Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ч.Л. lyiniH. I..II. Некрасмна




 

верлнть его в себе, сделать его смыслом своей житии и тем подлинно осмотреть его или уверовать в нею»'". Поиск смысла - это укрепление в себе веры, которая есть напряженное внутреннее действие по преоб­разованию нашей житии.

1аким обратом, подлинно творческое и плодотворное лело совер­шается в глубине человека, и это глубоко внутреннее дело есть насто­ящее, основное лело человека, оно состоит в действенном утвержде­нии себя в первоисточнике лизни, оно состоит в молитвенном подви­ге обращенности нашей души к Богу, в аскетическом подвиге борьбы с мутью и слепотой наших чувственных страстей, нашей гордыни, на­шего эгоизма.

Обычно, говорил Франк, про людей, занимающихся таким делом, думают, что они либо ничего не делают, либо заняты только своим лич­ным спасением. Им противопоставляют общественного деятеля, заня­того устройством судьбы множества людей. Но это рассуждение в кор­не ложно, ибо строится на непонимании сути подлинно производитель­ного дела. Для того чтобы пропагандировать идеи и устраивать жизнь в согласии с ними, надо их иметь, лля того чтобы творить добро людям и ради этого бороться со злом, надо иметь само добро. Без этого про­изводительного труда и накопления невозможна жизнь.

В большинстве своем люди, по Франку, не понимают, что доб­ро - не только естественное качество нашего поведения, что добро субстанциально и оно — реальность, которую нужно добывать, кото­рой надо обладать, чтобы одаривать ею других людей. Но добывает и накопляет добро только подвижник, и каждый из нас — в той мере, в какой он есть подвижник. — и посвящает свои силы этому подвигу. По­этому молитвенный и аскетический подвиг есть ire бесплодное занятие, а единственное производительное дело в духовной сфере, подлинное созидание и добывание того питания, без которого люди обречены на голодную смерть. Наши политики, замечал Франк, из всего дела Сер­гия Радонежского любят с одобрением отмечать, что он благословил рать Донского и дал си двух монахов из своей обители. Но они забыва­ют, что этому предшествовали десятилетия упорного молитвенного и аскетического труда, что этим "трудом были добыты духовные богатства, которыми питались в течение веков и доселе питаются русские люди, без пего они не имели бы сил подняться на борьбу с татарами.

Таким образом, все человеческие стремления в конечном счете суть стремления к жизни, к обретению света и прочности бытия. И именно поэтому, считал Франк, все внешние человеческие дела, спосо­бы устройства и упорядочения жизни опираются на внутреннее дело -на осмысление жизни через духовное лелание. взращивание в себе сил добра и правды.

Чтобы изменить жизнь, нужно усовершенствовать ее сразу, цели­ком, а во времени она дана лишь гго частям: мы живем всегда лишь в малом, преходяшем ее отрезке. Поэтому работа над жизнью в целом есть работа духовная, деятельность соприкосновения с вечным как сра­зу и целиком данным. Изменении в жизни происходят тогда, когда псе свои дела и поступки соотносишь с вечностью, меряешь ее масштабом


Онтология человеческого Ъытня

 

Дополнительная литература

Берлясн Н.А. Эрос и личность. М.. 1988.

Берляец Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 томах. T.I. М.. 1944

Берн Э, Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.. 1992.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.. 1993. О смерти и бессмертии. М.. 1991.

Русский Эрос или философия любви и России. М.. 1991.

Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 2.

М.. 1990.

Татарксвич В. О счастье и совершенстве человека. М.. 1981. Токарчик В. Мифы бессмертия. М.. 1992. Трубенкой Е.Н. Смысл жизни. М.. 1994.


3. Проблема «живого человека»

Основная идея этом главы заключается в обоснованно тою обстоятель­ства, что быть живым совсем непросто. Быть живым — это не дан­ность, а чаланность. Человек должен стараться, усиливаться быть жи­вым, то есть быть человеком в точном смысле этого слова.

