Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы. Фрейд: трансперсональные аспекты психоанализа




Теория

Фрейд: трансперсональные аспекты психоанализа

Темы для докладов и рефератов

  1. Прагматизм У.Джеймса.
  2. Теория личности У.Джеймса.
  3. Психология сознания У.Джеймса.
  4. У.Джеймс как предтеча трансперсональной психологии
  5. Мистический опыт: основные качества

 

Рекомендуемая литература

 

  1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – СПб.: Андреев и сыновья, 1993. – 418 с.
  2. Джемс У.Научные основы психологии. М.,: Харвест, 2003 - 528 с.
  3. Фрейджер Р. Уильям Джеймс и психология сознания. М.: Прайм-Еврознак, 2007 – 123 с.

Даже беглый взгляд на западную психологию обнаруживает фундаментальные разногласия относительно основополагающей динамики человеческого ума, природы эмоциональных расстройств и техник психотерапии. Это относится не только к школам, которые возникли на базе таких априорно несовместимых философских подходов, как бихевиоризм и психоанализ, но также и к тем направлениям, основатели которых начинали, исходя из тех же или очень схожих посылок. Лучше всего это видно на примере сравнения теорий классического психоанализа, сформулированных Зигмундом Фрейдом, и концепций Альфреда Адлера, Вильгельма Райха, Отто Ранка и Карла Густава Юнга; все они вначале были его поклонниками и преданными учениками, а затем создали свои собственные школы, критикующие классический психоанализ.

Взгляды относительно психодинамики еще более усложняются, если учесть психологические системы, созданные духовными традициями Запада и Востока. Среди них можно назвать различные формы йоги, дзен-буддизма, випассану, ваджраяну, даосизм, суфизм, алхимию или каббалу. Существует огромный разрыв между большинством западных психотерапевтических школ и этими утонченными, изысканными теориями ума, сформировавшимися в результате многовековых глубинных исследований сознания. И все же существует преемственность между психоанализом, аналитической психологией Юнга и транперсональной психологией. Все они принадлежат той традиции европейской психологии ХХ века, которая называется глубинной психологией.

Самой влиятельной фигурой, оказавшей действие на все развитие гуманитарных наук 20-го столетия, вне сомнения была личность Зигмунда Фрейда. Любая теоретическая система, которая появилась во время жизни этого воистину великого психиатра, психолога и философа науки, находилась во взаимосвязи с его теоретическими и практическими исследованиями.

Сеансы гипноза, проводимые с истерическими больными Жаном Мартином Шарко в парижской больнице Сальпетриер, а также исследования гипноза, проводимые в Нанси Ипполитом Бернгеймом и Амбруазом Огюстом оказали глубокое влияние на профессиональное развитие Зигмунда Фрейда. Во время своего учебного путешествия во Францию Фрейд посетил группы Шарко и Нанси, где научился использованию гипноза. Он применял полученный навык в своих ранних исследованиях бессознательного пациентов. Ранние аналитические рассуждения Фрейда были вдохновлены его работой с одной пациенткой, страдавшей истерией, которую он лечил совместно со своим другом Джозефом Брёйером. Эта пациентка, которую Фрейд в своих работах называет мисс Анна О. переживала эпизоды спонтанных необычных состояний, в которых она постоянно возвращалась в детство. Возможность наблюдать переживание травматических воспоминаний, происходившее в этих состояниях, а также психотерапевтические эффекты этого процесса оказали глубокое влияние на становление идей Фрейда.

Однако ввиду многих причин, Фрейд в дальнейшем радикально изменил свою стратегию. Он отказался от использования гипноза и переместил акцент от непосредственных переживаний к свободным ассоциациям, от действительной травмы к фантазиям по поводу эдипова комплекса, от сознательного переживания и эмоционального отреагирования бессознательного материала к динамике переноса. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти перемены были неудачными: они ограничили западную психотерапию и задали ей на последующие пятьдесят лет неправильное направление (Гроф, 1994). В результате, психотерапия первой половины двадцатого века стала практически синонимом беседы – разговорами один на один, свободными ассоциациями психоанализа и снятием поведенческих обусловленностей.

