Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детей «группы риска» в подростковом возрасте 2 страница




Вновь обратившись к диссертационному исследованию Л.Н.Антоновой [8], найдем там определение «... риска в среде школьной молодежи как деятельности, связанной с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели» [8, 16]. При этом, в образовании, как доказывает автор, большинство школьников пребывает под постоянным воздействием трех групп рисков: общемодернизационных, рисков, специфичных для реформируемой системы образования, и рисков транзиции. В силу этого детей и подростков группы риска следует отнести к потенциально активным субъектам управления данными опасностями во всей обширной социологической группе «школьников».

В то же время в диссертации на основании осмысления опыта социально-педагогической поддержки представителей данной группы в ряде регионов России выделены три группы проблем в управлении рисками образовательной среды:

– несовершенство финансирования социально-образовательной помощи;

– неравенство условий предоставления такого вида помощи;

– отсутствие необходимого взаимодействия образовательной сферы и рынка.

Осуществленное далее в диссертации исследование ведущих тенденций защиты детства от рисков в зарубежном образовании позволяет автору указать на многие общие черты в управлении рисками учащейся молодежи, которые выражаются в том, что:

– такая деятельность регламентируется как федеральными, так и местными законами на основе четкого разделения полномочий и ответственности, рамочного характера юридических актов;

– гибкостью и оперативностью такой деятельности в условиях децентрализации;

– в форме реализации и защиты прав детей и подростков через систему социальных служб, структурно и функционально сориентированную на решение социально-педагогических проблем учащихся;

– взаимоувязанную подготовку соответствующих кадров, которая встроена в сферу практической профессиональной деятельности, а главное - через систему формирования и повышения социальной компетентности [8, 26 - 27].

В результате всестороннего анализа проблем детей и подростков группы риска автором обоснована следующая модель социально-педагогического управления региональной системы поддержки детства.

Таким образом, во-первых, категория риска в данной диссертации рассматривается в самом широком смысле этого слова и как внешняя (социально-средовая) опасность для личности, а во-вторых, путями предупреждения и преодоления этих рисков обосновывается идея служения образовательной сфере, реадаптации детей и подростков, ставших жертвами актуальных и потенциальных рисков.

В социально-педагогической литературе понятие «дети группы риска» получило также широкое распространение и большинством авторов трактуется достаточно широко, связывается с такими важными для социальной педагогики понятиями как «норма» и «отклонение от нормы».

Норма рассматривается как некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом - отклонение [98, 86 - 87].

В социальной педагогике эти понятия позволяют выделить определенную точку отсчета, причины, и на их основе строить социально-педагогическую практику. Кроме того, отклонения являются тем, что содержит в себе определенную долю риска для конкретного ребенка.

В рассматриваемом источнике отклонения разделяют на четыре группы: физические (связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями), психические (связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками), педагогические (связаны с неполучением образования), социальные (связаны с недопустимым, недозволенным поведением).

Каждое из отклонений, рождая определенные затруднения и состояния личности, становится источником внешних и внутренних рисков, которые мешают решению возрастных задач, расширению индивидуального социального опыта, формированию у личности социальной компетентности. Поэтому и работа с данной категорией детей и подростков в образовательных учреждениях, по мнению автора, должна быть направлена как на профилактику отклонений, так и на их реабилитацию, ресоциализацию, в которых заметную роль играет повышение их социальной компетентности.

В федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено еще одно понятие, которое рассматривается как синоним понятия «дети группы риска», это - «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» [98, 96]. В эту категорию включены дети-инвалиды; дети-жертвы насилия; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут их преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Таким образом, достаточно представительная группа подростков, которые посещают образовательные учреждения, по тем или иным параметрам может быть отнесена к категории «риска». Их отношения с окружающими являются не всегда удовлетворяющими стороны, что ведет к разного рода противоречиям. Не соответствующее социальным требованиям и ожиданиям поведение таких подростков «... стало характеризоваться как деформированный процесс накопления ими социального опыта, как результат субъективных нарушений, связанных с семейным неблагополучием, недостаточной педагогической культурой родителей, негативным балансом поощрений и наказаний, отсутствием любви к ребенку и другими факторами» [196, 99 - 100]. Такая социальная модель, то есть риск, не связанный с физическими или психическими нарушениями, рассматривается в контексте девиаций, и в первую очередь, относительно подростков.

Последнее обстоятельство объясняется тем, что характерными особенностями подросткового возраста являются: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым (А.С.Белкин, Л.И.Божович, Х.Ремшмидт).