Выше мы приводили рассуждения Г.Гурджиева. который считал, что полаштяюшее большинство людей имеют вполне развитую личность, но неразвитую сущность, сущность останавливается в своем развитии в ран­ние годы, и человек остается ребенком, хотя как личность может получить значительное развитие. И бывает гак. что сущность умирает, но мертвый, в этом смысле, человек ходит, говорит, пишет научные статьи и т.п.

С точки зрения многих представителей современной философии и философской антропологии, идея борьбы с «мертвым» в себе, борьбы за то. чтобы быть живым, имеет отношение к каждому человеку. Нормаль­ное состояние для «нормального» человека — это состояние «сна»: че­ловек живет в автоматическом режиме, подчиняясь стандартам мысли, стандартам поведении, он все время оглядывается на образны, автори­теты — все это усыпляет и омертвляет его. Можно даже утверждать, что «нормальный» человек — это машина. Все его дела, поступки, мысли, слова, убеждения, привычки являются результатом внешних влияний, Из самого себя человек не в состоянии произвести ни одной мысли, ни одного действия, все только случается с ним. Человек живет не так. как он хочет, а так. как с ним случается, Любовь, ненависть, женитьба, раз­вод, страдания, смерть — все это тоже с ним только случается. В этом смысле человек постоянно «спит», он не мертвый, но он. в лучшем слу­чае, полуживой.

«И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мной? Бодрствуйте и мо­литесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немошна. Еше отойдя в другой раз молился, говоря: Отче Мои! если не может сия чаша миновать Меня, чтобы мне не пить ее. да будет воля Твоя. И. приходя, находит их опять спяшими, ибо глаза у них отяжелели. И. оставив их. отошел опять и помолился н третий раз. сказав то же слово. Тогда при­ходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еше спите и почиваете? Вот приблизился час. и Сын Человеческий предается в руки грешни­ков; встаньте, пойдем: вот приблизился предающий Меня».

Здесь, в Евангелии от Матфея, образом спящих учеников Христа как бы описывается архетип повседневного существования человека, который не может выдержать напряжения жизни, не может долго смотреть в лиио собы­тии), в нем привычка размеренного повседневного существования гасит вес-страсти и тревоги.

«Нормальный» человек, справедливо утверждал Г.ГурлжиеВ. не в состоянии остановить поток своих мыслей, он не может контролиро­вать свое воображение, эмопии. внимание. Почти за каждым взрослым человеком стоят долгие годы неправедной и безрассудной жизни: по­творство всевозможным слабостям, безразличие к собственным ошиб­кам, стремление закрыть i.iaia на неприятные истины, постоянная ложь самому себе, самооправдание, порппанпс друтпх и т. п. Реальный мир скрыт о г него стеноп его собственного воображения. Он живет ко сне. он спит'\

Три веши мешают ему проснуться: лень, страх и надежда. Особен­ность подлинно человеческого еушсст вования заключаемся в том. чго ничего нельзя отложить па завтра: я здесь и сейчас, один на один с са­мим собой, должен что-то сделать, на что-то решиться, я сейчас дол­жен противостоять глупости и насилию, я сейчас должен жить по со­вести, потому что совести не бывает завтра или вчера. Но. к сожале­нию, как точно выразился М.К.Мамардашвили. для большинства лю­ден, особенно для российских, это требование невыполнимо. Для них основной девиз: Завтра! Все вместе! Может быть! Как писал Достоев­ский о такой ситуации: вымажемся, выпачкаемся и потом каким-то неизвестным путем в один час и все вместе станем красивыми, добры­ми и свободными.

Совесть - это состояние, в котором человек сразу чувствует все. что он обычно чувствует или может почувствовать. И поскольку у каждого человека тысячи противоречивых и разнообразных чувств — от скрыто­го понимания собственного ничтожества и всевозможных страхов до глупейших самообманов, самодовольства, самоуверенности и самовос­хваления, - ощущать все это вместе не только болезненно, по букваль­но невыносимо. Если бы человек «мог ощутить весь стыд и ужас свое­го существования, это бы и было тем состоянием, которое называется "совестью"»5'.