Как только психоанализ и другие формы вербальной психотерапии набрали силу и завоевали репутацию, статус непосредственного эмпирического доступа к бессознательному драматически изменился. Необычные состояния, ранее считавшиеся потенциально лечебными и способными предоставить ценную информацию о человеческой психике, стали связываться с патологией. С тех пор основным методом лечения этих состояний, если они возникают спонтанно, стало их подавление любыми средствами. Прошло много лет с тех пор, как специалисты начали вновь открывать ценность необычных состояний и непосредственных эмоциональных переживаний.

После отказа от применения гипноза Фрейд разрабатывает основной психоаналитический метод – метод свободных ассоциаций. В это время формируются основные положения фрейдовского учения о бессознательном: понятие о сопротивлении и учение о вытеснении, представление об основных типах влечений и стадиях их развития, понятие так называемого “Эдипова комплекса” и т.д. Принципиальное значение приобретает анализ так называемого феномена переноса. После 1914 года происходят изменения и дополнения в учении о влечениях, вводится представление о двух основных влечениях: “Эросе” и “Танатосе”. Принимает окончательный вид представление об основных инстанциях личности: “Я”, “Оно” и “Сверх-Я”. Таким образом, к двадцатым годам нашего столетия психоанализ сложился как принципиально законченное представление о структуре и функционировании психического.

Классический психоанализ исходит из того, что травматические переживания, аффективные переживания, неисполнившиеся желания, конфликты и т.д. не исчезают бесследно из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую деятельность, проявляясь часто в зашифрованной, замаскированной форме в виде символов, невротических симптомов. Они рассматриваются Фрейдом как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней цензурой сознательного “Я”. Такого же рода компромиссные психические образования Фрейд видел в сновидениях и ошибочных действиях (оговорках, описках, забывании слов, впечатлений и намерений, знаний и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели Фрейда за пределы собственно психиатрии и поставили проблему связи между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других существуют общие психические механизмы символизации, замещения, компенсации (Фрейд 1991, 1993).

Согласно Фрейду, каждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах:

- динамическом (как продукт взаимоотношений разных сил);

- энергетическом (энергетические взаимоотношения в реальном психическом процессе);

- структурном (место и роль сознательного, предсознательного и бессознательного: “Оно”, “Я”, “Сверх-Я”).

Для демонстрации рассмотрим динамику двух основных влечений человека: влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос).

Влечение к жизни (Эрос) действует по принципу наслаждения и стремится к упрочнению целостности жизни. Танатос стремится к возвращению в бессознательное состояние, предшествующее рождению, и действует по принципу нирваны. В своей активности оба основных влечения сталкиваются с внешним миром, который для них слишком беден и враждебен, чтобы обеспечить непосредственное удовлетворение влечения к жизни, он провоцирует существенные изменения основных влечений, происходящие на основе их переориентации и торможения. Результат – заторможенное, отсроченное, основанное на замещении, но лишь благодаря этому относительно надежное и приносящее пользу удовлетворение влечений. Динамика влечений, таким образом, выступает как борьба между Эросом и Танатосом, Эроса с внешним миром и Танатоса с внешним миром.

Учение о различных формах и проявлениях психической энергии было разработано еще в 90-е годы позапрошлого века. Фрейд считал: основная психическая энергия заключена в “либидо”. Учение о психической структуре Фрейда сводится к следующему: психика как некая целостность состоит из трех структур – “Я”, “Оно”, “Сверх-Я”.

Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование “Оно”. Это резервуар психической энергии, где локализованы все основные влечения, стремящиеся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики лишена контакта с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой.

