Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии групповой работы




Метод оперативного решения проблем, мозговой штурм, применяется с 1938 года. Метод предполагает концентрацию усилий и увеличение интеллектуальной активности людей. Искусственность групповой работы состоит в специальном подборе людей для решения важной проблемы, задание определенного ритмаработы, требование соблюдения правил, например, запрет на критику любых идей в период их выдвижения. В работе группы первоначально исключается формирование лидерства, чтобы исключить конформизма и группового давления. Практика групповой работы показывает, что люди в группе выдвигают более смелые решения, чем работая в одиночку, поскольку действует принцип синергии творчества и эффект «сдвига риска».

Командная работа может рассматриваться как технология искусственного создания коллектива для выполнения работы в определенный период, для реализации проекта. Команды создаются для решения нестандартных задач, поиска принципиально новых решений. В ходе формирования команды предстоит определить назначение команды, сформировать ее цели, поставить задачи, определить роль команды, выработать групповые нормы и распределить обязанности. Элементами командообразования выступают миссия, цели, задачи, командные роли и нормы.

Миссия, или назначение, определяет причины су­ществования команды. Миссия устанавливает границы того, что будет или не будет делаться. Командная миссия, как правило, под­держивает организационное видение, которое выражает органи­зационные ценности и направления работы. Миссия отвечает на вопрос, почему команда существует.

Цели это конкретные конечные результаты или со­стояния, которые должны быть достигнуты командой для реали­зации ее миссии. На выполнение целей отводится определенное время, например 1 год или 5 лет. Цели соотносятся с тем, что команда собирается делать.

Задачи это действия, необходимые для достижения цели. При определении и распределении задач, используя инструмен­ты измерения, такие, как проценты, временные рамки, пропорции и т. п., необходимо установить, кто, что, как, где и когда будет де­лать. Формулирование задач включает рассмотрение вопроса о ре­сурсах, требуемых для выполнения задач. Задачи соотносятся с тем, как команда собирается достигать цели.

Распределение командных ролей является частью ра­боты, помогающей организации в достижении целей. На этом эта­пе определяется подход, необходимый команде для выполнения ее назначения, целей и задач, в соответствии с организационной миссией. Командная роль определяет рабочий подход, который ко­манда должна принять на себя как группа.

Для работы команду необходимы основополагающие правила или нормы, определяю­щие, как команда будет выполнять свою работу, и как члены ко­манды будут вести себя по отношению друг к другу. Любой команде необходимы нормы, точно устанавливающие ко­мандные процессы и определяющие формы совместной работы лю­дей.

Социальную природу команды подчеркивает такой признак ее успешной работы, одновременно и условие успеха, как коммуникация. Создание и функционирование команды требует постоянного обсуждения хода работы и результативности. Недопустимы как переход на личности, так и уклонение от отчетов об обязанностях. Свободное и заинтересованное обсуждение, готовность принять критику и поддержку – признаки эффективной команды.

Социологическая классика. Ч.Кули, исследование конформизма

 

Ч.Х.Кули (1864-1929), американский социолог и социальный психолог, автор теории «зеркального Я», один из основоположников теории малых групп, оказавший большое влияние на развитие интеракционистских конрцепций.

Кули рассматривал общество, социальные группы и индивида как единый живой организм, не тождественный, однако, организмам биологическим. «Социальное» и «индивидуальное» − две стороны целостности, в основе которой лежит сознание.

Объектом социологического анализа для Кули – опыт первичной группы, синтезирующей индивидуальное и общее сознание. Кули определяет конформизм как «стремление следовать стандартам, установленным группой» и «добровольное копирование общепринятых способов деятельности, отличающееся от соперничества и иных агрессивных форм подражания своей относительной пассивностью, нацеленное на то, чтобы быть как все, а не выделяться и придающее основное значение всему внешнему и формальному». Конформизм имеет преднамеренный, а не машинальный характер, т.е. связан с возможностью выбора вариантов поведения. Типичный пример группового принуждения своих членов во всем, отноительно чего у них нет четких личных интересов, Кули видит в выборе одежды для вечеринки. Выбор стандартно принятой одежды опрелеяется стремлением избежать любопытства, которое он вызовет, нарушив норму. Человек стремиться извежать неблагоприятного мнения, которое приписывает окружающим.

Конформизм – вариант сотрудничества, он функционален, как экономия энергии. В стандартах, навязываемых индивиду часто закреплены ценные плоды коллективной мысли, поэтому конформизм составляет необходимую основу жизни. Если конформизм тяготит гения, то его общее влияние на человеческую природу благотворно.

Нонкоформизм выражается в двух формах: протест или действие вопреки, отказ от общепринятых норм из духа противоречия и отказ от рутинных норм во имя каких-то новых и необычных. Тот, кто выбивается из «общего ритма как правила шагает под другую музыку. Среда, которая предлагает образцы, отнюдь неочевидна. «Группа, с которой мы себя отождествляем и стандартам которой стараемся соответствовать, избирается нами по внутренней склонности из множества всех доступных нам личных влечений. Всякий конструктивный нонконформизм состоит в подобном отбореблизких по духу взаимоотношений». Конформизм и нонконформизм – естественные и взаимодополняющие стороны человеческой деятельности.

О социологии Ч.Х.Кули см. подробнее: Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000 и Штомпка П. Социология.М., 2005. С.231-234.

Вопросы и задания для самостоятельного анализа

1. Я.Морено мечтал о максимальном совпадении формальных и неформальных структур не только в масштабах организаций, но и в обществе. Всегда ли целесообразно назначение неформального лидера руководителем? Сделайте заключение на основе анализа особенностей статусов и ролевых ожиданий.

2. В одной из организаций работницы отдела, 12-15 человек, активно общались во внерабочее время. Узнав о положительной роли эмоционального климата для трудовой деятельности, они переставили рабочие столы так, чтобы продолжать контактировать и во время работы. Однако через некоторое время их отношения начали портиться и вскоре отдел разрывали конфликты. Проанализируйте ситуацию в терминах групповой динамики и вынесите заключение о причинах происшедшего.

3. Всегда ли синергический эффект имеет положительное значение? Проанализируйте известные вам факты эффекта синергии и сделайте заключение и характере его появления и действия.

4. Опираясь на знание о структуре групп и социальном взаимодействии, разработайте рекомендации для новичка в трудовом коллективе.

5. Проанализируйте известные факты или, при наличии соответствующей задачи, организуйте мозговой штурм. Проанализируйте результативность работы в группе, факторы успеха или неудачи. Какие характеристики и признаки групп используются в групповых интервью (фокус-группах) и «мозговых штурмах»? Какие из них усиливаются, а какие минимизируются или исключаются? В чем состоит технологический характер использования групповой работы?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.