Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии анализа




Инструкция для ребенка

Инструкция для родителей

Сейчас вы услышите рассказы. В них описаны конфликтные ситуации, часто встречающиеся в жизни детей. Рассказы не закончены. Вам предлагается их закончить так, как, вам кажется, закончил бы их ваш ребенок.

Сейчас я прочту тебе три рассказа. Они написаны одним автором для детей. Рассказы не закончены: автор хотел, чтобы конец придумали сами ребята. Слушай внимательно, а потом я задам тебе несколько вопросов.

Вопросы родителям (каждому отдельно):

1. Как поступил бы в подобной ситуации ваш ребенок?

2. Что бы он чувствовал? (дополнительный вопрос)

3. Почему вы считаете, что он поступит именно так? (дополнительный вопрос)

4. Как вам кажется, что ответит мне сам ребенок?

5. Трудно ли вам было отвечать на вопросы? (дополнительный вопрос)

6. Что вы посоветовали бы ребенку в подобной ситуации?

7. Что бы вы сказали ребенку, если бы он поступил иначе? (дополнительный вопрос)

8. Как вы относитесь к выбору ребенка? (дополнительный вопрос)

9. Как бы вы повели себя, если бы сами были на месте ребенка?

10. Чем объясняется сходство (или различие) в решении конфликтной ситуации вами и вашим ребенком? (дополнительный вопрос)

Вопросы ребенку:

1. Как бы ты повел себя в этой ситуации на месте героя рассказ?

2. Ты стал бы советоваться с мамой, как тебе поступить?

3. Что тебе посоветовала бы мама?

4. Как тебе кажется, как мама бы повела себя на месте героя рассказа?

При интерпретации данных фиксируются качественные и количественные показатели выполнения задания.

Выполнение задания интерпретируется по следующим параметрам:

1. Адекватность предсказания ответов ребенка.

2. Уверенность родителя в знании своего ребенка.

3. Отношение к недостаткам ребенка (как к изменяемым либо как к статичным).

4. Преобладающий эмоциональный оттенок в отношении к ребенку.

5. Форма подачи совета ребенку.

6. Количество обращений родителя к собственным проблемам.

7. Решение конфликта.

При этом ответы родителя по 1 параметру сравниваются с ответами ребенка. Выполнение задания ребенком интерпретируется (отдельно от родителя) только по 7 параметру.

Приложение 12

Тест “Сказка” [15]

Предназначен для выявления особенностей детских переживаний.

Правила проведения теста

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки. Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты.

Несколько советов по проведению теста. Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест – такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: “Слушай теперь другую сказку”. Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос — все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не мешало бы обратиться к детскому психологу.

1. Сказка «Птенец». Позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказались на земле. Папа взлетел и сел на одну ветку, мама на другую. Что делать птенчику?»

Типичные нормальные ответы:

он тоже полетит и сядет на ветку;

полетит к маме, потому что испугался;

полетит к папе, потому что папа сильный;

останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Типичные патологические ответы:

останется на земле, потому что не умеет летать;

умрет во время падения;

умрет от голода или холода;

о нем все забудут;

на него кто-нибудь наступит.

2. Сказка “Ягненок”. Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.

1 вариант. «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»

Типичные нормальные ответы:

будет есть больше травки;

заплачет, потом станет есть больше травки;

пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

Типичные патологические ответы:

умрет от голода;

уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;

не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;

будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

2 вариант. Начало такое же, как в 1-м, но со слов «однажды...» следует другое продолжение. «…Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что для обоих ягнят не хватит, а он уже большой и может есть травку. Как поступит ягненок?»

Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс:

немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.

Типичные патологические ответы:

пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;

постарается прогнать маленького ягненка;

притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко;

найдет другую маму для маленького ягненка;

побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.

3. Сказка «Похороны» или «Отъезд» позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.

1 вариант. “По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме. Кто же умер?»

Типичные нормальные ответы:

неизвестный человек;

чей-то дедушка или бабушка;

тот, кто был сильно болен;

старый человек.

Типичные патологические ответы:

мальчик (девочка);

папа (мама) одного мальчика (девочки);

чей-то младший брат или сестричка.

Если дети маленькие и еще не понимают понятия смерти, то можно говорить об отъезде.

2 вариант. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»

О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени для своей агрессивности.

4. Сказка “Новость” рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.

«Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: “Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость”. Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы:

у нас будут гости;

кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;

мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.

Типичные патологические ответы:

кто-то умер;

мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;

мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;

мама сердится за то, что он опоздал.

Приложение 13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.