Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции общественного мнения




Общественное мнение, его структура и функции

Общественное мнение – проявление общественного сознания, в котором отражается отношение (оценка) социальных групп к актуальным явлениям в соответствии с осознанным интересом. Термин "общественное мнение" впервые употреблен английским писателем Д.Солсбери в ХII веке для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. Значение общественного мнения часто характеризуют с помощью тезиса французского аббата Алькуэна (ХYШ в.): глас народа - Божий глас.

Как отражение определенной коллективной позиции, общественных отношений, в которые включены индивиды и группы, мнение возникает в связи с проблемами, представляющими актуальный коллективный интерес. Как совокупность оценок, представлений и суждений об общих делах мнение является одним из механизмов социальной регуляции.

Внутреннее строение общественного мнения включает рациональные, эмоциональные и волевые компоненты. Это строение, а также характеристики общественного мнения, могут изменяться в процессе его динамики.

Характеристики общественного мнения: распространенность, интенсивность (степень выраженности положительного или отрицательного отношения к проблеме), стабильность (в связи с устойчивостью интереса к проблеме и влиянием источников мнения), направленность (позитивная или негативная), компетентность (уровень осведомленности о проблеме), интеграция (связь с традицией, степень внутреннего единства суждений).

Динамика общественного мнения: возникновение проблемы, имеющий общественный интерес, затрагивающий интересы социальных общностей – знакомство с проблемой в непосредственном опыте и посредством массовой коммуникации – публичное обсуждение проблемы, выдвижение альтернативных суждений – формирование общественного мнения – распространение и функционирование мнения – угасание общественного мнения.

По воздействию на социальные институты:
экспрессивно-контрольная – выражение позиции населения по проблеме консультативная – выражение пожелания и совета относительно решения проблем директивная – вынесение решения по проблеме
По содержанию суждений:
оценочная – выражение отношения ааналитическая– анализ отношений и фактов конструктивная– предложение программ развития отношений и процессов регулятивная– Выработка и насаждение норм общественных отношений
По форме высказываний:
позитивная – предложение программ социальных процессов негативная – отрицание, негативное заявление
         

Вопросы и задания для самостоятельного анализа по теме «Социальная коммуникация и

общественное мнение»

1. Коммуникация буквально пронизывает нашу жизнь. Проанализируйте виды коммуникации, в которые вы включены в течение рабочего дня. Выделите элементы коммуникативных процессов, в которых вы участвуете.

2. Опишите себя в роли коммуникатора. К каким аудиториям и адресатам вы обращаетесь? Какие сообщения создаете и распространяете? Какими каналами передачи сообщения пользуетесь? Какие эффекты коммуникации вы предполагаете достичь?

3. Эффективна ли ваша коммуникация? По каким признакам вы можете судить об этой эффективности? С какими информационными барьерами может столкнуться коммуникатор и с какими сталкиваетесь вы?

4. Назовите эффекты воздействия массовой коммуникации на аудиторию и приведите примеры.

5. Как воздействуют средства массовой информации на сознание и поведении людей? Приведите примеры прямого и опосредованного воздействия.

6. Сталкивались ли вы со слухами? Каковы последствия их распространения? Охарактеризуйте условия распространения слухов и, опираясь на сведения о моли коммуникации, предложите меры их профилактики.

7. Назовите функции общественного мнения, приведите и проанализируйте примеры их реализации в современной общественной и политической жизни.

8. Повышение роли информации и средств массовой информации в жизни общества выражается, по мнению социологов, в том, что новое социальное неравенство вырастает в связи с доступом к информации и в связи с возможностью ею воспользоваться. Неизбежна ли поляризация общества по этому признаку? Возможно ли социально равенство в распределении информационных ресурсов?

9. Опишите средства создания сообщений. Используйте в сравнительном анализе тексты специальной литературы и массовых изданий.

10. Назовите условия формирования общественного мнения. Проанализируйте роль средств массовой информации (печати, телевидения, интернета) в создании и распространении мнений.

11. Подготовьте презентацию своей научной или практической работы, используя технологии передачи информации и сведения об эффектах коммуникации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.