Ленивый человек не может решиться сделать все здесь и сейчас, он постоянно откладывает любой, более или менее решительный поступок на завтра, он живет так. словно у него еше есть в запасе несколько жиз­ней, он уверен, что рано или поздно наступят такие времена, в которых он сможет реализовать себя достаточно полно, ничем не рискуя, никак не изменяя свою обыденную, привычную жизнь. Ленивый все время удваивает время.

Но изменить свою жизнь, попытаться «проснуться» — это всегда риск, однако, не рискуя, человек остается машиной, заведенным авто­матом. «В отношении жизни. — писал Ф.Ниише. — нужно допустить некоторое дерзновение и риск, тем более, что в худшем, как и в лучшем случае мы все равно ее потеряем....Никто не может построить тебе мост, по которому именно ты можешь перейти через жизненный по­ток, — никто, кроме тебя самого. Правда, есть бесчисленные тропин­ки и мосты, есть полубоги, которые хотят перенести тебя через поток: но только ценой тебя самого: ты должен был бы отдать себя в залог, потерять самого себя. В мире есть единственный путь, по которому никто не может идти, кроме тебя: кула ведет он.' не спрашивай — иди по нему!»"".

Человек доджей понять, что он на самом деле, в строгом смысле этого слова, не существует, что он ничего не теряет, потому что ему нечего терять: он должен понять свое ничтожество. Но очень страш­но решиться посмотреть па себя объективно. Собственно, это самый манный страх, который испытывает человек. Одна из самых трудно раск'лимых святок — тождество меня с самим собой. Именно это спепленне \ieinaei нам видеть и понимать. Я должен отделиться от


своей социальной роли, своей маски, которая вовсе не есть я сам. Это мои маска боится остаться без работы, боится будущего, дго она считает, что мир устроен именно так. как устроен, что в этом мире мне выделено определенное мест») и оно не может быть другим, это она убаюкивает и усыпляет мою совесть, мое стремление быть жи­вым, мое стремление реализовать себя несмотря ни на какие обсто­ятельства, мое стремление жить, осуществляя максимум возможно­стей, на которые я способен как человек. Если я хочу жить и испол­ниться как живой в своем призвании, я должен расцепить тождество с самим собой.

Страх порождает надежду, что все образуется само собой, что люди станут лучше, правители — разумны, продукты дешевле и т.п. Надеж­да — как пучок сена перед мордой осла, который вечно идет за этим пучком. Надежда подрывает человеческие силы, извращает реальное положение человека в мире, приводит его к ложной нере в то. что из­менять надо внешние обстоятельства, а не самого себя.

Для того чтобы существовать, быть живым, нужно стать самим со­бой, потому что вес. что так называемый «нормальный» человек дела­ет, о чем думает и к чему стремится. — это все не он сам. Нужно обре­сти себя, себя познать. «Как может человек знать себя? Он есть суще­ство темное и сокровенное: и если у зайца есть семь кож. то человек может семижды семьдесят раз сдирать самого себя, и все же не сможет сказать: «вот это — подлинно ты, это уже не оболочка». К тому же та­кое раскапывание самого себя и насильственное нисхождение в глуби­ны своего существа по ближайшему пути есть мучительное и опасное начинание. Как легко человек может при этом так повредить себе, что уж никакой врач его не исцелит!»"1.

Философия прошлых веков, начиная со стоиков, ведет, по мнению Л.Шестова. упорную непримиримую борьбу с индивидуальным, живых) существованием, во имя некоего абстрактного «человека вообше». но­сителя чистого разума. Со времен стоицизма такая идея поставлена на место реального, живого существа.

Однако люди, которые попытались убить в себе индивидуальность, раствориться в духе, оказывались уже ни на что не годными ни в этой, ни в иной жизни. Если человек отрицает свое Я как нечто ничтожное, незначительное, то он и сам в реальной жизни становится жалким, сла­бым и трусливым существом, заслуживающим только презрения. Хоро­шо еше. замечал Шестов, если природа безмерно богата и не боится никаких жертв. Но что. если она бедна «индивидуальным», и люди, преодолевающие свое Я. совершают величайшее преступление? Приро-ла лолжна. видимо, ненавидеть таких учителей мудрости, которые под­резывают в корне все смелые попытки самодеятельного бытия'1.

