Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции культуры и многообразие культурных форм




Функции культуры. 1. Коммуникативная функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта, в том числе межпоколенческого, и передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Осуществление такой функции позволяет определить культуру как особый способ наследования социальной информации. 2. Регулятивная функция связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями. 3. Интегрирующая функция связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем. Анализ функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Способность формировать культуру как систему неприродной регуляции это проявление интегрального свойства социальных систем.

Культурные универсалии и многообразие культурных форм

Американский этнолог (специалист по сравнительному исследованию поведения высших животных) Дж. Мердок, собирая материалы о традиционных и модернизированных культурах, попытался выделить общие ферты, свойственные всем культурам, культурные универсалии. Гигантский исследовательский проект привел к выводу: существуют только две общие культурные установки, присутствующие во всех исследованных обществах: правило «не убий» и запрет на кровосмешение. В расширенном варианте культурными универсалиями считают совместный труд, спорт, образование, наличие ритуалов, системы родства, правила взаимодействия полов, язык. Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем "Восток"-"Запад", национальной культуры и субкультур.

Таблица. Культурные суперсистемы

Восток Запад
Отношение к человеческой личности, индивидуальной жизни
Подчинение индивида жизни социального целого, приоритет государства, семьи, фирмы, ориентация на жизнь вечности, в роде; личность реализуется в общении, через коллектив Индивидуализм, восходящий к тезисы «Человек есть мера всех вещей», личность – замкнутая единица с самодовлеющим сознанием и опытом
Отношение к миру
Ориентация на традицию, обычай; идеи «недеяния» и отрешения Развитие формальных норм; Отношение к миру как арене индивидуальных действий, активность по отношению к условиям своего существования
Отношение к возможностям разума
Интуитивное познание целого, созерцание, единство знания и бытия Аналитическое знание, рациональность, практицизм, противопоставление знания и бытия

По способу производства культурных ценностей различают нородную, элитарную и массовую культуру. Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной практической жизни. Элитарная культура создается профессионалами, ее ценности ориентированы на определенную аудиторию. Массовая культура, феномен общества XX века, создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Типичным явлением массовой культуры ХХ века было кино в момент своего появления. Затем, по мере роста технических возможностей и мастерства создателей картин, кино приобрело элитарный характер. Возникновение массовой культуры не случайно: прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий), индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов), прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха).

По степени распространенности и характеру ценностного ядра различают доминирующую культуру и субкультуры и контркультуры. Совокупность образцов поведения, приняты большинством сообщества, называют доминирующей культурой. Субкультура - часть культуры, присущая определенной социальной или профессиональной группе. Сфера появления субкультуры наглядна в языке, где принимает форму жаргона (например, профессиональная субкультура и профессиональный жаргон). Термин контркультура относится к субкультурам, которые не только отличаются от общепринятой, но и отрицает ее по сути (например, контркультурой по отношению к буржуазному обществу били хиппи 60-х годов ХХ века).

Социологическая классика. Маргарет Мид, культурные различия гендерных ролей

 

Маргает Мид (1901-1978), американский антрополог, деятель пацифистского, антирасового, экологического движений. Широкую известность получили работы М.Мид, посвященные исследованиям архаичных культур с использованием кино- и фотоописаний, тестов. Центральным в концепции Мид является тезис о культурном характере как совокупности закономерностей психической жизни, обусловленных культурой.

Сенсационными в тридцатые годы стали публикации об исследовании на островах Самоа: отсутствие в архаичной культуре конфликтов подросткового возраста заставило предположить, что такие конфликты в странах Запада имеют социальную, а не психофизиологическую природу. Столь же сенсационными стали результаты исследования гендерных ролей (образцов поведения для мужчин и женщин) в племенах Новой Гвинеи. Племена, проживающие в сходных природных условиях демонстрировали совершенно различные образцы одобряемого поведения мужчин и женщин.

Арапеши были миролюбивым народом, занятым садоводством, охотой и воспитанием детей. В общих делах мужчины и женщины объединялись, причем главным делом и смыслом жизни считалось воспитание нового поколения. Важность отношения к детям закреплена в языке: выражение «родить ребенка» употребляется одинаково по отношению к отцу и матери. Дети растут, чувствуя нежную заботу родителей. Деля работу поровну, никто не хочет быть главным в организации сложных церемоний.

Мундогоморы, племя охотников и собирателей, мужчины и женщины которого одинаково враждебны, ревнивы, агрессивны и жестоки по отношению друг к другу и детям. Эту враждебность усиливает обычай кровосмешения и продажи детей. Отрицательный опыт накапливается у детей с момента рождения: их носят в неудобных жестких корзинах, а едва начав ходить они предоставлены сами себе.

Тчамбули считают, что мужчины и женщины отличаются друг от друга, но представления о различиях прямо противоположны западным: женщины тчамбули ведут все дела, занимаются ткачеством и торговлей, в то время как мужчины украшают себя, занимаются искусством и подготовкой праздничных церемоний. Женщины ладят с мужчинами, но относятся к ним покровительственно.

► Подробнее об исследованиях М. Мид см.: Н. Смелзер, С. 337-339




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.