КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К.Д. I унии. К.П. Некрасива 1 страница
«Споим открытием Ниише. булто во сне. угадал способ, как парить над землей, едва касаться ее. пританцовывая возвращать на поверхность чудит глубины и формы небес Правда, он был одержим иной, куда более грандиозной, но В ю же время и более опасной иелыо: он считал, что открыл новые пути исследования глубины, пролил на нее новый свет, услышал в ней тысячи голосов и заставил их все говорить - и его не ггутад риск кануть в эту глубину, которую он нашел и о которой поведал людям, как никто и никогда до него Он не смог удержаться на хрупкой поверхности, которой сам же рассек людей и богов. Возвращение в бездну, которую сам возродил и заново откопал. - вот где совершенно по-своему погиб Ниише*||:. Мир. с точки зрения Фуко, состоит из наложенных одна на другую поверхностей или страт, или архивов. Поэтому мир и есть знание. Но всякое знание подчинено жесткому разделению — мы можем либо мыслить (говорить), либо видеть, т.е. в каждой страте есть высказываемое и зримое (Свет и Язык), две не сводимые друг к другу формы знания. Человек погружается то в одну страту, то в другую, пытаясь достичь внутренней области мира. И в то же время мы пытаемся подняться над стратами, чтобы достичь внешнего, какой-то воздушной стихии, «нестратнфииировапной субстанции», с помощью которой можно объяснить, каким образом две формы знания могут переплетаться в каждой Страте. Это неоформленное внешнее есть битва, оно похоже на зону турбулентности или урагана, где мечутся отдельные точки и завязываются отношения между ними. Страты лишь собирают и способствуют затвердению визуального краха и звучного эха разворачивающейся наверху битвы. Но наверху у сингулярностей нет формы, они не являются ни зримыми телами, ни говорящими личностями. Мы входим в зону смутных двойников и частичных смертей, возникновений и исчезновений. Такова микрофизика мира, которая обычно не замечается и не учитывается, ибо взгляд исследователя всегда или ишет глубину, иди заворожен этой почти гейзенберговской неопределенностью — видеть или говорить. «И как можно не чувствовать, что наша свобода и сила обитают не в божественном универсуме и не в человеческой личности, а в этих сингуляриостя.х. которые больше, чем мы сами, божественнее, чем сами боги, раз они оживляют конкретные стихи и афоризмы, перманентную революцию и частное действие?»"'
Трансцендентальное поле, в котором живут, сходятся и расходятся сингулярности, образуя личности, сознания, события, институты, — это, по мнению постструктуралистов, не бытие, в том виде как оно понималось в классической философии Декарта. Канта. Гуссерли или Хайлеггера. Как бы ни отличались понимания бытия у всех этих мыслителей, они все равно остаются в рамках классической парадигмы (хотя, конечно. Хайдеггер ближе всех подошел к ее переосмыслению). Постструктурализм открывает сверх-бытие. ибо помимо бытия реального и бытия возможного он включает в бытие и невозможное. Невозможное — это свер.х-существуюшее. это свободная стихия мысли, освободившаяся от ipe.x основных зависимостей: Мира. Я и Вогл Смерть человека ЬВсем широко известны ставшие и последнее десятилетие необычайно популярными рассуждения Фуко и работе «Слона и веши» о смерти человека Фуко пис.и i.iM. чю человек не является ни самой древней, ни ж'.'сзмон постоянной из проблем, потакавших перед человеческим познанием. Человек — относительно недавнее изобретение европейской культуры, и вовсе не вокруг нею и его тайн ощупью рыскало познание. Появление человека полтора века назад было результатом изменении ■{.фундаментальных диспозинни знания. «Человек, как без труда показы-Ввает археология нашей мысли. — это изобретение недавнее. И коней р'ёго. быть может, недадек.
