Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности вопросов




Письменные опросы.

Классификация вопросов по конструкции.

Открытые вопросы - вопросы, на которые респондент отвечает в произвольной форме.

Пример: «Что Вам нравится в Вашей работе?».

Закрытые вопросы - вопросы, на которые в опросном листе приводятся всевозможные варианты ответов, и респондент выбирает ответ, соответствующий его мнению.

Пример: «Чем Вам нравится Ваша работа?»:

1)интересным содержанием;

2)хорошей оплатой;

3)хорошими условиями труда;

4)возможностью повышения квалификации;

5)отношениями в коллективе;

6)отношениями с администрацией;

7)дает пищу для ума;

8)физической нагрузкой.

Полузакрытые вопросы - разновидность закрытых вопросов.

Полузакрытые вопросы употребляются в том случае, когда нет уверенности в том, что все варианты ответов исчерпаны. Тогда к вопросу в закрытой форме добавляют вопрос в открытой форме, где просят высказать свое мнение, не учтенное в ответах закрытого вопроса.

Пример. «Если среди приведенных ответов нет соответствующих Вашему мнению, напишите Ваш ответ».

Закрытые вопросы часто применяются в форме, позволяющей измерить интенсивность ответов.

Пример:

Вопрос Интенсивность ответа
Что Вам нравится в Вашей работе? Вполне удовлетво- рен Удовлетво- рен Скорее удовлет- ворен, чем не удовлет-ворен Скорее удовлет-ворен, чем не удовлет-ворен Не удовлет-ворен Совершен-но не удовлет- ворен
Варианты ответов
Интересное содержание            
Хорошая оплата              
и т.д.            

 

Классификация вопросов по форме представления содержания в вопросе

Прямые вопросы предусматривают ответы, которые следует понимать в том же смысле, в каком понимает их респондент.

Пример закрытого вопроса, приведенный выше, представлен в прямой форме.

Косвенные вопросы предусматривают расшифровку ответов в ином скрытом от респондента смысле.

Пример. «Если Вас не устраивают условия труда, и Вы хотите перейти на другую работу, то куда именно».

 

Варианты ответов Интерпретация ответов
   
В другую бригаду, на другой участок или цех без изменения специальности Неудовлетворенность организацией и условиями труда, взаимоотношениями в коллективе
Хотел бы сменить специальность Неудовлетворенность содержанием работы по специальности и, возможно, желание повысить заработок
На любое другое место с повышением заработка Неудовлетворенность заработком при безразличном отношении к содержанию работы

 

Личные вопросы - вопросы, обращенные непосредственно к респонденту.

Пример. «Как Вы считаете...?»

Безличные вопросы - вопросы, содержание сообщение о ряде существующих мнений по затронутой теме, респондент в этом случае присоединяется к мнению некоторой группы людей.

Пример. «Некоторые полагают, что..., другие же считают, что... Какое из суждений, по Вашему мнению, наиболее распространено?

Предполагается, что респондент выскажет мнение, которого он придерживается, ассоциируя себя с большинством.

Безличная форма вопросов употребляется для выявления мнений, расходящихся с общепринятым.

Варианты ответов должны создавать впечатление, что все выраженные в них мнения равновозможные и респондент не будет выглядеть «беловой вороной», если присоединится к какому-то из них.

Классификация вопросов по их функциям на опросном листе

Основные вопросы - вопросы, ответы на которые содержат информацию, выясняемую в результате исследования.

Контрольные вопросы - вопросы, не отличающиеся по содержанию от основных, но представленные в опросных листах в форме, отличной от формы основного вопроса.

С помощью контрольных вопросов уточняют и дополняют сведения, полученные в ответах на основные вопросы. Применение контрольных вопросов повышает надежность получаемой информации. Ответы на основные и контрольные вопросы должны совпадать. В противном случае анкеты не рассматриваются, так как считается, что респондент не понимает вопросов.

Пример. «Что Вам нравится в Вашей работе?».

Основной вопрос (прямой, личный, в закрытой форме) с шестичленной шкалой ответов («вполне удовлетворен», «удовлетворен» и т.д.) дополняется двумя контрольными вопросами:

Þ Хотели бы Вы перейти на другую работу? («да», «нет», «не думал»);

Þ Если бы Вы вновь выбирали место работы, выбрали бы Вы эту же работу? («да», «нет», «не знаю»).

Ответы-уходы - этими ответами дополняются ответы в открытых вопросах.

Пример. «Не знаю», «не помню», «затрудняюсь ответить».

Возможность уклонения от ответа подчеркивает, что респонденту не хотят навязывать предложенные суждения и оценки, что побуждает его более добросовестно относиться к опросу в целом.

Применение этого ответа повышает достоверность получаемой информации, уменьшает количество уклоняющихся от ответов. Такой ответ равноценен всем другим. При его отсутствии респондент, возможно, вообще не ответит на вопрос, либо выберет ответ не совсем соответствующий его мнению, что в обоих случаях приведет к искажению получаемой информации.

Вопросы-глушители - это вопросы, не имеющие по содержанию ничего общего с темами опросного листа. Их назначение - отвлекать внимание респондента. Они помещаются между основными и контрольными вопросами. Применение вопросов-глушителей повышает достоверность получаемой информации. При обработке полученной информации ответы на эти вопросы не принимаются во внимание.

Вопросы-ловушки - это фильтрующие вопросы, определяющие компетентность, информированность респондента в предмете, изучаемом посредством опроса.

Например, в исследовании, определяющем тип руководства (демократический, автократический), в опросный лист помещают серию вопросов, ответы на которые определят, представляет ли респондент круг обязанностей руководителя, делает ли выводы на основании личного опыта общения с данным руководителем и т.п.

Если ответы на вопросы-ловушки выявляют некомпетентность респондента, то ответы на основные вопросы не принимаются во внимание и опросный лист бракуется.

Иногда при помощи вопроса-ловушки выявляют степень ответственности, искренности респондента.

Примеры:

Þ «Приходилось ли Вам нарушать данное обещание?»;

Þ «Случалось ли поступать вопреки своим взглядам?»;

Þ «Всегда ли Вам удается себя сдерживать, если Вы не согласны с человеком?»;

Þ «Приходилось ли Вам иногда говорить неправду?».

Если более чем в половине ответов респондент признает свое несовершенство, считается, что он достаточно откровенен, искренен.

В противном случае предполагается, что люди, не привыкшие самокритично относиться к своим поступкам, менее компетентны в высказывании объективных мнений и оценок, и их ответы на основные вопросы не рассматриваются при обработке анкет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.