Вторая психическая структура – “Я”, формируется как оттиск внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. “Я” формируется, по мнению Фрейда, под влиянием механизма идентификации. “Я” – посредник между “Оно” и внешним миром, влечением и удовлетворением. “Я” руководствуется принципом реальности, сдерживает бессознательный натиск “Оно” с помощью защитных механизмов, таких, как вытеснение, проекция, регрессия, реактивное образование, идентификация, инверсия.

“Сверх-Я” формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных табу и поощрений и выступает как источник моральных установок личности. “Сверх-Я” функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть, вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности.

Самой красивой метафорой, которая показывала роль личности в функционировании целостной психики, была метафора айсберга. При этом лишь надводная часть этой ледяной глыбы сопоставлялась с Эго, а основная же масса – с бессознательными Ид и Супер-Эго. Даже эта метафора показывает, что предмет исследовательского интереса Фрейда не ограничивается функционированием Эго, а многие феномены, обозначенные им, такие, как либидо, травма рождения, Тонатос, Эрос, мифологические протосценарии, имеют поистине интерперсональное и трансперсональное звучание.

Экспериментальные данные, полученные С. Грофом во время исследований по психоделической терапии в Праге, показали, что при глубоких переживаниях, связанных со смертью и биологическим рождением, система Фрейда становилась бесполезной для понимания происходивших процессов. Определенные аспекты процесса смерти-возрождения, особенно значение смерти и кризис смысла, можно было интерпретировать уже с точки зрения экзистенциалистской философии и психотерапии. Безудержная энергетическая разрядка и последующее разрушение мышечной “брони”, происходящие в менее выраженной форме на биографической стадии, достигают в ходе перинатальных процессов крайней интенсивности. И, например, для работы с такими аспектами психоделического опыта могут быть чрезвычайно полезны терапевтические приемы и концепции, разработанные Вильгельмом Райхом, (Гроф, 1994).

По мнению Грофа, основная проблема западной психотерапии, заключается в том, что по разным причинам отдельные исследователи сосредоточили свое внимание преимущественно на одном определенном уровне сознания и обобщили результаты, распространив их на человеческую психику в целом. По этой причине они заблуждаются в главном, хотя могут получать полезные и довольно точные описания уровня, с которым работают, или одного из основных его аспектов (Гроф, 1994, 1996).

Одновременно следует отметить, что вклад психоанализа в развитие трасперсональной психологии огромен. Чтобы понять это, следует еще и еще раз перечитывать и осмысливать великое наследие Фрейда из точки трансперсонального понимания психологии.

Фрейд был выдающимся пионером в расширении границ человеческой психической реальности. Вне сомнения его героические попытки тотального расширения модели мира европейского мышления не всегда удачны, но вне сомнения благородны и искренни.

 

Мы чрезвычайно хорошо представляем, что как теория, так и практика великого Фрейда недоступна в пределах этой книги. Это особенно касается психоаналитического метода, которым пользовался сам Фрейд. Обладая гениальной эрудицией в истории культуры, знанием мифологии и символики, он в текстах анализа обильно обращался к тому, что затем было обозначено трансперсональным. Но мы не можем обратиться к этим текстам в силу ограниченности объема этой книги. Тем более – сами Фрейдовские сессии нуждаются в дополнительном анализе чтобы показать, какую роль он отводил трансперсональным измерениям бытия человека.

Поэтому мы хотим вам дать возможность войти в психоаналитическую практику через свой опыт.

Для этого предлагаем ряд упражнений, которые изложены в книге Дж.Фейдимена и Р.Фрейгера «Теория и практика личностно-ориентированной психологии» (М.1996, С.54-57).

Воспоминания детства

Фрейд обнаружил, что воспоминания детства часто указывают на личные проблемы в настоящем. Эти упражнения дадут вам возможность приступить к оценке этой мысли.

1. Разделитесь на пары. Решите, кто будет говорить, а кто записывать. Позже вы поменяетесь ролями, так что не беспокойтесь о том, кто будет первым.