Если ути диспозиции исчезнут так же. как они некогда появились. Нбвли какое-нибудь событие, возможность которого мы можем лишь предчувствовать, не зная пока ни его облика, ни того, что оно в себе Р*аит. разрушит их, как разрушена была на исходе XVIII века почва классического мышления, тогда — можно поручиться — человек исчез-| нет. как исчезаетлиио. начертанное на прибрежном песке»1". Как замечал Делёз. речь в этом пассаже идет о составляющих силах I человека: с какими другими силами они сочетаются и какое соединение [ из этого получается? В классическую эпоху все силы человека соотносились с одной-единственпой силой, силой репрезентации, которая притязала на то. чтобы извлечь из человека все, что в нем есть позитив-I иого, или же возвышаемого до бесконечности. В результате получался | не человек, а Бог. человек мог предстать только между порядками бес-• конечного. Например, считал Делёз. силу понимания можно увеличи-f вать до бесконечности, и тогда получится, что человеческое понимание I представляет собой лишь ограничение бесконечности понимания. Тексты XVI11 века касаются различий порядков бесконечности: бесконеч-[ ность величия и бесконечность.малости по Паскалю, бесконечность V Лейбница. Классическая мысль непрестанно пропадает в бесконечно-I сти. Развертывать до бесконечности — значит объяснять. «Что такое Бог. как не всеобщее объяснение, как не наиболее яркий пример развертывания?»"' Полтора века назад началось новое формирование человека из множества составляющих его «■растиражированных» сил. Эти силы укдоня-1 юте я от контакта с силой репрезентации и даже устраняют ее. Эти но-Г вые силы являются силами жизни, труда и языка в той мере, в какой жизнь обнаруживает «организацию», труд — «произвол,ство», а язык — филиацию, которая ставит эти силы за пределы репрезентации. «Эти смутные силы, порожденные конечностью, щнанольно не являются человеческими, но они входят в контакт с силами человека, чтобы вернуть Р его к его собственной конечности и наделить его историей, чтобы он ' делал собственную историю как бы во второй р.ч>"".
Таким образом, истории известны две формы: «форма-Бог» и -<фор-I; ма-человек" 11оследння утверждалась и обосновывалась такими науками, как биология, политэкономия, лингвистика. Сегодня на наших гла-I зах. полагали нос i структуралисты, происходит размывание сегодняш-| него образа человека, и этому способствуют прежде всего психоанализ 14ч _______________________________________________________ К.Д. I vi..................... Некрасова
и этнология. Эти дисциплины — некий постоянный источник беспокойства. RonpouiaiiHH. сомнения, критики и оспарнн.шня всего тот, что могло бы иначе окатиться несомненным. Выше мы уже привозили рассуждении Фуко о юм. что Фрейл'открыл истинные формы конечного человеческою бытия, каким его исследует современное мышление — смерть, желание, закон, тем самым сформулирован фундаментальные условия возможности всякого знания о человеке. Психоанализ — не теория, а специфическая практика, в которую вовлечено не только знание о человеке, но и сам человек. Точно так же и этнологии удается выйти за рамки представлении которые люди той иди иной цивилизации составляют о самих себе, о своей жизни, о своих потребностях, о значениях, заложенных в их языке. Она делает наглядными нормы, стоящие за этими представлениями, которыми люди руководствуются в своей жизни, правила, посредством которых они обретают и сохраняют ощущение своих потребностей. •Эти преимущества этнологии и психоанализа, эту причину их глубинного родства и симметрии не следует искать в стремлении их обоих проникнуть в глубочайшую тайну, в самую скрытую часть человеческой природы: скорее, в пространстве их дискурса отображается не что иное, как историческое априори всех гуманитарных наук — глубокие разрывы, борозды, межи, которые прорисовали в западной эпистеме очертания человека и расположили его в соответствии с возможностью познания. Таким образом, обе они с необходимостью являются науками о бессознательном: не потому, что они достигают в человеке того, что лежит глубже его сознания, но потому, что они устремляются к тому, что. находясь вне человека, дозволяет позитивное познание того, что дается или не дается его осознанию»"1.
