Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические типы систем стратификации




Тип системы Основа дифференциации Способы детерминации различий
Физико-генетическая Пол, возраст, физические данные Физическое принуждение, обычай
Рабовладельческая Права гражданства и собственности Право, военное принуждение
Кастовая Религиозное и этническое разделение труда Религиозный ритуал, этническая замкнутость
Сословная Обязанности перед государством Правовое оформление
Этакратическая Ранги во властной иерархии Военно-политическое господство
Классовая Размеры собственности Рыночный обмен
Социально-профессиональная Род занятий и квалификация Образовательные сертификаты
Культурно-нормативная Нормы поведения и стили жизни Моральное регулирование, подражание
Культурно-символическия Сакральное знание Религиозное, научное, идеологическое манипулирование

 

Разработано на основе: В.В.Радаев, О.И.Шкаратан. Социальная стратификация. М., 1996.С.50-58.

В теории социально-экономического разделения труда нарастание социальных различий и формирование стратификационной структуры общества связывают с системой общественного разделения труда и формированием социального неравенства. Общественное разделение труда предполагает распределение и закрепление занятий между участниками процесса общественного производства (в социологическом смысле общественное производство подразумевает воспроизводство обществом самого себя, т.е. производство необходимых для жизни материальных объектов, комплексов, идей, воспроизводства определенных отношений между людьми, а также восполнение самого населения). Виды общественного разделения труда: половозрастное разделение труда, предметная специализация и функциональное разделение труда (разделение производства и управления).

Социально-экономическая неоднородность труда, т.е. разделение труда на организаторский и исполнительский, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный, – один из источников социальных различий и социального неравенства. Не менее важен различный доступ к ресурсам собственности и власти. Собственность предполагает отношения между участниками процесса производства по поводу распоряжения, владения и присвоения средств производства и продукта труда. Власть - способность социальных субъектов определить цели и направления деятельности других субъектов в собственных интересах, а также распоряжаться ресурсами, формировать и навязывать нормы поведения, предоставлять привилегии. Престиж – сравнительная общественная оценка значимости того или иного занятия, той или иной социальной позиции.

Функциональная теория стратификации объясняет социальное ранжирование с помощью ряда тезисов: в индустриальном обществе аскриптивные критерии статусов сменяются достижительными ценностями, профессиональное распределение осуществляется через признание заслуг; статусу профессий и их функциональной значимости для общества соответствует материальное вознаграждение; высокое вознаграждение необходимо для побуждения к значимым работам; существует социальные консенсус относительно значимых профессий.

Вопросы и задания для самостоятельного анализа по теме

«Социальная дифференциация и стратификация»

1. Опишите одну из организаций, знакомых вам по собственному опыту, с использованием терминов теории стратификации. Какие статусы можно выделить в этой организации? Ранжированы ли эти статусы? Какие основание ранжирования можно выделить?

2. Выскажите предположение о факторах изменения социального портрета человека. Проверьте это предположение, используя метод социальной истории. Проследите изменения статусных портретов членов своей семьи и составьте график их динамики.

3. Исследуйте ролевые наборы членов своей семьи или своего дружеского круга. Воспользуйтесь для этого всеми параметрами статуса и формами выражения роли.

4. Факторы социальной мобильности действуют на макро- и микроуровне. Исследуйте действие этих факторов, используя данные социально-экономической статистики и материалы средств массовой информации, а также личные интервью и материалы семейных архивов.

5. Опишите образ жизни современного студента. Выделите наиболее важные для статуса студента виды жизнедеятельности. Выскажите предположение о соотношении общественного и личного в формировании образа жизни студента.

6. Существуют концепции, объясняющие происхождение бедности и безработицы особенностями поведения людей, их леностью и бесхозяйственностью. Действительно, бедность закрепляется как специфическая субкультура и имеет тенденцию воспроизводиться из поколения в поколение. Проведите собственный анализ проблемы бедности и выскажите свою точку зрения на причины этого явления и меры профилактики.

7. Перечислите и охарактеризуйте актуальные для современной России системы стратификации.

8. Назовите маргинальные слои современного российского общества. Приведите примеры социально-эффективного поведения маргиналов и примеры социальных дисфункций, связанных с маргинальностью.

9. Сформулируйте основные тезисы критики функциональной теории стратификации со стороны других социологических направлений.

10. Используйте тест самооценки для выяснения образа стратификации в создании студенческой молодежи. По материалам теста сделайте заключение об уровне самооценки и значении образа стратификации для социального самочувствия и мотивации индивидуальных действий.

Тема 6. Социальные институты, социализация и социальный контроль

Основные понятия: институциализация, социальный институт, признаки, функции и дисфункции социальных институтов, явная и латентная функции социальных институтов, формальные и неформальные институты; социализация, условия социализации, первичная и вторичная социализация, ресоциализация, агент социализации, этапы социализации, индивид и личность, социальная роль, содержание формы выражения социальной роли, ролевой набор, ролевая идентификация, ролевой конфликт; социальный контроль, социальные нормы и санкции, механизм социального контроля, девиация, аномия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.