2. (Для говорящего). Сядьте так, чтобы не смотреть на записывающего. Вам дается пять минут, чтобы найти свое самое, раннее воспоминание, или одно из очень ранних. Расскажите его записывающему. Чем более ясно и живо вы можете его воспроизвести, тем больше вы получите из этого опыта. Если вы вспомните что-то еще, связанное с тем воспоминанием, о котором вы рассказываете, позвольте себе упомянуть это.

3. (Для записывающего). Ваша задача состоит в том, чтобы делать заметки по мере того, как ваш партнер рассказывает вам о прошлых событиях. Отмечайте отсылки к случаям в последующей жизни. Обратите специальное внимание на то, какую важность ваш партнер придает тем или иным аспектам воспоминаний. Отмечайте различия в чувствованиях, выражаемых вашим партнером. Если хотите, можете пользоваться фрейдовскими терминами, описанными в этой главе, делая свои заметки. Сознавайте возможные защитные механизмы, которые ослабляют или притупляют воспоминание.

4. Через пять минут остановитесь и без обсуждения упражнения поменяйтесь релями. Снова один рассказывает, другой записывает.

5. Через пять минут остановитесь и подумайте о том, что вы рассказали, и что услышали.

6. Обсудите свои заметки друг с другом. Укажите импликации и связи друг другу, если вам кажется, что это может быть полезным. Попробуйте связать аспекты воспоминаний с тем, как вы сейчас живете, или как вы реагируете па ситуации, похожие на то, о чем вы вспоминали.

Примечание. Если один из вас начинает смущаться или раздражаться во время обсуждения, просто возьмите заметки о вашем воспоминании, поблагодарите партнера», и работайте самостоятельно.

Есть ли паттерны в вашей жизни?

Фрейд предполагает, что наши отношения в настоящий момент связаны с нашими отношениями с родителями. Вот способ проверить это предположение.

1. 1. Составьте список людей, которые вам более всего нравились, или которых вы больше всего любили в течение вашей жизни — исключая родителей. Мужчин и женщин перечисляйте отдельно.

2. Перечислите нравящиеся вам и не нравящиеся стороны этих людей.

3. Отметьте, подумайте или запишите, что есть общего в вашем списке, и что различается. Есть ли что-нибудь общее у всех женщин и что-то другое общее всем мужчинам. Нравятся ли вам люди определенного типа?

II. 1. Перечислите нравящиеся вам и не нравящиеся характеристики ваших родителей, каковы они сейчас.

2. Перечислите нравящиеся вам и не нравящиеся характеристики ваших родителей, как они представлялись вам в детстве.

III. Сравните, сопоставьте и противопоставьте список характеристик ваших родителей с характеристиками ваших друзей.

2. Рассмотрите, обсудите или запишите,.замечаете ли выв своей жизни какие-нибудь отношения между качествами ваших родителей и ваших друзей.

Дневник снов

1. Держите стопку бумаги около постели. Утром, прежде чем вы начнете делать что-нибудь еще, сделайте краткие заметки по поводу своих снов. (Даже если вы не запоминали сны раньше, эта процедура может помочь вам вспоминать их. В группах студентов, где это задание.было обязательным; через несколько дней все начали регулярно вспоминать свои сны),

2. Позже, в течение дня, запишите сон полностью.

3. Попробуйте понять, что различные аспекты вашего сна могут означать. Обратите внимание на те фрагменты, которые кажутся частью «дневного остатка». Есть ли в сне какие-нибудь части, которые бы отражали ваши желания или ваше отношение к другим? Кажутся ли ваши сны осмысленными вам самим?

Какие ассоциации вызывают у вас определенные аспекты сна? Посмотрите, не указывают ли эти ассоциации на возможное значение сна. Как могут ваши сны быть попытками •«исполнения желаний»?

4. Ведите этот дневник в течение нескольких недель. Когда вы прочтете следующие главы этой книги, вы узнаете о других точках зрения на сновидения. Время от времени проглядывайте этот дневник и посмотрите, не возникли ли у вас новые интерпретации. Находите ли вы возвращающиеся темы или паттерны в своих снах?

