Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика культуры




В динамике культуры различают: 1) процессы, связанные с саморазвитием культуры: стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков); развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление); планомерное развитие; 2) изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами: заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание).

Французский исследователь культуры А.Моль предложил модель распространения культуры в современно обществе. Распространение культурных образцов представляет собой цикл, который начинается с индивидуального творчества, освоения новшества в микросреде, трансляции его средствами массовой коммуникации и выход в макросреду. Подробнее об этой модели см.: Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984.

Расширение культурных контактов в современном мире порождает проблемы культурной идентичности, конфликтов и сопоставимости культурных образцов. Культурная идентичность, т.е. осознание себя членом определенной культуры, возникает в процессе социализации, по мере овладения элементами культуры и по мере выработки осознанного отношения к ее ценностям. Важнейшим элементом культурной идентичности выступает язык. Формирование культурной идентичности – способ реализации интегрирующей функции культуры.

Многообразие культурных форм порождает проблему сравнимости этих форм. Этноцентризм и релятивизм − крайние позиции в отношении культурного многообразия. С точки зрения культурного релятивизма способы действия и мышления в каждом обществе можно понять только в собственном контексте, исходя из ее ценностей и норм, символов и значений. Толерантность включает во-первых, пассивное принятие разнообразия культур, пизнание их права на существование и, во-вторых, активное утверждение культурного разнообразия. Этноцентризм это убеждение в исключительности, особой ценности собственной культуры, ее превосходстве над другими культурами.

Многообразие культурных форм и динамика культуры порождает конфликт культур. Этот конфликт может выступать в форме аномии (нормативного хаоса), культурного запаздывания (развитие различных сторон культуры идет неравномерно, создавая зазор, лаг, между ними) и культурного влияния (навязывание ценностей и норм иной культуры).

Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.

Вопросы и задания для самостоятельного анализа по теме «Культура»

1. Опишите собственную повседневную жизнь и выявите языки, которыми вы пользуетесь в течении дня. Какие возможности открывает для вас знание этих языков? Каково назначение этих языков? Поставьте мысленный эксперимент на изъятие того или иного языка из использования и сделайте заключение о значении естественных и искусственных языков в системе культуры и жизни человека.

2. Опишите несколько эпизодов собственной учебной или производственной практики, выделите нормы, которые пришлось освоить и принять в ходе практики. Каково происхождение этих норм? Проведите мысленный эксперимент по изъятию этих норм из социальной и трудовой практики. Сделайте заключение о роли норм как элемента культуры.

3. Является ли социальным фактом молодежная субкультура? Воспользуйтесь элементами структурно-функционального анализа для выявления элементов молодежной субкультуры и сделайте заключение о существовании одной или нескольких молодежных субъкультур.

4. Проведите сравнительный анализ некоторых форм культуры, используя знания об основных элементах:

Форма Элемент Элитарная Народная Массовая Субкультура
Язык        
Ценности        
Нормы        
Образцы        

5. Известны ли вам примеры проявления конфликта поколений? Имеет ли такой конфликт биологическую или культурную природу? В зависимости от ответа на вопрос будут различаться меры профилактики. Дайте свой ответ на вопрос о природе конфликта поколений, его значении и возможной профилактике.

6. Выделите и проанализируйте культурные элементы в повседневной жизни. Выскажите предположения о происхождении самих элементов и о возникновении способов их объединения в культурные комплексы. Воспользуйтесь для этого методом сравнительно-исторического анализа.

7. Праздник – сложнейший культурный комплекс. Познакомьтесь с историей одного из народных праздников, выявите культурные элементы праздника. Подумайте, что связывает эти элементы в единое целое? На примере истории одного из праздников проанализируйте механизм динамики культуры.

8. Кино возникло как явление массовой культуры ХХ века. На примере истории кино выскажите предположение о влиянии технических и социальных факторов развития культуры.

9. Опишите явления технологической дисциплины и культуры труда. Сформулируйте для их описания соответствующие понятия. Используйте понятия для разработки карточки наблюдения трудового поведения.

10. Культура определена как система НЕприродной, НЕбиологической регуляции человеческой жизнедеятельности. Одним из ярких проявления культуры становится как раз отношение к природе. Попробуйте сформулировать критерии развития культуры по принципу отношения к природе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.