Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции социального взаимодействия




Концепции социального взаимодействия

Модели социального взаимодействия представлены в микросоциологических концепциях. Исходные принципы концепции социального обмена Дж. Хоманса: А) в поведении человека преобладает рациональное начало, побуждающее его стремиться к получению определенных выгод; Б) социальное взаимодействие – постоянный обмен между людьми различными “выгодами”. Обменные сделки – элементарные акты, создающие фундамент общественной жизни. Социальное взаимодействие - это обмен действиями между “деятелем” и “другим”, в котором каждая из сторон стремится к максимальным вознаграждениям и минимальным затратам. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности на основе взаимных ожиданий. Нарушение ожиданий может вызвать агрессивную реакцию. Каждый субъект всегда находится в ситуации выбора как альтернативных вознаграждений, так и альтернативных способов получения одного и того же вознаграждения.

Основные идеи символического интеракционизма: “человеческое общество состоит из индивидов, которые обладают “личностным Я”, т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие есть его конструирование, …оно осуществляется индивидом при помощи оценивания и интерпретации в ситуации, в которой он действует.” “Личностное Я” - человек может служить объектом для своих собственных действий. Формирование значений = развивающийся коммуникативный процесс, в ходе которого индивид замечает предмет, оценивает его, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Т.о. объект это то, что индивид мысленно обозначает и является продуктом предрасположенности индивида действовать, а не стимулом, вызывающим действие. Индивид сам конструирует свои объекты на основе осуществляемой им деятельности.

Социальное взаимодействие в концепции социальной драматурги это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их – центральный пункт процесса социального взаимодействия. Индивид представляет себя, контролируя различные аспекты своего поведения: речь, жесты, мимику, внешность, положение в пространстве, действие. Управление впечатлениями, которые производит на других людей, человек получает возможность контролировать поведение других людей. Социальное взаимодействие – информационная игра, циклы маскировок и раскрытий.

 

Концепции Авторы Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие
Обмен социальный Дж. Хоманс Обмен материальными и нематериальными “выгодами”, в котором люди воспроизводят поощрямое поведение
Символический интеракционизм Дж. Мид, Дж. Блумер Диалог, в котором человек придает значения окружающему миру и стремится истолковать действия других людей, строит свои действия относительно этих значений и толкований
Управление впечатлениями И.Гофман Спектакль, где люди исполняют свои “партии”, Создают тот или иной “образ”, оказывая влияние на поведение других людей.

Неклассическая социология: И.Гофман, исследование техники презентации.

 

И.Гофман (1922-1982), американский социолог, чьи работы, совмещающие черты научной монографии и романа, встречали как восторженный прием, так и недоверие социологического сообщества. Гофман представляет то направление в социологии, для которого общество - то, что созидается непрерывно, по ходу дела и ситуативно.

Развивая идеи М. Вебера и Д.Мида, Гофман проделал микроанализ реальности, возникающей и существующей только в ситуации физического присутствия и непосредственного восприятия людьми друг друга. Облегчая свою задачу, Гофман использовал театральную терминологию: говорит о переднем плане сцены и закулисье, о драматургии и исполнении. Гофман принимает т.н. теорему У.Томаса: «Если люди воспринимают ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям». Его интересует, как люди добиваются определенного истолкования ситуации у присутствующих и поддерживают его своей игрой. Гофман использует понятие «драматургического действия» − саморепрезентации, стилизованного выражения своих переживаний для определенных зрителей.

В этой репрезентации индивид использует два вида знаковой активности: «произвольное самовыражение, которым он дает информацию о себе, и непроизвольное самовыражение, которым он выдает себя. Первое включает вербальные символы или их заменители, используемые общепризнанно и индивидуально… Это и есть коммуникация в традиционном и узком смысле. Второе включает обширную область человеческого действия, которую другие могут рассматривать как симптоматику самого действующего лица». Способность контроля двух видов коммуникации – необходимое условие удачного исполнения. Человеку приходится контролировать репертуар выражений, «сценические декорации», куда входят квартира, автомобиль, любимое кафе и «личный фасад», включающий статусные символы, одежду, манеры. Другим условием удачного исполнения является соответствие социальным ожиданиям, связанным с ролью.

Названия работ Гофмана: «Создание имиджа», «Ролевая дистанция», «Анализ рамок взаимодействия», «Представление себя другим в повседневной жизни», − подтверждает, что в центре его внимания человек, чья индивидуальность находится под угрозой непрерывного спектакля.

►Подробнее о социологии И.Гофмана см.: И.Гофман. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000 и Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб, 1999.

В ХХ веке появились и оказали значительное влияние на жизнь общества такие формы коллективного поведения, как толпа и масса. Они противостоят обществу как неструктурированные образования, они противостоят и социальному действию как внешне заданные, лишенные критического самоконтроля. Противоположностью коллективному поведению выступают общественность и социальное движение, участие в которых добровольно, связано с осмысленным стремлением к цели, с обсуждением этой цели.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельного анализа по теме «Социальное действие»

 

1. Является ли социальным действием написание поздравительной открытки? Проанализируйте элементы и механизм этой формы активности. Попробуйте выделить факторы личностные, технические, социальные, - в развитии и перспективах практики написания поздравительных открыток.

2. Проанализируйте одно или несколько действий в динамике. Выделите компоненты его системы и ситуации, оказавшие на действие особое влияние.

3. Проведите мысленный эксперимент по изъятию или деформации одного из элементов системы действия или одного из компонентов ситуации действия. Сделайте заключение относительно целостности действия и условий его успешности и эффективности.

4. Проанализируйте виды собственной активности в течении рабочего дня, выделите социальные контакты и взаимодействия, а также социальные действия различных видов, укажите особенности их мотивации.

5. Одним из популярных способов повышения эффективности труда становится практика самоорганизации, аутоменеджмента. Одна из версий такой практики с эффектным названием «Взлом жизни», предлагает применить мышление программиста к повседневным делам. Познкомьтесь с ней (см. Искусство управления, № 6 (48), 2006, а также 43folders.com и lifehacker.com) и выскажите предположения о возможностях и ограничениях ее использования, систематизируя возможности и помехи психофизиологические, характерологические и собственно социальные.

6. Проведите наблюдение и составьте словарь невербальных символов симпатии и дружбы в молодежной среде (в коллективе предприятия, в деловых кругах). Проинтерпретируйте полученные результаты наблюдений в терминах символического интеракционизма.

7. Попробуйте предложить инструкцию успешных действия с использованием моделей социального взаимодействия. Что нужно учитывать актеру социального театра? Когда стоит задуматься о принципах социального обмена?

8. Познакомьтесь с методикой и проведите этнометодологическое исследование повседневной жизни. В представлении результатов покажите, какие формы регуляции повседневных действия выявлены? Какие из них имеют наибольшее значение?

9. Воспользуйтесь схемой системы действия как инструментом для описания предмета исследования по одной из тем студенческой жизни. Разработайте показатели для изучения условий действия и подсистем действия. Выскажите предположения о характере влияния условий действия и о состоянии подсистем действия на его результативность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.