Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Общество и социальные изменения




Основные понятия: общество, социальные отношения, сферы общественной жизни, функциональный подход, социальный конфликт, модернизация, индустриальное и постиндустриальное общество, традиционное и современное общество, социальные изменения, развитие и прогресс, мировая система, глобализация, социальные движения.

Социологическая классика. Ф.Тённис, исследование форм социальности

 

Фердинанд Тённис (1856-1936), немецкий социолог, один из основоположников социологии в Германии и основателей Немецкого социологического общества. Известный как социолог эмпирик и организатор крупных социографических обследований, в историю социологии Ф.Теннис вошел благодаря своей главной книге, «Община и общество», (1887).

В основу социальной связи Теннис кладет волю, тип воли определяет и тип связи. Собственно социальное возникает тогда, когда люди находятся в состоянии взаимоутверждения. Теннис различает «сущностную» и «избирательную» волю. К первому типу он относит все эмоциональные, полуинстинктивные влечения и побуждения. Сущностная воля предстает в формах инстинктивных влечений, привычек и памяти. Мышление приводит побуждения к действию в систему, выстраивает иерархию целей. Избирательная воля предстает в формах свободного поведения и отдельных действий. Ее выражение – устремления людей.

Типы и формы воли находят выражение в деятельности, это и определяет основную типологию социальности: сообщество или община (Gemeinschaft), где господствует первый тbп воли, и общество (Gesellschaft), где господствует второй. Отношения «общинного» типа представляют семья, соседство и дружба, а отношения общества – экономический обмен. Различия типов социальности выражаются и в различиях образа индивида: ориентированного на социальное целое или индивидуального; в различиях основной формы богатства: земля или деньги: в различиях социального контроля: обычаи, нравы, религия и законы, общественное мнение.

Основная идея Тенниса состояла в вытеснении социальности «общинного» типа социальностью «общшественной».

►Подробнее о социологии Ф.Тённиса см.: Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология.СПб, 1996.

1. Понятие и основные подходы к определению общества

Представители функционального подхода, Н.Смелзер и Э.Шиллз, определяют общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, обладающее: собственной территорией и названием; системой кровно-родственных и брачных связей и пополняющееся за счет детей своих членов; системой управления; системой культуры; существующее дольше средней продолжительности жизни отдельных членов и не выступающее частью другого целого.

В рамках системного подхода общество – социальная система, обладающая относительной самодостаточностью и равновесием, совокупность устойчивых взаимозависимостей между людьми, результат развития социальных взаимодействий. Изучение общества предполагает использование системных принципов иерархичности (рассматривать каждый элемент как систему, а систему – как часть более широкой системы); взаимозависимости системы и среды (необходимость взаимодействия общества и природы, необходимость обмена между отдельными обществами, неизбежность информационных обменов); целостности (зависимость каждого элемента, свойства и отношения от места и функций в составе целого); структурности (описание через установление связей и отношений) и множественности описания (необходимость построения множества моделей для описания сложных систем).

Выяснение качественного своеобразия общества в рамках а даптивно-деятельностного подхода предполагает постановку вопросов: на что направлена деятельность людей? Кто действует? Как осуществляется деятельность? Последовательные ответы на эти вопросы позволяют определить общество, во-первых, как процесс общественного бытия людей, процесс общественного производства; во-вторых, как совокупность всех способов и форм взаимодействия людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в-третьих, как структуру связей и отношений.

Социологическая классика. К.Маркс, структурализм и диалектика в анализе общества

 

Карл Маркс (1818-1883 теоретик и практик революционного рабочего движения, философ, социальный и политический мыслитель.

"Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" - Маркс рассматривал социальные целостности как совокупности отношений, составляющих структуры, внутри которых осуществляются человеческие намерения и совершаются человеческие действия.

Важнейшим основанием формирования социальных связей для Маркса была собственность на средства производства, а важнейшую структуру общества составляли производственные отношения.

Основные положения теории общественно-экономических формаций Маркса часто цитировал и он сам: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.