Человеку могут быть открыты высшие истины, если он сумеет воз­выситься над своей единственностью, единичностью, над своей «слу­чайной» индивидуальностью. Добродетель теоретика-мыслителя заклю­чается в том. что он отрекается от себя, перестает быть человеком, ко­торому что-либо нужно, и становится только познающим субъектом, мыслящим духом, высшей ступенью развития мирового разума, луч­шим представителем человечества. Вес философы, по Шестону. спо­коЙно жертвовали и живым человеком, и живым Богом В убеждении, что если есть наука, то больше ничего и не нужно. Еше недавно, пи­сал Шестов, люди строили величественную башню, которая называлась современной культурой, но вдруг разразилась мировая воина, и от гор­дон башни европейской цивилизации остались одни развалины. И че­ловечество живет не и свете, а во тьме. Да человеку свет и не доступен. Человек может построить башню, но до Бога не доберется. «Добраться может только «азот человек»... — тот единичный, случайный, незамет­ный, но живой человек, которого до сих нор философия так старатель­но и методически выталкивала заодно со всем «эмпирическим» миром за пределы "сознания вообще"*".

Не только до Бога, но до любой истины может добраться только жи­вой, конкретный человек. Это особенно наглядно выступает в различии между знанием и пониманием. В науке XX века появилось удивитель­ное явление — разрыв знания и понимания. Люди знают «как», но не понимают «почему». Можно обладать огромными знаниями и быть мелочным, эгоистичным, придирчивым, низким, завистливым. Ока­залось, что можно очень многое знать, совершенно ничего не понимая: не понимая основы, источника, альтернативы своих знаний. В науке это приводило к парадоксам и научным революциям, в результате ко­торых вырабатывалось новое понимание. Но прийти к новому понима­нию может только живой человек.

Если знание уходит далеко вперед от бытия, оно становится теоре­тическим, абстрактным, неприменимым к жизни, а фактически вред­ным, оно лишь приносит новые затруднения и беспокойства. Знание, не находящееся в согласии с бытием. — это всегда знание одной веши, знание деталей без знания целого. Преимущество знания перед быти­ем, наблюдаемое в современной культуре, есть выражение забытости того, что уровень знания определяется уровнем бытия. В границах дан­ного бытия улучшение качества знания совершенно невозможно. Происходит накопление информации одной и той же природы в пре­делах уже известного.

Если знание получает перевес над бытием, человек знает, но не мо­жет делать, и наоборот. Но если человек много знает, но ничего не мо­жет делать, это значит, что человек не понимает того, что знает. Для него нет разницы между одним и другим родом знания. Но и развитие бытия без знания является другой крайностью: человек может сделать много, но не знает, что и зачем делать. В сфере практики просто знать и знать, как делать, — разные вещи. Знание того, как сделать, не созда­ется одним знанием.

Знание не дает понимания, и понимание не увеличивается благодаря ро­сту знания. Понимание зависит от отношения знания к бытию, зто рав­нодействующая знания и бытия. Так, в разные периоды своей жизни я понимаю одну и ту же идею, одну и ту же книгу по-разному. Знание мое при этом не изменяется. Не изменился, скажем, сюжет «Войны и мира-, который я знаю достаточно подробно со времен средней школы. Но одно лело читать Толстого в 16 лет. а другое — в тридцать и в со­рок. - каждый раз это будет другой Толстой. Изменилось бытие и. сле­довательно, понимание Человек не может сказать, что что-то знает.


______________________________________________________ В.Д. I >оин. К.Н. Некрасова

 

если знает только умом. Он должен почувствовать всем своим суще­ством и тогда поймет.