И психоанализ, и этнология растворяют человека, выявляют его конечность, они не только могут обойтись без понятия о человеке, они просто не могут им воспользоваться, поскольку они всегда обращены именно к тому, что ограничивает его извне. Пока функционирует «форма-Бог». — человека нет. Однако когда появляется «форма-человек», он уже несет в себе причины собственного исчезновения — в отсутствие Бога он не может обнаружить гаранта своей идентичности, смерть становится его главной проблемой. Он ясно представляет себе собственную конечность, — то. что он может существовать только через рассредоточиванис планов организации жизни, через рассеивание языков, через несходство способов производства. Но можно себе представить, считал Делёз. третий «тираж», когда силы человека войдут в контакт еще с какими-нибудь силами, так что на этот раз получится «нечто иное», что уже не будет ни Богом, ни человеком. Возможно, смерть человека следует за смертью Бога в интересах новых составляющих. Возможно, это будет композиция из классического прошлого, которое не знало человека, и из будущего, которое уже не будет его знать. Мы же не удивляемся, слыша, что силы человека вступили во взаимоотношение с силами информации, образовалась неделимая система ••человек-машина». Но точно так же не будет для нас удивительным союз человека с крехжием. который даст совершенно новую форму Может быть, дто и будет тот сверхчеловек, о котором чтал Нишие. «Как сказал бы Фуко, сверхчеловек — зто нечто гораз-мен'дпее. чем исчезновение существующих.колем, и нечто юразло льшее. чем изменение понятия: это пришествие: НОВОЙ формы, не и не человека, и можно надеяться, что она не будет хуже двух пре-тушнх»:'\ Проблема исчезновения человека получает у Фуко неожиданный сворот в работе «История безумия н классическую эпоху». В главе лнтропологический круг» он писал о том. что человеческое бытие не растеризуется через некоторое отношение к истине, но наделено при-1ей ему. и только ему. открытой вовне и одновременно потаенной, собственной истиной. Но как подобраться к этой истине, каким обра-м человек может посмотреть на себя со стороны и попытаться более и менее объективно себя познать? Центральным моментом объекти-заиии человека является момент его перехода к безумию. Безумие — о самая чистая, самая главная и первичная форма процесса, благо-ря которому истина человека переходит на уровень объекта и стано-ится доступной научному восприятию. Человек становится природой для самого себя лишь в той мере, в какой он способен к безумию. Психология личности отталкивается от шизофрении, психология па-яти — от амнезии, психологии языка — от афазии, психология ума и по-тмания — от умственной отсталости. Человек становится понятным, ког-! исчезает как человек. Истина человека высказывает себя лишь в момент го исчезновения: она проявляется лишь тогда, когда становится иной, личной от себя. Она открывается человеку лишь в катастрофе безумия и ускользает от него при первых же проблесках примирения. «Только в ночи безумия возможен свет, тот свет, что иече:зает сам. рассеивая тьму. Человек и безумец связаны между собой в современном мире, быть может, точнее, чем в мошных звериных метаморфозах, некогда освещавших пы-аюшие мельницы Босха: они связаны неощутимыми узами присущей им зим и несовместимой истины: они вещают друг яругу о себе, об истине собственной сущности, которая, будучи высказан.; ими друг другу, сразу исчезает. Свет гаснет в свете дня. зажженного ими самими, и ввергается