 

Механизм защиты.

1. Вспомните время или событие, которые были психологически болезненными — может быть, смерть близкого друга или родственника, или глубокое унижение, или когда вас побили, или застигли на месте преступления.

2. Отметьте прежде всего отсутствие интереса к тому, чтобы ясно вспомнить это событие, сопротивление против того, чтобы говорить о нем. «Я не хочу этого делать. Я могу пропустить это упражнение, это и так понятно. Зачем мне нужно опять об этом думать?»

3. Если можете, преодолейте начальные защиты актом воли и вспомните событие. Вы можете обнаружить вновь связанные с ним сильные чувства.

4. Если трудно оставаться сосредоточенным на воспоминании, отметьте вместо этого те пути, по которым ваш ум, отклоняет внимание на сторонние пути. Видите ли вы, как именно вы избегаете психического напряжения?

 

Психосексуальные стадии

Следующие упражнения — это способы сосредоточить внимание на мыслях, отношениях, представлениях и чувствах, характерных для определенных стадий развития. Упражнения не столько входят в теорию, сколько в род опыта, ведущий к развитию теории.

Оральная стадия

Возьмите детскую бутылочку с соской. Наполните ее молоком, водой или фруктовым соком.

В одиночестве, или с другими участниками упражнения, пососите из бутылочки. Сознавайте ваши реакции. Вызывает ли это — или даже сама мысль об этом — какие-нибудь воспоминания или чувства? Когда вы продолжаете это делать, какие позы вам кажутся наиболее удобными? Дайте себе пережить ваши реакции, не ослабляя и не притупляя их.

Сравните свои реакции с другими. Одинаковы, похожи ли реакции мужчин и женщин?

Анальная стадия

Постарайтесь лучше осознать, каким образом потребность уединения определяет архитектуру и устройство общественных бань, туалетов; вашей домашней ванны. Понаблюдайте за собственным поведением в студенческой мужской или женской комнате. Стремитесь ли вы к уединению настолько, чтобы не встречаться ни с кем глазами, или ни на кого вообще не глядеть?

Можете ли вы представить себе уринацию на людях? В парке? У дороги? В лесу?

Многие люди очень сильно обусловлены в своем «туалетном» поведении. У некоторых, например, есть привычка читать, сидя над унитазом. Какой может быть цель такого поведения? Попробуйте поделиться некоторыми из ваших наблюдений с другими. Сознавайте ваши сопротивления при разговорах об этом упражнении.

Фаллическая стадия

Можете ли вспомнить ваши первоначальные представления о половых органах? Можете ли вы вспомнить, что говорили вам о них родители? (Женщинам). Можете ли вы вспомнить мысли или идеи относительно мальчиков и их пенисов? (Мужчинам) Можете ли вы припомнить страх, что вы можете лишиться пениса?

Если у вас нет воспоминаний такого рода чувств, достаточное ли это основание для ^ого, чтобы полагать, что у вас но было такого рода чувств в то время?

Генитальная стадия

1. Запишите ложную информацию, которую вы получали относительно сексуальных вопросов, которая позже была исправлена (Например: тебя принес аист; тебя купили на рынке; каждый раз когда совершается половой акт, это ведет к беременности, и т. д.).

2. Изменил ли ваш первый сексуальный опыт ваши представления и ваше отношение к сексуальности? Или усилил существование у вас представления? Что вы чувствуете по поводу вашего первого сексуального опыта? Относитесь ли вы к этому сейчас иначе? Можете ли вы соотнести свое нынешнее отношение к сексуальным проблемам и более ранние отношения и представления?

Вопросы и задания.

6. Роль психоанализа в трансперсональном движении

7. Эволюция идей З.Фрейда

8. Картография психического З.Фрейда.

9. Основные аспекты психической жизни

10. Эрос и Тонатос

11. Основные методы исследования и терапии

12. Стадии психосексуального развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.