политической ситуацией в России в последекабристское время. Следущая большая историческая работа “ Осада Пскова” не была завершена.

Мастер портрета.Эволюция – от блестящих парадных (“Всадница”, “Портрет графини Самойловой” до камерных психологических (“Автопортрет”, “Археолог М.Ланчи”).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.