в ночь, которую сам же он прорывал, которая, однако, взывала к нему и которую он столь жестоко являл в себе. В наши дни человек обладает истиной лишь в загадке безумца, каким он является и каким не является: «зждый безумец несет и не несет в себе эту истину человека, которую он нажает самим упадком своей человечности»"''. В безумии человек выходит за рамки своей человечности и тем самым раздвигает рамки предстэачений о человеке вообще. Безумие многих великих мыслителей или художников принадлежало их произведе-"иям. так же как их произведения принадлежали им самим. С одной тороны. безумие — это обрыв творчества, оно очерчивает линию низ-ержении в пропасть, за которой начинается пустота. Но. с другой стороны, безумие, крах мысли и есть то. посредством чего мысль получа-т выход в современны)) мир. Благодаря безумию творчество вовлекз-в себя время этого мира, подчиняет его себе и ведет вперед, застав-пет мир задаться вопросом о самом себе' После |еннального безумия ■ нише. Ван-Гога. Арго п многих других мучеников ivxa мир станоиит-31 виновным перед творчеством, перед ннм стоит цель переделать ра- H м ЭТОГО неразумия н пернуть разум этому неразумию. «Безумие, к котором тонет произведение. - это пространство натек) труда, бесконечный путь, ведущий к его исполнению, это наше призвание — быть одновременно и апостолами, и экзегетами»'-". Л оп ол 11 ительна я литер ату ра Бодри и яр Ж. Система вешей. М., 1995. Ильин И.П. Постструктурализм. Дсконструктивизм. Постмодернизм М.. 1996. Интенниональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск. 1998. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.. 1998. Костикова А.А. «Новая философия» во Франции: постмодернистская перспектива развития новейшей философии. М.. 1996. пропп.'ин'нческая проблематика в философии ЛЛ века Примечания
Щ Франк СЛ. ГЪалммсгь и чсмякк. СПб. 1497. С 224- Ш № Бердяев ПА Фиюсофна сго&аы. М.. 1990. С. IS4. рдяев НА Мпроепзерпанме Достоевского '/ Н Бердяев о русской филг-спфпи. В 2 ИХ.Ч. I. Сяерлловск. 1991. С 33. йиов 8.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М Лостоенского: Опыт критического лменгария (I Розанов вв. Собрание сочинений. Легснаа О Великом инквизиторе 1. Достоевского. Лиг. очерки О писательстве и писателях. М.. 14%. С 4? Днт. по: Ившоп В.И. Экскурс: Основной миф в романе «Бесы».// Иванов В.И. Лик и |ины России: Эстетика и литературная теории. М. J 995. С 305. 1 панов В.И. Лик и личины России: К веслелованпю идеологии Достоевского // Ива-| В.И. Родное и вселенское. М.. 1994. С. 325. ердяев И.А. Духи русской революции //Вехи. Из глубины. М. 199). С. 256. ский Ф.М. Собраниесочин-ниП: В 15 т. Л.. I989.T.4.C, 474. ' Неизданный Достоевский Записные КНИЖКИ и тетради. I860—18S1. // Литературное слелстио. Т.83. М. 1971. С. 417. л.: Достоевский Ф.М. Поли, собр. соч.. СПб.. 1895. Т.10. 1 Бердяев НА Миросозерцание Достоевского. С. 54. 5 Taxi же. С. ГД " См.: Леонтьев К.Н. Бизаниам и сшвянстпо //Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М.. 1992. СПб. 'Там же. C.119. *См,: там же С 145. * Цнт. по: Бердяев Н.А. Константин Леонтьрп: (Очерк из истории русской религиозной ели) // Н.Л.Бердяен о русской философии. 4.1. C.I9I. ' Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден'.' //Леонтьев К.Н. Записки отшель- чка. С. 337. " Леонтьев К.Н. О всемирнсп любви // Леонтьев К.Н. Записки отшельника. С.417. и Бердяев Н.А. Константин Леонтьев. С.241. 'БулгаковСИ. Побашеяь— Побежденный (Судьба К.НЛеонтьева)// БулгаковС.