Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основатели социологии. Герберт Спенсер, эволюционная теория общества




 

Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог, представитель позитивизма и эволюционизма.

Главный труд Спенсера, «Основания социологии», представляет идеи социальной эволюции и органицизма, систематической аналогии между биологическими и социальными организмами. Общество, по Спенсеру, это социальный организм, целостность, состоит из трех взаимозависимых «систем»: регулятивной, производящей и распределительной.

Сущность эволюции заключается в даух взаимосвязанных процессах: дифференциации и интеграции. Дифференциация означает движание от простых неразделенных целостностей к сложным и разнообразным. Интеграция состоит в отборе устойчивых отношений между частыми целого. Спенсер, получивший инженерное образование, многое заимствовал из естествознания и отстаивал единство законов эволюции для всех форм движения материи.

Аналогия общества с организмом не абсолютна: общество как социальный организм, не должно подчинять отдельную личность. Сущность прогресса состоит в переходе от общества, подчиняющего личность к обществу, служащему составляющим его индивидам. Высшую цель прогресса Спенсер видел в развитии личности.

Спенсер способствовал распространению термина «социальный институт» и идеи организации общества как совокупности социальных институтов. Анализируя «регулятивную систему», Спенсер выделяет механизм «социального контроля», одним из видов которого является политическое управление. По Спенсеру, социальный контроль держится на «страхе перед живыми и перед мертвыми». Страх перед живыми поддерживает государство, а перед мертвыми – церковь. Социальный контроль в повседневной жизни поддерживают «церемониальные институты», регулирующие общение с помощью символов статуса и ранга, культивируя субординацию.

Многие идеи Спенсера заимствованы представителями структурно-функционального анализа.

1. Понятие, признаки и динамика социальных институтов

Понятие социального института используется в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные стороны человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей. В институциональной традиции, восходящей в Г.Спенсеру, понятие социального института выражает упорядоченность социальной жизни и включает группу людей, объединенных для выполнения некоторых функций и включенных в организованную систему поведения и отношений.

В традиции деятельностного подхода институт рассматривается как исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, обеспечивающая устойчивость социальных связей и удовлетворение базовых потребностей социальных групп, индивидов и общества. В основе возникновения институтов – общественная потребность, для удовлетворения которой необходима деятельность и предмет.

Выделяют важнейшие роды потребностей, обеспечивающих нормальное воспроизводство социальных общностей: в простом или расширенном демографическом воспроизводстве, в производстве и распределении материальных благ, услуг и информации, необходимых для выживания, в познании и самопознании, коммуникации, воспитании и обучении детей, в обеспечении безопасности и контроля. В соответствии с этими родами потребностей различают и основные комплексы социальных институтов: экономические, политические, институты родства и брака, институты культуры и образования. Различают также институты формальные и неформальные. Например, юстиция – пример формального института, а дружба – неформального.

Процесс образования социального института, институциализация, обусловлен необходимостью упорядочения совместной деятельности и подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение предсказуемое, ожидаемое, регулируемое. Выделяют пять этапов процесса институциализации:

  Возникновение общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий →
  формирование общих целей →
  появление специальных норм в ходе стихийного взаимодействия, методом проб и ошибок →
  появление процедур, связанных с поддержанием норм, и санкций для их поддержания, их принятие и практическое применение →
  создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института

Признаками института являются цель деятельности, конкретные функции для достижения этой цели, набор социальных статусов и ролей, система норм и санкций, регулирующих поведении и материальные условия осуществления совместной деятельности. В каждом институте можно выделить внешнюю материальную сторону, – совокупность лиц и учреждений, и внутреннюю, содержательную – совокупность образцов поведения и использования ресурсов.

Главная функция института – удовлетворение конкретной общественной потребности. Функцией, функциональными, в традиции Мертона, называют такие последствия действий социального института, которые повышают его устойчивость и адаптацию. Напротив, дисфункцией, дисфункциональными, называют последствия, снижающие устойчивость и адаптацию.

Дисфункции могут сказываться как в сфере внешней, формальной, так и в содержательной деятельности института. Внешне дисфункция может проявиться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, организационных недостатках. С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в утрате цели, неясности функций, падении социального престижа и авторитета института. Дисфункции обнаруживаются при утрате его существенного качества – деперсонализации деятельности (т.е. состояния, когда выполнения функций института начинает зависеть от особенностей личности, ее склонностей, интересов, предпочтений).

Явные функции социальных институтов определены, во-первых, их целями, и, во-вторых, обеспечением совместной деятельности людей. Это ожидаемые и необходимые функции. К таким функциям относят: закрепление и воспроизводство общественных отношений, регулирование отношений между членами института, интеграцию членов института и общества, трансляцию социального опыта. Латентные или скрытые функции институтов относят к непреднамеренным последствиям действия институтов.

Динамику и пластичность социального института можно наблюдать на примере семьи, древнейшего института, первоначально связанного с удовлетворением всех основных потребностей сообщества людей. Развитие этого института демонстрирует и многообразие культурно-исторических форм, и вечность базовых потребностей человеческого сообщества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.