Не знание делает человека живым, а отношение к бытию, его само­бытность. Связь с бытием дает понимание Понимание - это сушество-вагельная сторона содержания знания. Нет никаких знаний вообше. никаких законов вообше. любое знание всегда знание чье-то: это я по­нял, зто меня осенило, зто я пережил. Истина всегда живая, она всегда принадлежит конкретному человеку, который к ней пробился, который понял не так. как понимали другие, понял по-своему. Потом мое от­кровение, мое понимание может стать знанием, но это уже будет мер­твое знание: оно всем понятно, оно безлично, оно может быть легко пе­редано от одного человека к другому, оно малоценно. Духовный про­гресс - это всегда движение от одного понимания к другому.

Есть веши или положения, которые предполагают невозможность знания. То есть знания ничего не дают, не спасают, на все случаи жиз­ни знаний, рецептов не напасешься. Можно сказать, что философия культивирует «трансцендентальный инстинкт»: ты должен инстинктив­но чувствовать, что твое понимание не вытекает ни из знаний, ни из предшествующей культуры, ни из образования. — все это необходимые, но недостаточные веши. Эта увидепность мира в проблеске света воз­никает из темноты, которая у меня есть. Темнота — это прежде всего невозможность знания, невозможность делать что-то знанием. Можно ли получить, писал Мамардашвили. понимание того, что нечто благо­родно, что нечто есть добро, из какого-нибудь правила, из обшего оп­ределения. Это ведь каждый раз надо самим устанавливать. Это озна­чает, что я должен заново воссоздать. Необходимость воссоздания чего-либо — чувства, понимания, и его «не данность» и есть темнота, и она у каждого индивидуальна. Каждая обшая истина для каждого из нас не­понятна по-своему. Мы ее по-своему, в своей уникальной ситуации должны разрешить новым ее возрождением применительно к конкрет­ным явлениям, состояниям.

Я могу один раз. десять раз прочитать философский или художествен­ный текст, но ничего не почувствую. Почему мысль Ницше или Паска­ля не может перейти мне в голову? Да потому, что меня не было там. где рождалась мысль Паскаля. Ведь это не просто слова и не просто сообще­ние - это чужое понимание, которое должно стать моим, оно должно ро­диться заново в моей душе. Понять — значит найти свое место в мире, ибо мое понимание становится составной частью мира, оно добавляет­ся к сложности мира, после моего понимания мир становится другим. Ноное понимание рождается не усилием моей мысли и не ухищрением моего разума, оно достигается изменением моего бытия. Усиливаясь по­нять, я попадаю в другую структуру существования, я вообше начинаю существовать, т.е. иметь отношение к бытию. Тот. кто своим собствен­ным пониманием открыл новые горизонты мира и стая частью этого мира, тот существует совершенно по-иному, чем обычный человек. Не­смотря на свою физическую смерть. Платон или Ниише для нас суще-стиуют более реально, чем многие наши современники.

Никакой возможности научить чему-нибудь действительно серьез­ному и глубокому другого человека нельзя, он должен сам понять, ибо


научение — ЗЩ не перекладывание знании из одной голоны в другую Нельзя понять за другого, точно гак же. кик нельзя умереть за него. Понять можно только самому, и только будучи жиным человеком.

Та истина, считал Шестов, которой служили Гераклит и Парменнд. не только существует, но и живет, и как живая она не бывает себе рав­ной, она не всегда на себя похожа. Нет никаких истин вообше. есть ис­тина, добытая живым человеком в его личном опыте. И только в этом случае она будет истиной, а не абстрактной научной или философской идеей. Истина сделана не из того материала, из которого формируют­ся идеи. Она живая, у нее есть свои требования и вкусы, она больше всего боится того, что на нашем языке называется воплощением, — бо­ится так. как все живое боится смерти. Оттого се может увидеть толь­ко тот, кто ищет ее для себя, а не для других. Истина, точно клад, ма­нит, зовет, но не дается в руки. Она есть некое живое существо, кото­рое не стоит равнодушно и пассивно перед нами н не ждет пассивно, когда мы подойдем и возьмем его. Мы волнуемся, мучаемся, рвемся к истине, но истине что-то нужно от нас. Она тоже зорко следит за нами и ищет нас. И если она еще не сбросила с себя таинственного покры­вала, то не по забывчивости или рассеянности. Это нужно помнить вся­кому ищущему - иначе его искания никогда не выйдут за пределы по­ложительного знания04. Если нет живого человека, а есть только абст­рактная схема, то нет и истин, которые заслуживали бы серьезного от­ношения. Истины могут быть только моими.