Н. " чинения: В 2 т. Т.2 М.. 1993. С.562. 31 Ш?т по: Бердяев ПЛ. Константин Лешпьев. С 204. ! По уровню гениальности, отмечал Розанов. Леонтьев равен Ниише. Но только Ниише был профессором, сочиняющим -возмутительные теории» н своем мозгу, а сам мирно ил в мирном немецком городке. Немцы, по Розанову, у себя пол черепом производят сякие революции, но через порог дома никак не решаются переступить. -Леонтьев. ciliKie родство которого с Ниише гораздо Ближе, чем далёкое в лаже ироблематвчес-: родство с ним Достоевского. — был не профессор, а глубоко практическая, и прн-i ■.■траапно-пракпют.кав. личность....Мелях, гувернер, журналист и рошыист. лип-омят, монах п. наконец, отшельник Оптиной пустыни. — он был. как сабля натаю: он:только «переступит бы порог» сгоего лома, но сейчас бы и просился в битву, закипи | па улииах. С кем в битву'.' С теш же кумирами которые разбил и Ницше. За какззе алы? За те же. каким поклонялся Нишие». (Розанов В.В. Константин Леонтьев и era почитатели» // Розанов В.В, Собрантге сочинений Легенда о Великом инквизиторе >.М Достоевского. С.555.) s 11иише Ф Сумерки кумиров, или Как филосос|>сгатат молотом // Ниише ф. Стнхот-эреннн Филскофская проза. СПб 1993. С. (№. Ницше Ф По ту сторону допри н па. Прелюде» к фп шофяи будущего // Нншпс [хСочинсшш: В 2 1.Т.2. М.. 1990. г 340. Н тише Ф. Воля к «ласти м. 1994 С I 1Ь. * Taxi же С 120. ' 1амже.С46. ■'•Ниише Ф Мы фи.то.шги •/ Ниише Ф. Философии и трагическую -im.w М.. 1944. С. 272. - См.: Хайдеггер М Письмо о гематоме' Хаилепер М. Врем» и быте. М.. 1943 С W 1.1МЖС.С. 198. 4 Там же. В работе «Основные понятия метафизики • МЛпплеггер пнеат. что фуплимет-альимм мпстроепием фшосоадтвоплиня яптяется носгадьти — стремление всегда и повсюду быть лома. существовать в совокупном петом сушего. быть связанным с целостным смыслом окружающего, с бытием. ' 11нсьмо о гуманизме. С. 206. 4 Письмо о п'маннзме. С 208. Мер.то-Пойти М. Человек й протиюстояшес ему. С. 47. ' См. Шелер М. Философское мировоззрение.// Шелер М. Избр. произведения. М 1994. С. 11. " См.: Шелер М. Положение человека в космосе // Шслер М. Избр произведении С. 137-139. ■Там же. С 152 -"Там же. С 160. "См.: Там же.С. 164. " Шелер М Ordo amons//Там же. С 342, 15 Шелер М. Человек в эпоху уравнивания //Там же. С. 112. " Шслер М Положение человека в космосе. С. 188—189. " PlessncF И Die STufeii des Organischeu шк1 der Menscli: Emleming zur Aniropologie. Bcriin Ixipzig. I92S.S.I29 * Plessner H Die Stufen des Organischen... S. 310. * Plessner H. Die Stufen des OrgaiBsehen... S. 298—299. r Plessner H. Die Smfen des Organischeu... S.345. " Ibid.. S.342. J- Gehlen A. Der Mensch. seme Naiur und seme Sicllimg in dcr Well. В.. 1944. S.31. Gehlen A Seele in wehnisehen Zeiialler// Socialpsychologische Probleme in derindusirialen Gesellschaft. Hamburg. 1457 S. S " Шелер M Человек в эпоху уравнивания // Шедер М. Избр. ироизаеаении. С. 105. "Там же С 124-125. я См: Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. С. 210. Я Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. С 189 ** См.: Фромм Э. Здоровое общество. С. 334. ' См.: Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. С.408. я Гам же С 412—413. " См.: там же. С. 423. "'Фрейд 5. Введете в пезтхекшшнз: Лекции. М.. 1991. С. 214—215. "" Юнг К. Л вбило, его метаморфозы и символы. СПб.. 1994. С. 3S6. 1,1 -Нужно нсегла помнить, что и пшгшыс финиш ти нервнобшьных и ишекинно-поливои язык аювиАшй суть феномены регрессивные; что и самая сексуалыюани бессознательного — не то. чем она предапаяшпня: зто лишь симчш. Здесь перед нами ясн.