Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение государства




[11; 14; 15; 19; 25; 29. с.1-4, 40-54; 30, с.40-53; 34, с.22-48; 36; 38, с.1-12; 41; 42, с. 19-22; 13]

Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного ти­па (неонантропы) существо­вали, не зная государства. Ранние формы объе­динения предков современного человека – это неупорядоченные (вре­мен­ные) семейно-родовые связи. Это могли быть отдельные «се­мьи» или первобытные стада, использующие примитивные орудия тру­да – необработанные палки, колья, камни. Только спустя многие ты­ся­­челетия первобытные люди научились создавать более совер­шенные ору­дия труда – обработанные каменные топоры, копья, скреб­ки и т.п., а так­же добывать огонь, строить примитивные жилища. Одно­временно воз­никли более устойчивые сообщества людей – первобыт­ные родовые об­щины, где все члены рода были связаны кровными узами. Род был наи­более естественной формой связи между предками и потомками пер­вобытного человека. Установление экзогамии, т.е. брачных от­но­ше­ний только между представителями разных родов и соответственно зап­­рета на кровосмешение внутри рода, стало одним из важнейших за­вое­­­­ваний родового строя.

Кровно-родственный принцип объединения первобытных лю­дей в то время был единственно возможным. Происхождение ребенка от ма­те­­ри было наиболее достоверным, очевидным признаком родовой свя­зи, поэтому у многих предков современных народов род строился на ос­­нове матриархата.

Экономика родового строя была присваивающей (люди полу­чали го­­товый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства, рыб­ной ловли). Полученный продукт составлял общую собственность ро­до­­вой общины. Прибавочного продукта присваивающая экономика, как пра­вило, не давала. Таким образом, род (или первобытная родовая об­щи­­на) представлял собой объединение людей на основе кровного род­ст­ва, совместного коллективного труда, общей собственности на ору­дия труда и продукты производства. На основе таких условий про­ис­те­ка­ло равенство социального положения, единство интересов и спло­чен­ность членов рода. Отсюда соответствующие формы организации об­щест­венной власти и управления. В управлении участвовали все взрос­лые члены рода – как мужчины, так и женщины. Высшим органом власт­и было общее собрание, на котором решались вопросы, касаю­щие­ся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, пред­водителей охоты, которые управляли повседневной жизнью рода. Для решения важных дел собирался совет старейшин, вождей. Их власть базировалась исключительно на авторитете, уважении старших чле­нов рода, храбрости охотников и воинов. Споры между членами ро­да разрешались теми, кого они касались. Принуждение было срав­ни­тель­но редким и состояло, как правило, в наложении обязан­ностей за про­­винность. Крайней формой наказания было изгнание из рода. Род за­щищал своих членов от внешних врагов как военной силой, так и глу­бо­ко укоренившимся обычаем кровной мести. Все это позволило оха­рак­теризовать общественную власть при родовом строе как пер­во­быт­ную демократию, которая не имела ни имущественных, ни социальных раз­­личий, ни государственно-политических форм. Такую не­по­ли­ти­чес­кую общественную власть этнографы называют потестар­ной.

Порядок во внутриродовых отношениях обеспечивали обычаи. Они скла­дывались в процессе длительной практики, передавались из по­ко­ле­­ния в поколение на примере легенд, мифов и т.д. Обычаи вклю­чали не­пререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, устоявшиеся ми­фы и религиозные представления. Обычаи соблюда­лись в силу прочной при­­вычки, общности интересов членов рода, равен­ства их положения, от­­­сутствия между ними непримиримых противоречий. Обычаи носили слит­ный (синкретический) характер первоначальных императивов. В сов­ременной исторической науке и этнографии их назвали «мо­но­нор­мами».

На поздних стадиях происходит отпочкование новых родовых об­щин от первоначальной. Связь между ними сохранялась в виде более круп­­ных образований – фратрий (братств) и племен. Развитие племен­ных объединений совпадает с началом разложения первобытно-общин­но­го строя. Организация власти в племени основывалась на родовой де­мократии. Племенной совет состоял из верховных вождей (ста­рей­шин) родов, входящих в состав племени. Избирался военный вождь пле­мени. По мере дальнейшего развития функции власти и регу­ли­ро­ва­ния постепенно перемещались к племенным органам власти.

10 – 12 тыс. лет назад начался переход от присваивающей эко­но­ми­ки (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящей (ско­то­вод­ст­во, пахотное (плужное) земледелие). Человек научился выплавлять и ис­пользовать для изготовления орудий труда металлы. Этот период наз­ван неолитической революцией, поскольку произошел в период позд­­него неолита.

Появление в руках древнего человека принципиально новых орудий тру­да повлекло серьезные общественные последствия. Появилось ско­то­­водство, пахотное земледелие. Главное следствие неолитической ре­во­люции – рост богатства. Земледелие и скотоводство давали избыток про­дукта (прибавочный продукт). На этой основе возникает ре­гу­ляр­ный обмен между племенами, происходит накопление богатств. Из­ли­шек продукта создавал возможность привлечения дополнительной ра­бо­­чей силы, необходимой для содержания скота и обработки полей. Про­изводящее хозяйство вело к общественному разделению труда, со­циаль­ной, в том числе и классовой, дифференциации, имущественномурас­­­слоениюнасе­ле­ния, делению на богатых и бедных, рабов и господ, не­­равноправные касты. В Европе в первом тысячелетии н.э. раз­ло­же­ние родового строя привело к феодализму.

Важное последствие неолитической революции – переход от ро­до­вой к соседской (крестьянской) общине. Общественная соб­ст­вен­ность ма­­теринского рода постепенно переходит в частную собст­вен­ность от­дель­ных семей. Мужчина становится главой семьи и соб­ствен­ни­ком ос­нов­ных средств и продуктов производства. Матриар­хат сме­ня­ет­ся пат­ри­­архатом. С развитием производящего хозяйства территория ро­дов и пле­мен становится ареной деятельности купцов, ре­мес­лен­ни­ков. Воз­ни­­кают города. В это же время происходит переселение раз­личных на­ро­дов. Теперь на одной и той же территории жили раз­но­пле­менные груп­пы населения, отношения между которыми не могли ре­гу­ли­ро­ва­ть­ся обычаями родового строя. Новые условия требовали и но­вой тер­ри­то­­риальной организации, охватывающей все население.

Один из факторов, ускоривших переход родового строя к го­су­дар­ст­ву, – возросшее значение войн и военной организации у многих пле­мен. Военная организация постепенно превращалась в систему «воен­ной демократии». На процесс образования государства, объединение от­­дельных родов и племен в единые народы существенно повлияла ре­ли­гия. Религия утверждала, что вожди получают власть от богов, оп­рав­­дывала передачу ее по наследству. Таким образом, возникновение го­­сударства обусловлено действием как объективных (экономических), так и субъективных (войны, религия и т.п.) факторов.

Итак, вопрос о происхождении государства является дискус­сион­ным, ибо этнографическая и историческая наука постоянно дают но­вые знания причин и теории этого происхождения: теологическая (бо­жест­­­вен­ная сила); договорная (сила разума, сознания); психоло­ги­чес­кая (факторы психики человека); органическая (биологические фак­то­ры); материалистическая (социально-экономические факторы); теория на­­си­лия (военно-политические факторы) и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.