Следовательно, многие проблемы подростков порождены тем, что они находятся на особой стадии формирования важнейших черт и качеств личности, которая «... еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил» [196, 214]. Несоблюдение же ими этих норм и правил в науке изучается через явление, которое называется девиацией. Она может быть охарактеризована как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и общественным нормам [196, 215]. Такое поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.

К данной категории большинство авторов относят:

– детей школьного возраста, не посещающих школу или непосредственно занятия в ней;

– детей-сирот;

–детей подвергшихся разного рода насилиям (физическому, психологическому, сексуальному, моральному);

– подростков с аддиктивными формами поведения;

– подростков сексуально распущенного поведения;

– подростков, совершивших противоправные действия.

При этом, следует подчеркнуть, что, по мнению ряда исследователей, девиантное (как рискованное) поведение в подростковом возрасте проявляется в форме ситуационно обусловленных реакций, таких как: демонстрация, агрессия, вызов, уходы из дома, бродяжничество, суицид, уклонение от учебной и трудовой деятельности (Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, А.И.Захаров, В.Л.Леви и др.)

Девиантное поведение, с точки зрения педагогической рискологии, -это, во-первых, внутренняя опасность для личности, запускающая механизмы саморазрушающего поведения; во-вторых, внешняя опасность, опасность для окружающих как прямая (угроза благополучию и жизни других людей), так и косвенная (деформация ценностных ориентации). Девиантное поведение, с позиции теоретиков, представляет собой нормальную реакцию на ненормальные для подростков социальные условия, в которых они оказались, как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или оказались недоступны для несовершеннолетних.

Поэтому в социально-педагогической работе неслучайно в отношении детей и подростков с девиантным поведением особое внимание уделяется профилактике. В докторской диссертации М.А.Ковальчук [96] обосновывается ключевое положение о том, что такая профилактика, базируясь на вариативно-субъектном подходе к ее организации, предполагает развитие экзистенциальной сферы человека и требует соблюдения следующих условий:

– стимулирование субъектного включения ребенка в профилактический процесс на основе создания ситуации обоснованного выбора;

– создание поля самореализации ребенка, привлекательного для него содержанием деятельности и общения;

– учет, возникающих в молодежной среде тенденций и особенностей формирования молодежной субкультуры на основе данных социально-педагогического мониторинга при выборе вариативных педагогических средств организации профилактического процесса;

– опосредованное влияние профилактических воздействий на формирование рефлексивной позиции ребенка и осознанного противостояния негативному влиянию группы [96, 5].

Наряду с профилактикой, как свидетельствует проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, большое значение имеет реабилитация, под которой Е.А.Обухова, например, понимает «комплекс мер медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, направленных на успешное и как можно раннее возвращение дезадаптантов к общественно-полезной деятельности» [158, 8].

К таким мерам автор относит: комплексную диагностику, подготовку педагогов и внедрение в повседневную деятельность образовательного учреждения специальной реабилитационной программы, которая наряду с другими предполагает обязательное повышение уровня социальной компетентности личности посредством включения такого ребенка в различные групповые тренинги и индивидуальное консультирование.

Говоря о социальной реабилитации особой категории детей группы риска - детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната [164] А.Н.Овчинников подчеркивает, что она представляет собой процесс восстановления утраченных свойств и качеств личности ребенка; осуществляется посредством включения индивида в социальные отношения, овладения нормами социального поведения в ходе обогащения содержания образования социально ориентированными учебными предметами и Микрокурсами на уровнях «знание», «понимание», «применение».

Реализация такого подхода позволила автору установить, что в условиях гуманистической воспитательной системы школы-интерната в ходе осуществления социально-реабилитирующих программ:

а) в сознании воспитанников укрепилась связь уровня собственной социальной компетентности с характером субъектной позиции, которую занимает ребенок в различных видах своей жизнедеятельности;

б) расширился диапазон жизненных интересов учащихся школы- интерната, повысился их социальный статус, четче обозначились общественно значимые ориентиры.

Таким образом, проведенный нами анализ психологической и социально-педагогической литературы позволяет констатировать:

1. Многообразие подходов к пониманию категории «дети группы риска» и достаточно широкое представительство тех, кто разными авторами включается в нее. Указанный в параграфе перечень свидетельствует о возможности столь же широкой представленности таких подростков в любом образовательном учреждении и, в первую очередь, в школе, рассчитанной на детей конкретного микрорайона.

2. Работа с данной группой подростков предполагает сочетание нескольких направлений: профилактики, ресоциализации и реабилитации, каждое из которых предусматривает деятельность по повышению социальной компетентности детей как в процессе обучения, так и воспитания.

 

 

Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

1) информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.);

2) сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

3) принятие себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.);

4) обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).

 

Подростки группы риска имеют следующие особенности:

- отсутствие ценности принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности невозможности добиться в жизни чего-то своими руками, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

- проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

- эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

- среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором- материальное благополучие, на третьем – здоровье; в тоже время эти ценности представляются подросткам недоступными, высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;

- «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска – те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел, имеет (машину, гараж и так далее); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;

- повышенный уровень тревожности и агрессивности;

- стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;

- искажение направленности интересов – свободное времяпрепровождения в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.).

Выделили основные группы главных интересов подростков:

- эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности;

- доминанта усилия – тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и так далее;

- доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму.

Возникают трудности в отношении с взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценки их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д.).

Подростки начинают вести дневники, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ.

У подростков, лишенных родительского попечения представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представления детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позиция «Я несчастлив». И только 17% таких подростков, обнаружены в нормальных семьях.

Также подросткам группы риска свойственно состояние одиночества, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром. Если подростоки не находят поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми, то они обращаются к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. Одинокие среди взрослых и законопослушных сверстников, лишенные защиты от внешних притязаний, подростки, входя в асоциальную группу, приобретают физическую, психологическую и моральную поддержку. Это корренным образом меняет их самочуствие и форирует уверенность, что группа защитит таких подростков от обид и притеснений, при этом в ассоциальной среде реализуется стремление подростков к самостоятельности.

В числе причин, ведущих к возникновению одиночества, можно назвать наличие конфликтных отношений с окружающими и глубокие эмоциональные переживания как главные признаки взросления; узость социальных контактов и отсутствие деятельности компенсаторного характера, субъективно проявляющегося как состояние неудовлетворенности, скуки, тоски, поисков себя; недостаток социальных навыков; преобладание индивидуализации, персонализации над адаптацией.

Переживание одиночества подростками затрудняет общение, препятствует установлению интимно-личностных отношений, затрудняет полноценные доверительные контакты, формирует негативный тип самовоспитания и приводит к ощущению психологического надрыва, душевного нездоровья. Ощущение одиночества часто сопровождается у подростков чувством собственной никчемности, ненужности, неуверенности в себе, низким уровнем самоуважения, склонностью к уходу от действительности в мир мечты, часто отнюдь недобровольному, появлением чувства, что тебя никто не понимает, повышенной конфликтностью.

 

Таким образом, большинство психолого-педагогических проблем оказывается так или иначе связанным с трудностями общения, деформации которых ведут к появлению неадекватных форм поведения, что в свою очередь могут приводить к уходам из дома, бродяжничеству, школьным прогулам или отказу от обучения, агрессивному поведению, различным девиациям. Подобные формы могут быть определены как асоциальное поведение.

Остро переживаемое чувство одиночества формирует субъективные предпосылки для возникновения асоциально-криминальных групп.

При работе с подростками группы риска следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности.

Понятие «беспомощность» рассматривается, как то состояние человека, когда он не может справиться с кем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельного решения или делать выбор и другими трудностями.

Мысль об изначальном проявлении состояния беспомощности имеется у З. Фрейда, который считал, что, например, разлуки и утраты приводят к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться, к состоянию «внутренних опасностей», беспомощности, невозможности противостоять ситуации и в конечном итоге отказу от борьбы.

По мнению многих ученых, беспомощность подростков вызывается переживанием неудач, травм, отказом от поиска или наличия неконструктивных способов решения проблем и т.д. Проявление беспомощности можно наблюдать при реагирование подростков на переживаемую значимую ситуацию или ее последствия, что выглядит следующим образом:

- как стереотипная деятельность неадекватная конкретной ситуации;

- как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результатов);

- как отказ от выполнения деятельности сопровождающийся апатией, депрессией;

- как состояние оцепенения, плач и т.д.;

- как перенос или смещение цели на другую.

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни. Реакция на ограничения поведения, деятельности (в том числе на наказания, например, по закону) может приводить к состоянию беспомощности у подростков, что выражается в апатии, депрессии и т.д.

Переживания состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, потерю близкого человека, разлуку с ним и т.д. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: «Как я теперь буду жить?», «Что мне делать одному в этом мире?», «Кому я нужен на земле?» и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.