дя как лет. мысль, решение, шаг вперед к данной жизненной цели; но все это выражено переносно, на сексуальном языке бессознательного и мышления, остановившегося на прежней ступени ралштня. зто. так сказать, ожившие вновь формы прежних путей приспособления» П'ач же. С. 365.1 '"• Юнг К. О психологии 6есеоз1шслыюп>, / Юнг К Психизм н» бессшн.пелыюгч. М 1494. С. 51 Юш К Либидо. еп> млнморфозм и символы. С. 379, • Юш К О иенчилогин йессо «нательного. С Щ А нтропологическая ироолуматикл в философии Х..Х веки
in К. Феномен духа и искусстве И науке. М„ 1УЙ. С58—59. «Всемирно-исторнчес-г»та ФрейЗа заключается не в том. что он ошибочно: icpeHcc схоластические распни на предмет специальных паучник исслелонанш). но в том справедливо снис-. «Жидам ему широкую известностьфакче. чтоон. подобно иешоазелнкм пророкам, низ-егг кумиры и безжалостно предает г.иеиоеш порчу, порамши. у ю души его еонремен-В. Можно быть уверенным, что кехяс. тде он занимается болезненной релукиней иная, например, что добрый бог лешшшилтого столепеч я слиеТся ишюизмененн-ГОсполпна папы зпи что та любовью к накопительству кроется детское удовольствие дефеканни). происходит подлинная или фиктивная, но всегда му'пгтелмкы переопем-ззеиностеи. Где еше. к гримеру, можно увидеть, что слащавому богу асимшадилтого | по-дютеропскн противостоит deus ataconditus (скрыть.и бог —тэт.)'.' Или. с другой л. разве не счшают все лриличные люда, что зарабатывать много денег — это!ь достойное дело'.'» (Там же. С. 59— 60/. вмм Э. Здоровое общество. С. 336—337. См.: там же. С". 305. Фромм Э- Здорово: общество. С, 305—306. Там же. С. 306. Там же. С 307. "Тамже.С. Ж "Там же. С 311. ''Там же.С. 319-320. "4 См.: Фуко М. Слой И веши. СПб.. 1994. С. 393. 13 Делёз Ж.. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Элии. М. 1990. С. 17—18. * Там же. С. 15. г- Фуко М. Слова и веши. С. 393-394. "Делёз Ж.. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. С. 21. N Шестов Л. Апофеоз беспочвенности- Опыт алогматического мышления. Л.. 1991. С. 170. * Бердяев НА Философии свободы. М.. 1990. С. 6. " Розанов В.В. Мимолетное. 1915 год // Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное, М.. 1994. с. зз:. а Шестов Л. Власть ключей // Шестов Л. Сочинения: В 2т. T.I. М.. 1993. С Ь\. См.: Франк СЛ. Непостижимое. C.1S7-J90. Тамже.с.191. "Там же. С 192-19.3. " ШестсвЛ. Апофеоз беспочвенности. С. 173. ' См.: Франк СЛ. Непостижимое. С. 236. " Розанов В.В. Природа и история. СПб, 1900. С. 36. ' См.: Шестов Л. Власть ключей // Шестов Л. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.. 1993. С. 64. ' Франк СЛ. Непостижимое. С. 439. 'См.: Розанов В.В. Религия и культура: Сб. статей // Розанов ВВ. Т.1. Религия и культура. М„ 1990. С. 215. СМ.: Бердяев Н.Л. О рабстве И свободе человека: Опыт персопашетической филосо-фип // Бердяев НА Царство Духа и царство Кесаря. М.. 1995. С. 18. W Флоренский П.А. Столп " зтвержление истины. T.I. М.. 1936 С.99. f См. об лом подобнее: Бычков В.В. Эстетический лик бытия: (Умозрения Павла Ф.то-нскою). М.. 19*3. ' См.:Бераяеп Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. 0 назначении человека. М.. 1993. С 26—27. 1См.: Розанов В.В. Религия и культура. C.29I—292. Ш Розанов В.В Люди 1}иного снега. Метафизика христианства // Розанов В.В. Т.2. Уединенное. М.. 1990. С.55. 1 Бердяев НА Христос- и мир- Огист В.В.Роыюпу Ц В.В.