Каждый мыслитель, приводил Шестов слова Ницше, больше боит­ся быть понятым, чем непонятым. В последнем случае, может быть, страдает тщеславие, в первом — его сердце, его любовь к людям. Он всегда жалеет их. говоря: «Чтобы понять меня, нужно вынести столько же. сколько вынес я». Иначе истина никогда в руки не дается.

М.Фуко считал, что если мы можем назвать фгтософией такую фор­му мысли, которая задается вопросом: что позволяет субъекту постигать истину, ту форму мысли, которая стремится определить условия и пре­дельные возможности постижения истины субъектом. — то духовнос­тью можно назвать тот поиск, ту практическую деятельность, тот опыт, посредством которого субъект осуществляет в самом себе преобразова­нии, необходимые для постижения истины. Тогда духовностью можно назвать совокупность тех поисков, практических навыков и опыта, ко­торыми должны быть очищение, аскеза, отречение, обращение взгля­да внутрь самого себя, изменения бытия, представляющие — не для со­знания, а лля самого субъекта, дли его бытия - ту пену, которую он дол­жен заплатить за постижение истины.

I.Пеной постижения истины является обращение субъекта.

2.Истина не может существовать без обращения или преобразования субъекта. Это преобразование совершается через любовь, через аскезу.

3.Результат постижения истины - ее возвращение к субъекту. Исти­на - то. что озаряет субъект4".

Современная история истины ведет отсчет с того момента, когда познание, и лить оно одно, становится единственным способом пости­жения истины, когда философ ндн ученый или просто человек, пыта­ющийся найти истину, становится способным разбираться в себе самом


и.д. I>Dim. k.II. Некрасова

 

посредством лишь одних актов.подманим, когда больше от пего ничего не требуется - ни модификации, ни Изменения его бытия. С той мину­ты, когда бытие больше не подвергается пересмотру необходимостью постижения истины, мы вступаем в новую эру взаимоотношений субъективности и истины.

В современную эпоху истина уже не в состоянии служить спасени­ем субъекту. Знание накапливается в объективном социальном процес­се. Субъект воздействует на истину, однако истина не воздействует больше на субъект. Связь между доступом к истине и требованием пре­образования субъекта и его бытия им самим была окончательно прерва­на, а истина стала представлять собой автономное развитие познания.

Фуко различал педагогику и пенхогогику. Педагогика — передача такой истины, функцией которой является снабжение субъекта спо­собностями, знаниями, которых он до этого не имел и которые дол­жен будет получить к концу педагогических отношений. Психогогика, которая возникла еше в античности. — это такая передача истины, функцией которой будет не снабжение субъекта какими-либо знани­ями, а скорее изменение способа существования субъекта, превраще­ние его из запоминающего и обучающегося автомата в живую лич­ность. Поэтому античная психогогика называлась еше paideia — тер­мин, означающий органическую связь воспитания и образования. Ре­зультатом психогогики является живой человек в полном смысле этого слова, способный к любому виду деятельности, а не просто образован­ный специалист.

Но в христианстве произошел существенный сдвиг, поскольку его учителя утверждали, что истина происходит не оттого, кто наставляет душу, она дается по-другому, основная иена истины приходится на долю того, чья душа нуждается в руководстве. Греческо-рнмская психо­гогика была близка педагогике. - В христианстве же происходит разрыв между психогогикой и педагогикой, поскольку оно требует от души, на­ходящейся под психогогическим воздействием, то есть от ведомой души, говорить ту истину, которую может сказать лишь она одна, кото­рой обладает она одна и которая является одним из основополагающих — хоть и не единственным — элементом той операции, посредством ко­торой изменится способ ее существования: в этом заключается суть христианского признания»"''.

Чтобы достичь истины, достичь Бога, надо быть живым, ибо Бог есть Бог живых, а не спящих и не оглядывающихся на общезначимые поверхностные истины. Хотя бы раз в жизни, хоть на мгновение че­ловек должен проснуться, почувствовать себя в своей стихии человеч­ности, почувствовать себя живым. Это бывает тогда, когда недосказан­ные и противоречащие всему нашему «опыту» истины врываются в со­знание и отстаивают занятое ими место с той непреклонной настойчи­востью, которая иекпючает всякую возможность спора и борьбы с ними. Тогда люди не спрашивают мудрецов-философов и перестают проверять себя испытанными критериями истины. Они просто знают что-то новое, и еше знают, тоже вопреки философии, что вовсе не то знание истинно, которое можно всем передать, которому МОЖНО на­учить. И такое знание, конечно, нужно. Но не оно самое главное.


Основная черта живого человека - это непостоянство, и привиле­гией непостоянства он более всего дорожит, непостоянство - это жизнь и свобода. Для других непостоянство в ближнем совершенно не­выносимо. И даже для самого человека непостоянство — самое опасное свойство. Все упражнения, все воспитание души сводятся к тому, что­бы привить себе твердые навыки, создать себе то. что называется харак­тером. Даже искусство требует шкоды. Чтобы стать виртуозом, нужно решиться ограничить свои интересы только одной какой-нибудь обла­стью. И все люди волей-неволей становятся в большей или меньшей мере специалистами, т.е. отказываются от многого, чтобы добиться ма­лого и хоть как-нибудь просуществовать. «"Познание себя" сводится к тому. чтоб, игнорируя, подавляя и себе все непостоянное, свободное, изначально божественное, подчинить себя исторически создавшимся правилам и масштабам...»".

«Человек вообше» — это бессмыслица, доставшаяся нам в наслед­ство от рационалистической философии. Это тень, призрак, неодушев­ленная абстракция. Если Сократа. Платона и Аристотеля объединить в общее понятие «человек» — тогда конец всякой метафизике. Не может быть и речи о человеке вообще, если метафизические судьбы разных людей различны, если один предназначен для мира эмпирического, а другой — умопостигаемого. Есть Платон, Аристотель. Сократ. Алек­сандр Македонский, конюх Александра Македонского, но каждый из них отличается от другого в гораздо большей степени, чем от носоро­га, павиана, кипариса или кочана капусты6*.

Мы никогда не имеем дело с миром застывших и окончательных форм, к которым мы должны только приспосабливаться. В таком мире мы не могли бы жить. Жизнь, подчиняющаяся спущенным сверху принципам, — не жизнь, а смерть. Человек сам себе закон. «Дважды два четыре. — говорил Достоевский. - есть начало смерти». Людям готовая истина не нужна, они отворачиваются от богов, чтобы предаться само­стоятельному творчеству, творчеству индивидуальному, которого и тре­бует от нас природа, и только через него она открывает свои тайны, живые истины, которые впоследствии омертвляются, превращаются в законы, принципы, становятся общим местом, банальностью и в ко­нечном счете не подпускают человека к миру. Живой, страдающий, любящий, верующий человек — это тот разрыв в застывшем объектив­ном мире законов и принципов, через который проглядывает мир иной, и в этом мгновенном проглядынании оказывается для метафизически зоркого человека «миром мгновенных, чудесных и таинственных превращений».

Для живого человека, считал Мамардашвиди. мир не был однажды создан, чтобы потом существовать и пребывать. Мир в действительнос­ти — непрерывно творится. Нах» кажется, что мы находимся в мире на­блюдаемых вещей, которые существуют сами по себе, и в этом мире раз­вивается наша психологическая жизнь, совершаются шаги нашего по­знания, шаги нашей судьбы. Но на самом деле наши шаги совершаются н другом мире, в том мире, который непрерывно заново воссоздается.

В этом плане можно согласиться с Ницше в том. что христиан­ство — это сказки, выдумки, ерунда, в тон мерс, в какой оно не выра-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.