Роз^юи. IVoei comm. Книга II 1995. С. 31. См Франк с Л Непостижимое С (3-4. • Ф|>лнк СЛ. Реальность и человек. СПб.. |497 С. 56 "" Там же. С. 66 '"' См.: Хиикггер М. Кант и проблем.! мстлфзпмкн. М. 1497 С 131 '• '"ФукоМ.С.юми ivuwi СПб.. 1944.С 481—М». Фуко М Слова п iicuiii. С. 363 Лета Ж Логики смысла // Делёз Ж. Логика сммсл.з.Фхко М The.un im pliil»Koplncnm. liK;nq)im6ypr |99X. С. 148. '"Там же. С 148-149 '"' Там же. С. 144. |,,1См.:ФокинСЛ.Дскзн Пшзше гнчхчэнажф Ж Ниише СПб. 1997 С. 178-179. Дело Ж. Фуко М.. 1W. С 49. ""Там же. С 51 "' Гам же. С. 104. "-' Делёз Ж. ЛопИО смысла. С. 151. "' Лслез Ж. Логика смысла С. 105 Фуко М Слона и веши. С 404 " Делез Ж Фуко. С 163. '"Там же. С 118. 10 Фуко М. Слоя и иеиш. С 396—397. "" Делёз Ж. Фуко. С. 171 "" Фуко М. История безумия н классическую чпохх. СПб.. 1997. С. 51Ь. '■vТам же. С 524.
» Онтология человеческого бытия I. Фундаментальные характеристики человека
илософы i»o все времена сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать такое определение, «Человек разумный» (homo sapiens), «человек делаюшин» (homo t'aber). «человек играющий» (homo luderrs): KL.Маркс определял человека как животное, произ- водящее орудия труда. Гегель - как млекопитающее с мягкой мочкой уха (и шутку, конечно). Ф.Нипше - как животное, умеющее обещать, и т.д. и т.п. Видимо, человека окончательно И однозначно определить нельзя, слишком он многогранен, разносторонен в своих м.ысдях. дедах и свершениях и ни под одно определение не подходит, ни одним определением не охватывается. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Эти пять «не» свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее универсальном характере, исключительном месте, которое занимает человек среди других предметов ими явлений окружающего мири. Несводимость Человек не детерминирован жестко ни законами своего биологического вида, ни законами культурной эволюции, ибо история культуры — эре не только преемственность традиций, но и их постоянная ломка. Человек не рождается с определенной профессией или вкусом, не привязан к какому-то одному климату или пише. к определенному месту. Он — бесконечная, открытая потенциальность, с огромной, в сравнении со всеми остальными существами, степенью свободы. Человек рождается совершенно неприспособленным к самостоятельному существованию, его жизнь и его поведение почти не обусловлены его наследственностью, за исключением нескольких, самых основных рефлексов. Он формируется «здесь», в мире, и число вариантов осуществления его жизни практически безгранично, как бесконечно количество условий, его формирующих. Животное, как мы уже писали во второй главе, не может не делать того, что записано в его генетической программе, а человек может не делать очень многого, он вообше может ничего не делать для поддержания своего существования, он может отказаться от жп иди и выбрать смерть — п в пом т.зкже проявляется специфики его бытия. т I аким образом, можно сказать, чго человеческое бытие ни к чему не сводимо. Несводимость — всеобщее свойство мира, каждый его уровень, каждая форма движения имеет свои специфические законы, не разложимые без остаik*i на более элементарные. В случае с человеком можно говорить об абсолютной нееводнмости. Он никогда не совплдаез ни с одной своей телескоп иди психической особенностью, ни с профессией, ни с работой, нн с летом, пи с одной из сотворенных им форм н вешей. он никогда не выражает п них себя полностью, он всем., выше, значительнее любою своего дела и свершения. Человек никогда не может себя опредмегпть. выразить до конпа в своих делах и поступках, в нем всегда ecib много незавершенного, не проявленного. Человек — существо трансиенлпрующее, переступающее самого себя, свои, положенные им самим или кем-то границы. Он никогда поэтому не фиксируется в конкретных рамках, он постоянно впереди себя или выше. Если он отождествил себя со своей профессией — он уже не человек в полном смысле слова. Его уже можно называть через дефис: человек-токарь, человек-банкир, человек-депутат. О.Хаксли написал»feft-x годах «Прекрасный новый мир» — роман-антиутопию, где описывается, как в будущем людей будут выращивать в лаборатории, в пробирках, причем заранее программируя нх особенности, заранее выводя их будущую породу. В результате облучении пли введения определенных химических веществ в эти пробирки рождающимся людям предназначено стать либо горнорабочими, либо ткачами, либо сталеварами — и\ организм запрограммирован только на эту, одну работу. И только выполняя предназначенное им дело, они будут жить счастливо и осмысленно. Массам, например, еше в зачаточном состоянии прививается нелюбовь к природе и страсть к спорту и спортивным соревнованиям. Кто знает, может быть, наука в будущем и достигнет такого уровня, при котором можно будет выводить определенную породу из человеческого материала, но только это будут уже не люди, а человекообразные роботы. Человек может сказать про себя: -Я состоялся как врач». «Я состоялся как учитель», но никто не может сказать о себе: «Я состоялся как человек». Видимо, это совершенно невозможная вещь. ибо. говоря так. человек должен считать себя достигшим идеала. Сущностью человека является ничто. Он — ничто в сравнении со всеми другими видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах. Ни одно животное не может быть другим, животные уже МИЛЛИОНЫ дет не меняются, застыди в данной им природной форме. Чел ©г век всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние Он — ничто, которое не есть 'гго-то (законченное н ограниченное), а есть условие всякого «что-то», которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его ничто — это признак его универсальности, возможность свободы. Масса окружающих нас вещей, писал Ж - П.Сартр, не обладает бытием. Бытие — это предпосылка любого открытия, это возможность вообще чему-го быть, предварительная явленность любого явления. Но нобля вешь. любое сущее, может открыться только через человека, чсс: сю сознание. В этом смысле «сознание есть трансфеноменальное. лтийственное шмеренис человека»1. Сознание не является субстан-тьным. оно есть чистое явление в том смысле, что оно существует 1Ько в той мере, в какой является. Но поскольку оно чистое явление, но представляет собой пустоту, ничто, ибо весь мир лежит вне его. Это: то ничто, которое вне бытия, ограничивает сто или парит над ним. и не абстрактное логическое понятие, каким его мыслил Гегель. что находится в самом сердце бытия. Бытие лишь через ничто, лишь срез человека и его сознание приходит в мир. «Этой возникающей для еловеческой реальности возможности порождать из себя ничто впер-после стоиков дал имя Декарт: это — свобода»2. Свобода в данном чае — не качество, которое наряду с другими принадлежит чедове-скому бытию, сама сущность человека содержится в этой своболе, свободу невозможно отличить от этой сущности. Только через свободу человек становится вестником бытии, условием любого — философского, научного, артистического, житейского — открытия мира.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |